Наталья Маркова не только руководитель научно-практического центра Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. В обычной московской школе она преподаёт предмет, который вырабатывает у детей иммунитет к оболваниванию всевозможными средствами СМИ. Уж сколько раз российские газеты писали: «Телепузики зомбируют наших детей», «Это не телепузики, а телегнусики или даже телетрупики»! Но вот проезжает мимо меня шикарная машина, и что же болтается перед носом «нового русского», какой оберег? Плюшевый телепузик! Какую раскраску выбирает в книжном магазине для своего пятилетнего внучка пенсионерка? С изображением «четырёх уродов, с жуткими жёлтыми глазами изголодавшихся птеродактилей», как называет их Наталья Маркова. Так неужели телепузики непобедимы?
- Наталья Ефимовна, за что вы так невзлюбили этих героев телевизионной передачи для дошкольников?
- Не только я. По нашим подсчётам, пузененавистники представляют около 70%
телезрителей. В их числе детские писатели, кинорежиссёры, психологи, преподаватели, доктора наук и молодые финансовые директора. Пресс-служба РТР подсчитала, что «пузелюбов» значительно меньше: 20-27% аудитории этого канала.
-Но с россиянами солидарны и многие западные специалисты. В марте 1998 года в Лондоне проходила Вторая всемирная встреча на высшем уровне, посвященная телевидению для детей. Вокруг телепузиков разразились дебаты. Директор программ телевидения для дошкольников из Норвегии Ада Хауг, например, сказала, что никогда не показала бы «это» в своей стране.
- Для тех, кто не включает свой телевизор по утрам, расскажем, что «Пузеленд» - это зеленая лужайка, под которой, в земле, в неком сооружении, вроде дота, живут существа, похожие на «неваляшек» нашего детства, но только не улыбающиеся и с виду отнюдь не добрые.
Вместо старшего поколения, за телепузиками присматривает… перископ, должно быть, сбежавший с какой-нибудь военной морской базы. Да и сами они похожи на роботов. Вместо глаз у этой четверки мрачные провалы, из которой не выглядывает никакая одухотворенность.
- Словарный багаж телепузиков гораздо беднее, чем у Эллочки-людоедки: «Пока-пока», «Да-да», и «Нет-нет» - это всё. Сюжет у выпусков отсутствует. Если даже в самой простенькой народной сказке есть завязка, развитие действие, кульминация и развязка, то есть ступенчатое достижение цели, - телепузикам стоит только поныть - нужные им предметы сами падают в руки с неба! Скучный, однообразный мир, заметно отличающийся от реального.
Кроме того, даже о Чебурашке можно сказать, что он «мальчик». «Телепузики же лишены половых признаков; у них одинаковые лица, а рот-щель выражает отвращение к жизни.
Известнейший американский психолог А. Бандура в книге «Теория социального научения» говорит о громадном влиянии на общество теле- и кино-героев. Телепузики – одна из моделей поведения. Однако чему они учат? Я уже упомянула о нытье как средстве достижения желаемого. Результат: пассивные дети, не способные бороться с жизненными трудностями. Следующая модель поведения: телепузики прячутся, когда следует ложиться спать, опять ноют и говорят: «Нет-нет». Результат: непослушание и расстройство сна. Другая модель поведения: садясь за стол, громко имитировать пуканье под одобрение собравшихся. Результат: грубая неразборчивость в поведении.
Игры телепузиков: появившийся букетик называется в передаче «украшением», а потом это «украшение» вставляется в зад одному из пузегероев. Другие пузегерои, глядя на это, громко веселятся. Игра «Качели»: Тинки-Винки садится на качели и многократно падает с них. Смех. Модель поведения: надо падать с качелей. Другая игра: рука мальчика держит кусок яблока, голос за кадром сообщает: «Это виноград». Информация, полученная глазами, не совпадает с вербальной. Или: детские пальцы раскрашивают красным дымковскую игрушку, голос за кадром: «Это зеленая краска». Ещё: дети окунают ладони в блюдо с краской и по очереди оставляют отпечатки на новых майках; модель поведения понятна: пачкаться можно и нужно.
- Но ведь дети – телезрители могут дать иную, правильную, оценку происходящему!
- Едва ли. Пора ответить на вопрос: на какой возраст рассчитана передача. Авторы её идеи и сценаристы: Энн Вуд, Энди Дэвенпорт и Эллис Канн – заявили, что она предназначена детям, коим отроду с шести месяцев до четырёх лет. Это первый опус в мире, рассчитанный на младенцев. И, получается, их первая школа в жизни.
Сериал создан в Англии в 1997 году и тут же экспортирован в США. Реклама же утверждала, что программа развивает воображение младенцев, их моторное развитие, способствует усвоению родного языка и даже учит обращению с техникой.
И это в то время, когда группа экспертов по детскому развитию, среди которых известный американский специалист по детскому телевидению, профессор психологии Дэн Андерсон, заявила, что исследований, подтверждающих восприятие телевизионной картинки у детей до года, вообще нет! А эксперт по речи доктор Салли Ворд обнаружила, что в последние двадцать лет увеличилось
Читать далее...