Для целей данной статьи мы использовали систему на основе Core 2 Duo E7200. Да, это процессор старый, но он относительно холодный - это как раз хороший пример чипа, который можно использовать в ПК для домашнего кинотеатра.
Что касается видеокарт, то мы протестировали Radeon HD 4890 и GeForce GTX 260. Это мощные видеокарты, но их можно назвать плазменные телевизоры 60 дюймов минимумом для 3D-игр, поскольку при переходе в стереоскопический 3D-режим производительность значительно падает. Также помните, что два выхода на дисплей тоже необходимы, поскольку вы будете подключать два проектора.
Мы хотели показать, как наши игры выглядели в 3D, и у нас есть возможность представления 3D-глубины без траты денег на 3D-монитор. Она называется "cross viewing". Картинка слева предназначается для правого глаза, а справа - для левого глаза. Трюк заключается в том, чтобы разместить палец посередине между экраном и вашим лицом, перед картинкой, которую вы стараетесь увидеть в режиме купить телевизор LED Киев cross view. Сфокусируйте зрение на пальце и двигайте его между экраном и вашим лицом (вперёд или назад), пока не получите три картинки идентичного размера за пальцем вместо двух. Затем сфокусируйте зрение на средней картинке и уберите палец вообще. Если всё сделать правильно, то вы получите эффект третьей картинки: она будет выводиться в 3D по центру, а справа и слева будут размытые 2D-изображения. Для некоторых читателей интернет магазин телевизоров Украина это будет проще сделать, увеличив расстояние между глазами и монитором. Отметим, что не у всех получается увидеть эффект "cross viewing", но если вы сможете добиться эффекта, то получите прекрасную возможность оценить 3D-видение без 3D-системы.
Картинка, которую можно увидеть в 3D через "cross viewing". Нажмите на картинку для увеличения.
Если вы всё же не сможете увидеть картинку в режиме "cross viewing", наши иллюстрации можно использовать для изучения аномалий между перспективами для правого и левого глаза.
Тестовая система
Тестовая конфигурация
CPU Intel Core 2 Duo E7200 (Wolfdale), 2,53 ГГц, кэш L2 3 Мбайт; разгон до 2,61 ГГц @ 275 МГц Front Side Bus
Материнская плата Asus P5N7A-VM, nForce 730i, BIOS 512
Сеть Встроенный контроллер 1 Гбит/с
Память Kingston PC2-6400, 2 x 2048 Мбайт, 330 МГц, CL 5-5-5-15-2T
Видеокарты ATI Radeon HD 4890 Reference, 850 МГц ядро, 975 МГц память, 1 Гбайт GDDR5
Asus GeForce ENGTX260 Matrix, 576 МГц ядро, 1242 МГц блок шейдеров, 999 МГц память, 796 Мбайт GDDR3
Жёсткий диск Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с
Блок питания Thermaltake Toughpower 1200W, 1200 Вт, ATX 12V 2.2, EPS 12v 2.91
Программное обеспечение и драйверы
Операционная система Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit, SP2
Версия DirectX DirectX 10
Графические драйверы AMD Catalyst 10.2, Nvidia GeForce 196.21
Тесты и настройки
3D-игры
Crysis Patch 1.2.1, DirectX 9, Medium Settings
Call Of Duty: Modern Warfare 2 Version 1.0.0, Highest Settings, 4x AA
Burnout Paradise: The Ultimate Box Highest Details, 8xMSAA, SSAO off
Left 4 Dead Version 1.0.1.5; Highest Settings, 4x AA
Dungeons and Dragons Online Version 1.11.0.8125; Ultra-High Details, DirectX 9, 4xAA
Star Trek Online Version 2010.03.22.11.32; Recommended Quality, 4x AA
Результаты тестов
Left 4 Dead
Left 4 Dead просто нельзя было не протестировать на нашей 3D-системе. И мы не имеем в виду Left 4 Dead 2 (продолжение с яркими внешними просторами). Мы имеем в виду оригинальную игру, с тёмной атмосферой клаустрофобии, с коридорами и дождливыми ночами. Игра хорошо подходит для 3D-видения, она даёт ощущения, которые сложно описать, но они просто потрясающие.
Настройки в игре: мы установили "родное" разрешение проекторов 1280x720 и визуальные детали в игре на максимум, со сглаживанием 4x MSAA.
Ощущения от игры при использовании драйвера TriDef Ignition: идеально, просто идеально. Именно такие ощущения мы и ожидали от технологии, которая готовится стать массовой. Всё в игре выглядело так, как нужно: окружения, персонажи, оружие и даже эффекты и имена над головами других игроков. Стрельба по зомби приводила к пугающему разрывному эффекту, который действительно был трёхмерным. Ощущения глубины в игре просто потрясающи.
С активной опцией Virtual 3D частота кадров увеличивается, но визуальное качество заметно снижается. По каким-то причинам, похоже, эта опция отключает сглаживание. В остальном 3D-глубина по-прежнему великолепная, так что подобная опция вполне разумна на медленных видеокартах.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для
Использование стереоскопических драйверов
Драйверы TriDef и iZ3D управляются совершенно по-разному. Ниже мы вкратце пройдём по настройкам каждого драйвера.
Настройка драйвера iZ3D
Всеми настройками драйвера iZ3D можно управлять через iZ3D Control Center - приложение, которое нужно запустить до настройки системы стереоскопического 3D-видения. На странице DirectX интернет магазин телевизоров в Киев по умолчанию следует выбрать тип выхода. В нашем случае мы выбрали "Dual Projectors". Как можно видеть, функцию 3D-стерео можно включать или выключать для всех приложений, привязывать включение к "горячей клавише".
На странице "Profiles" можно выбирать профиль для игры, которую вы собираетесь запустить. Эти профили не привязаны к запускаемым файлам, регулируются они одним и тем же образом, но идея заключается в том, что профиль содержит по умолчанию наилучшие настройки для конкретной игры. Впрочем, ничто не мешает выбрать, например, профиль "Left 4 Dead", после чего использовать его для любой другой игры.
Профиль также содержит список команд внутри игры в закладке "Input". Вы можете использовать эти команды для некоторых дополнительных настроек, например, для увеличения или уменьшения эффекта стерео в игре, либо для полного его выключения. Можно калибровать конвергенцию и даже включать лазерный прицел для шутеров от первого лица (подробнее об этом ниже).
На закладке "Game" можно видеть дополнительные технические настройки, но одну из них мы будем использовать позднее - режим "Separation Mode". Этот режим устанавливает позиционирование картинки телевизоры LED купить для каждого глаза. Например, находятся ли обе перспективы на равном расстоянии от середины поля зрения игрока, или одна перспектива выводится посередине, а другая смещена вправо или влево?
На самом деле для базовой настройки всё, что вам нужно от драйвера iZ3D - выставить подходящий тип выхода после установки, что в нашем случае "Dual Projection". Затем, если вы выставили опцию "Enable Stereo" в панели управления драйвера (её можно включить и через значок драйвера iZ3D в системном трее), любая игра с поддержкой 3D, которую вы запустите, будет выводиться в 3D на большом экране.
Настройки драйвера TriDef Ignition
Чтобы настроить драйвер TriDef Ignition плазменный телевизор Киев, его нужно установить, после чего запустить утилиту управления и выбрать "Tools", а затем "Display Settings". Это действие запустит панель управления 3D драйвера TriDef, здесь режим вывода нужно выставить в "Dual Projection". Нажмите "Apply", после чего "OK" для завершения установки.
Управление драйвером TriDef происходит несколько по-иному, чем в случае iZ3D. Чтобы запустить игру в Stereo 3D, вам нужно стартовать её через специфический профиль в утилите TriDef Ignition. После установки утилита найдёт установленные игры, для которых есть предварительно настроенные профили, после чего вы получите эти профили в панели запуска утилиты. Можно также добавлять собственные пользовательские профили для игр, которые не имеют штатных профилей. Да и пользователи могут делиться между собой профилями, чтобы как можно быстрее поддержать ту или иную игру.
Важно не забыть, что игры в Stereo 3D могут запускаться только через утилиту TriDef Ignition двойным нажатием на иконку профиля. Если запустить игру не через утилиту TriDef Ignition, то она не будет использовать драйвер 3D-видения TriDef.
Многие опции драйвера TriDef можно регулировать из самой игры нажатием клавиши "0" на цифровом блоке клавиатуры. Так вы сможете регулировать множество общих опций, дополненных параметрами для конкретных игр.
Честно говоря, нам очень понравилось это меню внутри игры. Хотелось бы отметить одну из опций меню - настройку Virtual 3D. Эту опцию можно включать для повышения производительности в некоторых играх, поэтому мы использовали её для сравнения частоты кадров и визуального качества.
Установка и настройка
Данный раздел заинтересует тех энтузиастов, кто пожелает собрать дома 3D-кинотеатр с двумя проекторами с поляризацией.
Итак, вы хотите собрать дома конфигурацию из двух проекторов? Первое, что нужно сделать – установить экран. Для этого нужно протестировать телевизоры LED 42 проектор: насколько далеко от экрана его придётся размещать, чтобы получить изображение требуемого размера? Это позволит вам наглядно представить себе, где нужно будет расположить оборудование.
Наш экран был изготовлен из специального серебристого волокна, которое сохраняет направление вектора поляризации отражённого света, при этом для установки необходимо прикрепить экран к каркасу специальными купить телевизор эластичными тесёмками. На это уйдёт немало времени, но сам процесс ничуть не сложный. Для правильного монтажа экрана лучше использовать каркас, но в целях нашего тестирования мы крепили экран напрямую к стене.
Настройка и установка системы с двумя проекторами требует в два раза больше работы, чем при настройке и установке одного проектора. При этом следует быть очень аккуратным телевизоры ЛСД в Украине – следует располагать проекторы так, чтобы их объективы были максимально соосны. Чтобы система с двумя проекторами работала должным образом, картинка должна идеально совпадать, а этого будет сложно достигнуть, если проекторы смонтированы слишком далеко друг от друга. Конечно, проекторам нужно определённое незанятое пространство вокруг – чтобы обеспечивать должное охлаждение своей горячей начинке.
Как и в случае любых других проекторов, вам нужно правильно прокладывать кабели питания и данных к каждому проектору. В нашей (несколько временной) конфигурации мы просто прикрепили кабели к потолку, но в случае постоянной конфигурации кабели лучше всего проложить за подвесным потолком или скрыть их каким-либо другим способом.
Проекторы смонтированы, кабели подключены к ПК – настало время расширить рабочий стол на оба проектора, как будто перед нами два рядом расположенных монитора. Мы использовали просто белый фон для рабочего стола, чтобы визуальная путаница была сведена к минимуму. Обе стороны рабочего стола проецируются на один и тот же экран, поэтому яркий свет от двух проекторов размоет детали. В драйверах Radeon или GeForce следует указать левый дисплей как основной рабочий стол. Позднее мы можем переключить эту опцию.
Теперь можно приступать к установке драйверов TriDef и iZ3D. После установки выберите в качестве опции вариант с двумя проекторами. Ниже мы рассмотрим дополнительные детали, касающиеся установки драйверов.
Обратите внимание на края картинок - проекторы не выровнены.
Теперь настало время провести первичное выравнивание дисплеев. Убедитесь, что оба проектора выдают картинку одного и того же размера на одно и то же пространство. Опять же, лучше всего использовать чистый белый фон Windows, поскольку он облегчает проверку, не заходит ли картинка одного проектора за картинку другого. Вам потребуется некоторое время на коррекцию зума, фокуса и трапецеидальных искажений, чтобы размеры картинки у обоих проекторов были максимально близкими, но это не так сложно на самом деле. Кроме того, когда ваши глаза будут воспринимать картинки по отдельности, то мозг будет легко компенсировать неидеальное сведение.
После предварительного выравнивания края стали располагаться намного ближе друг к другу.
После начального сведения следует установить поляризационные фильтры. При этом следует быть максимально аккуратным, поскольку оба проектора используют один и тот же фильтр, но их следует повернуть на 90 градусов друг по отношению к другу. Кроме того, поляризационные фильтры работают только в одном направлении. Вы можете проверить ориентацию фильтра, смотря на экран через 3D-очки. Смотрите через них на экран и регулируйте фильтр, пока картинку не будет видеть только один глаз.
Обратите внимание, что правый фильтр блокирует иконки рабочего стола, предназначавшиеся для левого глаза.
При установке поляризационных фильтров важно помнить, что если они будут не идеально выровнены с плоскостью очков, то зритель может столкнуться с неприятными эффектами взаимного проникновения. Фильтр нужно устанавливать как можно дальше от проектора, но при этом световой поток проектора должен умещаться в границах фильтра. Тепло от лампы может легко повредить дорогой фильтр, если он расположен слишком близко. Чем дальше фильтр находится от объектива, тем на большую площадь распределяется тепло. В идеальном случае световой поток от проектора должен покрывать весь поляризационный фильтр, до краёв.
Без очков
Аппаратное обеспечение: подбираем оборудование
Вы уже знаете способ, который мы будем использовать для проецирования 3D-изображения на стену: два проектора и систему поляризационных фильтров, как в кинотеатре. Мы протестируем работу нашей системы со стереоскопическими 3D-драйверами iZ3D и TriDef, которые совместимы с нашей конфигурацией. Ну а пока что позвольте рассмотреть компоненты и их цену.
Поляризационные фильтры
Поляризационные фильтры можно купить в нескольких онлайновых магазинах, но когда мы поинтересовались у энтузиастов, имеющих опыт с домашними кинотеатрами на двух проекторах, где лучше искать, то нас отправили к компании awater 3D. Эта компания находится в Германии (в США её представляет Monika Awater).
Лучшие поляризационные фильтры, которые предлагает awater 3D, требуют ЖК-проектора, но поскольку мы использовали DLP-проекторы, телевизоры LED 37, то Monika Awater порекомендовала нам другую конфигурацию: набор из двух поляризационных фильтров 3" x 3", которые стоят около $400. Конечно, на рынке можно найти фильтры дешевле, но не следует забывать, что они должны выдерживать нагрев со стороны проектора, да и должны пропускать достаточный световой поток. Цена фильтров может меняться в зависимости от пропускаемого светового потока и нагрева, который создают ваши проекторы.
Отметим, что мы провели небольшие эксперименты с помощью поляризационных фильтров, встроенных в 3D-очки, которые мы попросили в ближайшем кинотеатре. Мы разрезали очки напополам и использовали каждую половинку для поляризации света от проектора. Всё работало замечательно – в течение пяти минут. Затем мы обратили внимание на то, что картинка стала размываться.
Тепло от мощной лампы проектора просто расплавило пластиковые поляризационные линзы. Именно поэтому всё же стоит потратить дополнительные деньги на поляризационные фильтры, которые способны выдержат нагрев при прохождении мощного светового потока.
Экран
Для работы домашнего кинотеатра на основе поляризации экран тоже должен быть специальным, чтобы сохранять направление вектора поляризации. Мы использовали серебристый экран 2,4 x 1,8 м от SilverFabric, тоже из магазина awater 3D. При розничной цене $145 вы получите чёрную окантовку с отверстиями и тесёмки для крепления. Экран моющийся, при этом его можно сворачивать для транспортировки.
Поляризованные 3D-очки
Что касается очков, то есть хорошие и плохие новости. Плохие новости заключаются в том, что вы не можете использовать очки, сохранённые после просмотренного 3D-фильма в кинотеатре, поскольку там, скорее всего, использовалась система проецирования стандарта RealD или Dolby 3D – в обоих случаях используются уникальные нелинейные поляризующие фильтры. Хорошая новость в том, что обычные очки с телевизоры LCD 30 поляризационными линзами можно купить дешевле $1 за штуку – и намного дешевле, если брать сразу партией. Впрочем, есть и изящные модели с пластиковой оправой, которые стоят уже дороже. Добавим в бюджет $20 – за такую цену вы можете взять много дешёвых очков или пару high-end моделей.
HTPC и видеокарта с двумя выходами
Для нашей задачи подойдёт почти любой ПК. Конечно, если вы много играете, то потребуется мощная видеокарта. Стереоскопический выход в 3D требует серьёзной производительности, поэтому и видеокарта потребуется современная. Центральный процессор не так критичен, но его тоже следует брать весьма приличным, если вы не хотите, чтобы CPU оказался "узким местом" в системе. Мы использовали в тестах видеокарты Radeon HD 4890 и GeForce GTX 260.
Проекторы
На проекторы уйдёт основной бюджет. При покупке проекторов для игр следует ориентироваться на три основных критерия: яркость, разрешение и цена. Яркость важна, поскольку существенное количество света от проектора будет отражаться от поляризационного фильтра или блокироваться им. Разрешение важно по той причине, что когда вы будете играть на экране во всю стену, то низкое разрешение будет смотреться не так хорошо. Что же касается цены, то следует учитывать, что вам придётся покупать два проектора – поэтому и цена удваивается. Ещё неплохо обратить внимание на уровень контрастности, поскольку высокий уровень контрастности обеспечит большее наслаждение от просмотра – фильмы будут выглядеть максимально качественно.
Нашей целью было свести расходы на один проектор до $1000 или ниже. Поскольку нас больше интересовала яркость, чем разрешение, для тестов мы выбрали новый проектор BenQ W600. Яркость у этой модели 2600 люменов весьма приличная, а разрешение 720p вполне приемлемо для проектора по данной цене. Поскольку проектор использует систему DLP, то он обеспечивает хорошую контрастность 3000:1. Цена $900 (от 30 тыс. рублей в России) вполне соответствует нашему критерию, пара
Два проектора с разной поляризацией
Два проектора с разной поляризацией используются в большинстве 3D-кинотеатров. IMAX 3D, RealD и Dolby 3D - всё это технологии стереоскопического 3D-видения на основе поляризации. Данный способ кажется весьма простым и элегантным по сравнению с переключающимися затворами. Здесь нет никаких механических трюков, требующихся для попеременного закрытия одного глаза зрителя, нет и дорогих активных очков с ЖК-затворами. Вам потребуются только пассивные очки с поляризованными стёклами, но их цена просто мизерная по сравнению с активными очками. Неудивительно, что такой способ преобладает в кинотеатрах, где зритель может ненароком повредить очки.
Технология основана на поляризации света - относительно давно открытом и повсеместно используемом свойстве света, например, в различных солнечных очках. Кинотеатр с двумя проекторами с разной поляризацией использует их для вывода двух потоков видео на экран, при этом каждый проектор даёт уникальный поток для правого или левого глаза. К каждому проектору подсоединён фильтр поляризации. Зрителю здесь тоже нужно использовать очки, но эти очки не содержат электронных элементов. Очки просто состоят из двух пассивных стёкол-фильтров с разной поляризацией. Фильтр для правого глаза будет блокировать поток видео с поляризацией, предназначенной для левого глаза. Соответственно, фильтр для левого глаза будет блокировать картинку для правого глаза. Таким образом, каждый глаз будет получать только нужную перспективу, пусть даже на экран будут проецироваться две картинки одновременно.
Поляризация с двумя проекторами используется не только в кинотеатрах, но также и на некоторых специальных мониторах для ПК. При реализации в мониторе поляризационный фильтр располагается дополнительным слоем над поверхностью экрана. В качестве примера можно привести 3D-мониторы iZ3D и Zalman.
Каковы преимущества использования двух проекторов с разной поляризацией? Наиболее существенное заключается в том, что технология не утомляет зрение, вне зависимости от частоты обновления проекторов. Поскольку активные ЖК-затворы очков не чередуют прохождение света к каждому глазу, то эффекта стробирования не возникает, и данный способ позволяет наслаждаться стереоскопическим 3D-видением даже на паре 60-Гц проекторов.
Второе преимущество заключается в том, что очки со стёклами-поляроидами можно купить меньше доллара за штуку. Хотите пригласить на 3D-вечеринку 20 гостей? Нет проблем: придётся потратить $20.
Каковы недостатки? Начальные затраты намного больше. Система с двумя проекторами требует именно два проектора, что уже немало по деньгам. Кроме того, вам нужен специальный экран, совместимый с системой поляризации, а также фильтры-поляроиды для каждого проектора. Впрочем, проекторы 720p сегодня можно найти дешевле $1000, то есть общие затраты на подобную конфигурацию можно сохранить ниже уровня $3000. Подобные затраты вполне сравнимы с одним 46" 3D-купить плазменный телевизор в Киеве, который требует, по крайней мере, один комплект дорогих очков для работы.
Пример взаимного наложения: обратите внимание, что через оружие проступает часть листвы.
Есть ли другие недостатки? Во-первых, на тёмных сценах будет заметно взаимное наложение объектов (crosstalk). Поляризационные фильтры никогда на 100% не блокируют свет от того или иного проектора, поэтому если у нас тёмная сцена со светлым объектом, то часть света с края объекта может быть видна не тем глазом. Но если вы не обращали внимания на этот эффект в кинотеатре, то наверняка не обратите на него внимание и дома. Впрочем, есть и некоторые другие недостатки.
Возможно, самым значимым недостатком метода поляризации является неопределённость с тем, насколько хорошо он будет совместим с дисками 3D Blu-ray. Пока никто ещё не объявил о выходе программного плеера 3D Blu-ray с поддержкой системы стереоскопического 3D-видения на двух проекторах. CyberLink PowerDVD 10, похоже, пока является единственным кандидатом на воспроизведение дисков 3D Blu-ray на ПК, и компания уже явно дала понять, что конфигурации с двумя проекторами поддерживаться не будут. Компания намерена реализовать, главным образом, поддержку 3D-видения с переключающимися затворами для проигрывания 3D Blu-ray, хотя будут доступны и некоторые другие возможности.
В любом случае, данная статья посвящена созданию 3D-конфигурации с двумя проекторами в домашних условиях. И пусть даже мы на данный момент не можем воспроизвести диски 3D Blu-ray через подобную конфигурацию, это отнюдь не означает, что мы не можем насладиться погружением в игру. Да и фильмы в 3D тоже можно смотреть.
Сейчас вы знаете нашу базовую идею – создать домашнюю систему стереоскопического 3D-видения через два проектора с поляризационными фильтрами. Но её реализация
Будущее - сегодня!
В деле стереоскопического 3D-видения чем больше, тем лучше. Забудьте всё, что вы слышали о подходящем размере плазменные телевизоры 50 дюймов диагонали, поскольку 3D - это то блюдо, которое нужно подавать максимально большим. Позвольте кое-чем поделиться: я видел будущее, когда экран в режиме 3D-видения занимал всю стену, я управлял полноразмерными машинами в Burnout Paradise и сражался с зомби ростом с человека в Left 4 Dead. Даже космические битвы стали естественными и убедительными, как будто я сам путешествовал с огромной скоростью или сражался с врагами лазерными пушками - всё это в великолепном трёхмерном окружении. Если вы хотите узнать, как всё это можно сделать самостоятельно, то наша статья как раз об этом и повествует.
Три года назад мы уже представили материал "3D-дисплей во всю стену: виртуальная реальность дома". В 2007 году просмотр 3D-фильма в кинотеатре был ещё диковинкой. Тогда на рынке не были массового представлены 3D-дисплеи, и если вы хотели реализовать 3D дома, то можно было рассчитывать на крупные затраты, причём конечный результат мог быть совсем не таким, каким вы бы его хотели видеть. Блокбастеры ещё не выходили в 3D-формате, и лучшее, на что можно было надеяться - запуск некоторых игр в 3D.
Насколько же может измениться технологическая индустрия за три года... "Аватар" привнёс 3D в массовую культуру, и уже все крупные производители купить телевизор в интернет-магазине объявили 3D-модели для дома. Совсем скоро появятся коммерческие Blu-ray в формате 3D. Футуристическая идея повсеместного распространения стереоскопического 3D-видения в наших домах ещё никогда не была так близка к реализации.
В нынешней ситуации мы вновь решили подойти к тому, чтобы сделать дома 3D-кинотеатр во всю стену. Коммерческие проекты уже на горизонте, поэтому система 3D-проецирования должна не просто работать - она должна быть комфортной, функциональной и достаточно привлекательной, чтобы возникло желание пользоваться ею каждый день. Мы смогли получить рабочий 3D-кинотеатр во всю стену в 2007 году, но ограничения старой технологии были таковы, что нам пришлось мириться со множеством недостатков. Конечно, легко потерпеть "выносящий мозг" стробоскопический эффект, когда вы приоткрываете завесу новой технологии, но сегодня, когда 3D вот-вот пойдёт в массы, наши ожидания были намного выше.
С появлением на рынке дисков 3D Blu-ray вы увидите на наших страницах новые статьи в ближайшие месяцы, но в данном случае нам хотелось бы начать с самых основ. Для большинства из нас первое знакомство с 3D произошло в кинотеатре. Существует много способов получить стереоскопическую 3D-картинку, но мы начнём с технологии, которая чаще всего используется киностудиями и кинотеатрами: два проектора с разной поляризацией.
Основы стереоскопического 3D-видения
Поскольку 3D-дисплеи пока не являются широко распространёнными в наших домах, многие пользователи не совсем хорошо представляют себе, как на самом деле работает 3D-дисплей. Приведём небольшой пример. Помните, что мы упрощаем некоторые аспекты для лучшего понимания.
Возможность человека воспринимать третье измерение напрямую связана с нашим бинокулярным зрением. Если говорить простыми словами, то мы видим в 3D по той причине, что имеем пару глаз. Каждый глаз смотрит на мир с немного разной перспективой, и наш мозг обрабатывает эти перспективы, чтобы получить представление о том, насколько далеко или близко расположен объект. Поскольку мы получаем две разные перспективы, бинокулярное зрение часто называют стереоскопическим.
Проще всего продемонстрировать стереоскопическое зрение небольшим экспериментом (лучше всего проводить его, когда вы не смотрите в направлении монитора ПК). Закройте левый глаз и поместите перед правым глазом вашу правую кисть на расстояние около десяти сантиметров. Немножко покачайте кистью. А теперь откройте оба глаза и сделайте те же самые покачивания кистью руки перед правым глазам - вы ощутите заметную разницу в восприятии глубины и расположения вашей кисти в 3D-пространстве. Когда оба глаза дают разные перспективы, ваш мозг может лучше рассчитать относительное расположение объекта, обеспечивая вас точной информацией о том, насколько кисть удалена от лица. Если вы перестанете покачивать кистью и будете быстро попеременно закрывать правый или левый глаз, то легко заметите, что каждый глаз даёт разное положение кисти в вашем поле зрения.
Обе картинки обрабатываются мозгом человека, что позволяет получить ощущение взаимного расположения объектов и их размера. Вы видите объекты в трёхмерном пространстве.
Таким образом, ключевая функция 3D-дисплея заключается в том, чтобы обеспечивать каждый глаз разной перспективой одной и той же
Утилиту MaxiVista можно использовать не только для расширения рабочего стола основного компьютера на монитор второго компьютера. В версии Professional есть возможность использования MaxiVista в качестве KVM-коммутатора. Для этого вам требуется интернет-магазин телевизоров в Украине и нажать правой клавишей мыши на значок программы в трее, после чего в контекстном меню выбрать пункт "Activate Remote Control", который позволит использовать клавиатуру и мышь второго компьютера для управления основным. Впрочем, следует помнить, что перед нами решение KVM, а не система полноценного удалённого управления, подобная VNC, TeamViewer или встроенной Windows Remote Desktop.
В данном отношении следует также упомянуть, что вы можете выполнять подключение к компьютеру, который располагается в другой подсети, нежели сервер MaxiVista. Такое решение будет интересно в следующем сценарии: клиентская программа MaxiVista установлена на нескольких настольных компьютерах, а сервер MaxiVista установлен на ноутбуке. Связь между клиентом MaxiVista и сервером MaxiVista устанавливается через WLAN. Из соображений безопасности ноутбук в WLAN подключается в другой подсети, чем обычные серверные или настольные компьютеры. Для установления подключения в таком сценарии его необходимо прокладывать через маршрутизатор и разные сетевые сегменты, при этом должны быть открыты порты в купить телевизор LCD, необходимые для работы утилиты MaxiVista. Если все эти условия выполняются, то достаточно ввести IP-адрес клиентского компьютера на серверной части MaxiVista. Это можно сделать через иконку в трее серверного компьютера MaxiVista: достаточно выбрать пункт "Options" после нажатия правой клавишей мыши на иконку. В появившемся окне следует выбрать закладку "Network", нажать клавишу "Manual" и ввести IP-адрес.
Помимо упомянутых функций, у MaxiVista есть множество настроек, которые вы можете изменять. Среди всего прочего вы можете выбрать плазменные телевизоры 60 размер пакетов. Более того, можно включить сжатие передаваемых данных, чтобы программа лучше использовала доступную пропускную способность. Это будет полезно в случае связи между компьютерами через широкополосное соединение.
Есть и другие дополнительные функции - можно отсылать комбинацию "Ctrl-Alt-Del", другие комбинации клавиш или регулировать яркость удалённого монитора через гамма-коррекцию.
MaxiVista - небольшая программа, обеспечивающая необычные функции. Благодаря этой утилите вы можете расширить рабочий стол основного компьютера Windows на монитор, подключённый ко второму компьютеру. Для этой цели после установки серверной части MaxiVista на основной компьютер создаётся виртуальная видеокарта. Затем утилита отсылает информацию о расширенной области рабочего стола через сеть клиентской программе, которую нужно установить на второй настольный ПК или ноутбук. Наконец, эта клиентская программа отображает принятую картинку на локально подключённый монитор.
Установка выполняется легко за считанные минуты. От пользователя не требуется никаких дополнительных усилий, поскольку серверная программа автоматически произведёт поиск клиентов MaxiVista в сети. Во время установки выполняются все необходимые изменения в настройках Windows Firewall. Всё, что нужно будет сделать пользователю - просто запустить программу, после чего он получит второй монитор на другом компьютере. Когда сервер MaxiVista подключается к клиентскому компьютеру через проводную сеть Ethernet, то производительность очень хорошая. Мы без проблем смогли воспроизвести ролики YouTube 720p. Однако более высокие разрешения приводят к появлению проблем, как показали наши тесты.
На наш взгляд, программа может быть весьма полезной. Однако это решение требует от пользователя полного доступа к ноутбуку или ПК, чей
Maxivista в работе
Достаточно теории, давайте посмотрим, на что способна утилита MaxiVista на практике. Для данной цели мы использовали обычный настольный ПК с двумя подключёнными мониторами. Ноутбук будет работать в качестве третьего монитора для ПК. Оба компьютера и телевизор ЖК купить работают под управлением ОС Windows 7. Связь между компьютерами осуществляется по гигабитной сети Ethernet, но мы также проведём тесты и с подключением по беспроводной сети, чтобы оценить актуальность и такого решения.
Установка на основной компьютер
Мы скачали файл MaxiVistaDemo.zip с сайта производителя, в котором содержится серверная и клиентская часть утилиты MaxiVista. Первым шагом мы установили серверное ПО на наш основной компьютер, запустив файл интернет магазин телевизор Киев. Мастер проведёт вас через весь процесс установки. Доступно немного опций, и мы установили программу со штатными настройками. Мы просто подтверждали все предупреждающие сообщения Windows Firewall, выбирая "Do not block/Не блокировать" во время установки.
После завершения установки следует перезагрузить компьютер. После перезагрузки в диспетчере устройств мы обнаружили виртуальную видеокарту.
Установка на клиентский компьютер
Вторым шагом мы установили клиентскую программу. Мы выполнили файл Maxivista_Setup_SecondaryPC.exe, который присутствовал в скачанном архиве zip, на нашем ноутбуке. Опять же, Мастер провёл нас через весь процесс установки. Во время установки можно выбирать, будет ли программа автоматически телевизоры LED 26 загружаться при старте системы. После установки на клиентском компьютере перезагрузка системы не требуется. Достаточно просто запустить клиентскую программу из меню "Start/Пуск". Программа называется "MaxiVista Demo Viewer", после установки иконка в трее отображает текущее состояние клиента.
MaxiVista: настройка сервера
После всех необходимых приготовлений можно запускать серверную часть MaxiVista на нашем настольном компьютере - "MaxiVista Demo Server". В трее тоже появится иконка. По цвету этой иконки в трее на ноутбуке и на основном компьютере можно легко определить, может или нет сервер MaxiVista связаться с клиентом MaxiVista. Начальное соединение прошло успешно, если иконки на обоих компьютерах жёлтые. Но если одна из иконок осталась чёрной, то связи между клиентом и сервером нет. В подобном случае необходимо проверить настройки брандмауэра и убедиться, что проблемы не связаны с конфигурацией сети.
Воспроизведение мультимедийных файлов
В нашем случае иконки на ноутбуке и на настольном ПК сразу же стали жёлтыми, поэтому мы приступили к использованию программы. Для этого просто сделайте двойной щелчок мышью по иконке состояния MaxiVista в панели задач основного (серверного) компьютера. На следующем видео мы покажем, как будет выглядеть это соединение, а также сможете ли вы проиграть видео на экране ноутбука, подключённого через сеть.
MaxiVista.
После двойного нажатия мыши на значок программы в трее устанавливается подключение, настольный компьютер начинает использовать экран ноутбука как третий монитор. Для тестов мы использовали браузер Google Chrome, в котором воспроизвели версию 720p игрового ролика Assassin's Creed 2 на сайте Youtube. При переносе окна браузера с монитора, подключённого напрямую к настольному ПК, на третий виртуальный монитор (экран ноутбука, подключённого через LAN), видео продолжало воспроизводиться практически без подтормаживаний. Да и просмотр видео на полном экране тоже прекрасно работал.
Затем мы попытались воспроизвести ещё один тестовый файл 720p с помощью Windows Media Player, но уже не так успешно. После переноса окна на виртуальный монитор мы получили статическую картинку. Плеер VLC, с другой стороны, воспроизвёл тот же файл на третьем мониторе, добавленном MaxiVista, без каких-либо проблем.
Виртуальный монитор через WLAN
Во время второго теста, для которого мы выбрали подключение WiFi 802.11n 54 Мбит/с вместо кабельного подключения 1 Гбит/с, результаты оказались не такими впечатляющими. Перенос окна на третий монитор приводил к рывкам, которые наблюдались и при движении курсора мыши. О воспроизведении мультимедийных файлов при этом лучше и не думать.
Многие годы компьютеры с несколькими мониторами встречались довольно редко. Подобные конфигурации часто использовались только в профессиональных бизнес-окружениях, например, в студиях графического дизайна. В те времена, когда шина PCI была стандартным интерфейсом для видеокарт, домашним пользователям, желающим использовать второй ЭЛТ-телевизор Киев купить, приходилось добавлять к компьютеру вторую видеокарту. Это слишком сильно увеличивало цену, часто не оправдывая преимуществ.
Нажмите на картинку для увеличения.
Однако времена меняются. Сегодня скоростная шина PCI Express уже стала стандартом, да и производительность видеокарт существенно выросла. Даже самые дешёвые видеокарты, такие как ATI Radeon HD3450 и доступные примерно по $25, телевизоры LCD Киев обеспечивают возможность подключения второго монитора. Кроме того, ЭЛТ-мониторы почти полностью вытеснены ЖК-дисплеями, при этом крупные диагонали дисплеев сегодня обходятся относительно дёшево. Раньше 19-дюймовый ЭЛТ-монитор служил объектом вожделения, а сегодня немногие приобретают ЖК-мониторы с диагональю меньше 22 дюйма.
Более высокая продуктивностьПоскольку финансовые затраты на владение и использование нескольких мониторов снижаются, подобные конфигурации сегодня всё более широко распространяются в домашних и рабочих окружениях. Хотя причины, по которым используют один, два или больше мониторов, бывают разными. Фотографы-любители, например, могут выиграть от подобной конфигурации, перенеся панель инструментов редактирования изображения на второй монитор. Работа с крупными таблицами Excel тоже облегчается, как и работа с двумя полноразмерными документами Word, расположенными рядом друг с другом. Объём телевизоры LED 55 выполняемой работы тоже может увеличиться, поскольку пользователь получает больше места для распределения разных открытых окон программ, или просто по той причине, что одновременно на поверхность дисплеев можно вывести больше информации. Вне всякого сомнения, почти каждый, кто поработал за компьютером с двумя мониторами, вряд ли будет отказываться от одного из них.
Цена и дополнительное пространствоСо всеми преимуществами, упомянутыми выше, не следует забывать, что хотя дополнительный монитор можно купить по относительно низкой цене, он может превысить границы персонального бюджета. Да и найти пространство на рабочем столе для дополнительного монитора не всегда легко. Кроме того, многим пользователям идея конфигурации с двумя мониторами может нравиться, но не все из них уверены в том, насколько сильно они смогут выиграть от неё.
Программные решения?Если у вас есть бюджет и пространство для установки второго монитора, но вы колеблетесь с покупкой по упомянутым причинам, утилита MaxiVista позволит попробовать подобную конфигурацию на двух мониторах даже без покупки дополнительного монитора. Единственным требованиям является то, что помимо основного компьютера у вас также должен быть ноутбук или второй настольный ПК со своим мониторам. И оба компьютера должны быть объединены в сеть. MaxiVista позволит вашем основному ПК использовать экран вашего второго ПК в качестве второго монитора.
Ноутбук в качестве дополнительного монитораБесплатную пробную версию программы MaxiVista можно скачать с сайта производителя. Программа занимает всего 5 Мбайт, так что много времени не потребуется. За исключением базового требования соединения двух компьютеров с помощью сети, дополнительных ограничений нет. Утилиту MaxiVista необходимо будет установить на оба компьютера. Поддерживаются операционные системы Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, а также и Windows 7. Следует отметить, что утилита MaxiVista будет работать, даже если компьютеры используют разные операционные системы (или разные версии операционных систем, например, 32- и 64-битную). Утилита MaxiVista доступна в трёх версиях: Standard, Professional и Mirror Pro. |
Мы до сих пор не касались производительности в нашей статье. Как же насчёт задержек? Не влияет ли 802.11g PAN на пропускную способность WLAN? Хватает ли 10 Мбит/с на всё?
Кодирование кадрового буфера и звука ноутбука в поток MPEG-2 является весьма ресурсоёмким процессом. Core i5-540M в нашем Dell Studio 15z - это двуядерный процессор на основе Arrandale с тактовой частотой 2,53 ГГц (до 3,066 ГГц в режиме Turbo) с поддержкой Hyper-Threading. Процессор сам по себе мощный, но воспроизведение полноэкранного потока 480p через технологию Wireless Display "съедает" 50-60%: CPU. Кроме того, не забывайте о примерно полусекундной задержке между передвижением курсора мыши на ноутбуке и соответствующим перемещением курсора на плазменные телевизоры 65. По крайней мере, текущее поколение Wireless Display не готово к интерактивности.
Но это не остановило Intel - компания продолжала работать над тем, чтобы технология Wireless Display была более удобна, например, если вы захотите посмотреть последний эпизод сериала или запустите слайдшоу. Та же самая новая версия программного обеспечения, которая выставляет максимальное разрешение 1366x768 (v1.2), также добавляет и курсор мыши с низкой задержкой, передвигающийся в реальном времени. В итоге базовая навигация становится гораздо более простой, если вы пользуетесь при этом телевизоры LCD 32.
Что касается просмотра мультиплексированного потока MPEG-2, то важно отслеживать производительности сети. Если вы перегрузите WLAN, то сети PAN может и не хватить пропускной способности. Помните, что обе сети используют один и тот же беспроводный адаптер. После тестирования множества локальных и потоковых мультимедийных файлов, мы получили довольно хорошее представление о том, при каких условиях начинается перегрузка соединения.
Изначально мы несколько опасались того, что технология Wireless Display использует стандарт 802.11g на частоте 2,4 ГГц, поскольку последние адаптеры Centrino поддерживают сети 802.11n. Intel утверждает, что WLAN будет работать в режиме 802.11n, объединяя пару каналов для достижения пропускной способности уровня 140 Мбит/с, но PAN при этом будет работать в стандарте 802.11g. Причём это возможно, только если вы будете использовать полосу частот 2,4 ГГц (а не 5 ГГц).
Качество картинки
Благодаря технологии Wireless Display вполне можно получить плавное воспроизведение фильма, поскольку Intel чётко установила бюджет пропускной способности - мы знаем о том, что доступно около 10 Мбит/с. Но насколько хорошо выглядит картинка, которая выводится на телевизоре? Если отвечать в двух словах, то качество во многом зависит от источника контента.
MPEG-2, конечно, является стандартом сжатия видео и аудио с потерями, поэтому потеря в чёткости неизбежна. И тот факт, что мы подключаем адаптер к телевизору через интерфейс HDMI, этого не меняет. Ещё в 2008 году Intel вполне конкретно дала понять, что пропускной способности беспроводного соединения просто не хватит для передачи несжатой картинки.
Как мы уже упоминали выше, просто передача на плазменные телевизоры Киев рабочего стола Windows 7 приводит к потоку около 6 Мбит/с, который "съедает" около 20% времени CPU и около 10% от пиковой пропускной способности беспроводной сети. Мы использовали замечательный 55" телевизор Samsung UN55B8000XF для вывода картинки, и рабочий стол действительно прекрасно смотрелся в разрешении 1280x720. Конечно, не так резко, как в разрешении 1080p, которое мы получаем, подключая HTPC напрямую к этому же ЖК-телевизору, но всё равно разрешение вполне приемлемое.
Мы воспроизвели несколько видеоклипов высокого разрешения на ноутбуке Dell Studio 15z из коллекции HD-видео Microsoft. Клипы с потоком около 8-9 Мбит/с воспроизводились плавно. Артефакты сжатия были заметны (особенно на плавных цветовых переходах, например, на небе, где появлялся эффект появления полосок), но качества всё равно оказалось выше, чем мы ожидали. Кроме того, качество можно оценить по видеоролику, который приведён на первой странице статьи.
Но даже когда ноутбук и адаптер находились в одной комнате, подключение к телевизору иногда прерывалось. Похоже, что видео высокого разрешения нагружало Wireless Display сильнее, чем предполагали разработчики. Впрочем, проблемы появляются только при просмотре видео высокого разрешения на полном экране - мы не столкнулись с какими-либо проблемами при просмотре обычной телевизионной передачи или ролика YouTube в стандартном разрешении.
Нажмите на картинку для увеличения.
Затем мы открыли ресурс YouTube для просмотра ролика 720p, посвящённого анонсу McLaren MP4-12C. Опять же, качество воспроизведения мы бы назвали разумным, хотя
Введение
Мне нравится мой компьютер для домашнего кинотеатра (HTPC). Приятно посидеть вечером в пятницу за кружкой пива и посмотреть фильмы Blu-ray на большом экране. Или отдохнуть в любой день пару часов за World of Warcraft на 55" магазины телевизор купить.
Но что, если вам не подходит стационарный HTPC для прослушивания любимой музыки, просмотра фильмов или игры время от времени на ЖК-панели? Примерно такой сценарий я представлял себе, когда обсуждал с Intel новую технологию Wireless Display на CES 2010.
Адаптер Push2TV под 55" ЖК-телевизоры LCD купить Samsung. Нажмите на картинку для увеличения.
Представляем Wireless Display
Intel немало поработала над тем, чтобы Wireless Display стала технологией, дружественной к потребителям. Работа действительно была проведена немалая, но зато мы получили просто великолепное удобство и простоту. После первоначального "спаривания" ноутбука и адаптера, программное обеспечение Intel берёт на себя всё последующее взаимодействие.
С одной стороны подключения используется ноутбук. У него должен быть процессор на основе Arrandale (Wireless Display использует интегрированный движок HD Graphics), беспроводной адаптер Centrino нового поколения, предустановленное программное обеспечение Intel My WiFi и ОС Windows 7.
С другой стороны подключения используется адаптер Netgear Push2TV с HDMI-кабелем, подключённым к телевизоры LG 32 . Что же между ними? Ничего, только воздух.
Поскольку Intel требует предустановку программного обеспечения My WiFi и Wireless Display, настройка связи между ноутбуком и адаптером заключается во включении обоих устройств, запуска программного обеспечения My WiFi, ввода четырёхзначного PIN-кода, после чего экран ноутбука будет дублироваться на вашем телевизоре. Весь процесс показан на видеоролик ниже - после подключения мы воспроизвели несколько фильмов высокого разрешения на нашей тестовой платформе.
Intel Wireless Display Technology.
Конечно, техническая составляющая технологии намного более сложная - подобную функцию было очень непросто реализовать. И глубокое ознакомление с технологией помогает понять, почему решение Wireless Display нельзя назвать заменой стационарному HTPC.
В любом случае, эта функция довольно приятная за свою цену. Поддержка Wireless Display дебютировала на тройке ноутбуков Dell, Sony и Toshiba, которые появились на сайте Best Buy. В комплект поставки всех трёх моделей входит адаптер Netgear, так что Wireless Display можно назвать в той или иной степени бесплатной добавкой, если вас не смущает потратить около $1000 за ноутбук на основе Core i5.
Впрочем, для многих международные магазины, подобные Best Buy, не актуальны из-за проблем доставки в Россию. Не стоит переживать - OEM-платформа Intel Spring Peak также обладает поддержкой Wireless Display, что позволяет производителям самостоятельно подобрать компоненты для начинки ноутбука, который по-прежнему будет обладать поддержкой WiDi. Стоп, на этом месте хотелось бы внести маленькую поправку. Intel планировала использовать для новой технологии название WiDi. Однако оно, скорее всего, уже было зарегистрировано, поэтому технология называется Wireless Display.
Принцип работы Wireless Display
Если вы уже знакомились с технологией Wireless Display, то наверняка знаете о нареканиях, касающихся задержки при передаче картинки между host-ноутбуком и клиентским телевизором. Так оно и есть. По информации Intel, технология никогда не планировалась на роль интерактивной (например, чтобы позволять играть на ноутбуке, используя экран телевизора). Напротив, она предназначается для модели использования "сел, откинулся на спинку кресла и смотришь". То есть вы можете управлять ноутбуком на вашем диване, чтобы просматривать на большом экране видеоролики или презентации PowerPoint. Чтобы понять, почему так произошло, мы должны обратиться к истории появления технологии на рынке.
Нажмите на картинку для увеличения.
Для работы технологии на ноутбуке должно быть установлено программное обеспечение Intel My WiFi и Wireless Display. Программа Wireless Display захватывает кадровый буфер дисплея ноутбука и кодирует видеопоток с частотой 30 кадров в секунду. В первой версии программы технология поддерживала разрешения до 1280x800. Но в последней версии было добавлено разрешение 1366x768 - "родное "разрешение нашего тестового ноутбука Dell Studio. К этому потоку видео кодировщик Intel добавляет двухканальный звук, после чего мультиплексирует поток аудио/видео в формат MPEG-2 и передаёт его через технологию WiFi на адаптер Netgear, используя Real Time Streaming
Поскольку выполняется блокирование пикселей, строчек или кадров для каждого глаза (в зависимости от типа 3D-отображения), в ваши глаза попадает менее половины света от системы 3D. Чтобы телевизор ЛСД купить минимизировать взаимное наложение чередующихся кадров, очки с активными затворами блокируют оба глаза во время перехода между кадрами на дисплее. Поэтому весьма разумно выбирать 3D-дисплей с высоким уровнем яркости.
Также важно избегать отражений и бликов на экране телевизора, поскольку отражения будут видны на фиксированной глубине (расстояние от ваших глаз до экрана), и будет несколько труднее фокусироваться на интересующих вас объектах
Кроме того, из-за упомянутых проблем (яркость и отражения) лучше всего смотреть 3D-видео в затемнённом помещении.
Несоответствие аккомодации
Хотя объекты могут казаться перед поверхностью экрана или за ней, их на самом деле там нет. Поскольку картинка выводится плоским экраном, для получения резкого изображения в 3D мускулы глаза телевизоры ЛЕД будут заставлять хрусталик фокусироваться на расстояние до экрана. И тот факт, что 3D-видео выводится только при фокусировке глаз на экране, создаёт несоответствие между одним визуальным "сигналом" (аккомодация) и другими визуальными "сигналами".
Когда ваши глаза попытаются сфокусироваться на 3D-объектах, которые кажутся расположенными ближе, чем плоскость экрана, то глаза естественным образом будут сводиться внутрь, пытаясь приспособиться для просмотра близко расположенного объекта. Но, в отличие от реального мира, все объекты 3D-видео будут видны только при фокусировке глаз на плоскости экрана. Если вы будете пытаться сфокусировать зрение на объектах, расположенных под носом, то вы будете разочарованы, поскольку потеряете фокус.
К счастью, как оказывается, большинство зрителей могут смириться с таким несоответствием без особых проблем, что позволяет расслабиться и насладиться 3D-видео без потери фокусировки.
Несоответствие размытия
В реальном мире глаза фокусируются на объектах, на которые мы в данный момент смотрим. Объекты, которые располагаются ближе или дальше, кажутся вне фокуса. Поскольку 3D-видео воспроизводится на плоском экране, то градиент размытия, который мы наблюдаем в реальном мире, в 3D-видео получить не получится. Если 3D-видео снимается с большой глубиной резкости, то большая часть сцены будет казаться в фокусе, то есть при фокусировке зрения на экране вы будете резко видеть любую часть сцены.
Если режиссёр или оператор решит сузить глубину резкости, то один объект сцены можно снять в фокусе, а все остальные области будут размыты. Конечно, такая техника позволяет имитировать градиент размытия, с которым мы сталкиваемся в реальном мире, но у неё тоже есть недостаток - если в реальном мире нам достаточно сфокусироваться на других объектах, чтобы видеть их резко, то в данном случае это не получится - сфокусироваться на других объектах не удастся.
Несоответствие размытия обойти не получится, независимо от того, как снимается 3D-видео. Исследования показали, что несоответствия размытия и аккомодации дают "сигналы" мозгу - и хотя мы видим стереоскопическую картину трёхмерной сцены (реальную или созданную компьютером Купить в Киеве телевизор ), всё равно чувствуется, что 3D-видео воспроизводится на плоском экране.
Утомление глаз
Мы естественным образом видим мир в 3D, и хороший 3D-фильм может легко погрузить в себя и развеять сомнения, что мы на самом деле не находимся на отображаемой сцене. Впрочем, зритель всё равно естественным образом будет пытаться фокусировать зрение на разных дистанциях, в зависимости от кажущегося расстояния до объектов и элементов сцены в 3D-видео. Поскольку глазами можно не только "зыркать" вправо и влево, но фокусироваться ближе и дальше, во время просмотра 3D-фильмов мускулы глаз будут работать больше, чем при просмотре видео в 2D. Впрочем, когда вы сможете привыкнуть к новому миру 3D-видео, то наверняка сможете расслаблять зрение и наслаждаться фильмом, а не пытаться сфокусироваться на объектах, расположенных ближе или дальше.
Морская болезнь
Морская болезнь обычно связана с несоответствием информации, которую ваш мозг получает от зрения, с информацией, относящейся к движению (её предоставляет внутреннее ухо, отвечающее за ощущение баланса движений). Морская болезнь может быть связана и с другими зрительными несоответствиями, поступающими в мозг. Если 3D-видео плохо снято или выводится некачественно, то ощущение 3D-глубины объектов на сцене может конфликтовать с получаемой информацией о
Нужно ли обновлять телевизор или ПК?
Конечно, фильмы лучше всего смотреть на экране с самой большой диагональю, какую только вы можете себе позволить. Сегодня на рынке телевизоры LED можно найти несколько моделей 3D-телевизоров, и к концу года их должно стать ещё больше.
В 2010 году 3D-телевизоры будут стоить относительно дорого. Как правило, цикл замены телевизора составляет от пяти до десяти лет. Если вы недавно купили новенький большой телевизор, то вряд ли захотите обновлять его до 3D-телевизора в ближайшее время. Скорее всего, потребители плазменные телевизоры 32 будут добавлять поддержку 3D в будущем, когда они решать обновить или заменить свой телевизор. Конечно, это решение будет зависеть от многих факторов, таких как доступность фильмов Blu-ray 3D, телевизионных каналов 3D и другого 3D-контента.
Циклы замены ноутбуков и апгрейда настольных ПК намного короче. Энтузиасты модернизируют свой компьютер и купить телевизор ЛСД каждый год. Довольно легко будет добавить поддержку декодирования 3D-видео и воспроизведения при апгрейде или замене ПК. По этим причинам, как нам кажется, количество ПК с поддержкой воспроизведения 3D-видео в ближайшие годы будет намного превышать парк 3D-телевизоров.
Декодирование Blu-ray 3D на ПК
Четырёхъядерные процессоры вполне способны справиться с программным декодированием 3D Blu-ray, но оптимальное решение подразумевает использование дискретной видеокарты или интегрированного графического ядра, которые способны декодировать Blu-ray 3D на GPU. Графические процессоры последнего поколения, включая видеокарты Nvidia GeForce GT 240, GT 340, GT 330, GT 320, GTX 470, GTX 480, а также мобильные графические процессоры из линейки GeForce 300M, плюс системы на процессорах Intel Core с графическим ядром Intel HD (Core i3, Core i5 и Core i7 Mobile) поддерживают декодирование двух потоков HD-видео. Линейка видеокарт ATI Radeon 5000 тоже должна поддержать декодирование Blu-ray 3D в будущем.
Программный плеер Blu-ray использует упомянутые современные графические процессоры для декодирования Blu-ray 3D MVC, что приводит к очень низкой нагрузке на CPU при безупречном воспроизведении видео.
Подключение ПК к 3D-дисплею
Для воспроизведения полноценного 120-Гц 3D-видео с чередованием кадров нужен двухканальный выход DVI (для дисплеев, совместимых с Nvidia 3D Vision), либо (появится скоро) кабель High Speed HDMI для подключения к дисплею со входом HDMI 1.4.
Спецификация HDMI 1.4 поддерживает несколько форматов 3D-сигнала, включая формат из двух потоков 3D-видео с полным разрешением, когда кадры для первого и левого глаз упаковываются в один стереокадр, картинка для левого глаза располагается сверху, над картинкой для правого. Система упаковки стереоскопических кадров HDMI 1.4 поддерживает разрешение 1080p при частоте 24 кадра в секунду, либо разрешение 720p при частоте 50 или 60 кадров в секунду.
HDMI 1.4 также поддерживает 3D-сигналы, упакованные в стандартные форматы видео 2D, включая расположение бок о бок или сверху/снизу. Дисплеи с поляризацией можно подключать к ПК через стандартные выходы DVI или HDMI 1.3.
Подключение ПК к 3D-телевизору
120-Гц 3D-видео с чередованием кадров в полном качестве (как, например, на дисках Blu-ray 3D) можно передавать только через кабель High Speed HDMI на телевизор, совместимый с HDMI 1.4.
Nvidia объявила, что некоторые видеокарты, совместимые с 3D Vision, можно будет программно обновить до поддержки стереоскопического сигнала HDMI 1.4 в грядущем программном апгрейде 3DTV Play. Этот драйвер позволит видеокартам GeForce выдавать полноценный стереоскопический 3D-сигнал на 3D-телевизоры.
AMD и Intel тоже планируют поддержать вывод стереоскопического 3D-сигнала, совместимого с HDMI 1.4, в будущем.
Очки с активными затворами
Чтобы избежать мерцания, очки с активными затворами работают со скоростью 120 кадров в секунду или быстрее. Очки с активными затворами будут работать только с телевизорами и дисплеями, способными выводить 3D-контент со скоростью 120 Гц или быстрее.
Для очков с активными затворами требуется передатчик. Он принимает сигнал синхронизации от телевизора (через разъём VESA) или от ПК (через USB).
В целом, сегодня нет единого кросс-платформенного стандарта очков с активными затворами, которые работали бы со всеми доступными телевизорами или мониторами. Вам следует покупать 3D-очки, которые специально разработаны для вашего телевизора или монитора. Одним исключением можно считать систему Nvidia 3D Vision, которая была лицензирована нескольким производителям дисплеев для ПК, включая Acer, Asus, Alienware, LG и Samsung. Что же касается
Blu-ray 3D - новый формат фильмов, который был разработан членами альянса Blu-ray Disc Association (BDA). Фильмы Blu-ray 3D планировалось представить в начале 2010 года, этот формат призван был стать наиболее качественным для воспроизведения 3D-фильмов в домашних условиях. Нажмите на картинку для увеличения. Физический формат Blu-ray 3D идентичен другим видам дисков для телевизоры LG Blu-ray. Логический формат базируется на текущем формате аудио/видео Blu-ray, который был расширен, чтобы поддержать стереоскопическое 3D-видео и 3D-меню. Старые плееры Blu-ray не смогут воспроизводить фильмы Blu-ray 3D. Если стационарные плееры Blu-ray придётся менять, то в случае ПК достаточно просто обновить плеер Blu-ray. Программный плеер Blu-ray 3D для воспроизведения фильма требует наличие привода Blu-ray, способного считывать диски со скоростью 2x или выше. К счастью, все приводы BD-ROM и BD-R, за исключением моделей первого поколения, обеспечивают скорость 2x или выше. Плееры Blu-ray, способные воспроизводить Blu-ray 3D, обратно совместимы, то есть они поддерживают стандартные (двумерные) фильмы Blu-ray. Кроме того, формат Blu-ray 3D позволяет создавать фильмы Blu-ray 3D таким образом, чтобы их можно было воспроизводить на наследственных плеерах Blu-ray в виде стандартных фильмов 2D Blu-ray. Плееры Blu-ray 3D можно настроить для работы как в 2D, так и в 3D (стереоскопический) режимах, что позволяет потребителям обновить плеер и коллекцию дисков до того, как они обновят телевизоры LG 42 для поддержки 3D. Фильмы Blu-ray 3D будут содержать два полноценных потока с качеством Blu-ray, по одному для каждого глаза. Декодирование Blu-ray 3D в принципе можно сравнить с декодированием двух стандартных фильмов Blu-ray одновременно. Вполне разумно ожидать, что размер фильмов и поток удвоятся (поскольку удваивается число кадров для декодирования), но 3D-видео позволяет воспользоваться некоторыми оптимизациями. Поскольку каждый глаз видит немного различающуюся перспективу одной и той же сцены, в кадрах видео для правого и левого глаз очень много общего. Специалисты по кодированию видео группы Motion Picture Experts Group (MPEG) смогли использовать этот факт, чтобы снизить общий поток и размер файлов стереоскопических 3D-фильмов. Был разработан новый видеокодек на основе Advanced Video Codec (AVC, также известный как H.264), названный Multi-View Codec (MVC). Диски Blu-ray 3D используют кодирование видео MVC, которое обеспечивает очень высокое качество картинки при увеличении размера/потока (по сравнению со стандартным Blu-ray) на 50%. Если пиковый поток для стандартных фильмов Blu-ray составляет 40 Мбит/с, то в случае Blu-ray 3D он увеличился до 60 Мбит/с. Blu-ray 3D MVC кодируется в виде основного потока видео (для одного глаза, то есть для воспроизведения в 2D) и дополнительного (зависимого) потока для другого глаза. Во втором потоке имеются ссылки на объекты в кадрах основного потока, то есть кодируются только различия. У Blu-ray 3D есть расширенные графические возможности, которые позволяют выводить 3D-меню и субтитры в 3D-видео. Текст и графику субтитров и меню можно вынести на другую плоскость, отличающуюся от плоскости экрана. То есть они могут располагаться дальше или ближе к зрителю. Изменение глубины выполняется горизонтальным смещением текста или графики друг относительно друга в двух потоках видео для каждого глаза. Апгрейд на Blu-ray 3D Чтобы смотреть фильмы Blu-ray 3D, вам придётся обновить ваш ПК или систему домашнего кинотеатра. Потребуется несколько компонентов. Экран с поддержкой 3D (телевизор, монитор или экран ноутбука). 3D-очки, совместимые с экраном. Компьютер с программным плеером Blu-ray 3D или стационарный плеер Blu-ray 3D. При выборе всех упомянутых компонентов необходимо учитывать несколько важных особенностей. Телевизоры или мониторы Blu-ray 3D Формат Blu-ray 3D телевизоры LED 32 не оговаривает используемую технологию вывода 3D. Это позволяет потребителям самостоятельно выбирать технологию воспроизведения 3D, которая лучше всего будет соответствовать их потребностям. На сегменте high-end потребители наверняка будут брать настоящие 120-Гц телевизоры с чередованием кадров, вместе с которыми используются очки с активными ЖК-затворами. Менее дорогие системы могут основываться на поляризованных телевизорах и очках. Плееры Blu-ray 3D В качестве плеера Blu-ray 3D можно использовать ПК с установленным плеером Blu-ray, либо стационарную модель плеера Blu-ray. Приставка Sony PlayStation 3 (PS3), например, должна получить обновление прошивки летом 2010 года, которое обеспечит ей поддержку Blu-ray 3D. Были объявлены несколько моделей стационарных плееров Blu-ray 3D, причём некоторые уже доступны в продаже. Нажмите на картинку для увеличения. Blu-ray 3D на ПК Конечно, ещё одним способом
Обратите внимание, что дисплей с чередованием кадров не нужно модифицировать с помощью поляризационных фильтров. Он просто должен быть способен выдавать кадры с достаточно высокой скоростью, чтобы избежать мерцания (как правило, для этого требуется частота обновления 60 Гц или выше для каждого глаза). Поскольку поляризационные фильтры могут повлиять на качество картинки в целом, то телевизоры, дисплеи и проекторы с чередованием кадров дают картинку более высокого качества, чем поляризационные дисплеи (это касается как 3D-контента, так и обычной 2D-картинки).
Дисплеи с чередованием кадров часто поставляются в паре с очками с активными ЖК-затворами для просмотра 3D-контента. Очки с активными затворами, например, те же Nvidia 3D Vision, используют линзы с жидкими кристаллами перед каждым глазом. Очки получают инфракрасный сигнал синхронизации с базовой станции. Этот сигнал необходим, чтобы очки синхронизировались с дисплеем, то есть чтобы левый глаз был заблокирован, когда на телевизоре выводится кадр для правого глаза, и наоборот. Обратите внимание, что существует "интервал гашения" при переходе с одного кадра на другой, когда очки с активными затворами блокируют оба глаза.
![]() |
Очки с активными ЖК-затворами обладают рядом преимуществ, включая следующие.
Texas Instruments лицензировала технологию цифровой обработки света Digital Light Processing (DLP) компаниям Mitsubishi и Samsung, и обе они представили 3D-телевизоры LG купить, использующие систему задней проекции на технологии DLP. Эти телевизоры разработаны для приёма 3D-сигнала видео, в котором картинки для левого и правого глаза уменьшены и перемешены наподобие "шахматной доски". Это позволяет передавать 3D-сигнал на телевизор в стандартном (не-3D) виде через стандартный интерфейс HDMI 1.3 (хотя, конечно, действительное разрешение каждого кадра видео в два раза меньше, чем разрешение оригинала).
![]() |
DLP-телевизор декодирует входящие "шахматные" кадры, разделяя пиксели для правого и левого глаз, после чего
Кодирование и передача 3D-видения
Самый качественный способ кодирования и передачи 3D-видео заключается в записи и хранении двух потоков для одного фильма – по одному полноценному потоку видео для каждого глаза. Собственно, так и работает технология Blu-ray 3D, которая предусматривает хранение видео для каждого глаза в полноценном "качестве Blu-ray".
Спецификация HDMI 1.4 описывает несколько путей передачи стереоскопического 3D-видео, включая неформатные кадры шириной 1920 пикселей и высотой 2205 пикселей. Кадры для правого и левого глаза отсылаются вместе, что гарантирует синхронизацию в любой момент времени, даже если сигнал будет на время потерян, а затем восстановлен.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сжатие 3D-потока
Впрочем, в целях совместимости с существующим оборудованием и стандартами видео, поток 3D-видео может быть сжат, чтобы уместиться в стандартном сигнале видео. Существует несколько способов сжатия.
Способ "Бок о бок/Side by Side" кодирует видео для каждого глаза в половине стандартного кадра (картинка для правого глаза располагается в правой части кадра). Поэтому видео для каждого глаза хранится с половинным горизонтальным разрешением (960x1080 пикселей в стандартном кадре 1080p).
Нажмите на картинку для увеличения.
Чересстрочный (Interlaced) способ сохраняет видео для каждого глаза в чередующихся горизонтальных линиях. Чётные линии соответствуют картинке для одного глаза, а нечётные - для другого глаза. Картинка для каждого глаза имеет полное горизонтальное разрешение, но вертикальное разрешение в два раза меньше (1920x540 в кадре 1080p).
Нажмите на картинку для увеличения.
Наконец, формат сверху/снизу (Over/Under) кодирует картинку для каждого глаза с половинным вертикальным разрешением, причём обе картинки передаются друг над другом в одном кадре видео. Картинка для левого глаза находится в верхней половине кадра, а для правого глаза - в нижней половине. Как и в случае чересстрочного формата выше, картинка для каждого глаза имеет полное горизонтальное разрешение, но уполовиненное вертикальное (1920x540 пикселей для кадра видео 1080p).
Нажмите на картинку для увеличения.
Отображение 3D-видео
Стереоскопическое 3D-видео содержит синхронизированные по времени два канала видео (по одному для каждого глаза). Чтобы смотреть 3D-видео, требуется технология отображения и 3D-очки, которые будут гарантировать, что левый глаз будет получать видео для левого глаза, а правый - для правого. Есть несколько различных технологий, которые позволяют это реализовать, и у каждой технологии есть свои преимущества, недостатки, и своя цена.
Анаглифические 3D-очки
Стоит только упомянуть 3D-видео, как многие начинают представлять 3D-очки, одна линза у которых синяя, а вторая - красная. Эти очки обеспечивают анаглифический способ просмотра 3D-картинки.
Анаглифические изображения создаются с помощью цветовых фильтров, которые удаляют часть видимого спектра из картинки, предназначенной для каждого глаза. При просмотре такой картинки через цветовые фильтры в 3D-очках, каждый глаз получает только ту часть цветового спектра, которая не отфильтровывается линзой. Преимущество анаглифического способа заключается в том, что никакого специального дисплея вам не требуется; любой стандартный 2D-дисплей или купитьтелевизор LCD в Киеве способен выводить анаглифическую трёхмерную картинку. Недостаток у анаглифического 3D очевиден. Страдает визуальное качество, поскольку значительная часть цветового спектра фильтруется из картинки для каждого глаза.
3D-дисплеи
3D-дисплей должен поддерживать вывод двух разных картинок на одном экране. Для этого есть несколько способов. Каждый способ отображения должен сочетаться со своей технологией 3D-очков, чтобы каждый глаз получал только ту картинку, которая для него предназначается.
Поляризованные дисплеи и поляризованные очки
Современные интернет магазин телевизоров и мониторы испускают свет в каждом пикселе, причём в комбинации красных, зелёных и синих волн. Свет, который испускает плазменные телевизоры или дисплей, можно отфильтровать, чтобы каждый ряд пикселей выдавал свет с одним и тем же направлением вектора напряжённости электрического поля светового луча (вектора поляризации). Кроме линейной поляризации света можно использовать и круговую поляризацию, когда фильтрация выполняется в зависимости от направления вращения вектора поляризации в плоскости, перпендикулярной направлению распространения волны. Нагляднее всего будут два примера круговой поляризации с разным направлением вращения вектора.
Таким образом,
В реальном мире каждый глаз получает различную картинку из-за разного положения каждого глаза по отношению к близлежащим объектам. Системы 3D-видения должны дублировать это ощущение, обеспечивая каждый глаз своей версией кадра.
![]() |
Наблюдатель смотрит на игральную кость. Каждый глаз получает немного отличающуюся перспективу кости интернет магазин телевизоры. Чтобы захватить 3D-картину, 3D-камера снимает кадр с костью с перспективы, соответствующей каждому глазу.
![]() |
Чтобы воспроизвести кость в 3D, для каждого глаза выводится своя картинка. Картинка для каждого глаза соответствует немного отличающейся перспективе кости. Причём без 3D-очков зритель будет видеть обе картинки на экране.
![]() |
3D-очки необходимы, чтобы каждый глаз получал картинку, предназначающуюся для него. Если каждый глаз видит картинку, снятую с правильной перспективы, то кость кажется 3D-объектом, располагающимся перед плоскостью дисплея.
3D-картинка создаётся путём вывода отдельной картинки для каждого глаза. Объекты в 3D-видении могут казаться как перед плоскостью монитора, так и за ней. Если горизонтальное смещение картинки для правого и левого глаза сведено к нулю (когда две картинки совпадают на экране), то объект кажется располагающимся на плоскости экрана (хотя воспринимаемая дистанция до объекта может быть иной, чем расстояние до экрана, что связано с фокусным расстоянием объектива камеры и размером экрана).
Чтобы создать иллюзию присутствия, и чтобы наш мозг получил такое же восприятие сцены, какое он получил бы при наблюдении сцены нашими собственными глазами, камера должна записывать сцену по отдельности с перспективы каждого глаза. 3D-камеры оснащаются двумя объективами, разнесёнными на несколько сантиметров, но расположенными параллельно друг другу. Некоторые 3D-камеры представляют собой цельную камеру, а другие используют две камеры, каждая с собственным объективом в 3D-конфигурации.
![]() |
Записывая и затем отображая отдельную перспективу сцены для каждого глаза, системы 3D-съёмки и воспроизведения могут воссоздавать сцену в близком соответствии тому, что мы бы увидели, если бы смотрели на неё собственными глазами из того места, где располагалась камера при записи
Том Воган (Tom Vaughan) работает директором по развитию бизнеса в CyberLink – компании, которая является разработчиком популярного и инновационного плеера Blu-ray PowerDVD. Он отвечает за маркетинг, стратегические интересы и развитие новых бизнес-связей в США. Когда на рынке впервые появился купить плазменый телевизор недорого и формат DVD, Том отвечал за развитие авторинга и мастеринга DVD, а также за выпуск первых коммерческих DVD в США. Том получил степень бакалавра по вычислительной технике, а также степень магистра делового администрирования Университета Дрексела. Нам же посчастливилось подготовить с Томом совместный материал, в котором мы рассмотрим реализацию 3D-видения в новых дисках Blu-ray 3D, а также обсудим все подробности новой технологии.
3D – это сокращение от слова "трёхмерный" (three-dimensional). Объекты в реальном мире действительно имеют три измерения купить телевизор ЛЖ; например, мы можем измерить длину, ширину и высоту объекта. Если мы посмотрим на объекты в реальном мире, то легко сможем оценить их ширину и высоту (двухмерный вид объекта), но мы также можем воспринимать глубину объекта и расстояние до него.
![]() |
Мы смотрим на мир двумя глазами. Поскольку глаза находятся не в одном месте, а немного разнесены друг от друга, каждый из них получает немного отличающуюся перспективу на объект. Обычно две картинки совмещаются мозгом в одну, но если вы закроете один глаз, то получите как раз ту картинку, которую воспринимает другой глаз. Обратите внимание, насколько различаются перспективы близко расположенных объектов для каждого глаза.
Хотя каждый глаз получает немного различающуюся картинку, мы не получаем два отдельных изображения. В процессе стереоскопического зрения наш мозг комбинирует картинку каждого глаза в цельную перспективу, и эта объединённая картинка уже содержит телевизоры LED 40 трёхмерные объекты и ощущение глубины. Стереоскопическое зрение было впервые описано в 1838 году Чарльзом Ветстоном (Charles Whetstone), но художники и учёные занимались трёхмерным восприятием за много веков до этого.
![]() |
Большая часть людей может воспринимать трёхмерный мир, но у небольшого процента (по разным оценкам от 3 до 15%) наблюдаются нарушения стереоскопического зрения. В зависимости от качества 3D-видения, они не смогут воспринять 3D-эффект или получат ограниченное ощущение 3D-глубины. Причин таких нарушений много: от снижения зрения одного глаза до потери возможности фокусировки обоих глаз на близко расположенных объектах.
У людей (и большей части хищников) глаза расположены спереди на голове. Подобное расположение улучшает восприятие глубины, позволяя охотнику лучше оценивать расстояние до своей жертвы.
Кроме стереоскопического зрения, ощущение глубины складывается ещё и из-за монокулярных "сигналов" глубины (эти "сигналы" глубины могут обеспечиваться только одним глазом или, если быть более точным, 2D-версией картинки, которую вы получаете). Подобные "сигналы" глубины очень важны для хорошего 3D-видения, поскольку ваш мозг ожидает стереоскопического восприятия в тесном соответствии с 2D-восприятием просматриваемой сцены.
Монокулярные "сигналы" включают следующие.
Форма и размер различных объектов в вашей памяти: они соотносятся с относительным размером видимой картинки, что позволяет ощутить расстояние до объекта. Например, на фотографии ниже, если вы помните размер плитки, на которой стоит белка, то сможете легко
Будущее Blu-ray 3D на ПК кажется обещающим
Что касается потенциального влияния на потребительский рынок, то мы приходим к неизбежному заключению, что Blu-ray 3D в телевизор шарп 40 станет первой технологией воспроизведения мультимедиа в 3D, которая успешно проникнет на массовый рынок. В прошлом мы уже видели, как многие потребительские 3D-решения появлялись и уходили с рынка, но никогда ещё мы не наблюдали столь сильных совместных усилий киноиндустрии и производителей купить телевизор сони в Украине, которые продавливают своим весом один и тот же формат 3D-фильмов.
3D-фильмы в кинотеатрах прокатываются всё чаще и чаще, при этом киностудии весьма справедливо полагают, что новый формат поможет им привлекать зрителей и зарабатывать деньги – то есть перед нами получается своеобразный премиальный формат показа в 3D. Блокбастер "Аватар/Avatar" доказал, что 3D-контент может "на ура" восприниматься массовым рынком. И как раз сегодня для 3D наступил прекрасный шанс проникнуть в дома и квартиры массового потребителя.
В целом, воспроизведение Blu-ray 3D на 120-Гц проще купить плазменный телевизор и мониторах сегодня уже вполне способно завоевать массовый рынок, и ситуация вряд ли изменится в ближайшие годы (по крайней мере, пока не появится технология 3D-видения в полном разрешении без очков). Резкость картинки великолепная, 3D-эффект захватывает дух, и технология 3D Vision способна дать все эти преимущества обычному пользователю ПК.
Выход полнометражных 3D-фильмов
Год Количество полнометражных 3D-фильмов
2010 21 (пока объявлено)
2009 17
2008 5
Источник: www.3dmovielist.com (данный список не учитывает фильмы, эксклюзивно прокатываемые в кинотеатрах IMAX или короткометражные фильмы).
Мы протестировали 3D-видение в первые дни появления очков с ЖК-затворами, когда частота обновления составляла 60 и 85 Гц, и тогда мы весьма скептически отнеслись к новому 120-Гц поколению технологии. Но после проведения тестов и оценки технологии многими пользователями, мы рады сообщить, что 3D Vision не приводит к появлению головной боли или неприятным побочным эффектам. Конечно, не все зрители разделили моё мнение, однако новая технология оказалась действительно весьма впечатляющей по сравнению с предыдущим поколением 3D-видения на основе ЖК-очков с затворами. Впрочем, идеала не достигнуто даже сегодня. Проблемой по-прежнему является относительная темнота картинки. Но пока для обычных потребителей это самое лучшее, что есть на рынке.
Что касается аппаратной начинки, то "бюджетные" двуядерные системы с видеокартой GeForce GT 240 по цене около $100 и с приводом Blu-ray вполне достаточны для воспроизведения Blu-ray 3D с прекрасной производительностью благодаря аппаратному ускорению декодирования MPV в GPU Nvidia. Комплект 3D Vision в паре с 24" монитором 3D Vision, конечно, обойдётся недёшево, да и не забывайте, что вам потребуется плеер, например, тот же самый CyberLink PowerDVD 10 Ultra Mark II, чтобы воспроизводить Blu-ray 3D. Но цена всей сборки всё равно окажется намного меньше, чем можно купить сегодня самый дешёвый ЖК-телевизор 120 Гц 3D-ready, хотя вы получите 24" дисплей вместо диагонали 40" или больше. Конечно, через несколько месяцев Nvidia постарается исправить ситуацию с помощью утилиты 3DTV Play, которая позволит использовать ПК для воспроизведения Blu-ray 3D на телевизоре через интерфейс HDMI 1.4.
Ну а пока что можно только приветствовать коллективные усилия Nvidia и CyberLink по подготовке инфраструктуры для воспроизведения Blu-ray 3D на ПК, и первые плоды, с которыми нам посчастливилось ознакомиться, действительно впечатляют. Как и в случае других предварительных версий "железа" и программ, идеальной ситуацию назвать сложно, но прочный фундамент заложен, а потенциал, несомненно, есть.
В ближайшие месяцы все компоненты инфраструктуры должны "заматереть", и Blu-ray 3D прочно утвердится в экосистеме ПК. И это только начало. Широкое распространение "железа" с поддержкой Blu-ray 3D означает увеличение пользовательской базы, то есть у производителей контента будет больше стимулов создавать 3D-наполнение, и снежный ком начнёт нарастать. Кто знает, как далеко всё зайдёт? Может быть, через 30 лет люди с ностальгией будут вспоминать о современном 2D-видео, как сегодня оцениваются чёрно-белые фильмы. Ну а пока что, 2D-видео – это реальность, и только самые нетерпеливые пользователи начинают думать о добавлении поддержки Blu-ray 3D к своим домашним