Суфийская притча
Человек захотел продать грубый ковёр, и стал предлагать его прямо на улице.
Первый же прохожий сказал:
— Это грубый ковёр, притом очень изношенный.
И дёшево купил его.
Затем покупатель сам выставил этот ковёр на продажу и сказал одному прохожему:
— Вот ковёр, мягкий как шёлк, во всём свете нет равного ему.
Проходивший мимо суфий был свидетелем купли и попытки продажи одного и того же ковра под двумя разными описаниями. Суфий сказал продавцу:
— Послушай, продавец ковров, помести меня в свой волшебный ящик, способный превратить грубый ковёр в изящный, а также, быть может, ничто — в драгоценный камень!
Суфийская притча
Некий очень образованный и щедрый человек устраивал еженедельные трапезы. Круг гостей, собиравшихся там, получил прозвание «Ассамблея просвещённых». На эти трапезы часто приходил один ничем не примечательный дервиш.
Этот дервиш никогда не принимал участия в общей беседе. Входя, он с улыбкой пожимал руки всем присутствовавшим, усаживался где-нибудь в уголке и принимался за трапезу. Когда встреча подходила к концу, он вставал со словами благодарности, прощался и уходил восвояси. При первом его появлении по рядам гостей прошёл шёпот, что это святой. Но в точности о нём никто ничего не знал.
Долгое время гости полагали, что перед ними святой, наделённый сокровенным знанием, и предвкушали, что наступит такой момент, когда он сочтёт возможным поделиться с ними частицей своей мудрости. Некоторые даже хвастались своим друзьям, что их собрания посещает такой человек, намекая, что в его присутствии ощущают нечто исключительное.
Однако, поскольку время шло, а они не замечали за собой какого-то особого продвижения, которое можно было бы связать с его воздействием, они начали подозревать его в том, что он подражатель, возможно, даже мошенник. Некоторые стали испытывать в его присутствии неловкость. Другие, напротив, вообще перестали его замечать — ведь он не привлекал к себе внимания. Он же не предпринимал абсолютно ничего, что могло бы хоть как-то оправдать его присутствие. Ни единым изречением не украсил он тех поучительных бесед, что почитались ими как самое главное в их жизни.
Но однажды дервиш заговорил. Он сказал:
— Завтра вечером я приглашаю всех вас посетить мой монастырь и отведать моего угощения.
Это неожиданное приглашение произвело перемену во мнениях всего собрания. Некоторые решили, что дервиш, который был одет очень бедно, — сумасшедший, и что он, несомненно, не способен дать им ничего. Другие сочли его прежнее поведение проверкой. Наконец-то, сказали они себе, он наградит нас за то, что мы столь терпеливо сносили его общество. Кое-кто же подумал: «Осторожней, он может попытаться подчинить нас себе».
Тем не менее, любопытство побудило всех их, включая и хозяина, принять предложение. Настал следующий вечер. Дервиш вышел с ними из дома и спустя некоторое время привёл их в потайной монастырь, да такой огромный и великолепный, что у них дух захватило.
Внутри они обнаружили целые толпы учеников, занятых выполнением всех видов упражнений и заданий, какие только можно помыслить. Гости проходили анфиладами залов для медитаций, заполненных людьми, которые выглядели настоящими мудрецами. И все эти мудрецы почтительно вставали и склонялись перед проходившим мимо них дервишем.
Пир, данный им, превзошёл все ожидания. Гости были совершенно потрясены. Все без исключения умоляли дервиша тотчас же зачислить их к нему в ученики.
Однако на все их мольбы он сказал только:
— Потерпите до утра.
Но вот пришло утро, и гости, которых накануне одарили халатами изумительной красоты и уложили спать в роскошные шёлковые постели, обнаружили, что лежат вповалку, одеревенев от холода, на земле, посреди огромных и уродливых руин на бесплодном горном отроге. Ни дервиша, ни стен с затейливыми орнаментами, ни библиотек, ни фонтанов, ни ковров — ничего этого не было и в помине.
— Подлый негодяй! Он надул нас с помощью гнусного колдовства! — завопили гости.
Они наперебой выражали сочувствие страданиям друг друга и поздравляли себя с тем, что раскусили, чем бы всё это могло для них обернуться, добейся этот злодей с его чарами — по всей видимости, развеявшимися преждевременно, — своих дьявольских целей. Многие приписали чудесное избавление чистоте своего ума.
Однако им не пришло в голову, что точно так же, как прежде, дервиш заставил их пережить въяве всё то, что происходило в монастыре, он мог и заставить их поверить в то, что они брошены им посреди развалин. В действительности же они не находились ни там, ни здесь.
Как бы там ни было, дервиш вдруг возник перед ними, словно ниоткуда, и произнёс:
— Ну, а теперь вернёмся в монастырь.
Он взмахнул рукой, и всё собрание вновь очутилось в зале дворца. Всех охватило искреннее раскаяние, так как они мгновенно убедили себя, что руины были проверкой, в то время как этот восхитительный монастырь реален. Некоторые бурчали себе под нос:
— Хорошо ещё, что он не слышал, как мы его критиковали. Даже если бы он научил нас только этому необычному искусству, уже и это окупило бы всё сторицей.
Но дервиш снова взмахнул рукой, и они обнаружили, что сидят за столом в доме, который на самом деле и не покидали.
Дервиш, как обычно, был молчалив и неторопливо ел в своём углу приправленный специями рис.
Вслед за тем, испытывая при взгляде на него неловкость, каждый из них услыхал словно бы внутри своей груди его голос:
— До тех пор, пока ваша алчность не позволяет вам различать самообман и реальность, дервиш не может показать вам ничего реального, только обман. Питающегося плодами самообмана и воображения можно накормить только
Суфийская притча
Имируддин Ароси происходил из семьи, хорошо известной своей приверженностью к секте восторженных.
Встретив мудрого человека, он сказал ему:
— Мы с женой многие годы старались целеустремленно следовать по пути дервишей. Понимая, что знаем меньше, чем многие другие, мы долгое время довольствовались тем, что тратили наше богатство во имя истины. Мы следовали за людьми, которые приняли на себя ответственность обучать и в которых мы теперь усомнились. Мы удручены не тем, что потеряли деньги, вложенные нашими прежними наставниками в убыточные дела во имя высшей цели, скорее нам жаль потраченного времени и усилий, а также тех, кто всё ещё остается в подчинении у наставников-самозванцев и опрометчиво поселился в доме с нездоровой атмосферой, где всем заправляют два лжесуфия.
Мудрец, которого традиция именует Ходжа Ахрар, Повелитель тех, кто свободен, ответил:
— Вы раскаялись в своей привязанности к Учителям-подражателям, но ваше самодовольство пока не затронуто — потому-то вы и решили, что несёте ответственность за пленников лжи. Многие пленники и сами всё ещё уловлены сетями обмана — они ведь тоже не чужды легковерности и жаждут лёгкого знания.
— Что же нам делать? — спросил Имируддин Ароси.
— Приходите ко мне с открытым сердцем, без всяких предварительных установок, даже таких, как служение человечеству или присутствие смысла в моих действиях, — сказал Мастер, — ибо освобождение ваших товарищей — занятие для знающих, а не для вас. Ваши способности ущербны — даже способность составить обо мне определённое мнение, и — что касается меня — я отказываюсь полагаться на них.
Однако Ароси и его жена, боясь ошибиться снова, ушли, чтобы отыскать кого-нибудь другого, кто бы их успокоил, — что совершенно естественно.
И они нашли такого человека.
Как потом оказалось, это был ещё один обманщик.
Прошли годы, и супруги вновь направили свои стопы к дому Ходжи Ахрара.
— Мы пришли, — обратились они к привратнику, — чтобы покорнейше — как тела в руках обмывальщика трупов — предать себя в руки Повелителя тех, кто свободен.
— Добрые люди, — промолвил привратник, — ваше намерение похвально и неотличимо от решимости тех, кого Повелитель свободных часто принимал в ученики. Но в этой жизни у вас нет повторной возможности, ибо Ходжа Ахрар умер.
Современная притча
Матери никак не удавалось уговорить сына приходить домой до наступления темноты. Поэтому она припугнула его, сказав, что на дороге к их дому можно встретить множество привидений, которые появляются только с наступлением темноты.
Повзрослев, парень стал бояться привидений до такой степени, что наотрез отказывался выходить из дому вечером. Тогда мать дала сыну амулет и объяснила, что он будет его защищать.
Христианская притча в изложении Константина Филатова
Когда-то доблестный царь повёл своё войско в поход. Но многие воины не верили в победу своего оружия потому, что враг был силён и путь опасен и долог. И, пройдя половину пути, два военачальника тайно сбежали. И пошёл слух, что царь послал за ними погоню, и одни воины желали, чтобы сбежавших наказали как трусов, а другие жалели беглецов. И царь, созвав своё войско, сказал им:
— Нас покинули двое и я мог бы вернуть их силой. Но я не сделаю этого, чтобы никто не сказал, что я использую людей на службе, а когда они захотят уйти, причиняю им зло. Пусть они бегут, зная, что они поступают со мной хуже, чем я с ними. Я отпущу их ради их прежней доблести.
И, видя великодушие царя, даже те воины, у кого не лежала душа к походу, с большой охотой и решимостью пошли за ним.
Даосская притча от Чжуан-цзы
Цюйцяо-цзы спросил у Чан-У-Цзы:
— Я слышал от Конфуция, что мудрый не обременяет себя мирскими делами, не ищет выгоды, не старается избегнуть лишений, ни к чему не стремится и даже не держится за Путь. Порой он молчит — и всё выскажет, порой говорит — и ничего не скажет. Так он странствует за пределами мира пыли и грязи. Конфуций считал, что это всё сумасбродные речи, я же думаю, что так ведут себя мужи, постигшие сокровенный путь. А что думаете вы?
Чан-У-Цзы ответил:
— Услыхав такие речи, даже Жёлтый Владыка был бы смущён, разве мог уразуметь их Конфуций? К тому же ты чересчур скор в суждениях. Видишь яйцо — и уже хочешь слышать петушиный крик, видишь лук — и хочешь, чтобы тебе подали жаркое из дичи. А впрочем, я тебе кое-что несерьёзно расскажу, а ты уж несерьёзно послушай, ладно?
Способен ли кто-нибудь встать рядом с солнцем и луной, заключить в свои объятия вселенную, жить заодно со всем сущим, принимать всё, что случается в мире, и не видеть различия между людьми низкими и возвышенными? Обыкновенные люди трудятся, не покладая рук. Мудрый же действует, не умствуя, и для него десять тысяч лет — как одно мгновение. Для него все вещи в мире существуют сами по себе и друг друга в себя вмещают. Откуда мне знать, что привязанность к жизни не есть обман? Могу ли я быть уверенным в том, что человек, страшащийся смерти, не похож на того, кто покинул свой дом и боится в него вернуться? Красавица Ли была дочерью пограничного стражника во владении Ай. Когда правитель Цзинь забрал её к себе, она рыдала так, что рукава её платья стали мокрыми от слёз. Но когда она поселилась во дворце правителя, разделила с ним ложе и вкусила дорогие яства, она пожалела о том, что прежде печалилась. Так откуда мне знать, не раскаивается ли мёртвый в том, что прежде молил о продлении своей жизни?
Кто-то во сне пьёт вино, а проснувшись, льёт слёзы.
Кто-то во сне льёт слёзы, а проснувшись, отправляется на охоту.
Когда нам что-то снится, мы не знаем, что видим сон. Во сне мы можем даже гадать по своему сну и, лишь проснувшись, знаем, что то был только сон. Но есть ещё великое пробуждение, после которого узнаёшь, что в мире есть великий сон. А глупцы думают, что они бодрствуют и доподлинно знают, кто в мире царь, а кто пастух. До чего же они тупы! И вы, и Конфуций — это только сон, и то, что я называю вас сном, тоже сон. Такие речи кажутся загадочными, но если по прошествии многих тысяч поколений вдруг явится великий мудрец, понимающий их смысл, для него вся вечность времён промелькнёт как один день!
Притча от Ольги Безмирной
Искал человек ответ на давно мучавший его вопрос: «Что есть сила?». Узнал он, что есть в его краю один мудрец. Пришел он к восхвалённому славой мужу и видит: вместо худой лачуги отшельника стоит добротный дом, шумят во дворе дети… Удивился человек, в его представлении постигшие истину живут совсем иначе. Обратился он к хозяину с просьбой помочь ему найти ответ.
И ответил мудрец:
— Обрести силу ты сможешь сам. Ищи свой путь или следуй по дороге предков.
Один человек стремился к совершенству, упорно тренировался день за днём. И познал он силу тела.
Не склоняясь перед трудностями, он шёл только вперёд. Победил самого себя. И познал он силу духа.
Постигая мысли великих, он обрёл своё мнение. И познал он силу знаний.
Полюбил, преклонился перед земной богиней своего сердца. И познал он силу чувства.
Обретя дом, семью, взяв на руки своё дитя, он познал силу жизни.
С умиротворением встречая неизвестность, он не сожалел о прошедшей жизни и познал он силу смерти.
— Тебе доступно тонкое искусство. Я болен. Можешь ли меня вылечить?
— Повинуюсь приказу, — ответил Вэнь-Чжи. — Но сначала расскажи о признаках твоей болезни.
— Хвалу в своей общине не считаю славой, хулу в царстве не считаю позором; приобретая, не радуюсь, теряя, не печалюсь. Смотрю на жизнь, как и на смерть; смотрю на богатство, как и на бедность; смотрю на человека, как и на свинью; смотрю на себя, как и на другого; живу в своём доме, будто на постоялом дворе; наблюдаю за своей общиной, будто за царствами Жун и Мань. Меня не прельстить чином и наградой, не испугать наказанием и выкупом, не изменить ни процветанием, ни упадком, ни выгодой, ни убытком, не поколебать ни печалью, ни радостью. Из-за этой тьмы болезней не могу служить государю, общаться с родными, с друзьями, распоряжаться женой и сыновьями, повелевать слугами и рабами. Что это за болезнь? Какое средство может от неё излечить?
Вэнь-Чжи велел больному встать спиной к свету и стал его рассматривать.
— Ах! — воскликнул он. — Я вижу твоё сердце. Его место, целый цунь, пусто, почти как у мудреца! В твоём сердце открыты шесть отверстий, седьмое же закупорено. Возможно, поэтому ты и считаешь мудрость болезнью? Но этого моим ничтожным искусством не излечить!
— Что является более важным и ценным: богатство или мудрость?
Спрашивающий имел свои собственные соображения на этот счёт. Поэтому Баал Шем засмеялся и сказал:
— Конечно же, более значительной и более ценной является мудрость.
Человек сказал:
— Тогда, Баал Шем, скажите, почему вы, мудрый человек, ходите в дома богатых людей, но я никогда не видел, чтобы богатые люди ходили в ваш дом?
Баал Шем улыбнулся и сказал:
— Да, мудрые люди ходят к богатым, потому что они мудры и знают цену богатству, а богатые — это просто богатые и ничего больше. Они не могут понять цену мудрости.
Притча от Ольги Безымянной
Однажды свежим ветром занесло бабочку на поле, где росла лечебная трава. Цветы там были мелкие, одноцветные и не такие ароматные, как в садах. Для того, чтобы утолить жажду, нужно было приложить усилие, чтобы достать цветочную влагу, а к тому же в каждом цветке её было так мало, что необходимо было часто перелетать с цветка на цветок, усаживаться на колышущийся от ветра стебель и перебирать маленькие цветочки, доставая по мельчайшей капельке нектар, и был он не такой сладкий, как у садовых цветов, и даже более этого отдавал горчинкой. Бабочек на этом поле не было, там было много пчёл, они ужасно монотонно жужжали, создавая неприятный звук, режущий нежный слух бабочки. Всё её раздражало на этом поле, но, куда лететь, она не знала. Она сидела на раскачивающемся стебле травы и с жалостью смотрела на снующих туда-сюда дребезжащих пчёл.
— Скажите мне, — отважилась спросить одну из них бабочка, — почему вы выбрали это поле, где цветы мельче мелкого, сока в них меньше малого, запах у них терпче терпкого, а нектар горше горького? Есть сады, где много больших, красивых и ароматных цветов, в чашах которых — океан сладчайшего нектара.
Пчёлы трудились, не бросая работу, им было не до праздных вопросов легкомысленной бабочки. Только одна, оторвавшись на мгновение от цветка, посмотрела на бабочку недоумёнными глазами, в которых светился покой, уверенность и разум, и сказала:
— Мудрость не в красоте, а в полезности.
И улетела.
Это для глупой бабочки было слишком заумно, и она продолжала сидеть со страдальческим видом на гнущемся до земли стебле, ожидая лучшей участи, которая не заставила себя долго ждать.
Вдруг на поле появилась огромная яркая бабочка. Она была так красива и изящна, так легка и грациозна в полёте, что труженицы пчёлы рядом с ней казались мерзкими существами. Она царственно парила над блёклыми дикими цветами, изредка садилась, но, видимо, лишь для того, чтобы передохнуть. Её не привлекали эти простенькие цветочки, не прельщал их терпковатый запах, не притягивал горький нектар. Подлетев к бабочке-залётке, она спросила:
— Как ты попала в это ничтожное место? Здесь безобразные цветы, и к тому же они дикие от природы; чтобы утолить жажду, здесь надо трудиться, а мы, бабочки, рождены, чтобы наслаждаться, порхая над жизнью. Мы созданы красавицами, чтобы любоваться собой и радовать глаз чужой своим изяществом. Нам не место в этой мастерской, потому что мы не призваны что-либо производить, у нас иное поприще — услаждать зрение своей красотой.
— Я случайно попала сюда, — стала оправдывать своё положение бабочка-залётка. — Меня занесло ветром против моей воли, и теперь я мучаюсь и страдаю здесь, мне тяжело. Я устала, я зачахла, я потеряла здесь всё: и свою красоту (а ведь я была так же красива, как и ты, — соврала бабочка), и своё изящество, свой редчайший ум среди этих отупевших от однообразного труда пчёл. Я не могу уже мыслить и не могу показывать всем свою красоту. И бабочка-залётка заплакала.
—Несчастное создание, мне жаль тебя, ты действительно стала маленькой и безобразной здесь, глупой и блёклой. Ты действительно зачахла здесь, в этой глуши, вдали от шумного прекрасного мира вечного праздника, ты потеряла свой блеск и лоск. Лети со мной, я покажу тебе чудесный сад, где не только огромное множество восхитительных цветов, которые издают дурманящие ароматы и цветут до глубокой осени, но и много тени, которая защищает наши нежнейшие крылья от палящего солнца. А эти дикие уродцы, — указала она на цветы, — через несколько дней отцветут, оставив память о себе лишь в горьком мёде. Говорят, он лечебный, но что нам лечить, если мы не болеем? Летим навстречу лёгкому безмятежному счастью!
И глупая бабочка вспорхнула и полетела туда, где вечное тепло, как она понимала, где изящество красоты, где сладчайший нектар, где бесконечное счастье!
Сад, в который её привела бабочка-красавица, был такой необыкновенной красоты, которой она никогда ещё не видела. Здесь было тихо, потому что не было ветра, здесь было много разнообразных, ухоженных и красивейших цветов. Здесь стоял такой аромат, который одурманивал даже ум, делая его мягким и растекающимся, как киселеобразное вещество; в чашах цветов было столько сладчайшего опьяняющего нектара, что можно было жить в этом пьяном дурмане вечно. И бабочка, обезумевшая от счастья, летала, летала, летала, наслаждаясь великолепием, пока не попала на иглу…
На чёрном бархате, под прозрачным стеклом «сидела» одинокая, ничем неприметная бабочка, а скрипучий голос часто произносил рядом с ней непонятные звуки: «Это редчайшая бабочка-залётка — ценнейший экземпляр, таких давно нет и не будет. Я счастлив, что смог сохранить её для потомков».
Выбирая судьбу, помни: она одаривает тем счастьем, к которому ты стремишься.
Притча Крайона
На Земле Аарон был богатым человеком, и вот на сороковом году жизни он как-то посмотрел в зеркало и обеспокоился. Он увидел там человека, у которого появились первые признаки старости. Ему не понравилось то, во что превращается его тело. Он видел, как вокруг его друзья страдали от разных болячек, а некоторые из них даже умирали. Тогда он спросил себя: «Как я могу изменить положение дел? Наверняка должен быть какой-нибудь ответ. Я знаю, что у меня неспроста водятся деньги».
Аарон был религиозным человеком и происходил из древнего рода. Он подумал: «Я использую своё богатство, чтобы открыть то, что называют источником молодости». И тогда он направился к очень мудрому человеку и спросил его:
— Существует ли источник молодости?
Шаман ответил ему:
— Не совсем источник, но есть нечто, что нам известно как «Магическая сфера». Она действительно существует, и она материальна. Она продлит твою жизнь и исцелит твои болезни. Она также даст тебе великую мудрость.
— О, мудрый человек, — произнёс Аарон, — скажи мне, где я могу найти эту Магическую сферу?
— Ну, — ответил мудрец, — один из способов — это найти Потир Христа…
— О, нет! — перебил его Аарон.— Это Святой Грааль, а я в него не верю. Моя религия не признаёт эти предметы.
Мудрец улыбнулся и сказал:
— Аарон, верь или не верь, Магическая сфера, Потир Христа и Святой Грааль — всё это несли в Ковчеге Завета.
Аарон подумал: «Как такое может быть? Ковчег же был задолго до Христа». Он пропустил мимо ушей последнее утверждение шамана, слыша только то, что его интересовало.
— Скажи, где мне искать эту Магическую сферу?
Шаман ответил:
— Тебе дано её найти, если ты этого захочешь, ибо мы ясно видим твой контракт, и мы знаем, что ты — тот, кто может её найти. Всё, что тебе нужно делать, — это начать поиски и довериться водительству Бога на этом пути.
Аарон был очень взволнован, ибо он понял, что именно ему назначено найти Магическую сферу и принести этим благо всей планете! «Если её найти, — подумал Аарон, — скольким людям можно помочь, скольких вылечить, у него и у тех, кто его окружает, — друзей и близких — будет долгая жизнь». О, это даже ещё лучше, чем он предполагал. Он поверил мудрецу, ибо не было причин ему не поверить.
И Аарон начал свои поиски, раздумывая, с чего же начать и куда направиться. И, отвечая на свой вопрос, он сказал: «Сначала поеду в те места планеты, которые, как я знаю, обладают самой высокой энергией». Поэтому он поехал в Седону (захолустный городок в центре штата Аризона с населением около 8000 человек). Он искал повсюду и разговаривал со стражами каньонов. Стражи сказали:
— Ты не найдёшь её в каньоне. Ищи в других местах.
Путешествия приводили его в самые священные места планеты. «Где самое религиозное место на Земле? — спросил себя Аарон и сам же ответил: Моя родина! Я поеду туда». Поэтому Аарон поехал на Святую землю и там беседовал с многими религиозными лидерами. Некоторые из них вообще не слышали о Магической сфере, а некоторые говорили:
— Да, мы слышали и знаем. Продолжай свои поиски; воистину, ты тот, кто может её найти.
И тогда Аарон направился в другие края, в Египет, который находился совсем близко. Он задавал тот же вопрос и получал почти такие же ответы. Он побывал в Перу и ездил в Индию. Он встречался с теми, кто утверждал, что они сами являются этой Магической сферой и что всё, что он должен сделать, — это остаться с ними и отдать им своё внимание и своё имущество. Но Аарон не поддавался на такие трюки, ибо знал, что Сфера — это предмет, нечто, что можно пощупать, и что она принадлежит всему человечеству, а не какой-то отдельной группе.
Поиски Аарона растянулись на много лет, и всё это время он старел и менялся. Это пугало его, и Аарон начал волноваться. Волнение оказалось вредно для организма, и он заболел.
Аарон лежал на смертном одре, и его окружали те, кто его любил. Он знал, что не нашёл Магическую сферу, и окружающие тоже знали об этом. Он злился на мудреца, который обещал ему успех в поисках! «Что за шутка? — спросил он. — Боже, что ты со мной сделал?» Аарон был болен и подавлен оттого, что он не смог даже напасть на след Магической сферы. Его близкие видели, что поиски укорачивают ему жизнь, и они просили его ради собственного блага прекратить их. Он очень устал, и ему ужасно хотелось спать.
На следующее утро он проснулся и встал сам. Он чувствовал себя великолепно, но что-то было не так. Когда его наставники приблизились к нему, он понял, что действительно умер. В тот момент Аарон был не рад, и он сказал наставникам, как только те оказались перед ним:
— Я знаю, кто вы, и я знаю, куда я пойду. Что за глупая шутка про Магическую сферу? Я так и не нашёл её, хотя святой старик обещал. Неужели все вы меня обманули?
Его наставники улыбнулись и в совершенной любви обняли его своей энергией. Они попросили его обернуться и посмотреть назад. Там, на месте, где лежал. Аарон, была Магическая сфера! Да, она была там! Это был реальный предмет, Аарон мог
Притча от Светланы Гладенко
Жил на свете один рыбак. Был он красив и молод. Имел семью, двух детей и всегда был весел. Как бы тяжело ни приходилось ему в жизни, он никогда не унывал. А жизнь его была не из лёгких.
С самого детства он помнил свой посёлок на берегу моря, постоянно работающего отца, мать, застенчивую и добрую, всегда всем помогающую и вкусно готовящую пищу. Мальчика назвали Жанн, что в переводе означало Дар Бога. И действительно, это был Дар от Бога. Он всегда был весел, помогал отцу и матери. Его любили в любой компании, но были люди, которые осуждали и оговаривали его, завидуя ему. Хотя завидовать, казалось, было нечему.
Дом стоял почти над обрывом. Внизу было бескрайнее море, которое не всегда было спокойным и приветливым. Жили они небогато, но в доме был всегда порядок, чистота и спокойствие. Отец был немного грубоват, но он очень любил свою жену и сына. Всегда приносил им маленькие сувениры, возвращаясь с очередного недельного лова: то красивую раковину принесёт, то морскую звезду, иногда подводное белое дерево — коралл. В общем, семья была дружная, любящая, весёлая. И в горе, и в радости они всегда были вместе, помнили о Боге и переносили все тяготы жизни с Божьей помощью. Жизнь шла, Жанн рос. И вот как-то раз после очередного недельного лова, принесли рыбаки отца на носилках. Был сильный шторм, упала балка и придавила его. На следующее утро подозвал отец Жанна и сказал:
— Я умираю, но ты не плачь, мы все должны умереть, кто раньше, а кто позже. Я хочу сказать тебе, чтобы ты всегда оставался таким, какой ты есть сейчас. Чтоб люди любили тебя, чтоб Бога не забывал и помнил, что зовут тебя Дар Бога, а это большая награда. Неси её с честью и достоинством. Знай, что надо любить всех, молиться за обижающих тебя и любить ненавидящих тебя. Ибо, что же это за Дар Бога, если он будет любить только любящих и добрых. Не суди никого, и тебя никто никогда не осудит. Не гневайся никогда, не держи обиды в душе своей на людей, ибо, если бы не было людей, то никого и не было бы рядом с тобой. Как бы тебе тогда жилось? Никогда ни перед кем не лицемерь, лучше наставь добрым словом человека или отойди от него, если не хочешь слушать. Прощай каждого, и тебя простят. Ведь ты можешь сделать по своему недомыслию ошибку, и что будет, если ты попросишь прощения у человека, а он тебя не простит; если ты покаешься перед Господом, а он скажет: «А ты как прощал?». Взаймы давай людям, даже если у тебя это последнее, и никогда не жди, чтоб тебе вернули долг. Если вернут, то спасибо Богу, а если нет, то это будет на совести того человека, и прибавится к его голове ещё груз. А ты прости ему и молись за него. Будь всегда весел, добр, помогай всем, люби всех.
С этими словами отец умер. Погоревали немного Жанн с матерью, но делать нечего, надо жить дальше. Женился Жанн, родила жена ему двух детей: девочку и мальчика. Жанн очень любил свою семью. Стал, как и его отец, ходить в море. Ловили рыбу, продавали, так и жили. Много было в жизни Жанна проблем, ситуаций, ошибок, но всегда помнил он слова отца: «Любить и прощать всех». Он знал, что если он не простит человека, то как ему Господь простит. Учил он детей своих любви к Богу, честности, добру, вере, наставлял приходящих к нему за советом. Был всегда примером во всём, в трудностях и радостях. Древняя мудрость гласит. «Учить — значит быть примером». И Жанн всегда придерживался этой мудрости.
Притча от Андрея Якушева
Где-то на Востоке жил-был зажиточный человек. И было у него десять жён. Всех их он любил, заботился о них. Знал он желания и потребности своих жён, по мере возможности удовлетворял их. А жёны его были жадные и злые. Выходили замуж они, потому что так было положено, рожали детей лишь для того, чтобы другие не показывали пальцами на них. Они ругались между собой, отвоёвывая первенство среди остальных, а уважение к мужу было лишь видимое.
Но вот сменилась власть на Востоке. Человека назвали аморальным за то, что он имел не одну, а десять жён. Всем его жёнам дали свободу, и пошли они искать себе мужей. Но не все смогли их найти. А те, кто нашёл, жили несчастливо, потому что не каждый мужчина готов был воспитывать чужого ребёнка, да и жена, привыкшая к ругани и склокам, продолжала это с новым мужем.
А зажиточного человека за то, что у него была какая-то собственность, отправили на принудительные работы.
И вот сидит он в бараке на своей койке и печалится.
— Чего грустишь? — спрашивает его старик с соседней койки.
— Да вот, старик, прожил я всю свою жизнь, стараясь делать для своих жён только хорошее, а теперь мне сказали, что я аморален. Значит, не попасть мне в рай за распутство моё.
— Зря ты о себе печалишься, — ответил старик. — Помню я тебя, и семью твою помню. Любил ты своих жён, все это видели. Не может человек, живущий в любви, не попасть в рай. Ты бы лучше о жёнах своих опечалился. Вот они-то никогда никого не любили. А нет больше греха, чем нелюбовь.
И задумался об этом человек. И заплакал, вспоминая каждую свою жену и каждого её ребёнка от него. И не попали его жёны в ад, потому что его любовь оказалась сильней их нелюбви.
Японская притча
Был в старину обычай: как только старикам исполнялось шестьдесят лет, покидали их на погибель в дальних горах. Так приказал князь: незачем лишние рты кормить.
Старики при встрече приветствовали друг друга:
— Как время-то бежит! Уж пора мне в этом году отправляться на гору Обасутэ.
— Вот как? Значит, вместе пойдём, и мне пора.
Но вот что случилось однажды на рассвете.
Двое братьев несли по очереди своего старого родителя по крутой горной тропе. Тащит старший брат тяжёлую ношу на спине и слышит по временам какой-то треск за собой.
Оглянулся он и спросил:
— Что делает наш отец?
— Да так, пустым делом балуется, — ответил младший брат. — Ломает ветки и бросает на дороге.
— Отец, ты зачем ветки ломаешь? Верно, для заметок? Хочешь убежать, когда мы уйдём домой?
Старик ответил так:
В далёких горах
Ветками путь отмечу.
Зачем, для кого?
Ради любимых детей,
Что покидают меня.
И после в молчании продолжал ломать ветки и бросать на тропинку.
Обасутэ прячется в самой глубине гор. Братья добрели туда к вечеру, сказать по правде, с лёгким сердцем, только спинам их пришлось тяжело.
Посадили они отца под большим деревом и начали совещаться, какую дорогу выбрать.
— Идти назад тем же путём скучновато.
— Правда твоя, ничего нового не увидим.
— А зачем долго думать? Пошли вниз с горы куда глаза глядят. Всё равно выйдем к деревне.
Так и сделали. Но незнакомая тропинка давай петлять, шла-шла вниз и вдруг начала подниматься вверх. А уже наступила ночь. Кругом слышался волчий вой, уханье сов… Братья сперва храбрились, а потом испугались вконец.
— Вернёмся поскорей туда, где мы покинули нашего отца, и найдём верную дорогу. Он ведь оставлял заметы по пути, — взмолился младший брат.
Вот когда братья впервые поняли, как сильно любил их отец, как заботился о них.
— Батюшка! Батюшка! — стали кричать они во весь голос и бегом припустились назад.
Взошла луна и осветила тёмную чащу. Видят — старик неподвижно сидит под деревом. Братья опустились возле него на землю и перевели дух.
— Что с вами случилось, дети мои?
— Да вот, захотелось нам пойти назад по другой дороге. Но мы заблудились. Просим тебя, вернись с нами и укажи правильный путь.
Отец показал пальцем на тропинку:
— Вот идите по ней, я бросал ветки по дороге. А я останусь здесь.
— Нет, нет, не говори так. Позволь нам отнести тебя домой. Будь что будет, мы больше никогда не покинем тебя! — стали умолять братья.
— Неразумные слова! Хотите вы или нет, а должны оставить меня в горах: на то есть строгий княжеский указ. Ослушников ждёт суровая кара.
Но братья поняли, как любит родительское сердце, и твёрдо стояли на своём. Они понесли отца против его воли.
Дома братья поспешили вырыть под полом глубокий подвал и спрятали там своего отца. Каждый день они приносили еду своему отцу и беседовали с ним.
Так прошло больше года. Вдруг от имени князя объявили указ: «Приказываю свить верёвку из пепла, коли найдётся такой умелец». Люди в княжеских владениях вконец измучились, пробовали и так и этак, но всё без толку: никто не смог свить верёвку из пепла. Братья рассказали об этом своему старику-отцу.
— А ведь дело-то нехитрое. Вымочите солому в солёной воде и свейте жгутом, а как высохнет, сожгите на огне, — посоветовал старик.
Сделали братья, как он сказал, и правда, получилась у них верёвка из пепла.
Князь похвалил братьев, но задал им новую задачу:
— Коли вы такие хитрые, продёрните нить сквозь большую морскую раковину, да так, чтобы прошла внутри по всем завиткам.
Опечалились братья и поспешили к отцу за советом.
— Вот оно как, — призадумался отец, а поразмыслив, сказал сыновьям: — Принеси-ка ты муравья, а ты — длинную нитку и горсточку рисинок.
Принесли сыновья, что велено. Старик привязал нитку к муравью и впустил его в глубь витой раковины, просверлив отверстие на верхушке. Потом повернул раковину открытой стороной к свету и насыпал рисинок. Муравей скоро выполз к приманке, а по дороге продёрнул нить сквозь все завитки.
Князь остался очень доволен:
— Хотел я узнать, сколь умны люди в моих владениях. Теперь душа моя спокойна. Но скажите мне, сами ли вы догадались, или кто другой научил вас?
Братья поведали обо всём без утайки.
— Поистине старые люди — кладезь премудрости! — воскликнул князь и немедля отдал указ, чтобы стариков отныне не оставляли в горах на погибель. А братьев богато одарил.
Радостные вернулись братья домой. С тех пор они не таясь, без всякой боязни содержали своего отца в доме и заботились о нём.
Притча Крайона
Мать не на шутку перепугалась, когда у неё в прачечной появился ангел-мужчина огромного роста.
— Что ты здесь делаешь?
— А ты ожидала, что я приду на кухню? — спросил ангел.
— Нет, я вообще не ждала тебя, — ответила мать. — Ты зачем здесь?
— Чтобы ответить на твою просьбу, — сказал ангел так, как если бы появляться в доме у людей было для ангелов в порядке вещей.
— Я не помню ни о какой просьбе! — воскликнула мать. — Надеюсь, что я просила о чём-то хорошем, и что ты не подслушивал, когда я ругалась. Я могу наговорить всё что угодно, когда я взбешена.
— Нет, нет, — ответил ангел. — Помнишь, когда ты смотрела в глаза своему ребёнку и тихо говорила: «Ах, если бы мы с тобой могли поговорить»? Вот, я здесь для того, чтобы это устроить. Завтра вечером, когда ты будешь в детской, я тоже буду там, чтобы ты могла поговорить с ним, а он с тобой. У тебя будет немного времени, когда он сможет общаться с тобой на языке взрослых и думать как взрослый. Подробнее я тебе расскажу об этом при встрече. — И с этими словами ангел исчез, проплыв влево от сушильной машины и вверх по вентиляционной трубе.
Мать не испугалась. В конце концов, она верила в ангелов и много раз бывала в местном спиритическом салоне. Она никак не могла знать, что настоящие ангелы не любят этих салонов.
Мать мало спала в ту ночь, а когда вечером укладывала своего шестимесячного сына в кроватку, заглянула ему в глаза и сказала:
— Завтра мы с тобой поговорим!
Она была взволнована. В ответ он пустил пузырь.
Она долго раздумывала над тем, что ему скажет. С чего начать? Сколько у неё будет времени? Сможет ли она рассказать ему о серьёзных вещах? Она начала перебирать в уме всё то, что хотела сказать ребенку, только начавшему познавать мир, — о том, что плита горячая, а такой красивый огонь может обжечь… но, стоп! Ангел говорил, что у ребёнка будет сознание взрослого. Это меняет дело! Ей нужно будет сказать ему, как обращаться с девушками, и как исцелить разбитое сердце, и что не всем можно доверять, и о том, что не нужно ездить на большой скорости. Подумать только! Как много ей нужно сказать того, что нужно знать человеку!
Наступил вечер следующего дня. Время волшебной беседы понемногу приближалось. Она сидела в детской у кроватки сына и ждала назначенного часа. И снова из ниоткуда явился ангел.
— Рад видеть вас обоих, — сказал он второпях. — Вот как будет проходить ваша беседа. Мама, ты можешь только отвечать. Сын, ты можешь задать только три вопроса. После этого всё прекратится. — С этими словами ангел опять исчез, на сей раз через решётку камина.
«Это коренным образом меняет дело, — про себя подумала мать, глядя на своего сына. — У меня, наверное, галлюцинации. Бьюсь об заклад, что мой сын сейчас заснёт». Но вместо этого младенец встал!
— Мама, это воистину волшебный день, что мы можем вот так с тобой говорить. Какая это радость, что я могу говорить с тобой сейчас, когда я ещё не вырос!
В изумлении мать застыла с открытым ртом.
— Я могу задать только три вопроса, — продолжал из кроватки мальчик. — Я так много хочу узнать!
Мальчик уже думал над первым вопросом, когда его мать только начала понимать, что же происходит. «Это не сон, — подумала она. — Мой сын говорит со мной, как если бы он действительно был взрослым! Что за чудо, что за дар!» Она с трудом сдерживала себя, пока сын думал над первым вопросом. Будет ли он касаться философии или религии? Возможно, он попросит совета, как ему быстрее сделать карьеру, или, может быть, захочет узнать о том, как найти спутника жизни — такого, с которым бы он прожил дольше, чем она со своим. Мальчик посмотрел в глаза матери и задал первый вопрос.
— Мама, я лежал на спине во дворе и был изумлён, глядя на небо. Почему оно голубое?
Мать едва не сорвалась на крик: «Ты попусту потратил первый вопрос! Какая разница, почему оно голубое!» Однако она очень любила сына и принялась терпеливо, согласно условиям ангела, отвечать на вопрос. Она объяснила, что находящиеся в атмосфере молекулы кислорода преломляют солнечные лучи, превращая их в голубые. По крайней мере, она понимала это так. Как бы то ни было, звучало это убедительно. Она с тревогой ждала следующего вопроса. «Уж следующий-то должен быть посерьёзнее, — думала она. — Возможно, он захочет узнать, чем ему заниматься в жизни, чтобы не закончить её бездомным бродягой или в компании друзей-преступников».
— Мама, мой второй вопрос такой. Хотя я здесь всего шесть месяцев, я заметил, что на улице иногда тепло, а иногда холодно. Почему?
Мать пришла в ужас. Ещё один вопрос потрачен на бессмысленную чепуху! Как такое может быть, спрашивала она себя. Её сын был простодушен и любознателен. Эти вопросы были важны для него, а она дорожила этим волшебным временем, которое они могли провести вместе. Не торопясь, она рассказала ему о Земле и о Солнце, и о том, что Земля немного наклоняется, обращаясь вокруг Солнца, из-за чего наступают зима и лето, становится то холодно, то тепло. Наконец, пришло время
Притча от Довлатова
Один глубочайший старик рассказывал мне эту поучительную историю.
Было мне лет двадцать. И познакомился я с одной начинающей актрисой. Звали эту женщину Нинель. Я увлекся. Был роман. Мы ходили в кинематограф. Катались на лодке. Однако так и не поженились. И остался я вольным, как птица.
Проходит двадцать лет. Раздается телефонный звонок. «Вы меня не узнаете? Я Нинель. Моя дочь поступает в театральный институт. Не могли бы вы, известный режиссер, её проконсультировать?» Я говорю: «Заходите». И вот она приходит. Страшно постаревшая. Гляжу и думаю: как хорошо, что мы не поженились! Она — старуха! Я — все еще молод. А рядом — юная очаровательная дочь по имени Эстер. Мы посидели, выпили чаю. Я назначил время для консультации. Мы встретились, позанимались. Я увлекся. Был роман. Мы ходили в кинематограф. Катались на лодке. Однако так и не поженились. И остался я вольным, как птица.
Проходит двадцать лет. Раздается телефонный звонок. «Вы меня не узнаете? Я Эстер. Моя дочь поступает в театральный институт. Не могли бы вы, известный режиссер, ее проконсультировать?» Я говорю: «Заходите». И вот она приходит. Страшно постаревшая. Гляжу и думаю: как хорошо, что мы не поженились! Она — старуха. Я все еще молод. А рядом — юная, очаровательная дочь по имени Юдифь. Мы посидели, выпили чаю. Я назначил время для консультации. Мы встретились, позанимались. Я увлекся. Был роман. Мы ходили в кинематограф. Она катала меня на лодке. Однако так мы и не поженились.
И остался я, — заключил старик, глухо кашляя, — вольным, как птица.
Притча от Натальи Бурочкиной
Жила-была Волна. Она любила резвиться на ветру. Любила ласкать камни на берегу.
Однажды она забрела в незнакомую бухту. Там был Утёс. Он стоял посреди бухты. Волна подружилась с Утёсом. Они могли часами разговаривать. Они всё время проводили вместе.
Однажды Волна поняла, что полюбила Утёс. Ему тоже нравилась весёлая и беззаботная Волна. Но он сказал Ей:
— Нет, меня нельзя любить. Я — Камень. Я — Утёс. Я сам не умею любить. Ты об меня разобьёшься.
Но Волна не собиралась отступать. Она попыталась обнять Утёс, и разлетелась тысячей золотых брызг. Но Волна собралась снова. Она заставила себя просто общаться с Утёсом. Она заботливо снимала ракушки, облепляющие его основание. Но Утёс сказал:
— Я — сильный. Я — камень. Мне не нужна твоя забота.
И снова волна рванулась к Нему. И вновь на ветру заблестели брызги…
Шли годы. Волна всё ещё любила Утёс. Он делал вид, что не замечает этого. Всё также пыталась она приблизиться к нему — и всё так же разбивалась.
А однажды утром Волна исчезла. Утёс проснулся и не увидел её рядом. Но он заставил себя не думать о ней. Дни сменяли друг друга, а её всё не было.
Прошло несколько лет, и она вернулась. Она очень изменилась. Теперь Волна знала о жизни гораздо больше. Она больше не была так легкомысленна и беззаботна. Вот только она по-прежнему любила Утёс. А он… он сделал вид, что ему всё равно, что она вернулась. Ведь он — камень. Как он может позволить себе слабость к Волне?
Прошло ещё немало лет. Волна по-прежнему общалась с Утёсом, вот только не было больше задушевных разговоров и долгих ночных бдений. Утёс старел. Вода подтачивала его. А Волна путешествовала, узнавала новые страны и города, новых людей. И как-то, возвращаясь домой, она поняла, что больше не думает об Утёсе. Утёс тоже это понял. И он также понял, что не сможет жить без неё: без её рассказов о городах и чужих берегах, без её щебета обо всём подряд. И он сказал ей:
— Да, я — камень. Да, я — Утёс. Но я не могу без тебя.
И он рухнул в Волну. А Волна... Она просто поцеловала его на прощание.
Притча от Леонида Енгибарова
На закате, под деревом, у реки кто–то поцеловал девчонку. Потом были племена, государства, войны, олимпиады, восстания, Освенцим, свобода, гении, миры, вселенная.
Это всё было потом.
Но вначале во вселенной, в одной из галактик, на планете около солнца, у реки, на закате, под деревом кто–то поцеловал девчонку
Притча в изложении Ошо
Посреди дороги мы вдруг сталкиваемся друг с другом, не зная, кто такие мы сами, не зная, кто такой другой человек. Два незнакомца на дороге, которым одиноко, берутся за руки и думают, что любят друг друга. Они, безусловно, нуждаются друг в друге, но как узнать точно, есть ли в этом любовь?
Одна женщина поздно ночью приехала в небольшой городок Среднего Запада, и в гостинице не оказалось свободной комнаты.
— Сожалею, — сказал клерк, — но последняя комната, которая у нас была, только что была занята одним итальянцем.
— Какой номер? — спросила женщина в отчаянии. — Может быть, я смогу с ним как-то договориться.
Клерк сказал ей номер комнаты. Женщина поднялась наверх и постучала в двери. Итальянец впустил её.
— Послушайте, мистер, — сказала она, — я не знаю вас, и вы не знаете меня, но мне отчаянно нужно какое-то место, чтобы переночевать. Я вас ничем не побеспокою, обещаю, если вы только позволите мне воспользоваться этой небольшой кушеткой.
Итальянец подумал минуту и сказал:
— Ладно.
Женщина свернулась на кушетке, а итальянец вернулся в свою кровать. Но на кушетке было очень неудобно, и через несколько минут женщина на цыпочках подошла к кровати и похлопала итальянца по руке.
— Послушайте, мистер, — сказала она, — я не знаю вас, и вы не знаете меня, но на этой кушетке спать невозможно. Нельзя ли мне спать здесь, на краешке кровати?
— Ладно, — сказал итальянец, — воспользуйтесь краем кровати.
Женщина легла на кровать, но через несколько минут ей стало очень холодно. Снова она похлопала итальянца по руке.
— Послушайте, мистер, — сказала она, — я не знаю вас, и вы не знаете меня, но мне здесь очень холодно. Нельзя ли мне укрыться вашим одеялом?
— Ладно, — сказал итальянец, — укройтесь.
Женщина забралась под одеяло, но близость мужского тела взволновала её, и она почувствовала некоторое возбуждение. Снова она похлопала итальянца:
— Послушайте, мистер, — сказала она, — я не знаю вас, и вы не знаете меня, но как насчёт небольшой вечеринки?
В раздражении итальянец вскочил с кровати.
— Послушайте, дама, — завопил он. — Я не знаю вас, вы не знаете меня. Кого, чёрт возьми, мы пригласим на вечеринку среди ночи?
Но именно это происходит: «Ты меня не знаешь, я тебя не знаю». Это просто случайность. Есть потребности; людям одиноко, им нужен кто-то, чтобы заполнить это одиночество. Они называют это любовью. Они изображают любовь, потому что это единственный способ подманить другого. Другой тоже называет это любовью, потому что это единственный способ подманить тебя. Но кто знает, любовь ли это или нет? Фактически, любовь — это только игра.