Эффективному функционированию местного самоуправления помешали следующие факторы:
• нарушение принципа повсеместности местного самоуправления через непокрытие юрисдикцией его органов значительного количества территорий, в частности, на которых расположены земельные угодья.
• неопределенность признаков правосубъектности территориальной общины. В статье 140 Конституции Украины провозглашается, что территориальная община - это первичный субъект местного самоуправления. Одновременно в ст. 2 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" закрепляется фактическая конкуренция субъектов локальной демократии - если территориальная община будет неспособной осуществлять свое право на местное самоуправление, то оно будет осуществляться органами и должностными лицамии местного самоуправления. Такая законодательная возможность фактически нивелирует конституционное право территориальной общины на самостоятельное осуществление местного самоуправления;
• крайне нечеткое разграничение полномочий между органами местного самоуправления различных уровней, в частности районными и областными советами, а также между этими советами и соответствующими местными государственными администрациями. Кроме того, распространенным является подчинение друг другу территориальных общин, формально равных по своей сфере компетенции;
• централизация государственного управления и фактическое вмешательство органов государственной власти в осуществление местного самоуправления через институт делегировании местными советами полномочий по вопросам бюджетной политики и территориального развития местным государственным администрациям;
• конфликтогенная система сдержек и противовесов. Этот конфликтогенный фактор особенно проявляется в применении института выражения недоверия главе местной государственной администрации со стороны местного совета для блокирования реализации инициатив, которые относятся к компетенции государства в целом;
• неэффективность законодательного обеспечения участия жителей территориальных общин в управлении местными делами, особенно вследствие рекомендательного характера большинства форм общественного участия, нормативно-правовой неурегулированности вопросов создания и деятельности общественных организаций, ОСН и ОСМД; необязательность для органов местного самоуправления норм о создании консультативно-совещательных органов и проведение консультаций с общественностью;
• низкий уровень политического сознания значительной части украинского общества, что приводит к недостаточному стремлению граждан к участию в управлении местными делами;
• непрозрачность принятия многих актов по развитию территориальных общин. Особенно распространенной, в частности, практика фактического засекречивания генеральных планов городов, а также устранение общественности от контроля за процессом принятия и реализации нормативно-правовых актов по распоряжению земельными и другими коммунальными ресурсами общин, установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги и т.д.;
• неучет способности руководящих органов конкретных территориальных общин в реализации возложенных на них функций. Этому способствует унифицированность собственных и делегированных полномочий всех органов местного самоуправления территориальных общин без учета различий в численности их населения и имеющейся ресурсной базы. В частности, наибольшая разница по этим показателям оказывается между сельскими советами и городами областного значения;
• низкая заинтересованность органов местного самоуправления по определению приоритетов развития соответствующих территорий. Об этом свидетельствует медлительность процесса заключения соглашений центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления об определении основных приоритетов и реализацию совместных мероприятий регионального и местного развития, а также неудовлетворительное качество принятых стратегий;
• несовершенство системы государственного надзора за деятельностью местных советов, особенно вне сферы делегированных полномочий;
• сохранение диспропорциональности и архаизма советской системы административно-территориального устройства как основы существования нерациональной территориальной организации власти.
Осуществление реформирования местного самоуправления должно происходить на принципах децентрализации, деконцентрации властных полномочий, субсидиарности, консолидации ресурсного обеспечения и стратегического планирования развития территориальных общин, требует взвешенных шагов по законодательному решению насущных проблем местного и регионального развития в контексте государственной региональной политики, бюджетной, налоговой и муниципальной реформ по соблюдению положений Европейской хартии местного самоуправления.
Основными направлениями реформирования местного самоуправления в Украине есть такие.
1. Совершенствование основных принципов местного самоуправления:
• определение местного самоуправления не только как права, но и как реальной способности органов местной
Читать далее...