( I )
Буквально на прошлой неделе ко мне в руки попал свежий релиз белорусских музыкантов Vapor Hiemis, известных своей дебютной работой «Пламя Зимы», увидевшей свет не так давно, а именно в 2014 году. На сей раз релиз носит название «Чорны Арнамент Зiмы» и записан практически полностью на родном языке. За это ребятам большой плюс, но обо всём по порядку.
Открывающей композицией альбома является «Ваўкалака Замова», которая призвана погрузить слушателя в атмосферу таинства и красоты белорусской природы с помощью фоновой музыки, состоящей, главным образом, из народных инструментов, и, как будто, ритуального исполнения вокальных партий. Слова начинают становиться различимыми ближе к середине композиции, что в совокупности с написанной к ним музыкой делает вступление ещё более монументальным.
«Ледзяная Пустэльня» начинается динамично, как подобает группе с фольковой составляющей, с традиционных народных инструментов и акустической гитары. Как только подходит черёд слов, всё кардинально меняется, добавляются динамичные биты и композиция начинает приобретать уже совсем иную окраску, заставляя слушателя всё внимательнее вслушиваться в каждое слово текста. Он (слушатель) будто переносится за грань осязаемого и своими глазами наблюдает за развитием событий, ощущает атмосферу холода, присущую настоящей ледяной пустоши, где навсегда останется «адданае Поўначы шчырае сэрца» «Волата» и его единомышленников, способных стать на защиту границ своих ледяных владений, простирающихся до горизонта. Не будет пощады любому, кто осмелится заявить свои права на то, что принадлежит «Волату» по праву. Для придания большего колорита, песня записана не одним, а наложением нескольких голосов, будто хором, что даёт ощущение единства, сплочённости и даже некой ярости героев, готовых сражаться плечом к плечу. Стоит добавить, что данная композиция едва ли не самая динамичная на альбоме, что достигается синтезом разного рода электронных элементов, в частности, некой “космической” мелодии и хлёстких битов. Это, несомненно, придётся по душе любителям именно электронной музыки без вынесения гитар на первый план.
Что касается песни «Маршам Адвечнай Зiмы», то она ранее выходила как цифровой сингл, чтобы познакомить слушателей с новым звучанием, приоткрыть завесу тайны относительно концепции будущего альбома. Особых изменений в звучании на альбоме и доступного в сети трека я не обнаружила, что даже и к лучшему, вполне принимался уже известный. Порадовало исполнение и наличие женского вокала. Изначально к такого рода составляющей относилась скептически, скажу честно, поскольку стоит немного больше времени отдать народным запевам в нетипичной для такого рода музыки песне и захочется переключить композицию какой бы ни был гениальный в ней текст. Здесь подача просто отточена до мелочей, соблюдён баланс, поэтому записываю этот пункт в плюс. Наличие акустической гитары снова радует. Исходя из названия, хотелось услышать какой-нибудь маршевой сэмпл, что и было успешно реализовано в конце композиции в сочетании с фольковой составляющей. Единственное что бы я изменила, так это то, что от сэмпла должно идти ощущение удаляющегося марша, а данный слишком резко обрывается. Хотя вполне допускаю, что такая концепция была изначально.
Следующая песня стоит у меня на повторе чаще остальных – это «Вочы ў Начы». Симфо-вставка в начале композиции пришлась как нельзя кстати, поскольку она играет важную (если не основную) роль в придании атмосферы таинственности, передаёт мрачную красоту описываемой природы, различных шорохов и звуков ночного леса. Благодаря чёткому и ёмкому описанию картины, что предстаёт перед глазами автора текста, слушатель становится невольным свидетелем всего происходящего (ну или у меня просто воображение хорошо развито).
«Волчьими тропами» переходим к композиции «Волчьими тропами». Пожалуй, это вторая самая протёртая дорожка на моей копии диска. Партия народных инструментов в этой композиции мне нравится больше всех остальных по своей мелодии. Скоростное исполнение с плавным переходом на мелодичный проигрыш, чистый вокал и обилие метафор играют свою положительную роль, дают нужный эффект от прослушивания. Холод. Ночь. Лес. Игры теней… Сумасшедшая энергетика. С мощнейшим финалом – вот что можно добавить к вышеизложенному. Браво, просто Браво!
Следующая песня под названием «Завiруха» также затрагивает тематику холода, но уже холода космического. Имея соответствующее музыкальное сопровождение, в частности, электронные элементы, которые у меня непосредственно ассоциируются с Космосом, слушателю передаётся чувство свободы в бескрайнем небе с мириадами звёзд и комет, а недосягаемая даль Млечного пути манит своими огнями сквозь миллионы световых лет. Языковой барьер также не должен стать преградой для восприятия текста, поскольку красота и мелодичность беларускай в значительной степени лучше отражает глубину написанного текста не только для этой песни, но и всех белорусскоязычных текстов альбома в целом.
Читать далее...