....И чтобы нас никто не разлучил-я превращу тебя в воспоминанья......
Деньги тратятся и рвутся,
забываются слова,
приминается трава,
только лица остаются
и знакомые глаза...
Плачут ли они, смеются --
не слышны их голоса.
Льются с этих фотографий
океаны биографий,
жизнь в которых вся, до дна,
с нашей переплетена.
И не муки и не слезы
остаются на виду,
и не зависть и беду
выражают эти позы,
не случайный интерес
и не сожаленья снова...
Свет -- и ничего другого,
век -- и никаких чудес.
Мы живых их обнимаем,
любим их и пьем за них...
...только жаль, что понимаем
с опозданием на миг!
Булат Окуджава
1964
ИЗУЧАЯ ГРАММАТИКУ В ШКОЛЕ,
МЫ ТОГДА НЕ МОГЛИ ПОНЯТЬ,
ЧТО СРЕДИ ВСЕХ ИЗВЕСТНЫХ ГЛАГОЛОВ
ЕСТЬ ОДИН,ОЧЕНЬ ТРУДНЫЙ -"ЖДАТЬ".
ЖДАТЬ РАССВЕТА БЕССОННОЙ НОЧЬЮ,
ЧТОБЫ СОЛНЦЕ КОСНУЛОСЬ ПЛЕЧА;
ЖДАТЬ ТОГО,КТО ТЕБЯ ЖДАТЬ НЕ ХОЧЕТ,
ВСТРЕЧИ ЖДАТЬ И РАЗЛУКИ КОНЦА!
ЖДАТЬ ОТВЕТА,НАДЕЖД НЕ ТЕРЯЯ,
БЫТЬ СИЛЬНЕЕ ОТ ЭТИХ НАДЕЖД
ПУСТЬ В СВОЁМ ОЖИДАНЬИ НЕ ЗНАЕШЬ,
БУДЕТ "ДА" ТОТ ОТВЕТ, ИЛИ "НЕТ".
ЛЮДИ ЖДУТ РАДИ ЧЕСТИ И ДОЛГА
КАЖДЫЙ ЖДЁТ ЧТО-ТО В ЖИЗНИ СВОЕЙ.
ЖДАТЬ НЕ ПРОСТО,А ТРУДНО И ДОЛГО
И ДОЖДАТЬСЯ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЙ....
Прости, что я не та. Пускай поймёшь едва ли,
За что прошу, мой друг, прощенья у тебя -
И всё-таки прости, что мы существовали,
Иным принадлежа, совсем иных любя.
Прости, что без тебя я смела жить на свете,
Не помогла судьбе пораньше нас свести.
В том нет моей вины, но если кто в ответе -
Пусть это буду я. Прости меня, прости.
Прости, что хлеб и соль с тобою не делила,
Что, от тебя живя в немыслимой дали,
Расположенья звёзд не предопределила,
Которые тебя хранили и вели.
Прости за то, что так непоправимо поздно
Сошлись и невзначай пересеклись пути,
Которые всю жизнь существовали розно,
За всё, что не сбылось, прости меня, прости.
Прости, что мы с тобой не знали друг о друге,
Что я от разных бед тебя не берегла,
Прости за то, что я всю жизнь жила на юге
И северней Москвы ни разу не была.
Что я тебе была не близкой и не дальней,
А попросту никем - и не могла спасти
От этой седины, наверно, слишком ранней,
И от морщин у глаз - прости меня, прости…
Мы с тобою мало говорили.
Мы почти с тобою не встречались.
Но под этим небом жили
Никогда не расставаясь.
Разлучало нас, как будто, время
Разделяло нас жилище.
Но одно мы в мир бросали семя
И одну с тобой вкушали пищу.
Жизнь течет в своем веленьи строгом
Сладостном своем труде-покое.
Нас к Любви ведет с тобой одна дорога.
Только ангелов крылатых - двое.
Скажи мне, кто твой друг…
Дружеские отношения люди часто проносят через всю жизнь, но иногда они рвутся, отдаваясь ноющей болью в сердце многие годы. Тогда приходит понимание, что в чем-то были не правы или относились к тому, кого называли своим другом, слишком эгоистично… Но, может, просто не понимали, в чем сущность, тайна дружбы? Чем является это чувство в очах Божиих?
Христианский взгляд на дружбу как будто бы сталкивается с неким парадоксом. С одной стороны, христианство открыло одну из тех истин, которые перевернули сознание человечества: личность является безусловной и высшей ценностью. «Какая польза человеку, - говорит Спаситель, - если он приобретет весь мир, а душе своей навредит». А с другой стороны, личность, ее духовное становление, немыслимы без общества. Личность созидается через общение с другими личностями. Недаром Господь, подчеркивая эту значительную связь с обществом, посылал своих учеников на проповедь не по одному, а по двое.
Со времен античности дружбу рассматривают как вид любви. У древних греков – агапэ – любовь божественная, филео – любовь к другу, эрео – любовь плотская у мужчины и женщины, стерго – любовь к родителям. Дружба – естественное свойство человеческой природы. У кого-то из богословов есть такая мысль: если брак, по апостолу Павлу, есть «два в плоть едину», то дружба, наверное, - два в душу едину, единодушие.
Для христианина каждый, находящийся рядом – ближний, каким бы он ни был. Но не всякий ближний – друг. Даже и любящий не всегда друг. Потому что друг – это другой я сам. Слово «друг», скорее всего, произошло от слова «другой». У него другие черты характера, другие способности, таланты, но в нем я вижу одинаковость духовную, одинаковость устроения душевных качеств. В силу этого каждый видит себя через друга. Еще Сократ говорил о том, что человек в друге, как в зеркале, видит самого себя. Недаром в народе говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Дружба – это знание себя глазами друга.
Каков же тогда идеал дружбы? Идеал мы видим в Лице Христа Спасителя. Обращаясь к Богу, мы называем себя рабами Божьими, а Господь называет нас своими друзьями. «Вы – друзья мои, если исполняете то, что я заповедал вам» (Ин. 15,14). Во Христе открывается этот идеал. Идеал дружбы не врожден, а познается в опыте. И, как правило, в несчастии, во время испытания. В Священном Писании читаем: «Друг любит во всякое время и делается братом во время бедствия» (Притч. 17,17). И еще: «Верный друг – крепкая защита. Кто нашел его – нашел сокровище. Верный друг – врачество для жизни» (Сир. 14,11). Что-то, очень близкое к детской песенке….
Поскольку дружба – это вид любви, постольку у нее две основы – свобода и жертвенность. Всякое проявление эгоизма и чувств хищнических по отношению к друзьям – разрушает дружбу.
Приучи меня – к дальним звездам
и к ручьям лучей вдоль страниц.
Приучи меня – коль не поздно,
к редким встречам с тобою, Принц.
Приручи меня – тихой речью
о далеких твоих мирах.
Приручи меня – каждой встречей
отгоняя неверья страх.
Приручи меня – кротким смехом,
иногда похожим на плач.
Приручи меня – дальним эхом,
пусть вздохнет от шагов твой плащ.
Приручи меня – зорким сердцем,
чтоб строки серебрилась стезя.
Приручи меня – чистым детством,
о котором забыла я.
Приучи меня – к звездам дальним
и к ручьям лучей вдоль страниц.
Приучи меня – к той печальной,
к той последней разлуке, Принц...