Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.
Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается,
что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини
памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э.,
и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА:
1) то же, что мнемоника;
2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание»
чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.
МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать
в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует
естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания,
сохранения и припоминания информации. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая
часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.
Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом
плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала,
но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается
незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы,
анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с
обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения.
Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться
этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.
Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.
Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.
Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека.
Можно сделать прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь неограниченную емкость памяти и научаться думать.
Потому что механизмы ассоциативной памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у человека.
Компьютерные технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины буквально завалены книгами. НО… возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию. Не потому что нет денег, а потому что люди не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.
Мнемотехника значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность не отставать от технического прогресса.
Итак, что же такое современная мнемотехника?
Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия
Читать далее...