Газета-журнал "ВЕДИ" (2007 г. Алматы)
«Семиреченское казачество было, есть и будет»
«Разум и неподложная воля войска должны выростать
из низов, из самой толщи казачьей, не ожидая приказа
свыше о том, как надо жить. А за разумом, помните,
идёт и сила…
Берегите, станичники, Войсковой Круг, дорожите им, как
великим благом Вашим. Уважайте и оберегайте его честь
и авторитет…
В нём разум всего нашего казачества, весь наш авторитет,
в нем наша сила»
(Завет семиреченским казакам войскового атамана генерала Ионова, Омск, 1919)
СЕМИРЕКИ: НЕЗБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ
( Первый Семиреченский войсковой казачий съезд (апрель 1917г.))
13 июля нынешнего года исполняется 140 лет со дня создания Семиреченского казачьего войска, но этот год еще юбилейный для казаков-семиреков и по другим причинам: с 1847 года началась русская казачья колонизация края, были образованы самые старейшие семиреченские станицы – Сергиополь (Аягуз) и Копал, а в 1877 году в Софийский войсковой собор Больше-Алматинской станицы торжественно поместили войсковой образ св.Великомученника и Победоносца Георгия, покровителя семиреченского казачества.
Однако есть ещё одна знаменательная дата, которую мало кто ныне вспоминает, ровно 90 лет назад семиреченцы, впервые за всю историю своего существования, на подлинно демократической основе, свободно, с широким народным представительством, с учётом старинных казачьих традиций, провели два казачьих съезда, весной и летом 1917 г., кои, вместе с Войсковым Кругом января 1918 г, избравшего первого войскового атамана, безусловно, вписаны золотыми буквами в летопись Семиреченского казачьего войска.
В течение 1917 года, в период нарастающего в стране политического и экономического хаоса, казачество, в буквальном смысле, пытаясь спасти себя от гибели, предпринимало решительные шаги по возвращению к своим исконным, традиционным основам бытия. За небольшой промежуток времени система управления Семиреченским казачьим войском претерпела значительные изменения, можно сказать, стала гораздо ближе к рядовым казакам, по фразеологии тех дней, к народным массам, были вначале образованы Центральный Войсковой Исполнительный Комитет, со станичными исполкомами на местах, затем Войсковой Совет, проведены Казачьи съезды, наконец, созван Войсковой Круг, одним словом, не назойливо, но настойчиво вводились элементы казачьего «народоправства», сейчас бы назвали «органической демократии».
Изучая материалы тех далеких уже казачьих съездов, не перестаешь удивляться, с каким энтузиазмом, скурпулезностью и чувством гражданской ответственности подходили организаторы этих форумов к их проведению. Именно в недрах съездов вызревали и выкристаллизовывались многие идеи, получившие в дальнейшем свое воплощение в таких инициативах, как \"проект плана войскового атамана Ионова\", предусматривающий выделение в составе Семиреченской области \"особой войсковой территории\" с казачьим самоуправлением, по примеру Области войска Донского.
«Я не признаю казачества, - обращался к своему войску атаман Ионов, без территориального обособления. Это благо…казачеству необходимо для того, чтобы строить свою внутреннюю жизнь, не мешая жить соседям, не ведя тяжбу с переселенцами, с администрацией и другими ведомствами из-за воды, из-за земли, из-за пастбищ и из-за всего, что было причиной взаимного недружелюбия и что создало у Вас, трудовых людей, гражданскую войну. Это основная идея, идея территориального обособления, должна стать главной целью строительства нашего войска».
Одной из первых попыток воплотить решения казачьих съездов в жизнь явилось требование, выдвинутое съездом пяти южных станиц, собравшихся в станице Софийской, в конце марта 1918г., об объявлении Семиреченской области «автономной демократической республикой», с последующем вхождением ее в «союз с другими автономными республиками России».
(Вполне допускаем, что многие решения, принятые на исторических казачьих съездах 1917 г., дали определенный импульс, как это неудивительно, двум другим \"красным\" съездам трудовых казаков, проходивших в Верном, в 1919-1920 годах.
Так, в августе 1920г. на 2-м Семиреченском областном советском казачьем съезде, проведенном в Верном, как бы полемизируя с войсковым атаманом Ионовым, была принята резолюция, что «семиреченское казачество не считает себя особой нацией или народностью, а составляет неотъемлемую часть русского народа…», именно поэтому-де «совершенно бессмысленно стремление казачьих верхов добиваться для области автономного существования»
И еще один не маловажный факт, заместитель комиссара Наркомнаца РСФСР Т.Рыскулов, в том же, 1920г. в письме к В.И.Ленину, возражая против деления Туркестанской АССР (куда входила Семиреченская область) по этническому признаку, в качестве достаточно убедительного аргумента, указывал на необходимость выделения в таком случае «Русской республики» в пределах земель Семиреченского казачьего войска, а на остальной территории края предлагал образовать единую «Тюркскую республику»).
К сожалению,
Читать далее...