АКБ зарубежного производства часто маркируются по системе DIN, которая содержит пять цифр, например, 55548. Первая цифра «5» означает, что номинальное напряжение батареи 12В, две следующие цифры — емкость при 20-часовом разряде (в данном случае 55 А/ч); последние две цифры характеризуют конструктивное исполнение батареи. На импортных батареях могут быть непосредственно нанесены параметры, например, 12 V, 55 A/h, 255 А — батарея 6СТ-55. Дата выпуска может быть определена по штриховому коду или по маркеру фирмы. Например, «TOPLA» дает четырехзначное число, первые две цифры которого обозначают номер недели, вторые две — год выпуска. «TUDOR» дает два ряда цифр. Первый от «1» до «12» — месяц, второй от «О» до «9» — год. В инструкциях и паспортах на батареях также указывают дату изготовления.
Емкостью аккумулятора называется количество электричества, которое аккумулятор отдает при разряде до наименьшего допустимого напряжения.
Чем больше сила разрядного тока, тем ниже напряжение, до которого может разряжаться аккумулятор, например при определении номинальной емкости аккумуляторной батареи разряд ведется током I = 0,05 С до напряжения 10,5 В, температура электролита должна быть в интервале от +18 до +27°С, а время разряда 20 ч.
Конец срока службы батареи согласно ГОСТ 959.0-84 наступает, когда ее емкость составляв 40% от С.
Емкость батареи в стартерных режимах определяется при температуре +25°С и разрядном токе ЗС.
В этом случае, время разряда до напряжения 6 В должно быть не менее 3 мин.
При разряде батареи током ЗС (температура электролита -18°С) напряжение батареи через 30 с после начала разряда должно быть 8,4 В (9,0 В для необслуживаемых батарей), а после 150 с не ниже 6 В.
Этот ток иногда называют током холодной прокрутки или пусковым током, он может отличаться от 3С.
Этот ток указывается на корпусе батареи рядом с её ёмкостью.
В эксплуатации ёмкость батареи зависит от силы разрядного тока, температуры, режима разряда (прерывистый или непрерывный), степени заряженности и изношенности аккумуляторной батареи.
При увеличении разрядного тока и степени разряженности, а также с понижением температуры емкость аккумуляторной батареи уменьшается.
При низких температурах падение емкости аккумуляторной батареи с повышением разрядных токов происходит особенно интенсивно.
На автобусах или грузовых автомобилях с дизельными двигателями могут устанавливаться несколько аккумуляторных батарей.
Если батареи соединены между собой параллельно, то общая емкость будет равна сумме емкостей отдельных батарей, а общее напряжение не изменится.
Перед параллельным соединением аккумуляторов, необходимо примерно выровнять напряжение на них (например, подзарядив их).
Для увеличения общего напряжения батареи их соединяют последовательно, т.е. «+» одной батареи соединяют с «-» другой.
В этом случае общее напряжение будет равно сумме напряжений отдельных батарей, а общая емкость не изменится, но за счёт повышения напряжения до 24 В, мощность, выделяемая на нагрузке, удвоится (или удвоится время работы с исходной мощностью).
При работе аккумулятора, к концу разряда, сернокислый свинец закрывает поры активной массы электродов, препятствуя притоку электролита из сосуда и увеличивая электросопротивление электродов.
Равновесие нарушается и напряжение начинает резко падать.
Аккумуляторные батареи разряжаются только до конечного напряжения (10,5 В), соответствующего перегибу разрядной характеристики.
Разряд прекращается, хотя активная масса израсходована не полностью.
Остановимся немного подробнее на общих характеристиках аккумуляторных батарей.
Саморазряд заряженной батареи, кроме необслуживаемой, после бездействия в течение 14 суток при температуре окружающего воздуха (20+; -5С) не должен превышать 10 % номинальной емкости, а после бездействия в течение 28 суток - 20 %.
Саморазряд необслуживаемой батареи после ее бездействия в течение 90 суток не должен превышать 10 % номинальной емкости, а после бездействия в течение года - 40 %.
Минимальный срок службы батарей обычной конструкции и с общей крышкой в эксплуатации должен составлять 1 год при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 150 тыс.км пробега или 2 года при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 90 тыс.км пробега.
Минимальный срок службы необслуживаемых батарей в эксплуатации должен быть равен 3 годам при наработке транспортного средства не более 100 тыс.км пробега.
Минимальный срок службы полностью необслуживаемых батарей составляет от 5 до 10 лет (некоторые типы более дорогих батарей для промышленного применения, например, Vb, VbV, OPzS и другие, имеют срок службы 15 и даже 20 лет) в зависимости от условий эксплуатации.
Здесь отметим, что срок службы аккумуляторных батарей эксплуатирующихся только в комплекте с МАП "Энергия" - возрастает, так как , в этом случае, будут отсутствовать вредные воздействия типа
Читать далее...