Источник
http://www.liberty.ru/columns/Psihobloging/Blog-kak-politicheskij-start-ap
Должен сразу уточнить, что экспертом в политике я не являюсь. Зато некоторым образом разбираюсь в психологии, а в последнее время занимаюсь исследованиями в области психологии блогосферы. Вот почему я и решил затронуть тему, находящуюся на стыке психологии интернета и политической психологии - о реакции блогосферы и медийной среды на появление блога Т.Б. Юмашевой. Надо сказать, что с самого начала он был как "блог, который больше, чем просто блог" - как начало некоторого политического проекта.Как, почему российский политический старт-ап начинается в блогосфере? Ведь, казалось бы, она вовсе не подходит для реальной политики. Характерная особенность блогосферы рунета, в отличие, например, от США - в том, что 99,999% высказываний о политике, на эту самую политику не оказывают никакого влияния. Вот в Штатах, к примеру, политблогер - это реальная профессия, представители которой повлияли на судьбу ряда заметных политиков. Да и в избирательной кампании Обамы блоги (например, Twitter, где у него более 2,5 млн. постоянных читателей) сыграли реальную роль.Конечно, нужно принять во внимание, что наше общество в целом деполитизировано, основная часть населения не проявляет интереса к политике и не доверяет СМИ. Такое пассивное и отчасти нигилистическое настроение общества, отлученного от политической жизни, напоминает ситуацию без малого 30-летней давности, в СССР начала и середины 80-х. (Хотя, как учит история, подобное аномично-аполитичное настроение масс может смениться всплеском интереса и повышением гражданской активности.) Естественно, что и в блогах, служащих "зеркалом" жизни общества, отражается подобное умонастроение скепсиса - за исключением небольшого числа блогеров, имеющих к политике профессиональное отношение. Сообщества, посвященные политике, не в счет - большая часть из них являются прибежищем маргиналов, и дискуссии ведутся даже не столько в стиле "пикейных жилетов", сколько в духе коммунально-кухонных разборок: "Ты кто такой? - А сам ты кто такой?"Ярким событием на этом унылом фоне стало появление блога Т.Б. Юмашевой – это, пожалуй, первый случай в России, когда старт политического проекта начинается именно с блога. С самого момента появления жж t_yumasheva стал успешно продвигаться и в сети, и в медийном пространстве. О ней самой и о ее блоге пишут Соловьев и Радзиховский, высказываются в интервью Немцов и Минченко, Минаев обращается к ней с вопросами. Новое событие - сюжет о Т. Юмашевой на телеканале Мир, приуроченный к ее юбилею и посвященный в значительной мере ее личному блогу (в качестве "экспертов из народа" в сюжете выступали блогеры). Раньше не было такого: пространный сюжет о блоге в аналитической телепередаче (не упоминание в регулярной телевизионной рубрике интернет-обзоров а-ля Плющев!).Мнения в блогосфере и в СМИ по поводу содержания блога Юмашевой и целей этого проекта высказываются разные, диаметрально противоположные - но внимание массовой аудитории, несомненно, привлечено, и это показательно. Похоже, среди политтехнологий появляются новые - блого(полит)технологии, в которых именно блоги могут послужить трамплином для прыжка на политический Олимп.Очевидно, что целевую аудиторию гипотетического проекта должна составить молодежь - те, кому сейчас нет еще 30-ти. И те, кто уже состоялись в жизни и приближается к 30-летнему возрастному рубежу, или "первое свободное поколение" по выражению В. Шмелева. И те, кто помладше - нынешние 20-летние. С одной стороны, молодежь не имеет личных обид, иных претензий к первому Президенту России. Да и в целом для молодежи свойственна романтизация 90-х, что естественно - ведь это их былое "золотое детство" и переходный возраст. А проблемы выживания, с которыми столкнулась в те годы большая часть населения страны, решать приходилось не им, а их родителям. С другой стороны, интернет в целом и блоги в частности - это именно та информационная среда, которая лучше всего подходит для коммуникации с данной возрастной группой населения. Для той части молодежи, которая уже имеет высшее образование или в данное время учится в вузах (а сейчас уже, пожалуй, и для многих школьников-подростков) именно интернет, а не телевидение становится ведущим каналом получения текущей информации "для жизни". Да и "топовый блоггер" для молодых - авторитетная фигура. Результат очевиден: в то время, как эксперты из числа тех, кому "за 50", рассуждают о блоге t_yumasheva скептически - мол, кому это может быть интересно, кто поверит - так вот, в это время молодые блоггеры пишут посты, пересказывая ЖЖ Юмашевой: "Прочитал рассказ дочки Ельцина о том,.."И здесь нужно сказать еще об одной, более общей закономерности динамики массовой психологии. Можно сказать, закономерности глобальной, связанной с внедрением современных информационно-коммуникационных технологий, с "информатизацией" и "интернетизацией" современного образа жизни. Эти процессы приводят к углублению различий между представлениями
Читать далее...