Народный поэт
В самый день юбилея - 25 января - в знаменитом Театре на Таганке, где Высоцкий прослужил почти всю свою актерскую жизнь вплоть до самой кончины, состоится презентация юбилейного издания "Книги песен и стихов В.Высоцкого" со специально к этому изданию созданными 43 рисунками всемирно известного художника Михаила Шемякина (42 рисунка по количеству прожитых В.Высоцким лет плюс портрет поэта).
Вечером 25 января в Доме Кино Союза кинематографистов РФ пройдет вечер памяти поэта. Все эти дни на теле- и киноэкранах России звучит отовсюду его незабываемый низкий хрипловатый голос. Между прочим, из-за этой хрипотцы юного Володю Высоцкого в свое время едва не отчислили из Школы-студии МАХТ, посчитав голос "неподходящим ни для сцены, ни для экрана". А позднее, уже в бытность Высоцкого ведущим актером "Таганки", кто-то очень верно сказал однажды: "Если бы Высоцкий не был столь любим как бард и поэт, было бы яснее видно, какой он гениальный актер". От этих "обертонов", придающих его голосу особое, завораживающее звучание, некоторые особо чувствительные дамы падали в обморок.
Так звучал он когда-то в 60-70-е гг., без преувеличения, по всей России.
В российской глубинке мало у кого был телевизор, да и магнитофон имел не каждый, но песни Высоцкого записывались на самодельные виниловые пластинки, проигрывались на старых патефонах, выучивались наизусть. Парадокс, но стихи Высоцкого, положенные на музыку самим автором и им же исполняемые, действительно немедленно выходили в народ и распевались повсюду.
Не одно поколение советских тогда граждан выросло с песнями Высоцкого. И это притом, что при жизни поэта из сотен написанных им стихов, которые сегодня, по праву, считаются шедеврами мировой поэзии ХХ в., опубликовано было лишь одно - за 5 лет до смерти автора. Стихотворение называлось "Татуировка" и было напечатано в литературно-художественном сборнике "День поэзии" за 1975 год.
Непечатаемый, очень редко вообще упоминавшийся по цензурным соображениям в прессе Высоцкий был, как уже сказано, очень хорошо известен - и в массах, и, как принято говорить сегодня, среди vip-персон.
Он не был "разрешен" официально, но постоянно устраивались концерты во всевозможных интеллигентских клубах - так называемых "Домах культуры" разных НИИ, а то и в не тесных апартаментах высокопоставленных лиц, или в подвалах какой-нибудь "закрытой" организации. На этих-то концертах и записывались - где тайно, где открыто, где на кинопленку, где на звуковую дорожку, удивительные песни, в которых поэт делился со слушателями своими мыслями, своей болью и своей радостью.
"Я не люблю"
"Это были, - вспоминал один из счастливых слушателей этих концертов, - живые картинки живой, сегодняшней жизни. Автор как бы перевоплощался в своего героя - будь то зэк или военачальник, космонавт или спортсмен". Спортсменам и военным (дань семье, его отец - офицер) посвящено наибольшее количество стихов Высоцкого. Альпинисты и космонавты вообще считали его "своим". Как очень верно выразился в эти нынешние юбилейные дни один из сегодняшних "великих" в мире искусства, "Высоцкий никогда не был диссидентом, но он был вольнодумцем, как Пушкин, которого Высоцкий боготворил".
Да, как Пушкин, он не призывал к мятежу, не учил, как нужно управлять государством, как переустраивать жизнь и систему. Но он готов был сражаться неистово, рискуя собственной жизнью, за собственное достоинство, за достоинство человека, стоящего рядом или далеко, за человека вообще - за то, чтобы в человеке в любых обстоятельствах сохранялся Человек. Одно из самых пронзительных и самых, наверное, известных стихотворений Высоцкого называется "Я не люблю".
Помните?
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Давно уже сказано и доказано: поэт в России - больше чем поэт. К судьбе и характеру Высоцкого это имеет до удивления непосредственное отношение. В унылые, тягуче-скучные, до нелепости смешные, но от этого ничуть не менее страшные, опасные и по-настоящему тоталитарные брежневские времена в огромной стране, шушукающейся по кухням или хихикающей в рукав, жил человек, громко, на весь мир говоривший (да еще под гитару! да еще подчас со смехом!) все, что он думал обо всем об этом.
Конечно, с ним заигрывали. Удивительно, но такой вот "вольнодумец" никогда не был "невыездным". Времена со сталинской эпохи при Высоцком все-таки изменились. Театр на Таганке (еще одна "потемкинская деревня", призванная убеждать Запад в свободе слова и искусства в СССР) выезжал в зарубежные гастроли вместе с главной своей звездой - Владимиром Высоцким.
Посланная ему Богом или судьбой любовь, а затем и брак с русской француженкой Мариной Влади еще более открыл актеру и поэту двери в иной мир. Ему, наконец, разрешают давать легальные концерты на Родине. В общей сложности он дал за рубежом и в СССР более 1000 концертов.
И все
Читать далее...