За всю жизнь Иосиф Сталин, который был почитателем американских лимузинов и любителем быстрой езды, попал в автомобильную аварию один раз...
Женщину-водителя, врезавшуюся в сталинский "Паккард" на небольшом грузовичке, отправили в лагерь на Колыму
Неизвестно, когда Сосо Джугашвили впервые увидел автомобиль. Быть может, это случилось в начале XX века на Кавказе, где многие английские, немецкие и русские предприниматели уже вовсю разъезжали на новомодных роскошных "моторах". Не исключено, что это произошло во время визита молодого революционера в Европу, где он познакомился с Лениным. Ведь после этой поездки у Сталина появилась страсть к дорогим и роскошным лимузинам.
Первым автомобилем Сталина был... дамский лимузин матери Николая II
Доподлинно известно, что первым автомобилем, обслуживавшим Сталина -- после Октябрьской революции наркома национальностей, -- был шикарный "Воксхол" 1914 года. Этот огромный автомобиль с заказным закрытым кузовом и декоративными полочками по краям капота еще до революции заказывался в Англии специально для матери Николая II. После Февральской революции лимузин побывал у нескольких владельцев, а позднее достался Сталину. Ему, естественно, понравился автомобиль с роскошным кузовом от ателье "Хупер", но уж слишком медлителен был этот огромный тяжеленный лимузин. Иосифу Виссарионовичу хотелось иметь более быстрое авто.
Вскоре Сталин получил то, что хотел: когда он попал представителем Реввоенсовета на Царицынский фронт, в его распоряжении оказался совершенно другой автомобиль. Это был огромный открытый "Паккард Твин-Сикс", что в переводе означает "двойная шестерка". Именно Y-образный мотор этого гиганта и стал первым в мире многоцилиндровым агрегатом. Появилась такая машина в Америке в 1916 году. Несколько десятков этих автомобилей царское правительство закупило для военного ведомства. Один из них -- темно-зеленый с огромными спицованными колесами и декоративным оформлением радиатора типа "шляпа жандарма" -- и попал к Сталину. Будущий вождь народов так полюбил эту машину, что, вернувшись в Москву, попросил шофера Ильича Н.К. Гиля, занимавшего должность начальника ГОНа (Гаража особого назначения), найти ему такой же в столице, так как предыдущий пришлось оставить на старом месте службы. Это оказалось несложно, поскольку "паккарды" этой модели очень нравились и руководителям ЧК. Там и подыскали автомобиль для Сталина.
Иосиф Виссарионович частенько просил Гиля прокатить его по подмосковным дорогам. Откинув матерчатый тент, включив мощные прожекторы и разогнавшись до максимальной скорости 130 км/час Сталин носился по околицам.
Когда отшумела гражданская война, советские руководители взялись за обустройство своего быта. Из-за постоянно возникающих трудностей с обслуживанием автомобилей разных марок Ленин попросил Чичерина закупить для партийного начальства однотипные машины. В качестве будущего правительственного автомобиля был выбран один из самых дорогих производителей -- "Роллс-Ройс" из английского города Манчестера. Остановились на лучшей модели тех лет "Роллс-Ройсе 40/50 Сильвер Гоуст" (что в переводе означает "Серебряный призрак"), отличавшейся особой надежностью и имевшей 75-сильный мотор. Все автомобили оснащались кузовами, произведенными на заказ. В СССР отправляли, в основном, открытые машины. Всего с 1922 по 1925 (конец производства модели) в Англии купили 73 машины. Чешский писатель Гофмейстер тогда писал: "Я еще никогда не видел такого скопления "Роллс-Ройсов", которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно "Роллс-Ройсы" нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР..." Ответ был предельно прост. Надежность, качество ручной сборки и невероятная прочность конструкции помогли просуществовать отдельным экземплярам до середины 70-х годов.
Но Сталину не очень нравились английские машины, и свой "Роллс-Ройс" он недолюбливал. Поэтому в 1928 году, когда появилась возможность, кремлевский горец распорядился купить в США партию "Паккардов 533". Правда, по мощности это была лишь бедная тень "Твин Сикса", но дизайн этих машин был более современным: дисковые колеса, хромированные бамперы, открытые кузова. Вскоре Сталин снова сидел в любимом "Паккарде".
Сталина на огромном "Паккарде" иногда возил на дачу его сын... двенадцатилетний Василий
В начале 30-х годов для нужд правительства за океаном закупили 8-цилиндровые "Бьюики", "Кадиллаки", а для ЦК приобрели десяток лимузинов "Линкольн КБ" с 12-цилиндровым мотором. Но эти автомобили не соответствовали вкусу Сталина, и все ждали новинок от "Паккарда", чей талисман на капоте в виде взлетающего пеликана на долгие годы стал символом великолепных, престижных, элегантных, но невероятно дорогих автомобилей.
И вот в 1932 году распахнул свои двери автосалон в Детройте. Восхищенная публика увидела новый гигантский "Паккард" с 12-цилиндровым мотором, который так и назывался -- "Твелв". Этот автомобиль оснащался двигателем 7,7 литра, развивающем при
Читать далее...