ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕТУШЬ
В.Г.Бушкин. Москва 1953 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Передача полутонов на фотоснимках и полиграфических репродукциях
Передача полутонов на фотографическом отпечатке.
Передача полутонов на репродукциях в зависимости от вида и способа печати
Значение ретуши 'оригинала при растровом фотографировании
Выбор линиатуры растра в зависимости от типа издания и способа печати
Требования к ретуши в зависимости от линиатуры растра и способа печати
Глава I
Рабочее место ретушера, оборудование, инструменты и материалы для ретуши
Рабочее место ретушера, оборудование и инструменты для ретуши
Материалы для ретуши
Глава II
Техника ретуши
Общие требования к ретуши фотографических оригиналов
Работа скребком Работа кистью
Глава II (продолжение)
Аэрографическая ретушь
Разборка тонов фотографического оригинала протравливанием
Ретушь различных видов оригиналов
Глава III
Особенности ретуши цветной фотографии
Особенности цветной фотографии
Исправление недостатков цвета
Сборка на цветной фотографии
Раскраска черно-белых фотографических оригиналов.
Глава IV
Простая и цветоделительная ретушь диапозитивов
Проработка диапозитивов красками и карандашом
Ретушь диапозитивов скребком
Разборка тонов изображения на диапозитивах протравливанием
Цветоделительная съемка
Причины цветоделительной ретуши
Контрольная рабочая шкала
Корректура цветоделенных диапозитивов
ВВЕДЕНИЕ
ПЕРЕДАЧА ПОЛУТОНОВ НА ФОТОСНИМКАХ И ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ РЕПРОДУКЦИЯХ
Передача полутонов на фотографическом отпечатке
Фотографические отпечатки на фотобумаге, предназначенные для изготовления печатной формы иллюстрационного материала, имеют переход от полного черного до чистого белого тона. Такой постепенный переход тонов зависит от количества очувствленного серебра, содержащегося в эмульсионном слое фотографической бумаги.
Фотографическая эмульсия состоит из желатины со светочувствительным веществом. Наиболее часто в качестве светочувствительного вещества применяются галоидные соли серебра: хлористое, йодистое и особенно бромистое серебро.Бромистое серебро получают при взаимодействии бромистого калия и азотнокислого серебра.
При печатании фотоотпечатков необходимо правильно определить контраст негатива и в соответствии с этим подобрать сорт бумаги, чтобы получить полную передачу полутонов. Используя контрастные негативы и контрастные сорта бумаги, надо точно определить время выдержки, иначе можно потерять на негативе светлые детали снимка. Кроме того, при печатании на контрастной фотобумаге ярче выявляются технические недостатки негатива: черные точки, царапины и зерна.
Копируют отпечатки с узких фотопленок посредством фотоувеличителя, т.е. проекционного фонаря, а со стекла и широких пленок — в копировальной раме или на станке. При этом эмульсионный слой на фотографической бумаге под действием света, проходящего через негатив, изменяется. После экспонирования отпечатки проявляют и фиксируют в специальных растворах. Рекомендуется применять метолгидрохиноновый проявитель, который дает более правильный черно-белый отпечаток без цветных оттенков.
При ретуши надо обязательно учитывать качество фотографического отпечатка, потому что мягкому изображению с сохранившимися полутонами легче придать необходимый для репродуцирования контраст, чем контрастному фотоотпечатку, на котором нередко приходится восстанавливать пропавшие в печати детали светлого рисунка. К фотографическим отпечаткам, применяемым в качестве книжного иллюстрационного материала, необходимо предъявлять следующие требования. Все фотографические отпечатки должны быть изготовлены на плотной бумаге с бромосеребряным светочувствительным слоем, в черно-белом тоне, без каких-либо цветных оттенков. Поверхность бумаги должна быть ровной и глянцевой. Для наката бумаги нельзя применять дубящие растворы, которые препятствуют при ретуши введению в эмульсию водных растворов краски, в результате чего краска сбегает и образует отдельные капельки.
На фотоотпечатках не должно быть изломов, царапин эмульсии и других технических повреждений.
Передача полутонов на репродукциях в зависимости от вида и способа печати
На фотографических отпечатках передача тонов изображения зависит от количества Очувствленного серебра в эмульсии. На оттисках, воспроизведенных плоской и высокой печатью, невозможно передать полутона различным количеством краски, так как на все печатающие элементы наносится одинаковый слой краски. В глубокой печати, в которой глубина печатающих элементов изменяется в зависимости от силы тона тех или иных участков воспроизводимого изображения, тона оригинала передаются количеством краски, находящейся в углубленных ячейках печатающих элементов.
В настоящее время существуют три вида печати: высокая, плоская и глубокая, которые отличаются друг от друга положением печатающих элементов. В формах высокой печати
Читать далее...