Иконописная мастерская Андреева завершила работу над росписью храма Серафима Саровского в Киеве. В Августе состоится торжественное освящение храма.
Все росписи выполнены по каноническим традициям с использованием натуральных материалов - золота, серебра.
Каждая икона несет в себе образ Светлейшего. Образы в христианском искусстве появились с самого начала. И самыми первыми иконами христианства стали работы евангелиста Луки. Эти иконы относятся еще к апостольским временам, к заре христианства. А самые древние иконы, которые дошли до наших дней, относятся, как выяснили ученые-исследователи, к шестому веку. Они выполнены в распространенной в то время технике энкаустики, что роднит иконы с эллинистическим и даже с египетским искусством. (вспомним фаюмские портреты!).
Но затем, Пято-Шестой собор (его еще называют Трулльским) наложил запрет на символические изображения Иисуса Христа, предписывая художникам изображать Спасителя только по образу человека, по его естесству. Затем наступил восьмой век, пришло темное время иконоборчества. Ее идеология неожиданно стала править бал и в культурной, и в государственной и даже в церковной жизни. Но иконы все равно продолжали создаваться, правда, не в столицах, а подальше - в провинциях, куда церковный и императорский надзор не доходил. А на Седьмом Вселенском соборе был принят догмат иконопочитания. И только тогда началось истинное понимание икон, начались создаваться богословские основы, а богословие образа на иконах стало прочно связываться с церковными догматами. Многие иконы дошли и до наших дней; пристальный взгляд на них, как и на любое другое истинное искусство, открывает нам понимание маленького кусочка времени, когда была создана икона.
Центральный иконостас храма св. Владимира в Херсонесе (Севастополь) АРК Крым
Китаевская пустынь расположена в невероятно красивом и спокойном месте, окруженном зелеными лесами и чистыми озерами заповедника.
По преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ ст. князем Андреем Боголюбским, которого именовали Китаем. Как раз на месте пустыни находилось его поместье. По другой версии, на Китай-горе когда-то стояла крепость, которая служила южным форпостом Киева с Х в. вплоть до татаро-монгольского нашествия. Возможно, это и дало название местности: «китай» в переводе с тюркского - укрепление, крепость. Ученые считают, что упоминаемое в «Повести временных лет» место Пересечен, где в 1154г. Киевские князья Ростислав и Святослав собирали свои дружины против половцев, находилось в Китаево. Все горы вокруг пустыни усеяны пещерами, сохранилось древнее городище и курганные могильники. В ХVI – XVII веках монахи организовали здесь лаврский пустыннический скит. В то время в Лавру приходило множество паломников, а монахам-отшельникам приходилось искать более тихую местность. И Китаевская пустынь была именно такой. Как и в Лавре, будущие затворники собственноручно копали себе пещеры. Некоторые ученые считают, что пещеры появились в Китаево еще во времена Киевской Руси, а позднее лишь дополнялись новыми.
В Киеве сохранилось немало памятников культовой архитектуры, правда, особо древних совсем немного, да и те - либо сильно видоизменённые в XVII веке, либо заново построенные по образу и подобию. К ним как раз и относится один из "самых-самых" - Златоверхий Михайловский собор. Когда-то он был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Прототипом ему послужил Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Необычным явлением стало золочение единственного в то время купола Михайловского собора, за что собор и получил название Златоверхого. А кроме того, славу собора составляли мозаики и фрески, выполненные иноком Киево-Печерской лавры Алимпием. Освящённый в 1113 году, собор сохранял свой внешний вид вплоть до XVII века, когда в возрождённой Украине начался строительный бум культовых сооружений. Вместо одного купола, образовалась целая "семья"(семь куполов), появились разного рода пристройки, стены укрепили контрфорсами, а барочные фасады засияли золочёными лепными украшениями. Но, "потом пришли иные времена..."
Ещё в 1908 году торжественно, на международном уровне, отмечалось 800-летие монастыря. Указывалось, что монастырь занимает второе место после Киево-Печерской лавры. В 1997 году по решению администрации города Киева началось восстановление монастыря по сохранившимся документам и фотографиям.
Коллектив художников принимавший участие в восстановлении росписей храма http://n-dl.narod.ru/
Внутреннее убранство православных храмов, сложившееся в искусстве
Византийской империи, получило свою стройную систему. Она отличалась
как от росписей раннехристианских храмов, так и от убранства храмов
средневековой Западной Европы.
Знаменитый австрийский историк искусства Отто Демус
пишет: «В случае с храмовым убранством — той областью, в которой
византийское искусство достигло, быть может, своих наибольших высот, —
каждый отдельный элемент есть часть органичного, неделимого целого,
построенного на основе определенных принципов. Как кажется, в
классический период средневизантийского искусства — с конца IX до конца
XI в. — эти принципы формируют удивительно последовательно составленную
структуру, в которой некоторые параметры допустимы и даже необходимы,
тогда как других избегают, поскольку не находят нужным с ними
считаться. Эта система не была чисто формальной — для её создания
богослов был нужен не меньше, чем художник». «Ансамбль византийской
монументальной живописи существенно проиграет, если рассматривать его
как сумму отдельных композиций. Эти композиции не задумывались как
независимые произведения. Их создателей в первую очередь заботили
взаимоотношения образов друг с другом, с архитектурным обрамлением и со
зрителем». Роспись храма выполняла не просто учительную, назидательную
функцию. Она представляла собой цельный иерархический образ Церкви, к
участию в которой призывался вошедший в храм. «…образ, в свою очередь,
формировал пространство, в котором двигался зритель. Последний был
скорее „участником“, чем „зрителем“.» Изображения на сводах и стенах
храма понимались не как иллюзорные картины, содержащие определенный
рассказ. Здесь устранялась грань между реальным пространством и
образом, являющим умозрительный мир, духовную реальность. Роспись храма
следовала важнейшему догмату иконопочитания 7 вселенского собора 787 года
против иконоборцев: «Честь, воздаваемая иконе, относится к её
первообразу». То есть изображения святых и событий Евангельской истории
являются для человека реальным присутствием этих лиц и мест, где
действовал Господь Иисус Христос. Человек может напрямую общаться со
святыми и присутствовать при Рождении Христа, Его Крещении,
Преображении, Распятии и Воскресении.
Для этого византийскому искусству требовался определенный язык,
прежде всего соблюдающий постоянную, узнаваемую иконографию святых и
священных событий. Здесь не могло быть мелочей, второстепенное не могло
быть выделено, во всем должна была соблюдена иерархия. Суть
происходящего должна быть ясна с первого взгляда. Все лица должны были
сохранять свои узнаваемые черты и атрибуты, быть удостоверенными
надписями.
Но не менее важен был постоянный контакт со зрителем, призванным
стать участником изображенного. Изображения должны были делаться в фас,
чтобы сохранялся этот контакт. Однако, в этом случае могла исчезнуть
связь фигур в самом действии, и византийское искусство нашло
компромиссный вариант — трёхчетвертной разворот. При этом сохраняется
взаимодействие изображенных друг с другом, и все персонажи обращены
одновременно и к зрителю.
Содержанием всей росписи был христологический догмат. Все
изображенные лица и события были соединены единым смыслом — учением о
Христе. Даже развернутые повествовательные циклы изображались не из-за
собственной содержательной ценности, но потому, что уясняли истинность
этого учения.