«Ма́стер и Маргари́та» — известный роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Жанр романа трудно однозначно определить, поскольку роман многослоен и содержит в себе множество жанров и элементов таких жанров, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, философская притча. На его сюжет сделано множество театральных постановок и несколько фильмов (в Югославии, Польше, Швеции, России).
Роман (булгаковеды его называют ещё мениппеей и свободной мениппеей) «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя, Елена Сергеевна Булгакова, в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.
Булгаков не был уверен, что роман «Мастер и Маргарита» будет опубликован при советской власти. Только через двадцать шесть лет после смерти писателя роман всё же был опубликован, за двадцать пять до окончания советской власти, и приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции (вплоть до того, что распространялся в перепечатанных вручную экземплярах).
По сохранившимся в архиве многочисленным выпискам из книг видно, что источниками сведений по демонологии для Булгакова послужили посвящённые этой теме статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, книга М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904) и книга писателя Александра Валентиновича Амфитеатрова (1862—1938) «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков»[1].
Содержание [убрать]
1 Сюжет
2 Место и время основных событий романа
3 Трактовка романа
3.1 Ответ на воинствующую атеистическую пропаганду
3.2 Герметическое толкование романа
3.3 Философская трактовка
3.4 Трактовка А. Зеркалова
3.5 А.Барков: «Мастер и Маргарита» — роман о М.Горьком
4 Персонажи
4.1 Москва 30-х годов
4.1.1 Мастер
4.1.2 Маргарита
4.1.3 Воланд
4.1.4 Фагот (Коровьев)
4.1.5 Азазелло
4.1.6 Кот Бегемот
4.1.7 Гелла
4.1.8 Михаил Александрович Берлиоз
4.1.9 Иван Николаевич Бездомный
4.1.10 Степан Богданович Лиходеев
4.1.11 Никанор Иванович Босой
4.1.12 Иван Савельевич Варенуха
4.1.13 Григорий Данилович Римский
4.1.14 Жорж Бенгальский
4.1.15 Василий Степанович Ласточкин
4.1.16 Прохор Петрович
4.1.17 Максимилиан Андреевич Поплавский
4.1.18 Андрей Фокич Соков
4.1.19 Николай Иванович
4.1.20 Наташа
4.1.21 Алоизий Могарыч
4.1.22 Аннушка
4.1.23 Фрида
4.1.24 Барон Майгель
4.1.25 Арчибальд Арчибальдович
4.1.26 Аркадий Аполлонович Семплеяров
4.2 Иерусалим, I в. н. э.
4.2.1 Понтий Пилат
4.2.2 Иешуа Га-Ноцри
4.2.3 Левий Матвей
4.2.4 Иосиф Каифа
4.2.5 Иуда
4.2.6 Марк Крысобой
4.2.7 Афраний
4.2.8 Низа
5 Версии
5.1 Первая редакция
5.2 Вторая редакция
5.3 Третья редакция
6 История публикации романа
7 Интересные факты
8 Адаптации романа[12]
8.1 Театральные постановки
8.1.1 В России
8.1.2 В других странах
8.2 Экранизации
8.3 В музыке
8.3.1 Песни
9 Библиография
10 См. также
11 Ссылки
12 Примечания
[править]Сюжет
Сатана (представившийся в произведении как Воланд) странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву тридцатых годов, — место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа. Правда, в Москве живёт один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иисуса и отправившем его на казнь римском прокураторе Понтии Пилате; но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело, в том числе, трепетное отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников-литераторов. Роман он сжёг.
Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: (Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла). Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитация деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары). Воланд вместе со всей своей свитой поселяется в «нехорошей квартире» на Садовой — в квартире, откуда уже в течение нескольких лет исчезают люди (исчезают, правда, без помощи сверхъестественных сил, так как описание этих таинственных исчезновений является намёком Булгакова на репрессии 30-х годов).
Маргарита, возлюбленная Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном — найти и вернуть его. С ней знакомится Азазелло, который даёт ей надежду на исполнение её мечты в том случае, если она согласится исполнить для Воланда одну услугу. Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и всей его свитой. Воланд
Читать далее...