Если вы читаете эту запись, то, по-видимому, тем или иным образом заинтересовались психологией, психотерапией, психоанализом, юнгианским анализом.
* Возможно, кому-то из ваших близких (взрослых или детей) нужна психологическая помощь, и вы не знаете, к кому обратиться, как выбрать специалиста, как сориентироваться в различных методах и подходах (их действительно очень много).
* Возможно, вы чувствуете, что помощь нужна вам, и не уверены, что готовы доверить свои переживания незнакомому человеку, пусть даже специально для этого подготовленному (это действительно может быть довольно трудным первым шагом).
* Возможно, вы осведомлены в психологии, читали Юнга или Лакана, Фромма или Калшеда, Гиппенрейтер или Бедненко, журнал Psychologies или статьи на сайте Флогистон, и вам в голову приходила идея: что если это оказалось бы интересно - обнаружить в себе все те сложные, пугающие, красивые, невероятные, до боли знакомые или странные переживания, о которых столько написано (это действительно захватывающее приключение).
В любом случае, вы можете прийти на одну встречу и прояснить все, что пока остается неясным:
- нужен ли вам анализ или психотерапия,
- что это может вам дать,
- к чему надо быть готовым,
- подходит ли именно вам именно этот метод,
- как вообще выглядит работа с психологом.
Для этого нужно предварительно договориться о встрече, написав письмо (Clinical.center.maap@gmail.com) или позвонив по телефону (8(903)137-99-00). Можно предварительно выбрать, с кем из специалистов вы хотели бы встретиться (вот здесь есть информация о нас), а можно положиться на случай и просто записаться на подходящее вам время. Говорят, клиенты и психологи всегда находят друг друга неслучайным образом, - в этом, наверное, есть доля правды.
Аналитическая психология – это традиционное направление глубинной психологии, в основе которого - представление о внутреннем источнике роста и творчества в душе человека. Метод практической помощи людям на основе аналитической теории называют юнгианским анализом. Главная цель такой психологической работы – полное раскрытие творческого потенциала души, устранение причин, мешающих реализовать свои замыслы, получать удовольствие от жизни, выйти из замкнутого круга ежедневных проблем.
Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии великий швейцарский психиатр считал, что душа любого человека от природы имеет потенциал к самоисцелению. Психотерапевт должен найти это здоровое зерно и помочь пациенту «оживить» душу. Обратившись к психологу, человек получает возможность полностью интегрировать свои ресурсы, стать более открытым для изменений и использовать их энергию. В процессе психотерапии люди учатся менять свою жизнь, отношения с другими людьми, добиваться успеха и получать удовольствие от полноты и гармонии мира.
* Юнгианский анализ, психотерапия, консультирование
Психолог помогает клиенту осознавать то, что с ним происходит, изменять все то, что человека не устраивает в его жизни. Специально организованная процедура общения позволит вам наблюдать свои проблемы изнутри, исследовать их вместе с аналитиком и научиться разрешать их и управлять ими прямо в терапевтическом кабинете.
Психологическая работа позволит вам избавиться от тревог и страхов, которые ограничивают вас и мешают действовать. Вы научитесь понимать язык, на котором с вами говорит ваша душа. Мечты, сновидения, творческие идеи – все это имеет глубокий смысл, в котором нуждается человек, чтобы сделать свою жизнь одухотворенной.
Юнгианский анализ позволяет справляться с различными трудностями, например:
* Консультации для родителей. Детский анализ и терапия
Раскрытие природы и возможностей человека в юнгианском анализе делает его основным направлением работы с детьми в современной психологии. Раскрытие творческих возможностей, реализация своего потенциала важны не только для взрослых. Дети тоже нуждаются в поддержке своего «Я», в том, чтобы уметь справляться с конфликтами, стрессом и негативными переживаниями. Поэтому им бывает нужна помощь специалиста, владеющего методами работы с детьми.
Конфликты и несогласие – естественная часть семейной жизни: так мы выясняем отношения, устанавливаем границы. Но иногда отчуждение и холодность в отношениях настолько возрастают, что с ними не справиться с помощью советов близких или чтения популярной психологической литературы. Часто это происходит с родителями, утрачивающими контакт с детьми. Они чувствуют одновременно злость на ребенка и страх за него, переживают свою родительскую беспомощность. Ребенок тоже страдает – теряет интерес учебе, прежним друзьям, становится груб, капризен. Тогда важно не откладывая скорректировать отношения с ребенком.
Зачастую к психологу обращаются, когда возникают такие детские проблемы:
Как выглядит работа психолога, как можно получить психологическую помощь, чего ожидать и как достичь максимального результата - подобные вопросы в явном или неявном виде возникают у каждого, кто рассматривает для себя возможность обращения за помощью к психологу. В конце концов, психологические услуги для многих людей - дело незнакомое.
Если, купив машину, мы ожидаем, что она будет сама нас возить в нужные места, то будем разочарованы. Чтобы получить от машины то, для чего она предназначена, надо научиться ее водить, а потом активно управлять процессом. В психотерапии клиент тоже должен проявлять собственную активность, предпринимать определенные действия, соблюдать свод правил, - и тогда сможет успешно "доехать" до "места назначения".
Надеюсь, некоторые подсказки помогут вам сориентироваться в теме и в итоге быстрее достичь полезного эффекта. Я написала краткие ответы на основные, самые общие вопросы о работе психолога:
* Частота, время и длительность встреч с психологом (сессий).
* Общая длительность работы, ожидания, объективные ограничения... Так сколько времени нужно работать?
* Готовиться ли к встрече с психологом заранее (делать ли что-то между сессиями).
* О чем говорить во время встречи с психологом.
...Продолжение следует.
*******
Кто определяет, о чем пойдет разговор
Тему и направление разговора задает клиент, моя задача - посредством своих вопросов, замечаний, реакций помочь ему полнее развернуть перед самим собой происходящее в его душе, чтобы человек сам лучше понял и почувствовал, что с ним происходит в данную минуту и в данный период жизни, куда он может двигаться дальше. Я могу задавать вам вопросы, но лишь для того, чтобы помочь вам свободно выражать все, что происходит с вами, и чтобы обратить ваше внимание на такие аспекты ваших содержаний, которые, может быть, ускользают от вашего сознания, а со стороны могут быть заметнее. В результате разговора, построенного на таком принципе, человек способен обнаружить, что в его душе происходит гораздо больше различных сложных и содержательных процессов, чем ему, возможно, казалось. А это значит, что и возможностей и вариантов для решения жизненных задач становится тоже больше.
Нужно ли говорить совершенно все, что приходит в голову
Основное правило психоанализа, введенное З.Фрейдом, настаивает на том, чтобы клиент говорил абсолютно все, что приходит ему в голову. Мне кажется, в такой формулировке звучит излишнее принуждение, давление на клиента. Поэтому я скорее предлагаю говорить обо всем, что вы сочтете возможным сказать. И далее я лишь надеюсь, что могу достаточно деликатно принять вашу откровенность, чтобы вы могли почувствовать безопасность и доверие, высказываться свободнее. Такая безопасность и свобода - залог того, что вы сможете лучше и полнее понять себя и свою жизнь во всех проявлениях, найти смысл всего, что с вами происходит, - и обнаружить наилучшее подходящее вам направление для движения дальше.
О чем именно говорить
Понятно, что человек станет говорить прежде всего о том, что его больше всего волнует в данный момент. К этому очевидному наблюдению я бы хотела сделать два дополнения:
* Чтобы разобраться с волнующей вас проблемой, нужно не только сосредоточиться на ней самой, но и увидеть ее на каком-то фоне, в более широком контексте. Поэтому полезно говорить не только конкретной сложности, но и описывать сопутствующие обстоятельства, даже если их связь не очевидна. Например, говоря о бессоннице, важно припомнить, что обычно предшествует ей днем, или перед какими событиями она обостряется, а также что вы ели, пили или принимали (лекарства) в период бессонницы.
* Если дать сознанию бОльшую свободу, не принуждать его сосредотачиваться лишь на главной задаче, оно способно само открыть неожиданные связи, породить творческое решение (как в пословице "Утро вечера мудренее"). Поэтому полезно в разговоре о конкретной теме обращать внимание даже на самые непонятные и неожиданные ассоциации, возникающие по ходу дела. Это может быть ценной информацией для анализа проблемы, обогащать и уточнять картину происходящего. Например, говоря о той же бессоннице, человек вдруг может почему-то подумать об одном недавно увиденном фильме, сюжет которого никак не связан с бессонницей. Обсуждая эту ассоциацию, можно обнаружить, что, например, злоключения главного героя отражают то, о чем клиент на самом деле мучительно и бесплодно думает во время бессонных ночей, - и так ассоциация указывает на причину бессонницы и на то, какие вопросы следует разрешить, чтобы бессонница прошла.
Нужно ли говорить только о проблемах, имеет ли значение повседневная жизнь
Полезно говорить о том, что вас волнует. А волновать могут не только проблемы, но и радости, и хорошие идеи, и удачи, и планы на будущее. В них - как и в проблемах - точно также отражаются наши душевные процессы, и в разговоре о приятных вещах можно так же глубоко понять, что с вами происходит и куда вам двигаться дальше.
Повседневная жизнь ничуть не менее важна, чем воспоминания детства, отношения с супругом, сновидения или телесные симптомы. Ведь даже (а то и прежде всего) в быту мы действуем согласно нашим общим личностным приоритетам, организуем нашу повседневную жизнь на основе наших более общих взглядов на жизнь. Как мы питаемся и одеваемся, по каким маршрутам передвигаемся по городу, предпочитаем ли автомобиль или общественный транспорт - все эти обычные вещи каждый человек делает, вкладывая в это собственный смысл, а не только подчиняясь внешним обстоятельствам.
Зачастую в том, как обустроено наше жилище, мы можем, как в зеркале, увидеть отражение нашего внутреннего пространства, душевного интерьера: уютно ли там, нет ли лишних вещей или мусора, хватает ли простора... Обставили ли вы квартиру по фен-шую или сваливаете вещи кучей в углу, любите ли принимать гостей или прячетесь дома, как моллюск в раковине, - разговор с психологом об этом может помочь вам увидеть со стороны свою жизнь в целом, обнаружить в ней новые возможности, в том числе, в отношении актуальной проблемы.
Об
*******
Готовиться ли заранее к первой встрече с психологом
Даже если вы решите не готовиться, какой-то процесс подготовки, ожидания уже начинается с того момента, когда вы подумаете о возможной встрече. Поэтому ничего специально предпринимать не надо, лучше просто прислушаться к себе - что с вами происходит сейчас, когда вы только собираетесь увидеться с психологом. Ведь когда мы что-то планируем, у нас возникают естественные размышления, фантазии, предчувствия, желания и намерения: что меня там ждет, как сложится беседа, что я скажу, помогут ли мне...
Наверняка вы будете размышлять о том, как сформулировать свою проблему, вопрос, задачу, - мысленно испробуйте разные формулировки, поищите наиболее точную, такую, чтобы она действительно отражала ваши переживания, опасения, сомнения, надежды. В процессе такого обдумывания вы фактически уже начинаете процесс психологической работы, - как музыкант пробует инструмент перед выступлением, как спортсмен разминается перед тренировкой. Подумайте о том, с какого момента вы стали беспокоиться о вашей проблеме и с чем, по-вашему, она могла бы быть связана в вашей жизни - что вы могли бы предположить насчет ее причин. Сам процесс размышлений об этом уже создает условия для того, чтобы проблемная тема начала раскрываться перед вашим сознанием, и вы в дальнейшем смогли бы увидеть ее в новом свете, с новыми возможностями решения, - в этом вам и поможет психолог.
Кроме рациональных размышлений, дайте себе возможность свободно фантазировать в связи с вашим обращением к психологу. Например, если вы не были до этого лично знакомы с вашим психологом, а знаете его/ее только заочно (обратились по рекомендации, поговорили только по телефону, читали в интернете и т.д.), то отметьте, каким вам представляется психолог и его реакции, поведение в разговоре с вами: приходит ли вам на ум опасаться осуждения или поддержки с его/ее стороны, или вам представляется тот или иной стиль его/ее поведения. Возможно, пока вы ожидаете первой встречи, вам будет что-то сниться, или станут всплывать воспоминания, которые как-то связаны с тем, в связи с чем вы хотели бы обратиться к психологу. Или вы заметите неожиданные совпадения, - например, кто-то из знакомых, не зная о ваших планах, скажет вам, что собирается идти к психологу. Или в книге, которую вы читаете, вдруг наткнетесь на слова, будто описывающие ваше нынешнее состояние. Речь не о мистических явлениях, а о том, на что настраивается ваше восприятие, какие образы сознание выхватывает из окружающего мира, в чем узнает себя. Обратите внимание на все эти вещи, поделитесь своими наблюдениями с психологом при первой встрече, - это даст хороший, содержательный старт вашему сотрудничеству.
Делать ли что-то между встречами
Так же, как и в ожидании первой встречи, вы можете предаваться как рациональным размышлениям на волнующую вас тему, так и обращать внимание на произвольно всплывающие мысли, образы, воспоминания, сновидения.
Посвятив насущной теме разговор с психологом, вы - даже не очень осознавая это - будете еще какое-то время находиться в состоянии активного контакта со своим внутренним миром. Как в пословице "Утро вечера мудренее", иногда надо намеренно отложить в сторону проблемные размышления, забыть о том, что волнует больше всего, - и, таким образом, дать глубинным душевным процессам проделать свою работу, сдвинуться с места, обработать новые впечатления и идеи. Эту работу проделывает для нервной системы состояние сна. А в контексте работы с психологом эта бессознательная переработка опыта происходит в паузах между встречами. Другое дело, что эта внутренняя душевная активность через какое-то время приостанавливается, затихает, - поэтому важно, чтобы встречи с психологом происходили регулярно и не слишком редко. Обычно это 2 раза в неделю (подробнее об этом).
Единственная "домашняя работа", которую я прошу клиентов делать между встречами, - это запись сновидений. Сновидения - ценнейший материал, который дополняет и обогащает то, что есть в нашем сознании. Самые странные, короткие и, казалось бы, бессмысленные сновидения дают возможность нашему сознанию освободиться от привычных стереотипов, уловить более тонкие и важные нюансы душевной жизни. Опираясь на материал сновидений, человек получает шанс выразить такие переживания, которые еще непонятны ему самому, и найти смысл в самых сложных и затруднительных ситуациях реальной, "дневной" жизни. Поэтому я прошу клиентов держать у изголовья блокнот и карандаш, чтобы иметь возможность сразу же после пробуждения записать сон. Запись важно делать как можно скорее, так как сны очень быстро забываются, особенно подробности.
Безо всякого задания от психолога вам может захотеться однажды нарисовать что-то, или вы обнаружите,
*******
Длительность работы зависит от намерений и готовности клиента, это может быть как краткосрочная работа (от нескольких встреч до полугода), так и длительный анализ (в среднем 2-4 года, но все, конечно, очень индивидуально и решается аналитиком и клиентом совместно в ходе работы). Скажу о нескольких отдельных аспектах этого вопроса. Позднее, возможно, напишу более развернутый материал об этом.
Ваши ожидания
Длительность работы изначально, конечно, заявляется клиентом - ведь у вас есть некие ожидания, готовность к тому или иному "заплыву", на ту или иную дистанцию. Вы никак не должны обосновывать эти свои ожидания, потому что они тоже могут составлять важную информацию о том, каково ваше душевное состояние, каковы потребности, - даже если трудно сказать конкретно, почему вы настроены на 3 встречи или на 3 года.
Не обязательно, чтобы мы с вами действительно стали работать столько, сколько вы изначально решили. Например, вы вольны закончить работу раньше, чем планировалось. Или продлить работу, которая изначально была ограничена коротким сроком. Единственное правило, которое нужно иметь в виду, - это то, что завершение работы должно происходить не резко, а постепенно. И чем длительнее была работа, тем больше времени нужно дать душевным процессам для плавного, нетравматичного и эффективного завершения. Об этом я напишу позже более подробно, так как тема завершения работы с психологом очень интересна и важна.
Объективные обстоятельства, ограничения
Понятно, что иногда есть внешние обстоятельства, которые диктуют те или иные ограничения. Например, в Москве вы в командировке, или собираетесь уезжать из города (или из страны) жить в другое место, - и это изначально задает время окончания работы, объективный предел. В таком случае можно лишь обсуждать, сколько встреч мы успеем сделать за это время и какому содержанию успеть уделить время. Например, это может быть конкретная тема (отношения с определенным человеком, выбор пути карьерного развития и т.п.) или симптом (например, работа лишь со страхом публичных выступлений).
В других ситуациях внешними обстоятельствами являются финансы, - например, выделенная ограниченная сумма, которую клиент может и готов потратить на работу с психологом (единовременно или в месяц). Можно уложиться в подобные ограничения, оговорить их заранее. При этом не стоит сбрасывать со счетов две дополнительные возможности:
* Как правило стоимость одной встречи подлежит обсуждению, и в отдельных случаях я могу делать некоторую скидку от базовой цены.
* В процессе работы (даже если это всего несколько встреч) клиент может обнаружить новые возможности заработка и, таким образом, продолжения работы с психологом.
Еще один вид объективных рамок - физическая дистанция, которую клиенту приходится преодолевать для встречи с психологом. Например, если вы живете в Подмосковье или в другой области и бываете в Москве наездами. В таком случае можно обсудить возможность "шаттловых" встреч - то есть по нескольку встреч в каждый ваш приезд с последующим относильно большим перерывом. Конечно, такой режим проигрывает обычному регулярному сеттингу, но имеет и свои специфические преимущества и вполне может быть приемлем, если иное невозможно. (К слову, в таких случаях, когда клиент живет далеко, некоторые мои коллеги работают по скайпу или аське. Я так не работаю, поэтому ничего сказать про этот формат не могу. Но понятно, что иногда это единственный способ найти для себя возможность психологической помощи, и хорошо, что теперь есть такие технические средства для этого).
Наконец, главным, казалось бы, фактором длительности психологическом работы является суть и сложность ваших проблем. И действительно, для некоторых тем я готова почти сразу предположить и рекомендовать какую-то определенную длительность работы. Например, если речь идет об обретении независимости от родителей и обустройстве самостоятельной жизни, я предполагаю работу в течение 2-3 лет. Но никто не может решить это однозначно за вас. Повторю уже сказанное выше: вы вольны выбирать время работы (сразу или уточнять его в процессе), остановить работу в любой момент или, наоборот, предложить продлить изначально краткосрочную работу. В любом случае это вопрос, который мы с вами можем и должны обсуждать.
Так сколько должна длиться работа с психологом
Некоторые мои коллеги готовы изначально говорить о том, сколько встреч или сколько времени потребуется для решения той или иной проблемы. Такой подход звучит весьма разумно и здраво, имеет право на жизнь, дает свои плоды и приемлем для многих клиентов. Мой подход несколько иного свойства. Я не предлагаю вам купить результат и не торгуюсь по поводу времени его достижения.
Я предлагаю сопровождать вас на пути к результату
*******
Частота и время встреч
По моему опыту и в соответствии со спецификой метода наиболее эффективен режим встреч 2 раза в неделю. Я работаю только по будним дням. А время встречи может быть очень разное - в зависимости от того, что приемлемо и удобно и для клиента, и для меня. Это может быть утро с 9 часов, а вечерний прием идет до 22 часов (т.е. самое позднее начало сессии - в 21.00).
Есть такое наблюдение, что работа 2 раза в неделю более, чем в 2 раза, эффективна по сравнению с 1 разом в неделю. Действительно, мне не раз приходилось замечать, что процесс психологической работы при каждой встрече клиента и психолога как бы получает импульс к движению, словно раскручивается какой-то массивных маховик турбины. До следующей встречи инерция этого движения может затихнуть - и если перерыв неделя или больше, то движение затихает довольно существенно. Кажется, что что-то остывает без "подогрева" между редкими встречами.
А при встречах 2 раза в неделю это затихание гораздо меньше, движение продолжается, и не нужно тратить дополнительных усилий и времени, чтобы вспомнить, на чем мы остановились в прошлый раз, восстановить эмоциональный настрой, ощущение понимания и контакта между нами, - то есть создать условия для эффективной психологической работы.
Регулярность встреч
Мне представляется, что психологическая работа (будь то анализ, терапия, консультирование) обладает свойствами некоего потока, процесса, который требует регулярной подпитки, внимания. Одними сознательными усилиями полностью управлять им невозможно. Настроившись на работу, поймав некую волну душевного движения, хорошо бы поддерживать ее, помогать ей работать на вас и совершать полезные изменения. Похоже на раскачивание качелей, когда мы улавливаем естественные колебания - и стараемся движениями тела войти с ними в резонанс, усилить их. Другая аналогия - езда на велосипеде: вы сохраняете баланс и продвигаетесь вперед, пока нажимаете на педали.
В этой связи важно соблюдать правила, касающиеся отмены сессий (встреч), отпусков и т.д. На этот счет нет единого правила, которого придерживались бы все психологи. Даже среди моих коллег - юнгианских аналитиков (аналитических психологов) практикуются разные варианты правил. Я придерживаюсь таких рамок:
* Встречи происходят регулярно по оговоренным дням недели, в оговоренное время, удобное обоим участникам работы. Перенос встречи мы можем сделать лишь в отдельных случаях, - например, в связи с праздничными днями. Изменение дня и времени встреч возможны, но делаются в крайнем случае, если сохранять прежнее расписание нет никакой возможности.
* Отмена или перенос встречи делаются заранее, как минимум - за сутки до встречи. Если инициатива принадлежит мне, я стараюсь сделать это как можно более заранее.
* Если клиент не может прийти в оговоренное время, он/она старается сообщить об этом заранее. Если это сделано за сутки (или ранее), то отмененная встреча не оплачивается. Если клиент отменяет встречу позднее (в последние сутки перед встречей), то оплачивает отмененную встречу (приносит деньги в следующий раз).
Длительность одной встречи
Обычная длительность одной встречи - 50 минут. Подразумевается, что это время включает и приход, и уход, и время на то, чтобы переобуться или снять/надеть пальто, и т.д. То есть ваши 50 минут начинаются с момента вашего звонка в дверь и заканчивается, когда вы выходите, и дверь за вами закрывается.
Соблюдение временнЫх границ встречи имеет не только социальный смысл, то есть является не только правилом этикета, приличий и т.п. В контексте психологической работы соблюдение границ - это необходимая часть работы по созданию и поддержанию безопасного пространства, в котором клиент может чувствовать возможность свободно и безопасно раскрывать свои душевные содержания (перед собой и психологом). Такая, казалось бы, мелочь, как соблюдение границ времени невольно определяет ощущение той или иной степени безопасности и надежности пространства этой работы с психологом.
В этом смысле опоздания или приходы раньше времени тоже осмысляются не столько в контексте этикета (и уж точно не для осуждения клиента), сколько с точки зрения смысла этих событий в контексте содержания психологической работы. Ведь иногда (и очень даже часто) мы не замечаем, не осознаем каких-то своих душевных импульсов, и они находят свое выражение в поступках - и опоздания, например, являются иногда примером такого выражения бессознательных мотивов, даже если случаются из-за объективных обстоятельств (пробки и т.д.). Обсуждать такие колебания клиента в отношении рамок времени - важная часть работы с психологом, которая позволяет внести в пространство терапевтических отношений даже не осознаваемые содержания и переживания клиента.
Об авторе:
Каковы общие истоки психологических проблем в семьях с приемными детьми?О чем приемным родителям нужно подумать заранее, еще до усыновления?В чем помогает психотерапия, какие задачи она решает в таких ситуациях?
Об этом мы говорили с коллегами – специалистами Клинического центра аналитической психологии, Натальей Александровной Писаренко и Марией Игоревной Прилуцкой, которые работают с детьми и, в том числе, имеют большой опыт работы помощи семьям с приемными детьми.
Юлиана Пучкова: Коллеги, скажите, пожалуйста, с какими проблемами к вам сегодня обращаются семьи с усыновленными детьми?
Наталья Писаренко: Во-первых, все больше приемных родителей не считает нужным сохранять тайну усыновления, на это работает общественное мнение, реклама, в конце концов, опыт других стран, западных звезд. Усыновление (как и бездетность) перестало быть постыдным.Во-вторых, эта тенденция к открытости приводит и к признанию существующих в приемных семьях проблем. Когда люди больше не боятся признаться, что взяли ребенка из детдома, то они и между собой, и с самим ребенком могут говорить об этом: у нас проблемы, давайте их решать. Среди моих клиентов стало заметно больше таких семей, именно в последние годы. Это совершенно специфический слой проблем – возникающих в семье, где ребенок одновременно и «свой», и «чужой».
Самый распространенный страх приемных родителей, - что ребенок принесет в семью наследственные патологии, негативные черты характера. В некотором смысле, это реальная проблема – поэтому ребенка обследуют, его должны наблюдать врачи, педагоги, психологи, это реальность наших детдомов – дети там развиваются с задержкой, им не хватает элементарного ухода. Но есть еще психологический план этой проблемы: мы берем нечто неизвестное в нашу среду. Мы почему-то не можем фантазировать, допустим, что это ребенок – носитель «гена гениальности». Или что генетически он будет даже более сильным и здоровым или более спокойным. Нет, проецируется только негативное. Потому что внутри семьи теневые аспекты, как им полагается, вытесняются, их как будто нет.
Ю.П.: Родители усыновляют темную лошадку, кота в мешке. И усыновленный ребенок появляется как носитель этой Тени.
Мария Прилуцкая: С наследственностью можно иметь дело. Мне нравится социальная реклама, где говорится, что приемный ребенок может стать родным.
Ю.П.: Нет ли в этой рекламе подвоха, - обещания, что с приемным ребенком будет так же, как было бы с родным, а если нет, то проект не удался?
Н.П.: Дело в том, что так может быть и с родным ребенком, если его рассматривать как проект: я его родил, а он меня не удовлетворил. Просто про родного ребенка не скажешь «лучше бы я тебя не брал» или «сдам тебя обратно в детдом», а тут такие мысли возможны. Так что я не считаю, что реклама, которую упомянула Мария, так уж хороша. Она работает на первом этапе – этапе принятия решения, начала отношений с ребенком, чтобы поддержать родительское вдохновение в первые месяцы. А потом приемные родители зачастую получают настолько жесткие проявления реальности, что порой впадают в ступор из-за несоответствия реальности их мечтам. И они иногда начинают себя так чудовищно вести себя по отношению ребенку (и в ответ на его провокации, и по собственному почину), что в какой-то момент просто ужасаются сами себе. Возникает сильное чувство вины за те моменты, когда они бывают жестоки.
М.П.: Я думаю, если бы меня спросили, что требуется родителям, которые хотят усыновить ребенка, я бы сказала: требуется психотерапия родителей. Психотерапия, связанная, например, с травмой невозможности иметь родных детей. А также с подготовкой к новой роли.
Ю.П.: То есть это то, что всегда подразумевается за кадром, когда вам приводят уже принятого ребенка.
М.П.: Да. Еще, мне кажется, важно сказать вот про что. В чем разница между родным и приемным ребенком? В том, как его получает мать. Родного она вынашивает и рожает. За время беременности у нее формируется родительское отношение к нему еще до того, как ребенок появился, на основе фантазий, мечтаний, опыта. Так она подготавливает определенное психологическое место для этого ребенка. Тогда как мать, которая берет ребенка на усыновление, еще не подготовила это место, эмоционально не выстроила его. И для этого ей нужна психотерапия. Эту задачу надо решать, она сама автоматически не решится.
Ю.П.: Мне интересно насчет той рекламы. Как вы сказали, она хороша только для одной, первой части родительского опыта усыновления, - той, где есть вдохновение, желание, надежды. И как будто чего-то в ней не хватает, нет места сложностям, реальности. Если бы
«Школа» - практикум для психологов, которые хотят совершенствоваться в рамках юнгианского направления. Это программа развития аналитического мышления и формирования индивидуального терапевтического стиля. Она предназначена для начинающих психологов с базовой теоретической подготовкой, тех, кто думает о развитии собственной практики и развитии собственного стиля в работе и собирается работать со «сложными» клиентами.
![]() |
Московская ассоциация аналитической психологии представляет:"Школа" - практикум по развитию аналитического мышления и формированию индивидуального терапевтического стиляМы приглашаем: - начинающих психологов с базовой теоретической подготовкой, - тех, кто думает о развитии собственной практики, - тех, кто думает о развитии и совершенствовании собственного стиля в работе - тех, кто собирается работать со "сложными" клиентами; ...и всех, кто хочет совершенствоваться в рамках юнгианской практики. |
* Первая встреча: а что дальше?
* Как преодолеть профессиональную неуверенность?
* Как сформировать стабильную практику?
* Что тормозит профессиональное развитие?
* "Сложный клиент": как эффективно работать с переносом и контрпереносом?
Это будет краткосрочный обучающий интенсив - учебный семинар из 5 занятий.
Начало работы - в апреле.
Место - м. Китай-город. Занятия будут проходит по средам, с 18.00 до 21.30 в формате закрытой группы.
У вас будет:
- много упражнений и их разбор (бонус! мы будем учиться придумывать упражнения для вашей
собственной терапевтической и преподавательской практики);
- новые методы работы и понимание их специфики в разных случаях;
- новый взгляд на работу с мифологическими, сказочными и литературными сюжетами;
- возможность разбирать проблемные случаи, в том числе из вашей собственной практики;
Внутреннее пространство группы и сам процесс обучения будут интересными и насыщенными, теплыми, творческими и безопасными.
Ведущие проекта:
Гуляева Ольга ЮрьевнаЮнгианский аналитик. Врач-невролог. Преподаватель МААП. Рутер IAAP.
Писаренко Наталья АлександровнаКлинический психолог (МГУ им. Ломоносова). Юнгианский аналитик (МААП). Детский психотерапевт. Преподаватель МААП, МИАПП. Cпециалист Клинического центра аналитической психологии. Рутер IAAP.
План программы практикума "Школа"
* Начинающий аналитик нуждается в творческой смелости: ему необходим навык, позволяющий встраивать полученные знания и использовать их не механически, не копируя слепо чужой стиль работы. Мы будем учиться развивать в себе способность глубинного психоаналитического видения в своей собственной манере.
* Анализ - искусство, а не только лечебная рутина. Мы будем размышлять о том, как уйти от ремесленничества; научиться "ловить дыхание"; пользоваться интуицией, подчиненными функциями.
* Начинающий или опытный – ни один аналитик не идеален. Как не бояться своих слабостей, а использовать их? Мы будем работать со своими слабостями - страхом, нерешительностью, превращать их в преимущества.
* Где в анализе место слабости аналитика? Что делать, если вашему профессиональному развитию что-то мешает? Как научиться чувствовать свои реальные возможности? Мы будем анализировать индивидуальное стремление к развитию и блокирующие его защиты.
* Рамки - с них начинается анализ. Как перейти от теоретических представлений о границах аналитика к реальной работе с рамками и сеттингом. Специфика сеттинга в различных терапевтических ситуациях. Как работать с нарушениями рамок. Псевдорамки.
* Поле анализа, его структура и свойства. Совершенствование внутреннего пространства анализа.
Узнать про условия и оставить свою заявку можно на jungpracticum@yandex.ru.
В заявке сообщите свое имя, телефон и имейл; возраст, образование, есть ли собственная практика.
Пожалуйста, напишите несколько слов о том, что вас привлекло в
Один из методов аналитической психологии - амплификация, т.е. обогащение образа ассоциациями из разных контекстов (личные ассоциации, культурные, архетипические - то есть наиболее общие, универсальные). Вот два десятка примеров - совсем коротких упражнений в амплификации, сделанные мной для популярного журнала "Красота и здоровье".
Разумеется, о каждом символе можно собрать в тысячу раз больше различных ассоциаций, это лишь небольшие зарисовки. Кроме того, в амплифицировании образа, который актуализировался в вашей жизненной ситуации, первым делом должны идти ваши личные ассоциации с ним, ваша собственная реакция, которая выявит в образе именно те его аспекты, которые значимы в данный момент лично для вас.
В бумажном журнале тексты опубликованы с иллюстрациями-коллажами, а в этом варианте вам придется включить воображение:
* Ангел
* Корона
* Змея
* Цветок
* Башня
* Лиса
* Квадрат
* Восемь
* Белый
От слов - к делу. Но как?
"Не могу принять решение"
"Я все решил, но не могу начать действовать"
"Все понимаю, но не могу заставить себя что-то изменить"
"Не знаю, как тут поступить, поэтому ничего так и не делаю"
"Пора перестать, но не могу остановиться"...
Что делать, если сомнения, лень или страх не дают сдвинуться с мертвой точки? Что делать психологу, если клиент "все понял", но не может приступить к реальным изменениям своей жизни? Поговорить об этом с коллегой.
Мария Прилуцкая: В анализе и терапии, в любом процессе самопознания есть такое место, где заканчиваются размышления и поиски смысла и возникает вопрос действия. Делать или не делать. В принципе, это довольно частое событие в процессе психотерапии, когда психотерапевт ждет от клиента, что тот будет что-то делать, или клиент ждет, что сейчас наступит время действий (или момент, когда надо прекратить делать нечто). Иногда это очень ясно возникает в сознании: я слушаю клиента и думаю, когда же он остановится, нельзя уже это продолжать… Или когда уже он сделает решительный шаг. И я думаю: где есть основания и правильный момент для того, чтобы психотерапевт как-то помог клиенту сделать этот шаг, собраться, совершить переход к действиям?
Юлиана Пучкова: Еще вопрос, должен ли он совершать этот переход.
М.П.: Это довольно неопределенно, конечно. Но я сейчас имею в виду ситуацию, когда человек, вроде бы, созрел для действий и все еще тормозит, думает: как же мне это сделать?.. Читать далее
См. также:
* "Здоровый образ жизни с точки зрения психологов"
* "Психосоматика - с чем ее едят в аналитической психологии" (часть вторая - здесь)
Психосоматика: продолжение беседы (начало см. здесь).
...
Юлиана Пучкова: Ты хочешь подчеркнуть, что другие походы (в т.ч. психоаналитический) больше говорили бы о причинности, о прошлом, а юнгианский подход позволяет добавить (не заменить, а именно добавить) взгляд в будущее, цель, результат, то, к чему ведет человека нынешняя ситуация, симптом.
Мария Прилуцкая: Да, мы учитываем направленность в будущее, но не отбрасывая смысла промежуточных этапов, используя представление о цели для понимания происходящего сегодня, в контексте этой цели. Потому что это очень хорошие слова "обрести душу" и так далее, любой терапевт это скажет, что хочет этого для клиента. Но мы не просто мечтаем, что клиенту будет хорошо, а используем представление о цели для того, чтобы понимать происходящее сейчас, нынешние испытания – зачем они, как претерпевать эти страдания. Страдание может быть и инфантильным (с психоаналитической точки зрения), и созидающим (с точки зрения юнгианской, аналитической), выступающим как плата за возможность обрести себя.
Ю.П.: Таким образом в аналитическом, юнгианском подходе клиенту помогают не только разобраться, почему так происходит, но еще и наметить путь к ориентиру в дальнейшем пространстве жизни, - что дальше, метод является проводником, позволяет видеть перспективу.
М.П.: Да, и я понимаю, что наш метод для человека, не знакомого с психологией, может выглядеть как бы в перпендикулярной логике. Ведь на что люди опираются в обычных отношениях? На обыденную логику, моральные общественные представления о том, что приемлемо и неприемлемо, что перспективно, что нет. Но если бы действовала только эта сознательная логика, все выбирали бы только умных, красивых и перспективных, добрых и честных и так далее. Логика "все выше, выше и выше". Но психика так устроена, что невозможно быть только в светлой стороне постоянно, всегда что-то отбрасывается в тень (объявляется неприемлемым). И это отброшенное продолжает жить и как-то проявляться. Читать далее
Начало беседы см. здесь.
См. также: «Здоровый образ жизни с точки зрения психологов»
(c) Клинический центр аналитической психологии, 2010
/
Как психологи могут работать с телесными симптомами и расстройствами,
Как символизация помогает облегчить страдания,
Какое место занимает психологическая работа наряду с медицинской помощью,
Какую ценность обнаруживают люди в работе с психологом,- об этом разговор двух коллег – аналитических психологов.
Юлиана Пучкова: Как определяется понятие психосоматического – есть ли качественное явление, или это просто средний (количественный) диапазон, где психического и телесного влияния на состояние человека примерно поровну?
Мария Прилуцкая: Действительно, психосоматические взаимоотношения (т.е. связь и взаимовлияние души и тела) присутствует везде, в любой ситуации, в любом состоянии. И в психическом расстройстве, и в просто телесном заболевании. В разной пропорции там активны оба полюса. А есть такая особая зона, расположенная между классической соматической медициной, которая лечит болезни, связанные с реальными физическими факторами и повреждениями, и психиатрией, лечащей психические расстройства. Психосоматика вписывается в область между. А с точки зрения жалоб и запросов, в классическом варианте психолог начинает работать со взрослым пациентом, когда тот уже прошел какое-то количество медицинских обследований, которые показали, что нет тяжелой органической патологии, которая объясняла бы происходящее с его телом. Читать далее
Здоровый образ жизни с точки зрения психолога
Коллегам всегда есть о чем поговорить друг с другом. На этот раз мы поговорили о здоровом образе жизни.
(Это фрагмент разговора о психосоматике, следующие порции текста воспоследуют)
Юлиана Пучкова: Здоровый образ жизни – как это, по-твоему, соотносится со взглядом на психосоматическую природу человека?
Мария Прилуцкая: Есть масса занятий для тела – фитнес, йога, плавание, – в которых человек заботится о теле и как будто еще немножко о душе. Это хороший вариант, когда ты живешь в городе и тело сильно депривировано, ограничено в своих потребностях. Например, мы нуждаемся в физическом свободном пространстве, а в городе пространство очень ограничено и все время приходится сталкиваться с другими людьми, все время задевается территориальный инстинкт. Естественности меньше, чем в жизни на природе, и телу нужна особая забота. Ну, раз уж мы выбрали жить в городе, надо что-то делать.
С другой стороны, любая телесная практика может оказаться выхолощенной или искаженной. Читать далее
- о неуправляемости подростков и о том, что же делать родителям:
"Проблемы, на которые чаще всего жалуются родители подростков, выглядят следующим образом:
Все было хорошо, (по крайней мере, нормально).
Потом ребенок сменил школу, влюбился, подружился с плохим мальчиком (или даже компанией плохих детей), просто внезапно изменился.
И теперь мы перестали его узнавать, он совершенно невменяем, диалог с ним невозможен, он стал другим человеком.
И что нам теперь делать? Наказания на него не действуют, да и нет таких особенных средств наказать взрослого человека, которому, в общем, ничего не нужно. Не пойдешь гулять – ну и не надо, будет сидеть, запершись в комнате, слушать музыку. Бойкот не действует – он и сам не больно хочет общаться. Учителей не боится, школу прогуливает, стал воровать, курить итп.
И что нам теперь делать?
То есть такой вопрос предполагает, что психолог знает а) тайную причину, превратившую домашнего ребенка в чудовище и б) волшебное заклинание, способное расколдовать ребенка.
Это не так.
Во-первых, В НОРМЕ подростковый возраст должен сопровождаться легким помешательством ребенка и ухудшением его характера. Это болезнь роста и без нее он дальше развиваться не сможет. В этом случае действует правило самосохранения – родители должны по возможности успокоиться и ждать. Любые агрессивные ответные меры только приведут к ухудшению ситуации, т.к. еще больше нарушат ваш с ребенком контакт. Конечно, должны быть определенные правила – после часа Х домой не возвращаться, не курить (допустим), не кричать и не хамить. И эти правила должны быть одинаковыми для всех членов семьи. И они должны все время проговариваться. Ребенок же будет периодически их нарушать, к этому надо приготовиться и не паниковать, а напомнить, пристыдить, дать возможность извиниться. И терпеть, терпеть.
В случае, ВЫХОДЯЩЕМ ЗА РАМКИ НОРМЫ, ребенок становится асоциален и контакт его с родителями разрушается совершенно. В этом случае мы видим буквально разрушительное, самоубийственное поведение ребенка, полный распад всех предыдущих дружеских связей, депрессию и/или приступы чрезмерно возбужденного, маниакального состояния (различной длительности – от часов до дней). Ребенок начинает воровать, пить, употреблять наркотики, перестает учиться. Очень заметно может измениться его внешний вид, манера поведения.
Грань между этими двумя вариантами, понятное дело, нечеткая и определить ее – задача родителей. Говоря в общем, норма – это когда все плохо, но вы видите, что надежда есть, а не-норма – это когда все плохо и безнадежно, и становится все хуже.
Второй случай (не-норма) требует психологической помощи не только ребенку, но и семье. Первый шаг – выяснить, что в прошлом ребенка привело к его нынешнему состоянию, в чем глубинные причины нарушений. Часто уже на этом этапе ситуация начинает меняться к лучшему, потому что родители получают возможность взглянуть на происходящее с новой стороны. Напряжение в семье ослабевает, и ребенок начинает чувствовать это.
Второй шаг – психотерапевтическая помощь. Часто родители говорят (и это правда) – «он к психологу не пойдет». Но иногда начинать работу как раз лучше не с ребенка, а с родителей.
Важно установить, кто из членов семьи станет клиентом психотерапевта. Бывает так, что мы решаем работать с одним из родителей, и оказывается, что как только ему становится легче или он меняет привычные способы реагирования, ребенок приходит в норму. В других случаях мы работаем с ребенком, а родитель (один или оба) время от времени приходят на консультации, где могут обсудить и происходящее с ребенком, и свои собственные проблемы.
А волшебного заклинания, как и золотой таблетки, не существует. В любом случае, происходящее с вашим ребенком сейчас есть результат всей его предыдущей жизни, наслоения его и ваших состояний. Если подростку 14 лет, то вот ровно 14 лет закладывался фундамент его нынешних проблем, и немедленного решения нет и быть не может".
Клинический центр аналитической психологии
***
Специалисты центра – психологи с высшим образованием, имеющие право вести практическую деятельность в сфере психологических услуг и прошедшие длительную подготовку по аналитической психологии и юнгианскому анализу.
Центр также является базой стажировки выпускников и слушателей двухгодичной программы "Юнгианская психотерапия" Московской ассоциации аналитической психологии (МААП). Все стажеры работают под руководством опытных наставников – супервизоров.
Сотрудники:
Писаренко Наталья Александровна
Клинический психолог (МГУ им. Ломоносова). Аналитический психолог (МААП). Детский психотерапевт. Рекомендованный аналитик МААП. Рутер IAAP (Международной ассоциации аналитической психологии).
Прилуцкая Мария Игоревна
Клинический психолог (МГУ им. Ломоносова). Аналитический психолог (МААП). Детский психотерапевт. Разработчик и тренер курса «Аналитическая терапия детей и подростков», «Аналитическая психотерапия психосоматических состояний у детей».
Кобякова Александра Владиславовна
Психолог, преподаватель психологии (Уральский государственный университет). Аналитический психолог (МААП). Специалист по организационной психологии.
Пучкова Юлиана Олеговна
Психолог, преподаватель психологии, психолог-консультант (МГУ им. Ломоносова, Высшая школа психологии при ИП РАН). Аналитический психолог (МААП). Разработчик тренинга «Развитие символического мышления», соавтор семинара «Пространственные архетипы. Трансформация уровней сознания».