При упоминании слова сад в воображении встает живописный пейзаж, преимущественно в зеленой цветовой гамме, включающий растения, деревья, траву, цветы, возможно небольшой пруд.
Но с дзен-садами дело обставит несколько иначе, они создаются с использованием минимального количества растений, может чуть-чуть мха, в них нет водоема, лишь камни, гравий, песок.
Сад в стиле дзэн или Карэсансуй (карэ=сухой, сан=гора,суй=вода) обычно связывают с дзэн буддизмом, особо делающим акцент на спокойном миросозерцании, размышлении на пути к более просветленной жизни.
Дзен-сад – это физическая форма дзен-буддистской философии, первоначально он создавался как практическое пособие для понимания принципов дзэн.
Дзен-буддизм часто отождествляют с японским духом вообще, наверное, потому, что дзэнское мировосприятие пронизывало в свое время все аспекты японской культуры – от живописи до боевых искусств. Но истинная история возвращает нас в ту же Индию, родину многих восточных религий и философий.
Легендарный индийский монах по имени Бодхидхарма прибыл в Китай, приблизительно около 500 года, чтобы распространять дхарму или слово Будды. В своем путешествии он познакомился с даосизмом, который оказал несомненное влияние на становление буддизма в Китае, например, то, что касается любви к природе, а в конечном итоге появилось новое направление, делающее акцент на занятиях медитацией, чань-буддизм.
В Японии некоторые виды буддистской медитации практиковались ещё до того времени как монахи Эйсай (в 1187) и Догэн (в 1223) совершили путешествие в Китай, но после их возвращения дзэн превратился в самостоятельное учение.
История формирования принципов и элементов японского сада камней «карэсансуй» связывают с именем священника Мусо Кокуси (Сосэки) (1275-1351). Именно его называют прародителем японского сада камней. Сосэки являлся главным советником первого сёгуна клана Асикага, Асикага Такаудзи. Сосэки покровительствовал дзен-буддизму и благодаря его влиянию на Асикага Такаудзи дзен-буддизм стал ведущим направлением буддизма. Его работы с садами известны всемирно, но, к сожалению, существует очень немного переводов его теорий, в том числе и на английский язык. Самый известный пример – карэсансуй в Рёан-дзи, храме в Киото, привлекающий каждый год тысячи посетителей из всех уголков мира.
Зачастую священник оказывался и живописцем и ландшафтным дизайнером одновременно. Обязательно надо назвать и Соами из Дайсэн-ин (Киото). Соами или Кангаку Синсо (другое имя) надо заметить вообще был выдающейся личностью. Художник, искусствовед, ландшафтный дизайнер, поэт, мастер чайной церемонии и искусства икэбаны. Во всех своих творческих проявлениях он учил, что любая светская художественная форма может служить средством для достижения духовного совершенства. К сожалению, не сохранилось ссылок на его садовые проекты, но как полагают, единый стиль мастера угадывался и в его живописи и в садовом искусстве
Дзен-сады оценивались, как мысленное выражение каждого отдельного мира и по этой причине копирование было строго запрещено. Истинное значение японских садов должно находиться в воображении зрителя и его интерпретации символического пейзажа.
Существуют мириады демонстраций мысли Дзэн в «карэсансуй», и у каждой модели наличествует согласованность с древней философией.
Иси - КАМНИ. «Сюмисэн» (или Хорай) в Японии так называют главную гору буддистской космологии (в Индии Сумеру) в центре вселенной. Один из первых камней, включаемых в дзэн сад.
«Сандзон-иси-гуми» - три камня, изображающие Будду (исторического Будду, которого считают основоположником практики дзэн) и кого-то из группы Нёрай (будды).
«Рэй-хаи-сэки» или камень, олицетворяющий поклонение, плоский камень на переднем плане сада, обращенный к «Сандзон-иси-гуми».
Камни, одна из самых важных частей, составляющих японский сад. Они символизируют множество понятий, предметов, в зависимости от формы, цвета, структуры. Вертикальный камень может быть небом, в то время как горизонтальный - землей. Камни «изображают» животных, растения. Аист и остров черепах – символ долголетия.
Если сад показывает определенное существующее место, то камни могут быть островами или горами.
Мидзу – ВОДА, в буддизме метафора человеческого возникновения, существования, скитаний души человека из одной оболочки в другую. Появившись в виде небольшого ручейка, она набирает силу, струиться, образовывает водовороты, несется к морю, чтобы в конце спокойно в нем исчезнуть, а потом вновь «родиться» в виде дождя.
Гравий, песок, мелкую гальку используют в качестве воды. Песок укладывается с особой тщательностью, подражая легкой ряби, стремительному движению и тому подобное.
В садовых водоемах создают «негативное» пространство, где никто и ничто не проживает, что отражает учение «му» или небытие, к чему постоянно обращается буддистская мысль в течение медиативной практики (небытие уравновешивает «всё»).
Белый гравий (Сиракава суна) также характерен для «водных» мест. Все «водопады», высотой
Читать далее...