• Авторизация


Почему школа не учит думать и еще менее учит сомневаться? 01-05-2010 00:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Почему школа не учит думать и еще менее учит сомневаться?

 

Недавно случилось мне ознакомиться с содержанием образовательного стандарта по истории для нашей средней школы. Я испытала при этом две противоположные эмоции: чувство собственного невежества – а я, как никак, обладаю солидным корпусом знаний, положенных гуманитарию, обитающему в наших палестинах; и – одновременно – чувство, близкое к гордости за то, что мне внятно нечто более существенное для понимания истории страны, где я живу, нежели требования госстандарта (не к ночи будь помянут).

Да простят меня составители этого документа, равно как и преподаватели истории – я не склонна считать их ни невеждами, ни, тем паче, злоумышленниками. Но школьники не только не могут выучить это – на мой взгляд, они и не должны. Они должны знать другое. А главное – они должны понимать другое.

На уроках истории по-прежнему знанием считаются факты и даты, заученные как таковые, а вовсе не ради понимания причинно-следственных связей, как вы по наивности могли бы подумать. Русскую историю XIX века школьники представляют себе в лучшем случае как фон для истории русской литературы. В худшем – в качестве «истории» XIX века им известны три даты: 1812, 1825 и 1861.

Это объяснимо, но непростительно.

И еще менее простительно желание ввести в школе обязательные уроки православной культуры – отнюдь не только по очевидным причинам незаконности таких уроков в светском и многоконфессиональном государстве. Но и потому, что в нашей школе нет вообще уроков культуры. И почему-то никому не приходит в голову, что если бы в школе такие уроки были – неважно, в каком формате и под каким названием, это позволило бы предложить школьникам хотя бы некоторые представления о «смысле и назначении истории» - в широком ее понимании.

Лучший способ «провалить» выпускника средней школы на неформальном собеседовании – это задать ему вопрос о причинах или истоках чего-либо. Клише «выражал интересы» вроде бы вышло из моды. Но по-прежнему доминирует, например, представление о том, что активные сторонники перемен и уж тем более – революционеры - вербовались из рожденных в бедности.

Упоминание в этом контексте Александра Ульянова, не говоря уже о его младшем брате, равно как и о других героях «нетерпения» (пишу это слово со строчной буквы, потому что молодежь не знает даже имени Юрия Трифонова), не порождает того, что в науке принято называть когнитивным диссонансом. Общепринятое понимание революции как совокупности насильственных действий, ориентированных на социальные изменения, не вызывает у подростков школьного возраста размышлений о цене человеческой жизни. Они не задумываются о безнравственность насилия как такового.

Мне могут возразить, что эта проблема может быть проанализирована - среди прочего - на примере «Преступления и наказания», поскольку это произведение входит в школьную программу. Однако я упорствую в своем убеждении, что в школе вообще не стоит изучать Достоевского – это не тот писатель, который может быть понят на одном уровне – в 14 лет, на другом – в 19, а потом – лет в 40 – еще и на третьем. Достоевский, прочитанный всерьез и по доброй воле в 14 лет, позволителен только подросткам с абсолютно устойчивой психикой – что, вообще говоря, не типично именно для этого хрупкого возраста.

В начале 1990-х в 11 классе одной из лучших московских школ на дом задали сочинение на тему «Жизнь и смерть у Толстого и Достоевского». Показал мне свой текст юноша, которого я без особого успеха готовила к выпускному экзамену по английскому языку, недоумевая по поводу его невежества, сочетавшегося с общей толковостью. Толковости как раз и хватило на то, чтобы найти, где списать «про жизнь и смерть», за что он и получил свою «четверку».

Теперь все еще более упростилось, поскольку из Интернета можно позаимствовать что угодно. Правда, с объяснениями - сложнее. Именно поэтому вместо «часов», отведенных на Достоевского, я бы попыталась объяснить школьникам особую роль литературы в русской культуре XIX - начала XX века – где была, между прочим, цензура, где Толстого отлучили от церкви, где инструментом социального познания служили романы (!) Тургенева и Гончарова.

Вообще с размышлениями, способностью задавать вопросы и сомневаться дело обстоит не очень хорошо. Как известно, непонимание редко обнаруживается само собой – для этого нужно испытывать интеллектуальный дискомфорт – собственно, наука именно его и называет когнитивным диссонансом. Я никогда не ценила знание фактов самих по себе, считая принципиальным понимание связей между явлениями, событиями, персонажами. Но именно этому у нас не учат – и не только в школе.

Возьмите такой, на первый взгляд, частный пример как судьба русского крестьянства. Спрашиваю про 1825 год: что значат пушкинские строки «и слово рабство ненавидя….»? Получаю тавтологичный ответ: «ненавидел рабство, потому что жаждал свободы».

Спрашиваю про связь между 1825, 1861 и 1905: отвечают что-то стереотипное про свободу, что-то про землю и уж и вовсе невнятно – про конституцию.

Спрашиваю – а когда в России крестьяне были полноправными гражданами? Оказывается, сам вопрос непонятен.

Вместо готовности к анализу – готовность выдать даты или подходящую цитату. ЕГЭ как способ выявления «знаний» именно эту готовность и поощряет.

Но вот ЕГЭ и все связанные с ним треволнения позади. Беседую с толковой первокурсницей одного гуманитарного института. Она рассказывает о том, что в ее школьном выпускном классе все – и мальчики, и девочки - регулярно напивались допьяна. То есть не на вечеринках, не по случаю праздников, а «просто так» – и сама она тоже не исключение. Не подумайте, что девушка явилась в столицу из глуши – она коренная москвичка, семья с высшим образованием аж до четвертого поколения; школа обычная, притом в центре.

Спрашиваю – а ты почему пила? Ответ: ради общения.

Довольно быстро выясняется, что под общением с одноклассниками понимается необязательный треп и посиделки во дворе на лавочке. Меж тем, в семье моей собеседницы при весьма скромном достатке - большая библиотека, типичный для Москвы уровень общительности родителей с сослуживцами, родственниками и соседями, никакого особого баловства и достаточное внимание к детям со стороны взрослых.

Я удивилась – не тому, что при выраженной гуманитарной ориентации столь впечатляющими оказались лакуны в познаниях выпускницы московской школы: в 18 лет вообще все еще впереди. Но в упомянутой беседе я не заметила усилий, нацеленных на поиск ответов на волнующие вопросы. Собственно, не стоило бы и называть это вопросами – это эмоции, которые более точно было бы сформулировать в терминах «надо же!» Так ведь это ничуть не лучше реакции по типу «и что с того?»

Школа не учит думать и еще менее учит сомневаться.

Школьная программа по истории, равно как и по литературе и т.д. - производное от образовательных стандартов. А они не просто нереалистичны – в сочетании с ЕГЭ их лучше всего описывает известная моему поколению цитата из классика: «формально правильно, а по существу – издевательство».

Ревекка Фрумкина

Источник:  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (42): вперёд»
Akmaya 01-05-2010-04:29 удалить
Интересный пост, это проблема очень актуальная! Спасибо!
Leykoteya 01-05-2010-08:15 удалить
Отличных первомайских праздников! [500x375]
СОлег 01-05-2010-14:51 удалить
Знаешь, уже в универе, на последних курсах, у нас стали входить в моду тесты... Я вообще категорически против них. Ведь они могут показать только, сколько фактов человек знает, какая у него память. Я всегда был сторонником обычных билетов, где получаешь свои несколько вопросов, садишься и стараешься полностью раскрыть эту тему, начиная с предпосылок и, использую причинно-следственные и логические связи, охватить материал поглубже. Т. е. преподаватель должен видеть, что человек не просто знает, т. е. тупо заучил, а умеет рассуждать, т. е. думать! А у меня сейчас такое ощущение почему-то, что государство специально старается оболванить свое население, делая из них только роботов, способных на конкретную работу.
СОлег, вот есть же учителя от Бога. которые распологают себе и которые видно что они стараются не просто зарплату получить но и дать знания.. во сновном такие преподаватели имеют много врагов среди учеников.. а на счет тестов я их больше любила чем усное=))) для меня письменные ответы на белеты намного проще я так больше могу поведать чем устно отвечать.. поскольку начну нервничать и все забуду.. а письмено я больше собирусь
СОлег 01-05-2010-15:27 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # ДА, преподавать нужно еще уметь... Есть люди, которые знают, но не могут передать эти знания... Просто сложно преподавать, ничего не требуя от учеников. Их нужно держать в кулачке, а то размотаются, как клубки... Конечно, лодырям это не нравится. Знаешь, люди есть разные. Кто-то лучше говорит, кто-то пишет... Я хорошо владею письменной речью, могу и устной, но для этого надо предварительно выразить мысль письменной, т. е. набросать план ответа, продумать возможные вопросы, тогда могу и устно отвечать. Но тесты - нет... ТАм же просто выбираешь правильный вариант. Я тесты вообще не очень люблю :)
СОлег, я знаешь ка учу усные ответы?! я сначала письменно все выражу.письмено отвечц.а потом запаминаю устно.. не зря психологи говорят, что бы лучше запомнить или лучше выразить свою мысль нужно ее написать на бумаге.. тогда и мысли в одну кучку собирутся
СОлег 01-05-2010-15:49 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # А знаешь, как я учил ответы!? И письменные, и устные? Я писал шпаргалки, на очень маленьких листочках, которые помещались в кулаке, а все время учебы в школе никто не просек эту фишку... Я умудрялся поместить на этот листочек целую страницу учебника или конспекта, но писал там только план ответа, а если сам ответ, то с такими сокращениями и спецзнаками, что только я и мог воспользоваться своими шпаргалками :) Конечно, для этого приходилось и устно запоминать, но мне было важно начать, иметь план ответа, и кончить... т. е. закончить... Всегда помогало, а пока это пишешь, хочешь-не хочешь, а запоминаешь многое :)
СОлег, круто.. у меня было тоже самое=) все делали бомбочки=) ну готовые ответы на листках. просто подкладываешь и все.. а я брола один листочик делала его веером и на нем писала просто краткость по кадому. мне хватало начала или суть и тогда я вспоминала про что там и начинала строчить.. мне нужно было просто кратко напомнить а сочинить я и сама смогу=))
СОлег 01-05-2010-16:47 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Ну вот, видишь, как мы с тобой, оказывается, похожи :)) Даже когда еще не знали друг друга, хотя я не могу себе представить, что мы когда-то не были знакомы, мне кажется, мы знакомы с детства. :))
СОлег, точно=) может мы и учились в месте
СОлег 01-05-2010-17:40 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # А может, вообще в одних ясельках были ))))) А может, и в роддоме одном - соседние кровати :) Ну, у меня такое чувство, что ты всегда была в моей жизни, честно, Анютка :)
СОлег, может в виде ангелочка только=)) ага если учесть что ты меня старше,то незнаю как это мы раньше успели в яслях то встретиться=))) сказочник=))))
СОлег 01-05-2010-23:00 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Ой, Анютка, ну не мелочись... насколько я там тебя старше... на пару лет, ради Бога... А хоть бы и в виде ангелочка, главное, сам факт :)))
СОлег 02-05-2010-00:57 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Анюта_оленник, а, комплексуй, не комплексуй, все равно получишь... )))))))))))))))
СОлег 02-05-2010-15:38 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # А еще говоришь, что я пошлю :)))))) Я имел в виду, комплексуй, не комплексуй, все равно получишь... то, что заслуживаешь :)))) Ах ты, проказница :))
СОлег, ага=) так я тебе и поверила. все не скромничай=) тебе это не идет
СОлег 02-05-2010-19:33 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # А что мне идет?.. :) Пошлить? :) ЗНала бы моя мама, умерла бы со стыда ))) Ладно-ладно, я тоже имел в виду слово из трех букв... мир :)))))))))
СОлег, ладно ладно. можешь скромничить=) остальное я беру на себя
СОлег 02-05-2010-21:18 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Нет, Анютка, мы же все делаем вместе: и пьем, и плачем, и смеемся, и скромничаем, и пошлим... Часть я возьму на себя :))
СОлег 02-05-2010-22:48 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Вот, по-братски... Мне так больше нравится... И потом, не нам с тобой скромничать, мы же знаем друг дружку с роддома :))
СОлег, а ну так то да! если с роддома то вообще братья как прям однаяйцевые. может и с одного пузырька в детстве ликсир- персиковый хлистали=) верней сосали=) ой. верней употребляли=))
СОлег 02-05-2010-23:39 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Употребляли, посасывая ))))) Я даже помню свои первые слова в жизни: "О, Капелька, привет, а ты что делаешь в роддоме?" ))))))))))))))
СОлег, =) ОЙ Ириска пиветик=) я тут персиковую употрелять пытаюсь=) будешь?
СОлег 03-05-2010-00:35 удалить
Ответ на комментарий Анюта_оленник # Наливай... А прикинь, наши мамы такие: "Э-э-э, дети, вы чего? Вы же только родились! А ну-ка, молочка и спатки, напьетесь еще в своей жизни" )))))
СОлег, а мы когда выпьем такой смеси, равзе будем их слушать или вообще слышать??=))))


Комментарии (42): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Почему школа не учит думать и еще менее учит сомневаться? | Анюта_оленник - Дневник Анюта_оленник | Лента друзей Анюта_оленник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»