[370x219]
Когда мне хочется отдохнуть и отвлечься, я раскрываю сундучок моей бабушки, в котором хранятся разные вещицы, памятные безделушки и связанные с ними "времен минувших небылицы"…
Я перебираю содержимое заветного сундучка, надеясь помимо собственного удовлетворения ностальгического любопытства полакомить и моих милых читательниц каким-нибудь историческим курьезом или просто занимательным рассказом, который невзначай вызовет хотя бы минутный прилив радости и внесет некоторое разнообразие в череду "слипшихся" серых будней. На этот раз мое внимание привлекли три предмета: маленькая потертая тусклого серебра коробочка, китайский веер и альбомчик с открытками цветов. Почему я выбрал именно их? Загадки загадывать не стану — при всем их различии эти предметы имели и нечто общее. Об этом и пойдет речь.
Тайны маркизы де Помпадур
В коробочке хранились (может, лучше сказать "сохранились") причудливые тафтяные… мушки, коими так любили украшать себя дамы прошлого, и зеркальце в изящной оправе, с чьей помощью эти самые мушки приклеивались на определенную часть лица.
Я не знаю, выезжала ли бабушка, когда была молодушкой, хоть раз "в свет" с этой коробочкой. Возможно, сей аксессуар принадлежал ее бабушке или прабабушке и достался по наследству. Ведь мушки являлись одной из самых необходимых частей женского "прикида" еще во времена Екатерины, без них ни одна дама не решалась показаться в обществе. Каждая удачно посаженная мушка контрастировала с безупречно гладкой кожей и задерживала страстный мужской взгляд, подчеркивая "соблазнительность своего окружения". Существовал даже "язык мушек". Изобретен он был, насколько мне известно, при французском Дворе маркизой де Помпадур. В зависимости от местоположения на лице мушка означала тот или иной настрой дамы:
• в середине лба — неприступность;
• в уголке рта — "я милостива сегодня";
• под нижней губой — скромность;
• над верхней губой — кокетливость;
• в складочке улыбки — легкомыслие;
• на виске у левого глаза — страстность;
• на виске у правого глаза — "я склонна вас немного потиранить";
• на подбородке — "люблю, да не вижу";
• на середине щеки — любезность;
• а если чуть выше — "я согласна";
• под носом — "мы должны расстаться".
Каждая дама имела запас мушек и на балу — в зависимости от ситуации — в туалетной комнате могла изменить расположение мушки. По свидетельству Вольтера, мушками не гнушались даже многие щеголи, а в России перед ними не смогли устоять даже женщины из семей раскольников.
Но все течет, все изменяется. Казалось, и мушка навсегда похоронена вместе с пудрой, париками и прочими атрибутами кокетства современниц елизавето-екатерининской эпохи. Но в начале прошлого века парижские артистки — этуали, создававшие моду и ревниво следовавшие ей, стали появляться на сцене и в обществе украшенные мушками — в уголке губ или "в складочке улыбки".
Мода имеет привычку возвращаться — может, наши московские барышни вновь введут в обиход "язык мушек", созданный находчивой фавориткой Людовика XV? Живут же до сих пор парики и пудра.
Кстати, о маркизе де Помпадур. Просматривая на видео нетленного "Фанфана-тюльпана" — ту сцену, где, помните, отважный Жерар Филипп спасает от разбойников в лесу дочь короля и ее спутницу, я обратил внимание, что мушка у мадам Помпадур была расположена между "над верхней губой" и "в складочке улыбки". Что бы это значило? "На пути от кокетства к легкомыслию"? Или "мое легкомыслие — всего лишь кокетство"? Ох уж эти французы…
На все случаи жизни
А теперь я возьму старинный китайский веер с желтыми кисточками у основания. Тончайшая работа, почти шедевр. Изготовленный из затейливо-резных пластиночек, он до сих пор пахнет сандаловым деревом. Раскроешь, а на "гармошечной" ткани — изысканный восточный пейзаж и фигурка китаянки. К вееру приложена тоже старинная — но уже наша! — инструкция для пользователей, которую, вероятно, старательно изучала и моя бабушка-красавица. Прелюбопытный, скажу я вам, документ:
• "Чтобы выразить "да", следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
• "Нет" — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
• "Я к вам не чувствую приязни" — открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
• "Я вас не люблю" — сделать закрытым веером движение в сторону.
• "Мои мысли всегда с вами" — наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
• "Я вас люблю" — правой рукой указать закрытым веером на сердце.
• "Не приходите сегодня" — провести закрытым веером по наружной стороне руки.
• "Приходите, я буду довольна" — держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки.
• "Будьте осторожны, за нами следят" — открытым веером дотронуться до левого уха.
• "Вы меня огорчили" — быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
• "Я не приду" — держать левую сторону
Читать далее...