• Авторизация


Без заголовка 24-12-2011 15:39

Это цитата сообщения Философствующий Оригинальное сообщение

Кого называть человеком разумным?

Разум и вера несовместимы. Поэтому гордое звание ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (Homo sapiens) имеют право носить только атеисты. Верующие не относятся к этому биологическому виду, поскольку у них вера затмила разум.

Когда "биологический вид" начинает рассуждать о разуме, тогда уж точно, такой "разум и вера несовместимы". А для того чтобы что бы, совместить их, надо почитать книжки и подумать
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Почему я не эволюционист 06-06-2011 08:45


Поводом для моих рассуждений послужила дискуссия, возникшая в конце сентября 2010г. на портале «Православие и мир» после публикации игумена Петра (Мещеринов) «Размышления о расцерковлении» и письма профессора Мичиганского университета А. С. Кондрашова. Как биолог Кондрашов написал — «Почему я не православный», я, инженер Силаев попробую обосновать «Почему я не эволюционист» в аналогичном публицистическом стиле.
Многие годы после окончания школы гипотеза Ч. Дарвина о происхождении видов казалась мне верной до самоочевидности. А впрочем, в этот период моей жизни вопросы эволюции меня не интересовали. Но с течением времени, отдельные факты, высказывания и замечания, которые попадались мне на глаза и привлекали мое внимание, как-то незаметно сформировали убежденного сторонника креационистской концепции.

В одном из своих рассуждений проф. Кондрашов задает риторический вопрос: неужели никому до Ч. Дарвина не приходила в голову идея естественного отбора? Мне кажется, что эта идея достаточно проста и как говорится «лежит на поверхности», а проблема, по-видимому, совершенно в другом. Эта гипотеза не выдерживает серьезной критики уже при первой попытки ее осмысления. Так за 600 лет до нашей эры Анаксимандр из Милета высказал предположение о возникновении жизни из морского ила и даже о ее эволюции. Его можно считать родоначальником идей самозарождения и эволюции жизни. В XVI веке, Ф. Реди — всесторонне образованный человек, врач, блестящий естествоиспытатель, философ-эпикуреец, поэт, член Флорентийской ученой академии (Academia del Cimento), нанес первый удар по предположению о самозарождении жизни, установив свой знаменитый принцип — все живое из живого (Omne vivum e vivo).
Сам Ч. Дарвин, как честный ученый, во введении к своей книге с большим сомнением пишет: «… Я очень хорошо сознаю, что нет почти ни одного положения в этой книге, по отношению к которому нельзя было бы предъявить фактов, приводящих, по-видимому, к заключениям, прямо противоположным моим.» Очень простая идея эволюционного развития мало похожа на научную истину, которые, как правило, достаточно сложны, а порой даже абсурдны, и требуют значительных интеллектуальных усилий для понимания.

Однажды мне попалось остроумное высказывание, что старый черно-белый телевизор, конечно, может начать работать, если по нему стукнуть кулаком. Но для всех совершенно ясно, что, сколько по нему не стучи, он никогда не станет цветным. Эта же мысль у меня возникла после нескольких лет безуспешных попыток создания на нашем предприятии систем автоматического управления с использованием "самоорганизующихся" структур типа «искусственная нейронная сеть» и перцептрон. Кажется, что примитивное понимание закона диалектического перехода количества в качество формирует у нас ложное представление о возможности «естественного» (само собой) формирования более сложной и совершенной структуры в результате случайного перебора значений ее параметров и установления новых связей. Даже в таком сравнительно простом процессе как приспособление — совершенно необходимым условием является «конструктивная предрасположенность» системы к адаптации. Возможность к адаптации, как специальная функция системы должна быть предусмотрена в заранее, в том числе и в организме. Если такой «конструктивная предрасположенность» нет, то процесс приспособления никогда сам по себе не возникнет. Иначе, как рассказывал старый цыган, который хотел приучить свою кобылу ничего не жрать, что она почти привыкла, но к сожалению — сдохла.
Весь наш жизненный опыт свидетельствует, что случайным образом может что-то поломаться, но никак не сотворится. Нет! не верю, что хаос и смерть могут что либо сотворить. Изуродовать, разрушить, уничтожить могут, они все время только этим и занимаются, но никак не создать. Даже те фигуры, которые возникли в результате выветривания и распада горных пород проявляются, когда все лишнее отвалилось от них, и в результате проявилась форма более прочного материала, имеющая такой интересный образ, противостоящий разрушению. Так и Жизнь всегда противостоит и всегда борется со смертью, начиная со своего возникновения в виде самых первых живых созданиях.

Попробуем рассмотреть возникновение жизни с самого начала, с самой первой, «примитивной» живой клетки, которая сразу должна была уметь:
1. строить, с использованием ДНК (РНК), молекулы с необходимыми свойствами;
2. реагировать на изменения окружающей среды;
3. питаться и дышать;
4. поддерживать гомеостаз;
5. размножаться, создавая свои точные копии.

Эти пять основных взаимосвязанных между собой функций клетки могут быть реализованы только достаточно сложным ее «внутренним устройством». Существующие описания механизмов функционирования клетки напоминают мне старый анекдот про студента электротехника, который на вопрос преподавателя: «Как работает трансформатор?», ответил: — «Уууу…». Уж очень просто все выходит: "расшилась" ДНК, считалась информация, синтезировался белок... Но для функции синтеза белка,
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Информация 06-12-2010 09:59


«Каждый хочет, чтобы его информировали
честно, беспристрастно, правдиво – и
в полном соответствии с его взглядами»
Ги́Альберт Ки́т Честертон

Сорок лет назад, читая про обработку информации, в моем сознании открывались бескрайние горизонты использования информационных технологий для описания, понимания и исследования всех тайн мироздания. Прошедшие годы во многом изменили мои представления.
Сегодня я имею доступ к практически неограниченному объему информации. У меня есть возможность отображать, накапливать, хранить и очень быстро сортировать ее на своем компьютере. Такими информационными техническими средствами сегодня обладают десятки миллионов людей на Земле.
Давайте посчитаем рост затрат человеческого интеллектуального труда, энергии, финансовых ресурсов и многого другого на информационные технологии за последние полвека. Этот, страшно возросший объем накопленной и обработанной информации, уже давно должен был автоматически (с необходимостью), сам собой, усложниться, и количество должно было перейти в качество — в знания, как верят и утверждают многие современные ученые и философы.
Но очень похоже, что информация «сыграла» с человечеством злую шутку. Информация, которая должна была служить человеку, превратила миллионы людей в своих рабов, которые ее обслуживают, и тех, которые зависимы от нее. Для многих детей Информационный Фантом пытается навсегда подменить реальную жизнь на виртуальную квази-жизнь.
Избыток информации так запутал сознание рядового обывателя, что он уже не различает: истину и ложь, прекрасное и безобразное, доброе и злое, знание и информацию.
Я думаю, многие из этих бед возникли в результате неправильного понимания термина «информация» подавляющим большинством людей. Особенно, пагубно сказывается на наших взглядах, смешение понятий «информация» и «знание».
Самое удивительное впечатление производит совершенная путаница в терминологии. Даже в научной литературе нет ясности в определениях, представлениях и рассуждениях о таких категориях как: «информация», «знание», «понятие», «подсознание», «интуиция», «творчество» и о многих других понятиях, связанных с ними по смыслу.
Фундаментальная причина такого непонимания основополагающих категорий, как я думаю, связана с атеистическим мировоззрением у большинства ученых. Странно, для научного способа мышления, звучит тезис о объективности и первичности научного познания мира в сравнении с религиозным. Очевидно, что невозможно научное осознание окружающей природы без веры в «объективность существования мира», «познаваемость мира», «существование законов, управляющих всеми процессами» и так далее.
Моя вера в осмысленное творение мира и Человека, как образа и подобие Бога, позволяет, как я понимаю, обосновать смысл категории «информация».
В соответствии с моими представлениями, информация необходима для обеспечения возможности существования жизни, восприятия и познания Человеком окружающего мира, как божьего творения, и объединения людей для творческой реализации, с божьей помощью, Его замыслов о мире и Человеке. Самые фундаментальные, первоначальные понятия и знания вместе с их смыслом, формируются Богом в сознании Человека, для обеспечения его возможностей восприятия информации, общения и реализации своего предназначения.

Известно, что существует очень тесная связь между категориями: «информация», «понятие», «знание» и «смысл». Рассмотрим определения и рассуждения, которые соответствуют моему пониманию.
Слово «информация» происходит от латинского слова information, что в переводе означает — осведомление, разъяснение, изложение, сведение, ознакомление, и от лат. informer — придавать форму. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Категория «информация» — это инструмент коммуникационного (формального, от слова «форма») взаимодействия материальных объектов с использованием сигналов и сообщений, в том числе, между людьми и человека с окружающим его миром. Информация является материальной формой взаимодействия двух материальных объектов.

Знак понимается как материальный объект, сигнал, жест, или движение, которому при определенных условиях соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно — реальным или вымышленным объектом, явлением, процессом, фантастической сущностью, абстрактным понятием. Знак – форма, имеющая для людей только одно, лишь ей свойственное, принятое, заранее оговоренное, узкоспециальное значение.

Символ (от греч. symbolon) – опознавательная примета, знак. Символ не сводится как знак лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Он может работать на нескольких уровнях одновременно и нести в себе сразу и эзотерическое, и экзотерическое значения, так что самое очевидное и употребительное толкование не всегда полно и может оказаться всего лишь частью правды. Символы очень живучи: они – “обломки” былого единства, одного наречия, которым владели люди на
Читать далее...
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Об иконе 03-12-2010 09:50


Интересно рассмотреть размышления и высказывания о иконе известных христианских мыслителей. Заметим сразу, что икона теряет свой сокровенный смысл для человека, не верующего в истинность вополщения Иисуса Христа. Почитание икон покоится и неизменно утверждено на догмате воплощения Сына Божия. Христос в Воплощении Своем является восстановителем, образа Божия, в человеке и можно сказать, — более, чем восстановителем, полным и совершенным исполнителем и осуществлением образа Божия, иконой икон («икона» по-гречески — "образ"), источником всякого святого образа Божия — Нерукотворным образом, Живым Иерусалимом.

Следовательно, говорить о иконах с точки зрения до Рождества Христова бессмысленно. Ссылки на Ветхий Завет не имеют отношения к иконам. История иконы начинается только после Вознесения Христа. Потому, что это новый этап в истории Человечества, новый уровень Богопознания. После Пятидесятницы Благая весть начинает трудный путь к сердцам людей. Можно сказать, что Священное Писание (Евангелие), Священное Предание и Священные Образы (Иконы) — это различные, но равнозначные инструменты Божьего откровения. Отеческое утверждение многократно засвидетельствованное в своей истинности постановлениями Вселенского Собора о равносильности иконы и проповеди: иконопись для глаза есть тоже, что слово — для слуха. Ни Библия, ни икона — ни слово, ни образ не могут полностью раскрыть или исчерпать Господа, но оба способа дают возможность свидетельствовать о Нем. В конечном счете люди могут сообщить свой опыт и любое свое знание другим людям лишь путем образов, проговоренных, записанных или изображенных. Как говорил богослов и философ, преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753 (780)): «Нам как людям, облеченным этой грубой плотью, невозможно мыслить или говорить о божественных и высоких, невещественных действиях Божества, если бы мы не воспользовались подобиями и образами и символами, соответствующими нашей природе».
И вот ключевой момент наших рассуждений. Да, мыслим мы образами, но как воспринимаем образ Бога? Тайна Боговоплощения заключается как раз в том, что на человеческом лике Иисуса воссияла слава Божия. Перед нами разворачивается грандиозное умозрение человеко-бытия Христова: эта ставшая зримой форма Любви Бога-Отца, внятный для людей перевод (на их язык) предвечного Сыновства; воплотившийся образ Божий. Христос предлагает нам форму, первообраз образа Божия, каким по замыслу творения и по призванию должен быть человек.
Образ — это не уступка слабости человека. Он коренится в человеческом естестве, навсегда воспринятым вочеловечившимся Предвечным Словом. Образ — это важнейший способ связи и соотнесения между принципиально несоотносимыми и несвязуемыми уровнями бытия и сверхбытия. Как говорил Иоанн Дамаскин: «Всякий образ есть выявления и показания скрытого». Византийское христианство достаточно рано ощутило, что творения рук человеческих, и прежде всего произведения изобразительных искусств могут быть носителями Истины, хранителями божественного Откровения. Живопись икон, давая зрителю информацию о евангельских событиях, для многих людей превосходит по быстроте обучения литературный текст. Ибо зрение более, чем слух, пригодно для убеждения, или, во всяком случае, не занимает второго места. И таким образом, икона во многом равна Евангелию. Созерцание иконы — это прежде всего молитвенный акт, в котором постижение смысла красоты переходит в постижение красоты смысла. Частое взирание на священные изображения в той же мере очищает помыслы, что и частое слышание Слова Божия. Очищение помыслов — это уже путь к достижению духовного разума, как некто из премудрых сказал:"...Божественно чувство обрящещи".
Такой ответ на вопрос о восприятии Бога! Как сказал афинский мыслитель, первый епископ г.Афины, святой Дионисий Ареопагит ( погиб во время гонений на христиан ~ 96 г.): «Благо не является совершенно беспричастным сущему, но пребывая в своем пресущественном основании, оно благолепно просвещает всех разумных существ, озаряя каждого из них своим светом соразмерно его способности восприятия, возводя к доступному созерцанию его...». Эту же мысль высказал и Макарий Великий (Египетский) (ок. 300 — 391): «Сам, и как хочет, и чем хочет. Сущий, по несказанной благости, и по недомыслимой доброте предлагает, умаляет, уподобляет Себя святым и достойным верным душам, плототворя Себя по мере их удобоприемлимости, чтобы Невидимый был для них видим и Неосязаемый, соразмерно свойству душевной тонкости, был осязаем ...».
Духовная история Человечества свидетельствует, что Бог есть Благо, Истина, Красота. Но еще согласно античной и ранневизантийской традиции богопознания, истинно прекрасное постигается только прекрасным, поэтому для постижения божественной красоты необходимо иметь прекрасную душу. Потому что восприятие, по определению Вл. Соловьева разумеет собственно УЗНАВАНИЕ того, что дано нам в ощущениях. В этом определении ключевым является слово "узнавание". Не только Священное изображение играет важную роль в восприятии иконы,
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
О красоте 02-12-2010 11:09


Достоевский написал, что красота спасет мир. Если не вкладывать в эту фразу религиозного смысла, то она превращается в абстрактное пустое высказывание. С религиозно-философской точки зрения в этом выражении объединяются два понятия: "красота" и "спасение", а такое их смысловое объединение, по мнению Федора Михайловича, приводит к спасению мира.
Человек создан как владыка над землей. Земля была проклята за грех человека. Причем "земля" — это символ всего материального мира. По-видимому, и спасение мир может обрести только через человека. Человек создан по образу и подобию Божию. Только ему в этом мире дано восприятие красоты, истины и добра. Дано как дар Божий. Этот дар и есть тот талант, который человек обязан преумножать в своем творчестве.
Религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) отмечал, что "человеческая природа, искупленная и спасенная от зла, имеет положительное человеческое содержание и положительную человеческую задачу. Таким содержанием и такой задачей может быть только творчество". "В творчестве снизу раскрывается божественное в человеке, от свободного почина самого человека, а не сверху". "Если бы пути творчества были оправданы и указаны в Священном писании, то творчество было бы послушанием, т.е. не было бы творчеством". И не только такое понятие как "творчество" не нашло отражения в Библии. Например, понятие "искусство" в Новом завете понимается как человеческий вымысел, и по своей сути ближе к понятию "искушение", чем к понятию "красота". В Ветхом завете "искусство" употребляется в смысле "искусственный", т.е. рукотворный. Понятие "красота" в Библии не дифференцировано и практически совпадает с понятиями "добро", "истина", "польза" и др. Эти особенности восприятия прекрасного в древнем мире отмечены во многих работах по эстетике и философии.
Таким образом, анализируя выражение "Красота спасет мир" мы приходим к выводу, что спасти мир может только человек. Но пока совершенно не ясно, как связаны спасение мира и понятие "красота"? Для ответа на этот вопрос рассмотрим афоризм Николая Яковлевича Данилевского (1822 - 1885): "Красота есть духовная сторона материи". А также рассуждения Владимира Сергеевича Соловьева: "Когда мы спрашиваем: что есть красота, то есть, какое она имеет содержание, то мы собственно спрашиваем: что мыслится в красоте? А так как подлинный предмет мышления есть истина, то мы собственно спрашиваем: что есть истина в своем отношении к красоте? То же самое и в вопросе о благе. Таким образом, всякий теоретический вопрос, то есть вопрос о содержании, в какой бы форме он не являлся, есть всегда вопрос об истине и ни к чему другому относиться не может". В связи с этими высказываниями B.C. Соловьев дает определение: "Всякое ощутительное изображение, какого бы то ни было предмета или явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение".
Далее мы переходим к художественному творчеству.
Философ Владимир Францевич Эрн (1882 - 1917) формулировал, по сути, ту же мысль, что абсолютную и достижимую цель творчества в области искусства, как "проникновение в реально существующие миры иные и воплощение их в нашей земной действительности: реальное преображение без-образного настоящего в абсолютную красоту грядущего".
Но почему в красоту, а не добро или истину? На этот вопрос отвечает B.C. Соловьев: "Красота есть только воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которое до такого воплощения называется добром и истиной". "Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира".
Итак, человеческое творчество в области истины и добра материализуется в этом мире в формах прекрасного и направлено на спасение мира. Но такое творчество возможно только для тех, кто достиг определенных успехов на пути спасения. Потому что, как заметил Георг Кристоф Лихтенберг (1742 - 1799): "Творение есть зеркало; если в него смотрит обезьяна, оно не будет отображать апостольского лика". Человек, созданный как творец, должен в первую очередь творить свой человеческий облик, свою бессмертную душу. А если предназначение человека — спасение этого мира, то решать такую задачу может только тот, кто достиг определенных успехов в творчестве самого себя. Но все мы находимся в очень тяжелых условиях окружающей нас жизни. По этому поводу Н.А. Бердяев писал: "Жизнь человеческая расщеплена и раздавлена двумя трагедиями — трагедией Церкви и трагедией культуры". "Разрешение двух трагедий — в жизненном, а не теоретическом только осознании христианства, как религии не одного лишь спасения, но и творчества, религии преображения мира, всеобщего воскресения, любви к Богу и человеку, т.е. в целостном вмещении христианской истины о Богочеловечестве, о Царстве Божьем".
Материализация этой христианской истины в прекрасном и послужит спасительным одухотворением этого мира.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Про смысл 29-11-2010 10:24


Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.
Игорь Миронович Губерман

В моем восприятии смысл — понятие, которое обозначает нечто, что было у Бога при Его замысле о творении мира и что пронизывает, оформляет и наполняет тварь. Попробую рассказать о понимании, важнейшей для меня и самой фундаментальной, категории «смысл».
Если бы материальный мир был нетварным, вечным и бесконечным, то он, с моей точки зрения, не имел бы ни цели, ни смысла своего существования. Такой мир не может быть ни осознан, ни познан Человеком, и невозможно найти оправдание его бытию. И как следствие, такой же бессмысленной и бесцельной становится и жизнь каждого человека в таком мире.
«Смысл, цель, идея — понимается различно; смысл мирового прогресса религиозен, потому что последняя цель развития не формальна, но реальна, и в то же время реальность цели не коренится в условиях нам данной действительности; и потому-то идея разума всегда предопределена живым образом будущего, а это будущее — опять-таки не коренится в условиях данного.» Так писал поэт-символист Андрей Белый в книге «Символизм как миропонимание» (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934)

Смысл наполняет нашу жизнь и оправдывает существование материального мира. Мы с Вами ощущаем смысл в гармонии вселенной и считаем бессмысленным варварское отношение к природе. Существует реальный смысл в законах природы, и в добром отношении к человеку. Осмысленность мира лежит в основе религии, науки, искусства и всех языков — инструмента человеческого сознания и общения между людьми. Думаю хорошо известно, что много понятий, которые широко используются всем человечеством, но которые значительно шире возможностей человеческого понимания. Есть такие понятия, которые непонятны сегодня, а есть которые не станут полностью поняты никогда. К таким необъятным понятиям относятся: Бог, Жизнь, Истина, Добро, Любовь, Красота, Смысл и даже зло. Но определенное представление и его содержание присущи любому понятию, если оно существует. Мы хорошо ощущаем внутреннюю глубину этих понятий, хотя и не всегда знаем в чем ее суть. Итак: — «Смысл».
Попробуем, мысленно, провести эксперимент с понятием «смысл». Вот во дворе КАМАЗ сгрузил большую кучу песка. Рассмотрим одну конкретную песчинку из этой кучи. Какой смысл именно в этой песчинке? Для начала, попробуем ответить на несколько простых вопросов. Что будет с кучей песка если эта песчинка незначительно изменит свою форму, цвет, вес, размеры, или твердость? Что произойдет, если песчинка изменит свое местоположение в куче или вообще из песчинки превратится в капельку воды? Ответы очень просты: — ничего не случится, и ничего не произойдет! Именно эта, одна единственная песчинка, в нашем восприятии мира — бессмысленна. Есть она или нет, для нас не имеет никакого значения. А уж мы для нее, тем более. Вот если Бог, решит пошутить с нами и предложит забрать Солнце, тут мы все громко завопим: «Господи помилуй!». Все мы четко понимаем, какой смысл для нашей жизни имеет существование Солнца. Но, правда, самому Солнцу до нас дела нет. Вот тут, мы и переходим к главному. Для нашей жизни имеют значение размеры Солнца, его яркость, расстояние от него до Земли и многие другие его параметры. Но, если мир не создан для жизни, то никакие его характеристики и параметры не имеют никакого значения. Безжизненный мир никому не нужен; а значит он не будет иметь смысла своего существования.
Современная наука хорошо понимает как «тонко» должно быть построено мироздание, для того, что бы на нашей планете могла существовать жизнь. Достаточно незначительно изменить величину гравитационной постоянной или заряда электрона, или постоянной Планка и мир изменится настолько, что жизнь на Земле станет невозможной, а может и существование самой вселенной, как таковой. Полностью будет разрушен стройный процесс формирования нашего мира от зарождения вселенной до появления на Человека («Человек» с большой буквы, означает всех живущих, в это время, людей). Как важно в замысле гармонично предусмотреть каждую отдельную составную части, их взаимодействие, всё до мельчайших подробностей, для успешной реализации замысла. Это известно даже нам, из опыта человеческого творчества. Кто-то скажет, что и при других значениях этих самых «постоянных», может, будет возможно зарождение жизни, но другой. Суть от этого не изменяется. Тот другой мир, с другими «постоянными», в котором зародится другая жизнь, тоже будет оправдан жизнью, пусть и другой. А вот если после изменения этих «постоянных» зарождение жизни станет невозможным, то и этот неживой мир и все его изменения не имеют ни смысла, ни цели, как и та, наша единственная песчинка. Безжизненный мир, если он не предназначен для зарождения в нем жизни, может быть каким угодно, но все равно он будет бессмысленным, бесцельным и никому ненужным, а значит и беспричинным, следовательно — его и не будет! А мир есть, и мы все в этом абсолютно
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Жизнь 26-11-2010 11:51


«Ты укажешь мне путь жизни:
полнота радостей пред лицем Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек.»
Псалтирь 15.11

Жизнь наполняет наш мир и придает ему смысл. Бог-Жизнь сотворил этот мир для зарождения в нем жизни и для жизни Человека, как образа и подобия Бога.
Наверное, правильно будет понимать время от сотворения материального Мира до настоящего момента, как время жизни этого Мира. Уж очень похожи процессы, протекающие в наблюдаемой нами природе, как мы их понимаем, с зарождением, формированием и развитием большого и сложного живого организма. Формирование галактик, звезд и планет, силовых полей и элементарных частиц, химических элементов с удивительными свойствами их химического взаимодействия, все это направлено на формирование живой материи, которая преобразует облик планеты, создавая все необходимые условия для появления и существования на ней растений, животных и Человека. Каждый этап жизни этого гигантского живого организма задуман Создателем и необходим для формирования основания, на котором образуется что-то новое и более сложное и также необходимое для дальнейшего развития Мира. Арту́р Шопенгауэр интересно заметил, что для неорганического "существенное и неизменное, т. е. то, на чем основывается его идентичность и целостность, суть вещество, материя, несущественным же и изменчивым является форма. С органическим дело обстоит прямо противоположным образом потому, что именно в постоянной смене веществ при неизменности формы и состоит жизнь, т. е. существование как нечто органическое". Громадная принципиальная разница между живой и неживой материей позволяет осознать принцип, сформулированный еще в 1668 г. итальянским врачом и естествоиспытателем Ф. Реди, что все живое порождается только от живого. Ссылаясь на исследования Пьера Кюри, академик Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945) учил о качественном отличии живого вещества от косного (неживого): «Такое особое состояние пространства не может без особых обстоятельств возникать в обычном пространстве; дисимметрическое явление, говоря его языком, всегда должно вызываться такой же дисимметрической причиной. Этому отвечает основное эмпирическое обобщение, что живое происходит только от живого и что организм родится от организма. Геологически это проявляется в том, что в биосфере мы видим непроходимую грань между живыми и косными естественными телами и процессами».
На сколько же важен факт появления жизни в нашем Мире. Трудно себе представить, но практически весь облик нашей планеты Земля создан благодаря деятельности живых организмов. Коралловые острова, меловые горы и известняки, глина разделяющая водоносные слои питающие родники, которые наполняют реки и многое другое «произведено» живыми организмами. Растения аккумулируют солнечную энергию, наполняют наш воздух кислородом и формируют плодородные почвы даже на безжизненных камнях, песках и глинах.
Микроорганизмы, растения, и животные имеют неосознаваемый смысл жизни, как предназначение соответствующего биологического вида в процессе творения мира и создания необходимых условий для жизни Человека. Животные активно, но неосознанно выполняет свое предназначение. Главная индивидуальная задача животного заключается в безусловной реализации смысла своей жизни в борьбе за существование, за сохранение своей жизни, в обеспечении продолжения существования своего вида. Средняя продолжительность жизни индивидуума каждого биологического вида определяет возможности более или менее гибкого «регулирования» процессов за которые «ответственен» данный вид. Короткоживущие организмы способны быстро изменить соотношения биологического равновесия в биоценозе, а долгоживущие наоборот обеспечивают его стабильность и устойчивость, даже в условиях изменений условий их существования. Все изменения окружающей среды, каждый этап развития вселенной это осмысленные и заранее задуманные Богом процессы формирования условий для существования жизни и Человека.
В учении о биосфере В.И.Вернадского речь идет о той части нашей планеты, которая пронизана солнечными лучами и жизнью. Биосфера определяет изменчивый и прекрасный облик Земли, соединяет в своем лоне все живое и освещается изнутри светом человеческого разума. Мы всецело принадлежим биосфере — и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования.
Жизнь возможна только при строгом соблюдении всех необходимых для нее внешних условий. Сравнительно небольшие отклонения от нормы в течении короткого интервала времени приводят к смерти живого организма. Кроме этого, внутри самого живого организма происходит непрерывный процесс регулирования огромного числа взаимосвязанных температурных, химических, электрических параметров, давления, плотности и концентрации веществ, определяющих его нормальное состояние. Но даже человек имеет незначительные реальные возможности обеспечить для себя нормальные внешние условия существования.
Важнейшими способами приспособления животных к изменениям внешней среды являются инстинкты, а также
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Время 25-11-2010 11:08


«Величие человека заключается в том, что он –
единственное из всех творений, способное
превратить мгновение в вечность.»
Иоганн Вольфганг Гете

Сколько времени мне надо, чтобы понять «время»? Тридцать лет — явно мало. При составлении хронологических схем мне представился случай впервые серьезно задуматься о смысле понятия «Время». Идея этих схем заключалась в следующем: я считал, что короткие интервалы времени мы мыслим в абсолютном времени (через минуту, два часа назад, в течении трех лет и т.д.), а длительные интервалы в относительном времени (через месяц после свадьбы, за год до войны и др.). В связи с этим, для ориентации в историческом времени предлагалось на схеме отображать запоминающиеся события, что бы с ними ассоциировался определенный период времени. Сегодня я понимаю, что так называемое «абсолютное время» мы также мыслим в связи с определенными событиями — относительно показаний стрелок часов или дат календаря! Получается, что абсолютное время мы вообще не способны мыслить. Простой пример. Попробуйте закрыть глаза и мысленно «проехать свой ежедневный маршрут на автобусе», предварительно посмотрите на часы и запомните время. Вот вы «поехали, проехали мимо магазина … и т.д. Наконец, приехали на свою остановку, и вышли из автобуса». Снова смотрим на часы! Времени прошло … — сколько угодно! И больше, и меньше обычного, за которое мы проезжаем маршрут. Вы сразу поняли, как только начали представлять поездку, что у вас есть возможность ехать, в мыслях «быстрее» и «медленнее», представляя одну и ту же скорость движения автобуса — 50 км./час. Вообще-то, за одну минуту, я могу совершить даже полет на Луну!
Одно дело мыслить время, а совсем другое ощущать его. Внутри нас существуют «биологические часы», для синхронизации всех биологических процессов нашего организма с ритмами внешнего мира. Мы ощущаем сколько времени прошло, иногда очень точно. Даже во сне, можно заранее дать себе внутреннюю установку проснуться через полтора часа и иногда, приблизительно через это время, просыпаешься. Многочисленные ритмы внутри нашего организма (частота дыхания, пульса, ритм ходьбы и др) естественным образом связаны с циклическими процессами окружающего нас мира (суточный цикл, фазы луны, годовой цикл и др). Хорошо известны эксперименты с людьми, помещенными в специальные помещения экранированные от внешних звуковых, световых и электромагнитных сигналов. Через несколько дней человек, в таком помещении, совершенно терял внутреннюю ориентацию во времени.
Тысячелетия человек жил используя исключительно свои «биологические часы». Это был естественный глубоко гармоничный человеку ритм жизни. Тогда время, как и вся природа, служили человеку. Обратите внимание: «время служило человеку», а не продолжительность времени. Время, как последовательность осмысленных событий. Решая задачу использования природы для удовлетворения своих потребностей, грешный человек нарушал и нарушает работу сложнейшего, сотворенного Богом «механизма». Потеряв связь с Богом, не рассчитывая на его помощь, Человек вынужден искать решение своих проблем в окружающей природе. Для использования природы потребовалось ее познание. Не имея живой связи с Богом человек в своем познании природы пошел ложным путем «от простого к сЛожному», в надежде неосознанным образом прийти к истине. Человеческая жизнь превратилась в животную борьбу за существование, а происходящие непонятные события стали называться случайными. Утратив способность понимать смысл событий, человек сконцентрировал внимание на механистичной длительности интервалов времени. Ведь не зря, мы осознаем последовательность происходящих событий, а длительность интервалов времени ощущаем неосознанно. И как всё, это не случайно. Слово «время» в Библии, как правило, относится к определенному историческому событию, которое и обозначает это время. Значит, если я с Богом длительность времени для меня не существенна. Время подчинено смыслу моей жизни. А вот попробуйте прожить без времени в нашем грешном мире, хотя бы недолго. Очень сложная задача. А почему? Время подчиняет современного человека — когда он спешит, когда ему не хватает одной минутки. Каждый из нас прекрасно знает, как часто «Время» подгоняет нас и заставляет торопиться. Многие имеют опыт ошибочных, и даже греховных поступков, которые совершены исключительно из-за спешки. Иногда, именно Время не дает нам возможность подумать и совершить осмысленный поступок. Получается, что «мгновение» для меня уже ничего не значит, а в спешке мне, вообще, некогда жить! Прожитое нами время зафиксировано в нашей памяти. Удивительная особенность нашей памяти заключается в том, что мы помним не только прошлые события, но и наши ощущения прошлого времени! Например, музыка. Музыка — особое искусство, которое полностью основано на времени. Высота музыкального тона определяется частотой колебаний струны скрипки. Мелодия формируется в такте из звучания нот различной высоты и длительности, само музыкальное произведение воспринимается нами во время его
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Личность 24-11-2010 10:57


«Личность – "самое благородное
во всей разумной природе».
Фома Аквинский


В то время, когда я пытался разобраться как эстетика и философия искусства трактуют понятие «Красота», меня интересовало и все связанное с творцом Красоты — личностью художника. Поражало разнообразие всех, какие только можно придумать особенностей, характеризующих этих людей. Сравните, как отличаются друг от друга Боттичелли, Рубенс, Хокусай, Эль Греко, Пикассо и Суриков — перечислять можно долго. Однако, ни у кого не возникает ни малейшего сомнения в том, что эти художники личности. Причем их творческая индивидуальность настолько характерна, что очень многие люди, не имеющие ни какого особого интереса к изобразительному искусству, прекрасно узнают их произведения. Что же их объединяет, как личностей? Тогда, для меня этот вопрос остался открытым.
Несколько позже, занимаясь составлением исторических схем, я задумался о феномене — «историческая личность». И вновь давайте вспомним, что в памяти Человечества остались имена многих тысяч самых разных людей. Среди них мужчины и женщины, старики и юноши, пророки и мудрецы, цари и полководцы, художники и ученые, святые и негодяи, но все — личности. Будем рассуждать логически… Что же такое «личность»?, которая умеет объединять такое разнообразие сущностей, что трудно себе представить, можно–ли еще найти множество с такими разными элементами? И как описать, то, что является общим для всех элементов этого множества, т.е. как понятно описать это множество? Но с другой стороны, практически любой человек сразу понимает, что Чарли Чаплин или Иван Грозный — это личность. Вопросы, вопросы, вопросы!
Трактовке понятия «личность» посвящено огромное количество книг, написанных философами, психологами, педагогами, историками, писателми и т.д. В Интернете сотни тысяч сайтов содержат диссертации и статьи, книги, словари, энциклопедии и отдельные определения, рассуждения, характеристики понятия «личность». Из того, что я прочитал и понял, складывается впечатление, что разнообразие взглядов и подходов, трактовок и определений, так велико, что: «Нельзя объять необъятное!». Наиболее важными, для моего понимания личности стали работы В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого и С.Л.Франка. Когда началось формирование моего нового, христианского мировоззрения, тогда, постепенно оформилось и мое понимание термина «личность».

По-видимому, одним из смыслов воплощения Бога не в природе, даже не в богоизбранном народе, а именно в личности Иисуса Христа, было Его желание обратить внимание Человечества в целом и каждого из нас в отдельности на значимости в Божьем промысле конкретной личности. "Наконец времена исполнились, и над миром засияла христианская истина, признавшая духовную личность, ее назначение и ее внутреннюю жизнь за самое святое, высокое и ценное в бытии" Страхов, 1906. Главное предназначение личности это активное участие в Божьем творении мира. Все таланты, дарованные Богом каждому человеку, имеют особый смысл для реализации каждого человека как личность в данное время и именно в этом месте. Мой долг исполнить свое предназначение вопреки всем трудностям жизни и соблазнам сконцентрироваться на решении своих материальных проблем. Подтверждение этой мысли находим у Канта.
«Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон... Где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать себе?».

Итак, уникальность личности заключается в ее конкретном предназначении. Ни кто другой не имеет возможности выполнить все, что должен сделать именно я в своей жизни. Завтра ситуация в мире изменится, будут другие обстоятельства и родится другой человек, который должен стать личностью и творчески решить в новых условиях возложенные на него задачи. Если я не полностью выполняю свое предназначение, то жизнь пойдет немного другим путем, и уже кто-то другой должен будет находить решения этих задач. Такой взгляд позволяет понять вселенскую значимость и бесконечность смысла заложенного в сущности личности.

Очень важно понимать принципиальную разницу понятий «личность» и «индивидуум». Индивидуальность это элемент разнообразия, что хорошо по своей сути. Отличия индивидуума от других не могут быть квалифицированны ни как хорошие, ни как плохие. Индивидуальность человека в каждый момент времени характеризуется внешностью, полом, возрастом, родовым и семейным статусом, типом психики и манерой поведении, которые сформировались в течении его прошедшей жизни. Индивидуальность изменяется со временем. Большинство характеристик индивидуума свойственны любому живому существу. И как любое животное я постоянно озабочен решением свих насущных проблем, связанных с
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Творчество 23-11-2010 09:02


«Все, что вызывает переход
из небытия в бытие, — творчество».
Платон

Если познание это процесс осознания смысла окружающего мира, то творчество это осмысленная деятельность, направленная на преобразование этого мира (и в первую очередь самого себя).
Творческая работа над самим собой требует от меня значительных усилий. «12От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.» Мф.11.12. На много проще, и как бы естественнее, плыть по течению, без труда. Сплавляясь, моя душа спит, ленится и постепенно умирает. Исчезают мои желания, потребности и стремления, кроме самых обыденных (физиологических) и прозаических запросов. В душе нет роста, нет изменений, нет преодоления процессов деградации, а есть накопления мелочного хлама обид, претензий и страхов. Поэтому работа над собой — это гигиена души. Такая работа не может быть рутинной и механической. Как только в ней исчезает творческое начало, сразу теряется ее смысл. Вроде и работаешь и выполняешь то, что от тебя требуется, и устаешь, а на самом деле «толчешь воду в ступе» и «плывешь по течению». Творчество должно быть обязательно просветлено Смыслом. Такая работа должна быть ЖИВОЙ и привносить ЖИЗНЬ. Но на такое я способен если во мне действует Дух Животворящий. Моя задача заключается в том, чтобы расчистить от грязных чувств и помыслов в душе чистое место для Бога. Пока в моей душе грех, там нет места для Бога. 21«…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мф. 6.21. Вот в этом евангельском стихе я чувствую, как открывается еще один аспект Божьей помощи в борьбе с моими грехами. Дарованные нам таланты позволяют совершенно искренне, всею своею крепостью, всем сердцем стремится к их реализации в нашей жизни.

Окружающие меня люди помогают мне яснее понять наиболее важные для меня направления творческой деятельности. Среди самых близких людей, у меня возникают самые острые и сложные вопросы, требующие неординарного творческого решения. Решение находится с помощью молитвы и значительных усилий, причем, как правило, оно оказываются самым неожиданным. Реальные проблемы, возникающие ежедневно, связаны именно с теми, кто меня окружает, именно они создают условия, в которых необходим творческий подход.
Каждого из нас Господь поместил именно сегодня и в это конкретное место не случайно. Сегодня и только здесь я могу максимально реализовать свои возможности, и состоятся как личность. Иногда кажется, что все это мелочи, вот возникнет Настоящая Проблема, вот тогда и покажу, на что я способен! Но это иллюзии! Получить практический навык творческого решения проблем можно только на этих самых «мелочах». Такие ежедневные задачи мне по силам. Когда моих духовных сил будет побольше, вот тогда и задачи будут посложнее, но все равно, они будут по моим силам. Для успешного решения стоящих передо мною задач Бог дает таланты, а распорядиться ими я могу во Славу Божью или во славу свою.
Практически все признают реальность таких понятий, как «Вдохновение», «Озарение», «Интуиция», которые, безусловно, можно отнести к инструментам иррационального познания. Необходимо отметить очевидную связь указанных понятий с понятием «Талант». Воспринимать талант человека как Дар Божий является самым понятным способом его восприятия. Уж очень разумно соответствует весь комплекс уникальных и выдающихся способностей талантливого человека тем целям и задачам, которые он призван решать. В данном случае речь идет, конечно, о выдающихся личностях. Для решения примитивных проблем естественного развития природы любое явление талантливой личности совершенно не целесообразно. Даже просто выжить талантливому человеку значительно сложнее, чем обычному человеку, не реализующему свои таланты.
Нам хорошо известны имена и жизнь многих талантливых ученых, художников, артистов и мыслителей. Но кто замечает талантливую мать, добрейшего дедушку, супружескую пару, которая пронесла свою любовь через тернии длинной совместной жизни? Это все примеры талантов, которые требуют не меньшей самоотдачи, целеустремленности, а иногда и жертвенности. Эти таланты не менее важны, чем таланты самых знаменитых из людей. Особо необходимо отметить, что, на самом деле, талантлив каждый человек. Метко написал Сергей Довлатов: «В любой работе есть место творчеству». Некоторые из нас зарывают свой талант, не развивая его (не умножая), а самовольно определяют цели и задачи своей жизни. Человек напролом движется к несвойственным для него целям, растрачивает свое время, здоровье и силы, чтобы, в конце концов, понять: «Жизнь прожита напрасно!». Таков типичный итог использования своих талантов «во славу свою». Использование своего таланта во славу Божью это всегда Творчество-Служение. Очень часто такое служение проявляется в любви к людям (детям), к искусству или к науке. Удивительным является процесс зарождения в душе творческой личности идеи из любви к человеку или к природе и передачи духа этой любви в творческом акте. Мы прекрасно ощущаем эту любовь, например в
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Мое познание 22-11-2010 10:25


«…для меня не убедительно никакое мировоззрение, кроме веры».
С.С. Аверинцев

Ключевым моментом изменения моих взглядов было новое восприятие мистического. Если в первое время, после знакомства, слова отца Онуфрия о молитве, я пропускал без внимания, то через несколько лет ситуация изменилась. Сегодня мне понятно, если у нас нет материальных органов чувств для ощущения мира духовного (невидимого), значит, в этом есть смысл. Важнейшие духовные сущности, такие как: Любовь, Красота, Истина, Жизнь, Добро, Вера, Свобода, Разум, Тайна и многие другие, и так воспринимаются, практически каждым человеком, без специальных органов.
Первый реальный опыт ощущения Бога я получил в общине ― группе молитвенного чтения Евангелия. Вот уже более 10 лет мы регулярно читаем Евангелие. На каждой встрече разбирается один небольшой фрагмент, от десяти до тридцати стихов. После прочтения наступает момент молитвенного сосредоточения на прочитанном. Одни стихи воспринимаются очевидными и понятными, другие наоборот ― парадоксальными и непонятными. А какой-то стих прямо берет за живое. Например, в тот день на работе я не выдержал и прямо сказал сотруднику, что «надо изучать матчасть!». Сказал, вроде по-делу, но зная, что он любит рассказывать другим, как правильно работать с техникой, и как надо это делать (а в прочем, как и я сам). А осадок на душе остался. Почему? Ведь я же прав! И вот теперь, вечером читаю: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.» Ин.8.7. В тот момент мне стало совершенно ясно: вот она грешная душа и я не боясь слов ― «кто из вас без греха», бросаю первым в нее камень. Дальше, почему меня «зацепил» его поступок? Только потому, что во мне живет тот же грех. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Мф.7.3. Когда во мне нет какого-то греха, то я его практически не замечаю в других; а если и вижу, то он меня не раздражает, его легко простить. Возникает ощущение истинности прочитанного евангельского стиха. И вновь, понимаешь «Светом разума Твоего» просветляется смысл прочитанного стиха, прожитой жизненной ситуации. И цель ясна. В простейшей жизненной ситуации Господь ведет меня за руку и предлагает сделать маленький шаг вперед, а я, как младенец, опять сажусь (в лужу). В связи с этим любая жизненная ситуация, теперь воспринимается мною, не как случайность, а как очередной урок жизни. Особенно остро я это ощущаю в семье и на общине.
На общине собираются совершенно разные по возрасту, характеру и специальности люди, которых объединяет желание еще одним путем, кроме Литургии, молитвы и индивидуального чтения духовной литературы получить Духа. Слушая рассуждения другого о прочитанном стихе открываешь такие неожиданные и важные для меня истины, что всплывают в памяти слова: «… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» Мф.18.20. Но бывает один из выступающих, начинает длинный монолог о философских или богословских проблемах, которые его заинтересовали в недавно прочитанной книге. Слушаешь, слушаешь, а в душе уже зреет осуждение и раздражение. И тогда понимаешь: «4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» 1 Кор.13.4-7. И возникает вопрос: есть ли во мне сейчас Любовь? Бог это ― Любовь. Ответ прост: значит я уже потерял Духа.

В обычном мирском представлении приведенные примеры ― сущие пустяки. Но я помню слова из притчи Иисуса Христа: « Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.» Мф.25.21. И еще раз повторю, что для меня это Путь. Маленькие дела формируют привычку контролировать себя, состояние своего сердца и судить о своих поступках. А привычка формирует характер.

Регулярное чтение Евангелия, попытки вникнуть в суть каждого стиха открывает глубину смысла этой книги. Первое и самое главное, что поражает в Евангелии это встреча с живым Богом, с живым Человеком ― Иисусом Христом, который прямо обращается к твоей душе. Второе, это предельная честность изложения происходящих событий. Евангелисты излагают все проступки и человеческие слабости апостолов, подробно показывают их трудный путь к святости. Парадоксальность и алогичность отдельных стихов и сюжетов формирует абсолютную уверенность в том, что никаким человеческим, самым гениальным умом создать такое «литературное» произведение невозможно! Одновременно чувствуешь, как наполняется душа чем-то истинным, прекрасным, вечным.

В свете Евангелия становится понятным смысл и Ветхого Завета. Откровение Бога содержит самое главное. Нет в этих Вечных Книгах ничего суетного, второстепенного или случайного. Библия описывает с самого начала весь путь от грехопадения до спасения
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Понимание себя 18-11-2010 10:29


Мы должны веровать, что Бог относится к сынам человеческим настолько благостно, чтобы не внушать им сильного стремления к такому знанию, которое он сделал для них совершенно недостижимым..
Джордж Беркли

3. Мое мировоззрение есть результат постепенного осознания себя в этом мире. В моей жизни получилось, как писал Н.А.Бердяев: атеизм оказался лишь диалектическим этапом Богопознания.
Мои школьные увлечения физикой и математикой постепенно сформировали представления о безграничных возможностях познания окружающего мира. Мира — который бесконечен во времени и в пространстве. Законы химии, теория эволюции Дарвина, исторические описания прогресса человеческой цивилизации и светлая идея жизни в будущем коммунистическом обществе, в основном, завершили, на этом этапе, мое мировосприятие. Душа ликовала: «Нам нет преград ни в море , ни на суше, нам не страшны…». Пока, что-то не знаю — узнаем! Пока, что-то не понимаю — поймем, со временем. Впереди вся жизнь, еще ВСЕ можно узнать, понять и сделать. В 10-м классе я впервые задумался о понятиях «добро» и «зло» и так как нигде не находил внятного представления о этих понятиях, не помню почему, решил прочитать, что пишет об этом Евангелие. Каким-то образом я получил Библию и с интересом прочитал четыре Евангелия и Деяния Апостолов. Вывод о прочитанном был по-юношески категоричен и прост: христиане считают, что если ты бездумно и фанатично веришь в Бога — это добро, а если не веришь — это зло! Все ясно, они вербуют своих верующих. Я закрыл Библию, и на многие годы у меня сложилось полная уверенность, что религия — это опиум для народа, исторический анахронизм и вопиющая безграмотность.
В студенческие годы продолжается интерес к общим вопросам физики элементарных частиц, космогоническим теориям и другим глобальным вопросам.
А изучение математики, философии, теории автоматического управления, кибернетики, аналитической механики, теории игр, математической статистики, казалось окончательно, убедило меня во всемогуществе научного познания.
В эти годы приобретаю первый опыт использование в работе вычислительных машин. Вызывают восхищение научные публикации в области искусственного интеллекта и особенно проблемы распознавания образов. Складывалось впечатление, что в ближайшие десятилетия наука сможет вполне логично объяснить суть самых сокровенных человеческих возможностей: чувств, мышления, эмоций, интуиции и самой жизни. В это же время, в моих воззрениях появляются и первые вопросы без ответов. Я никак не мог принять одновременного описания свойств элементарных частиц как корпускулы и как волны. Какая теория правильная корпускулярная или волновая? Ответ: и та и другая, меня не устраивал.
Неприемлемым для меня был и «Принцип неопределённости Гейзенбе́рга»
(В общем смысле, соотношение неопределённости возникает между любыми переменными состояния, определяемыми некоммутирующими операторами. Это — один из краеугольных камней квантовой механики, который был предложен Вернером Гейзенбергом в 1927 г.) Кто посмел ограничить мои возможности познания? Можно принять, что сейчас я этого не знаю или не могу измерить, но наступит следуюший этап когда я все смогу. Но закон принципиально ограничивающий мои возможности познания… это уж слишком!
Начало моей работы в НПО «Хартрон» совпало с широким использованием вычислительной техники при создании систем управления ракетами и-космическими объектами. ЭВМ в качестве инструментов проектирования и в составе бортовой аппаратуры, в те годы, было совершенно новым делом. Исследования замкнутых систем управления (систем с обратной связью) определило мое четкое представление о реальных возможностях таких систем. Да, мы использовали шаблонный термин «поведение системы», да мы говорили: «система отработала возмущающее воздествие», «автомат удерживает ракету» но при этом четко знали, что на самом деле это — «железяка», тупо реализующая алгоритм управления. В это же время на предприятии, в рамках проведения фундаментальных научно-исследовательских работ изучались возможности использования в перспективных системах управления адаптивных структур типа «перцептрон», и моделирования нейронных сетей. Делались попытки моделирования процесса эволюции структуры системы или самообучения. Значительно позже аналогичные работы проводились в области распознавания образов. Очень добросовестно велась работа по анализу всевозможных научных публикаций в этих областях исследований. Главный вывод по результатам перечисленных работ, в котором я совершенно убежден — случайным образом может быть только нарушена работа функционирующей системы. Возможен вариант создать систему, которая будет «отслеживать» изменения некоторых параметров и в соответствии с полученной информацией будет изменяться свою структуру функционирования. Но такая возможность адаптации должна быть заложена изначально для всех возможных вариантов возмущений с указанием, как изменять структуру в каждом конкретном случае. Таким образом, процесс «эволюции» системы должен быть заложен в её
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Бог и я 15-11-2010 12:17


Взгляд «Бог и я», дается человеку как Дар Божий. При этом, такой взгляд может формироваться с момента осознания человеком своего «я». Он чувствует себя в разумном неслучайном мире, который создан любящим милостивым всемогущим Богом. Осознанная вера в Бога - это всегда трудный Путь свободного человека в этом грешном мире. Трудность заключается в невозможности решить стоящую предо мною задачу, но «человекам это невозможно, Богу же все возможно» Мф.19.26. И самая первая трудность ― это поверить, что Господь всегда рядом со мной и готов, если ты согласен, помочь тебе встать на Путь веры. Я совершенно правильно интуитивно ощущаю, что этот Путь мне самому не по силам. Уверенно встать на этот Путь, можно только ощущая в себе веру в реальность Божьей помощи. Искренне ожидать реальную помощь, можно только ощущая реальность личностного Бога, который знает, что ты существуешь и готов тебе помогать. Круг замкнулся: для того чтобы встать на Путь веры, нужна вера в живого Бога. Решить эту задачу не может ни человек, ни Бог. Все слабости, недостатки и грехи наши личные приобретенные или унаследованные, а все достоинства, добродетели и таланты получены даром от Бога. Поэтому, человек не может никакими своими деяниями ни перед Богом ни перед людьми заслужить Дара Веры. Господь не может даровать человеку Веру, не поправши его свободу. И, все-таки, решение существует, если эту задачу совместно решают и Бог и человек. Как только без лукавства и трусости, самым искренним образом, я посмотрю на себя в мире с позиции «Бог и я» у меня появляется реальный шанс встать на Путь Истины и Жизни. И первое, что говорит Господь на этом Пути ― «Покайся»! Моя проблема с покаянием ― лукавство. Мне не по силам этот Путь ― трусость. Маловерие. Но надо идти. Да осилит Путь идущий!
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Я и бог 11-11-2010 10:58


В глубине души каждого человека реально существует только два взгляда на его место в мире, это - «Я и бог» или «Бог и я».

Взгляд «Я и бог», естественный для «ветхого» человека, формируется в нерелигиозной или формально-религиозной среде с момента осознания своего «я». Такой человек осознает себя в мире, который существует для него лично. (Субъективная ценность моего «я» ― максимальная, весь мир существует для меня). Бог такого взгляда это: первичная и вечная материя материалистов, церковь ― обрядоверцев, Библия - некоторых верующих, знания и информация позитивистов, судьба фаталистов, природа и вера в то, что «Бога нет» атеистов, а также многое другое, во что человек верит и чему может поклоняться. Всё это многообразие форм характерно для языческой веры во всевозможных идолов и божков. Главная, с моей точки зрения, особенность языческой веры заключается в том, что эта вера ничего особенного от человека не требует. Более того языческий бог, как они верят, готов исполнять твою волю, если ты выполнишь какие-то ритуальные магические действия, например – обряд или жертвоприношение. А мы ведь любим, чтобы служили нам! Человек интуитивно ощущает, что он по рождению царь и по статусу выше всего окружающего мира, а значит и служить должны ему. Как должное, мы воспринимаем свое право распоряжаться окружающей природой. Но, то что мы любим, от того и зависим. Зависимость человека от окружающего мира воспринимается им, как отношение этого мира к нему лично. Причем, не очень важно для сути моего рассуждения о восприятия окружающего, как этот мир относится ко мне. Просто, в одном случае, это «добрый» мир по отношению ко мне, а в другом «злой», а чаще, временами то «добрый» то «злой», но все это по отношению ко мне.
Бога в этом мире можно принимать или нет, но всегда по отношения ко мне. Можно считать: - да, Бог есть, но ему нет дела до меня, ведь он велик как этот огромный мир, а я так мал. Ощущение реальности мистического приводит такого человека к попытке построить «по-человечески» хорошие отношения с «Невидимым» по принципу ― я тебе, а ты мне. В конечном итоге, такая позиция приводит человека к сложному вопросу: - что я должен делать, чтобы этот мир (или бог, или не знаю что или кто) относился ко мне хорошо? Ответ, обычно, находится в сравнении себя с окружающими людьми. Я как они буду делать это и получу то. Я все могу. Тот много работает и хорошо живет, и я буду работать. Наши все православные, и я буду православным. Как хорошо жить. Могу я себе позволить маленькие слабости и маленькие радости? Приметы … , конечно ерунда, а вдруг? Хочу быть богатым здоровым и счастливым. Хочу, хочу, хочу … ― не хочу… Всего я достиг сам. Я так привык. Мне все понятно. Все так хотят. Я как все (или ― «А чего это я буду как все?»). Не обманешь - не проживешь. Это всё придумали. Уже так не могу. Никому не верю. Как быстро проходит жизнь. За что мне всё это? Как несправедливо! Какой ужас! Устал, а что я могу сделать? Ну, и что смерть? (Субъективная ценность моего «я» ― равна нулю; весь мир существует против меня, а я уже ничего не хочу и мне уже ни от этого мира, ни от кого ничего не надо.) Все умирают. Заснул навсегда и всё.
Каждый человек, живущий со взглядом «Я и бог», ограничивает свои возможности рамками естественных, для каждого живого существа, потребностей и становится зависимым от внешнего мира. Такой человек ― раб, потому, что любые его «хочу» и «не хочу», привычки и наслаждения рождают зависимость, и как следствие страдания. Далее, вполне естественное желание избежать этих страданий, иногда любой ценой. С годами убеждаешься как все в этом мире временно и шатко.
Общество людей, преимущественно с таким мировоззрением, формируют в рамках человеческих возможностей, ту историческую среду в которой мы живем. У человека со взглядом «Я и бог», как правило, формирует уникальное взгляды на жизнь, со своими персональными ценностями и приоритетами. Такие люди, в основном, формируют пёструю разновекторную структуру Человечества на Земле. Каждая группа людей поклоняется своему языческому божку или богам, будь то государство, религия, национальность, экономическое благосостояние, утверждение себя в науке, искусстве, политике или беззаветная служба на пути к власти, обладанию материальными ценностями, достижение славы, удовольствия и другим человеческим страстям. Неповторимая человеческая личность на этом пути унифицируется до индивидуума, типичного представителя своей группы: американец, мусульманин, бюргер, ученый, артист, президент, нищий и т.д. Каждая такая группа стремится к своим целям, имеет свои интересы и при этом, имеет свои средства достижения этих целей и защиты своих интересов. Взгляд «Я и бог», сам по себе определяет только форму мировосприятия человеком, иногда у него формируется соответствующее мировоззрение. Но с таким взглядом, можно потерять верную ориентацию в своих стремлениях и жизненных ценностях, исказить в своей душе нормальное восприятие добра, сформировать
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Дневник Evgeniy_Sil 10-11-2010 12:57


Силаев Евгений Васильевич. 1947 г.р.
Инженер НПО «Хартрон», г.Харьков. В 1972 году закончил инженерно-физический факультет Харьковского политехнического института. Специальность: проектирование автоматических и автоматизированных систем управления. Увлекается вопросами истории религии, богословия иконы, истории и философии культуры.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии