Научившись принимать на себя ответственность в любой ситуации, вы обретаете свободу и становитесь хозяином собственной жизни.
[показать]
Вы в йога-студии, тема занятия – наклоны вперед. К вам подходит преподаватель и кладет руки на спину, поощряя углубить позу. Какое-то время вы колеблетесь, но потом следуете инструкциям. Вы послушно тянетесь, и вдруг вашу ногу пронзает острая боль. Ну вот, порвали подколенное сухожилие… Сложный вопрос: кто виноват? Или, если смягчить формулировку, кто несет за это ответственность? То, как вы на него ответите, крайне важно.
Во всех подобных ситуациях: от автомобильной аварии до ссоры с любимым человеком, наша естественная реакция – это возложить вину на кого-то еще. Такая модель поведения практикуется в нашем обществе веками и называется «поиски виноватого». Мы исходим из того, что кто-то не прав и должен быть за это наказан – например, с помощью судебного преследования или разрыва отношений.
Поиски виноватого всегда предполагают элемент противостояния. Если это не моя вина, то твоя. Если твоя, то не моя. Ты обидчик, я жертва. Может, я и приму искренние извинения, если они прозвучат достаточно униженно и ты попытаешься как-то меня задобрить. Возможно, я даже признаю, что имел к произошедшему какое-то отношение. В последние пятьдесят лет эта многовековая, сталкивающая людей лбами парадигма начала потихоньку меняться, по крайней мере на Западе. На смену ей приходит то, что я называю «всесильная ответственность» или «безусловная ответственность». Изначально безусловная ответственность возникает из осознания того факта, что готовность принять на себя ответственность позволяет как-то менять жизнь, вместо того чтобы постоянно выступать в роли жертвы.
Воспринимая себя как основное действующее лицо даже в тех ситуациях, которые по всем законам логики находятся вне вашей компетенции, взяв на себя безусловную ответственность, вы перестаете винить других: родителей, неосторожных водителей, налоговую систему, босса – и вместо этого смотрите, какова ваша роль в создании сложившихся обстоятельств или, по крайней мере, как бы вы могли повести себя, если бы… Другими словами, вы никогда не являетесь жертвой, потому что у вас всегда есть выбор.
Разделить по справедливости
В нашем сознании с рождения запрограммированы самскары: тонкие отпечатки впечатлений и привычек прошлых жизней, предопределяющие наши наклонности и выбор, который мы делаем. А значит, они являются причинными факторами происходящих с нами событий – даже если на первый взгляд эти события развиваются без нашего участия. Рассуждая таким образом, работая над собой и корректируя свои самскары, на самом деле можно менять свою жизнь. Тем не менее бывают ситуации, которые, как бы ни старались, мы не можем контролировать. И действительно, «виновником» нередко выступает кто-то другой. Например, авиамеханик, допустивший взлет самолета с неисправностью, виноват в катастрофе. Кроме того, в большинстве текстов по карме говорится о существовании коллективной кармы. Так, не все жертвы урагана несут за случившееся прямую кармическую ответственность: в некоторых случаях работают более тонкие кармические механизмы. Все мы в той или иной степени находимся под влиянием коллективной кармы нашего общества; каждый из нас может оказаться в «неправильном» месте в «неправильное» время.
Так же, как позиция невинной жертвы делает нас беспомощными, безусловная ответственность «за все на свете» дает нам силу, но при этом поощряет оторванное от реальности, самонадеянное ощущение контроля над обстоятельствами, даже если в действительности мы их не контролируем. Ни один человек не заболеет раком «по доброй воле». А если это не наш выбор, значит, все-таки мы не всесильны. Неверно также считать, что мы вообще «не виноваты» в том, что заболели, и наша диета, образ жизни и прочие зависящие от нас факторы здесь ни при чем. В большинстве случаев правда жизни где-то посередине.
Между «поиском виноватого» и «безусловной ответственностью» находится то, что можно назвать «разделением ответственности». Согласно этому подходу, вы признаете свою ответственность, но учитываете и другие факторы. Вернемся к случаю с порванным сухожилием. Какова вина преподавателя? Возможно, от вас потребовали слишком многого. Возможно, он или она не настолько опытны, чтобы разглядеть реальный потенциал вашего тела. С другой стороны, вы слепо послушались инструкций и проигнорировали сигналы своего тела. Возложив всю вину на инструктора, вы упускаете шанс непредвзято взглянуть на эту ситуацию, понять, какова доля вашей ответственности, усвоить урок на будущее. Хуже всего, если вы почувствуете себя жертвой – беспомощной, озлобленной и подавленной. С другой стороны, взвалив полностью вину на свои плечи, вы беретесь утверждать, что являетесь настоящим экспертом по телу, даже если только-только начали практиковать йогу. Итак, умение брать на себя ответственность – это целая наука соблюдения баланса.
Читать далее...