Случаи ошибочного определения сюжета произведений изобразительного искусства, выставляемых на арт-аукционах достаточно часты, и в последнее время их становится всё больше, и они становятся всё нелепее. Об одном из таких случаев я рассказал в своем предыдущем посте – о том, как герои «Освобожденного Иерусалима» превратились - она – в Жанну Д’Арк, а он – непонятно в кого…
Случай, о котором я расскажу сейчас, не столь вызывающе нелеп, но – достаточно забавен.
22 мая 2014 года на аукционе Кристи был выставлен на продажу большой рисунок известного немецкого рисовальщика Конрада Мартина Метца «Персей и Андромеда».
Вот страница Интернет-каталога аукциона:
[показать]
На первый взгляд, все необходимые признаки этого сюжета из греческой мифологии на рисунке присутствуют: море, нагая дева, прикованная к скале, морское чудовище, с явно нехорошими намерениями подплывающее к прекрасной деве, и – герой, спасающий несчастную деву от ужасной смерти.
[показать]
(изображение кликабельно)
Но чем внимательнее всматриваешься в рисунок, тем всё больше убеждаешься, что этот герой – нисколько не Персей.
А если он – не Персей, то кто эта дева (если она не Андромеда) и что за историю решил поведать нам своим рисунком немецких художник?
Сделаем небольшое отступление.
В мировой живописи насчитывается несколько сюжетов со спасением отважным героем красавицы, отданной на растерзание (приносимой в жертву) морскому чудовищу.
Помимо известной всем Андромеды (дочери эфиопского царя, отданной в жертву чудовищу, насланному на Эфиопию Посейдоном), где в роли спасителя выступил Персей, в подобной чрезвычайной ситуации оказалась Гесиона, дочь троянского царя Лаомедонта, разгневавшего всё того же Посейдона. Спас девушку мимо проходивший Геракл.
Своеобразным «римейком» античного сюжета стали события в эпической поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», в которой опасность гибели в пасти морского чудовища, насланного Протеем на остров Эбуда, грозит сразу двум красавицам – дочери катайского (не опечатка!) императора Анджелике, и дочери правителя Голландии - Олимпии.
Анджелику спасает от гибели рыцарь Руджеро (Руджьер), а Олимпию – паладин Роланд (Орландо).
Несмотря на схожесть ситуации и сходство (если не тождество) главных действующих лиц, имеются достаточно четкие отличительные признаки, позволяющие точно идентифицировать происходящее на той или иной картине..
Оставим в стороне те объекты, которые могут быть без ущерба перенесены из одной картины в другую – это море, скала, чудовище и нагая дева.
Правда следует заметить, что поскольку Андромеда – эфиопка, то ее должен выдать цвет кожи, однако, лишь единичные художники изобразили темнокожую Андромеду – Абрахам Дипенбек ( картина известна только по гравюре) и Иоахим Зандрарт.
[показать]
Bernard Picart (printmaker), after Van Diepenbeeck. Netherlands (1731), after original (1655) (кликабельно)
[показать]
J. J. von Sandrart, The Rescue of Andromeda, Nuremberg 1698
Все остальные художники предпочитали изображать Андромеду белокожей.
Но сфокусируемся на спасителях.
Отличительными признаками Персея являются – крылатые сандалии (многие художники заменяли их крылатым конем – Пегасом, более живописно выигрышным объектом, чем сандалии «с крылышками», короткий меч и блестящий щит, на котором может быть закреплена отрубленная голова Медузы Горгоны. Свою атаку на чудовище Персей осуществляет с воздуха, разя чудовище мечом, а, убедившись в его непробиваемости, обращает в камень с помощью взгляда Горгоны.
Все эти признаки представлены как на гравюре Дипенбека, так и на приведенных ниже картинах.
[показать]
Giuseppe Cesari “il Cavaliere d'Arpino”, c. 1590–1600
[показать]
Giulio Bonasone, c. 1530–75 (кликабельно)
[показать]
Jean-Baptiste Philippe Èmile Bin, 1865
Но ни одного из этих признаков нет у персонажа рисунка Конрада Метца!
Идем дальше.
Геракл, спасая Гесиону, действовал в обычной, сокрушительной манере, и оглоушил чудище своей огромной дубиной, подплыв к нему на лодке.
Львиная шкура, служившая Гераклу доспехом, и дубина – как оружие, делают этот персонаж настолько узнаваемым, что идентифицировать персонаж рисунка с Гераклом просто невозможно.
[показать]
Charles le Brun, c. 1650–55
[показать]
Jacob Toorenvliet, c. 1704
Остаются – персонажи «Неистового
Читать далее...