-Но это факт?. -Нет, это не факт. Так все и было на самом деле. (С) "Тот самый Мюнхаузен"
Действительно, было. Четыре года с предыдущего этапа. Четыре! Вот в это на самом деле трудно поверить, настолько свежи в памяти впечатления от каждого путешествия. Время беспощадно. Бедняга Вектор скукожился в гараже, он-то всю пятилетку не видел воды. Да и я не помолодел. И мысль: сколько еще таких вот этапов я успею пройти в этой жизни?
Казалось бы, что там - сел да пошел. Тут выяснилось, что за эти годы несколько человек уже реализовали мой проект и прошли на каяке Волку от начала до конца. На это требуется в общей сложности 70 дней. Ну да бог с ними. Я не гонюсь за пальмами. Так бегу, ни для чего, ни для кого. Но, тем не менее, как ни крути, а приятно, что не ты один такой псих. Да и начальный этап, от самого истока, все-таки первым прошел я, как оказалось.
У меня нет возможности сесть в лодку и уйти на два месяца в путешествие, как бы мне этого ни хотелось. И вряд ли она появится в ближайшее время. Так что будем придерживаться прежнего формата: небольшие вылазки в формате похода выходного дня.
Итак. Шестой этап. 17-18 марта. Он оказался водным, что само по себе прикольно. Я установил второй личный рекорд по сезонности сплава. Первый имел место на четвертом этапе, с 28 по 30 октября. Самый поздний. И вот теперь март. Трудно себе представить сплав в этих числах, но зимы у нас в этом году не случилось, сплавиться при желании можно было бы и в Новогоднюю ночь.
Начало этапа было, разумеется, привязано к концу предыдущего: Климовский мост. Завершение тоже логично: город воинской славы Ржев. Да, я дошел до Ржева! Хоть какая-то логика в моем путешествии. Даже если я больше никогда не выйду на Волгу, все-таки смогу сказать: я дошел до Ржева. Но это так.
Не буду сильно спойлерить. Описание, как всегда, появится здесь несколько позже. С фотографиями и треком. Так что до новых встреч)
Вот я и вернулся. Один мудрец говорил, что путешествующий путешествует три раза: первый - когда планирует свое путешествие, второй - собственно в пути, и третий - когда вспоминает о совершенном.
Так вот я закончил третий раз. Судите.
Описание там же, где и всегда.
https://drive.google.com/drive/folders/0Bx6kip4iIyVqcEhZVnREQ19aNms?usp=sharing
Гарминовский трек:
http://adventures.garmin.com/ru-RU/by/bernar/2016/ - .Vxd_J8ehk0o
Вчера и сегодня (26-27 января) имел место микроэтап, пятый по счету, лыжный. Собственно, задумывался он как вполне полноценный, на три ночевки, общей продолжительностью аж 60 км. Рекордный, одним словом. Получился рекордный, но в другую сторону: самый короткий из всех, дай бог километров пятнадцать. Зато каких! Прогулка удалась наславу. Она бы удалась и на три славы, если бы не некие обстоятельства неспортивного плана, заставившие срочно вернуться в Москву, но и так есть о чем вспомнить. Так что ждите описание.)))
Традиционный отчет по этому затянувшемуся этапу готов. Он рождался долго, но не мучительно: процесс описания состоявшегося путешествия ничуть не менее увлекателен, чем само путешествие. Живет он там же, где и все прочие материалы по Волге:
https://drive.google.com/open?id=0Bx6kip4iIyVqcEhZVnREQ19aNms
Гарминовский трек выложен здесь:
http://adventures.garmin.com//ru-RU/by/bernar/28-30-2015/?#.VptU3Ta--PJ
А в голове - новых планов громадьё...) Не скучай, Волга! Я скоро!
Случилось чудо. Этап состоялся, хоть и в урезанном виде. Это произошло в период с 28 по 30 октября, я только что вернулся домой и вылез из ванны. История достойна того, чтобы быть подробно изложенной, но позже. Следите за обновлениями)
Итак, пролог состоялся. Я уже знаю: если в момент выхода идет дождь, все пройдет хорошо. Так и на этот раз. Дождь шел с самого утра и до часу дня, как и было обещано. Я вышел с небольшим опозданием, хотя и встал вовремя, в 6:30. Воевал с овсяной кашей. Она получилась совершенно пресная и очень долго не остывала. Тогда я придумал добавить в нее шоколад, из утренней раскладки, но не учел, что шоколад был горький. Каша стала совершенно несъедобной, я осилил всего пару ложек. Очень своевременный эксперимент: для похода надо будет вносить в раскладку коррективы.
В действительности, над раскладкой еще работать и работать. С продуктами и калориями явный перебор: часть не была съедена еще за завтраком, часть вернулась (!). При том, что калорий хватило с избытком. Рацион можно сокращать минимум на треть.
Байдарка была собрана за час с небольшим. Это существенный прогресс! Нет, мучения первой сборки и купание не пропали даром. Полагаю, что на третий раз я выйду, наконец, из часа.
Отчалил от берега примерно в 10:30 против девяти часов по плану. Ну что тут скажешь... Оптимист, однако.
Дальше все пошло существенно лучше. Вектор показал себя молодцом. На извилистой и довольно шустрой Истре он разгонялся до 11, а то и 12 км/ч. Это впечатляло. Поначалу не получалось отрегулировать руль, на ходу это сделать просто невозможно. После пары остановок мне удалось, наконец, подогнать длину тяг, и дела пошли веселее. Как выяснилось, на Истре есть пара заметных перекатиков, которые заставили присматриваться к воде, ну и достаточное количество завалов и мостов, требующих какого-никакого маневра. В итоге, как мне кажется, я понял особенность управляемости Вектора. Да, скорее всего, он не даст возможности совершить динамичный маневр непосредственно в пороге, экспромтом. Даже груженый таймень с двумя схоженными гребцами даст ему фору при необходимости облизать внезапно возникшее в воде препятствие. Но его преимущество в том, что он обладает колоссальным запасом скорости, в том числе реверса, и на нем в не очень сложных условиях можно в случае чего легко оттабанить чуть ли не из слива, прострелить струю и перезайти по-другому. Я прополз на малой скорости все встреченные препятствия, не испытав существенных затруднений, я до того расслабился, что отвечал на звонки по телефону, подплывая в режиме бревна вплотную к расческам, в последний момент вылетая из них за счет мощного ускорения. В итоге Истра осталась позади и появилось устойчивое убеждение, что и верхняя Волга окажется проходимой для Вектора, вопреки заверениям некоторых продавцов, убеждавших меня в обратном.
Однако, все-таки Вектор не предназначен для порогов выше первой категории. Дело не в том, что он не выдержит стояк или слив и сломается. Нет. если правильно зайти и правильно выбрать траекторию, лишенную элементов слалома, на нем можно пройти и сложный полноводный порог. Он сломается в ситуации, когда гребец допустит ошибку или не успеет быстро ее исправить, совершив резкий маневр. Если его навалит на камень или прижмет, шансов выкрутиться не будет. В этом смысле я бы пошел на нем Пыжинский порог прямо посреди течения, но не рискнул бы идти на узкие карельские речки.
Я прошел первые 30 километров до Москвы-реки за четыре с половиной часа, всего дважды за это время выйдя из байдарки. После того, как Истра с ее перекатиками осталась позади, характер движения принципиально изменился. Вектор попал в родную для него обстановку просторной воды, течение замедлилось, а с ним и скорость движения, берега отдалились и перестали проноситься мимо, теперь они медленно проплывали на почтительном расстоянии. Накопилась и усталость. Я шел по Москве-реке не спеша, с виду даже вальяжно, плавно и спокойно работая веслом на фоне прибрежных дворцов, сменявших друг друга. Причина, разумеется, была не в вальяжности и не в дворцах: просто я начал уставать. Перекусы делали свое дело, давали нужные калории, но спина и ноги затекали от постоянного сидения в байдарке и требовали разминки. Скорость движения замедлилась до 6-7 километров в час, и я прикидывал, докуда успею дойти к восьми часам. Получалось, что есть шанс дотянуть и до Серебряного бора. Сейчас вот думаю: как это я так считал? От устья Истры до Серебряного Бора - 40 километров. Это еще минимум шесть часов хода. Но там, на реке, мне казалось, что дойти вполне реально. К счастью, действительность внесла разумные коррективы в мои намерения. Дойдя до Рублевской водозаборной станции, я уперся в плотину, обойти которую по берегу не получилось: кругом санитарная зона Рублевского водозабора. Служитель был сильно удивлен, откуда я взялся, еще сильнее он удивился, узнав, что с Истры. Я счел за благо вежливо поинтересоваться возможным вариантом схода и получил рекомендацию повернуть в старицу Москвы-реки: там можно уйти на трассу. Часы показывали шесть,
Древние говорили: хочешь рассмешить богов - расскажи им о своих планах.
Однако, получилось.
13 июня был явно не мой день. Подготовка к прологу шла по плану до момента сборки Вектора. В обещаниях он собирается одним человеком за двадцать минут. На практике же я его собирал... четыре часа.
Давно я не чувствовал себя таким идиотом. Понятно, что я никуда не спешил и разбирался досконально. Понятно, что до этого на практике с тритоновскмими конструкциями я не сталкивался. Но все же тридцатилетний опыт сборки-разборки Тайменей должен был мне помочь! И помог. Ибо иначе... Ну, понятно.
Особое удовольствие доставило сиденье. Нет, я не спорю, все технологично и остроумно, но оно, такое-сякое, НОВОЕ, еще не растянутое попами, и сделано так, чтобы это растяжение учитывалось и компенсировалось, по всей видимости. Короче говоря, на первой сборке стрингера с последним шпангоутом сходиться напрочь отказались. Пришлось приложить всю свою инженерную мысль, чтобы обмануть этот плавучий кубик рубика, и после такого подвига я уже не мог просто разобрать его обратно, не искупав. Около семи вечера, победив-таки Вектор на всех фронтах, я взгромоздил его на Марусю, прихватил ремнем и метнулся до Истры, благо, ехать семь минут. Добравшись до берега, я быстренько собрал Тайменевое весло, накинул спасите на голое тело и как был, в шортах и кедах, попытался оседлать свое приобретение. В последний момент повытаскивал из карманов права, часы, ключи, ключи повертел-повертел в руках, и сунул в банан: машину-то запереть не мешало бы.
Вектор легко нести одному, но не так просто забраться в него даже при минимальном течении. Я это быстро понял, осознав себя сидящим на шатком заборе посреди текущей воды. Течение быстро сносило меня вниз, а сидел я почему-то при этом спиной вперед. Меня это не сильно тревожило: пара гребков, и вот я уже бодро двигаюсь против течения. Но сидеть все равно не удобно: ноги упираются щиколотками в кокпит, коленки торчат вверх, и засунуть их внутрь байдарки пока не получается. Равновесие весьма неустойчивое, это немного напрягает. пока я разбираюсь, нос начинает сносить струей, и меня разворачивает поперек реки, которая здесь шириной метров двадцать от силы. Машинально табаню, привычным, заученным движением, почти на автопилоте, и через секунду обнаруживаю себя в воде, рядом с перевернутым Вектором.
Блин. Да что ж такое!
Ладно. Вектор надувной, он не утонет. Я его моментально переворачиваю обратно, он даже воды почти не набрал. Я тоже стою на дне: глубина здесь по грудь. Весло при мне, все в порядке. Надо выбираться на берег.
Выбираюсь. Выливаю воду из лодки. Одному это делать не очень удобно, но терпимо. Перевожу дух и в этот момент соображаю, что айфон все это время оставался в кармане...
Достаю, смотрю. Черный экран.
Привет, дружок! Мы славно провели эти три года, видимо, наступила скорбная минута прощания.
Ну, более мне терять нечего, и я уже со всей решимостью забираюсь в кокпит, каким-то невероятным змеиным усилием прячу коленки внутрь и понимаю, что так намного лучше. Лодка перестает вихляться подо мной и становится частью тела. Я улавливаю смысл наличия бедренных упоров, которые так мешались мне, теперь лодка становится продолжением моего тела. Конечно, кильнуться можно и теперь еще, очень легко, но у меня появляется ощущение, что на этом Векторе все-таки можно плавать.
Ну что ж, летать, так летать. Будь я попредусмотрительнее, я бы вместо айфона взял с собой водоустойчивый навигатор. Он бы и скорость показал. Теперь придется самому думать.
Времени осталось немного, и я решаю дойти до моста первой бетонки вверх по течению и вернуться. Иду. Туда прохожу за 25 минут, обратно - за 12. Очень неплохо. Простейший рассчет показывает, что моя скорость по спокойной воде в три раза больше скорости течения. Дома по карте промеряю свой путь: два километра. Таким образом, скорость Вектора по течению оказывается 10 километров в час, против течения - 5, скорость течения - 2,5 км/ч, скорость по стоячей воде - 7,5 км/ч.
Это, конечно, только первое приближение. Посмотрим, как разложится ходовой день.
Возвращаюсь на дачу мокрый и раздосадованный. Разбирать байдарку и готовиться к завтрашнему выходу нет никакого желания. Решаю отложить следующий этап испытаний еще на два дня, до вторника.
И вот, наконец, вторник уже завтра. По прогнозу весь день дождь. Ну да не привыкать, это моя фирменная погода. Хороший знак. Может, на этот раз пролог все-таки состоится.
С какой новости начать?
Начну с позитивной: у меня появился-таки Вектор! Сбылась очередная мечта идиота. Нежданно-негаданно. Детали опустим, важно лишь, что он есть, лежит в Марусе и ждет своей участи.
Однако, как следствие, старт четвертого этапа пришлось передвинуть на неопределенный срок. Новую байдарку надо собрать и опробовать в спокойных условиях прежде, чем рваться на ней в бой за триста километров от дома. Я, конечно, не чужд авантюризму, но в данном случае обстоятельства помогли мне принять единственно правильное решение. Итак, у нас будет пролог.
Завтра, 14 июня, будучи на даче, я встану пораньше, позавтракаю в соответствии с предполагаемой раскладкой (о раскладке речь еще впереди), нагружусь байдаркой и пойду к Истре. Которая река, не город. До нее километра два. Там я соберу Вектор, сяду в него и начну сплав вниз по реке. В боевом режиме. Три часа хода - пол-часа перекус - три часа хода - пол-часа перекус- три часа хода. Перекусы в соответствии с раскладкой. Потом - на такси и домой. Нижняя Истра по характеру не сильно отличается от верхней Волги, по крайней мере, я на это надеюсь. Таким образом, к концу дня я получу абсолютно адекватное представление о своем ходовом плане: сколько я могу пройти за такой день и как буду себя после этого чувствовать. В случае необходимости внесу коррективы. Конечно, идеально было бы дойти до Крылатского моста. Но это все-таки маловероятно: больше шестидесяти километров... Хотя бы до Павшинской поймы. Ну а там посмотрим. Как река, как ветер...)
Подготовка идет. Трек разбит по ходовым дням из расчета до 40-45 км в день. Надеюсь выдержать такой темп. получилось вот что:
Четвертая ночевка - между 11 и 10 отметками. Не далее. (между Струйским и Заволжским) По треку 118-128 км. Переход 28-48 км.Возможный сход Струйское, Заволжский.
С большой вероятностью это будет 13 июня. Говоря точнее, это уже "День 1", если иметь ввиду, что в течении этого дня пойдет набираться основной километраж маршрута. Но "День 0" лучше звучит!)
План такой.
Выезд из Москвы - не позже 7:30 часов утра. К 11 часам надо быть на стоянке в Ржеве, где я оставлю Марусю. В 11:50 от автовокзала, до которого от стоянки примерно два с половиной километра, отходит проходящий Московский автобус в Осташков. Этот автобус прибывает в Селижарово в 13:30. Здесь обед и ожидание следующего автобуса: Селижарово-Селище, который отправляется в 15:00. В 15:40 я в Селище. Дойти до реки, распаковаться, собрать байдарку, загрузиться и отплыть от причала уже знакомой турбазы "Клевый Берег", открыв очередной этап - контрольное время 17:00. Закат 21:13. За это время мне надо преодолеть 4 километра до бейшлота, обнести бейшлот и, спустившись по реке еще от четырех до десяти, по погоде, встать на ночевку в лесу, не приближаясь сильно к пригородам Селижарова. Для первого дня этого будет вполне достаточно.
Ну, а потом - давай Бог ноги, то бишь руки. Четыре ходки примерно по сорок километров каждая, и я опять в Ржеве. Причаливаю возле краеведческого музея, сразу за новым мостом, здесь этап планируется закончить. Собираюсь, триста метров вверх по склону - и снова здравствуй, Маруся! Это должно случиться вечером 17-го июня. В ночь выезжаю в сторону Москвы, как обычно.
Вроде все логично. Главная непонятка пока что - на чем идти. Вектор я купить вряд ли сподоблюсь. Да и тесновато ему будет на узкой речке. Это потом он свое возьмет, на большой воде. Здесь же самым реальным вариантом выглядит прокатная Маринка или Варзуга. Никогда не ходил на прокатных байдах, тем более незнакомых, и ничего хорошего от этого не жду, ну да делать нечего... Начинаю цикл подготовки.
Итак, сформировалась концепция четвертого этапа. Он будет водным, от Селище до Ржева. Ну, это в идеале. Я пока затрудняюсь с оценкой количества ходовых дней: она рознится от трех до пяти, а это большая разница. Я хорошо себе представляю темп движения группы на груженых Тайменях, это километров 30-35 в день в зависимости от течения и наличия препятствий. Если идти одному да на легком каяке, должно быть быстрее. Я уже и каяк присмотрел: Тритоновский Вектор.
Цена, правда, кусачая... Будем готовиться.
Трек маршрута предварительно просчитан. Вот ссылка.
https://maps.yandex.ru/?um=YVqcnwEOyjVMKXR2028B2P8htAM2YfNh&l=map
Общая протяженность 162 километра. Буду ориентироваться на 4 ходки, не считая дня заброски. Итого четыре ночевки. Осталось определиться со сроками... Не хочется разбивать этот этап на два: на воде я чувствую себя куда увереннее, чем на лыжах, и готов к большему.
Ссылка на трек третьего этапа проекта "Моя Волга": Селище-Пено-Селище.
Вот, собственно, и все. Описание написано, трек выложен.
Ссылка на трек:
http://adventures.garmin.com/ru-RU/by/bernar/2015/#
Ссылка на описание прежняя:
https://drive.google.com/folderview?id=0Bx6kip4iIyVqcEhZVnREQ19aNms&usp=sharing
В планах - четвертый этап. Он должен стать, наконец, водным: от Селища до Ржева, на меньшее я не согласен)
Осталось только разжиться каяком... Но об этом - уже в новой ветке.
Я уже дома. Более того, на работе. Но, каким бы ни был небольшим поход, тем более сольный, он всегда делит жизнь на "до" и "после". И сейчас, вернувшись с озер, я могу утверждать с уверенностью, что уже не тот, которым был на прошлой неделе.
Ну, во-первых, я похудел)))
Это отдельная тема. Идти в поход на пакетиках для похудания, практически не содержащих калорий - верное, патентованное средство от Бернара)))
Правда, надо при этом доверять своей сердечной мышце. Ей пришлось не сладко.
Да и мне вместе с ней.
Вообще, получилось тяжелее физически, чем я рассчитывал. Предстоит еще осознать, надо ли оно мне такое. Ну так прежде следовало определить собственные границы возможного. Что и сделано.
Во-вторых, я все-таки дошел, хотя были некоторые сомнения.
Ну не может же системно не везти. Вчера был тяжелый свежий снег, ночью пошел дождь. Ну, думаю, все. Приплыли. Лыжи вообще не поедут. Ан нет! Снег зафирновался, покрылся корочкой, и лыжи не просто поехали, а заскользили! Да еще и ветерок поднялся, да еще и почти попутный. И пошли дела кое-как. Первые десять километров я просвистел к 13 часам, за два с половиной часа. Это совсем не плохо, учитывая неизбежные остановки. Далее маршрут изменил направление, ветер стал боковым, (хорошо хоть не встречным), подсыпало свежего снежку, и идти стало заметно труднее. Тем не менее, в 17 часов я был - таки на финише, с запасом в час хода от контрольного срока. Так что я молодец. Дорога домой заняла чуть больше четырех часов, все это время я тихонечко потягивал кисловатую водичку, восстанавливая водносолевой баланс, и к моменту ужина был вполне готов активно принимать пищу.
Более подробно - в отчете, который, как обычно, будет готов незнамо когда. А пока - Ледниковому периоду - 2 можно сказать "пока!"
День был насыщенным. Я испробовал все: и тропежку, и промоины, и бурелом. В итоге все получилось, и я встал на ночевку в самом начале основного зеркала озера Волго, там, собственно, где и планировалось. Маленькое отличие от плана заключается в том, что последний километр по лесу растянулся на два часа, причем уже в темноте. Это был серьезный психологический момент: я мог встать в любом месте в лесу, и дойти до озера завтра, но мне было важно утром выйти на лед свежим, и я поставил себе задачу дойти. Дошел к семи часам, при свете фанарика, по дороге вспомнив навыки первого этапа, технику размахивания мачете и все ненормативные разделы русского языка. Но теперь уже все позади, ноги-руки целы, я лежу в палатке и думаю, делить мне продукты еще на одну ночевку или нет. Завтра чисто ледовая ходка, почти по прямой, но те же 20 километров. Сегодня я прошел меньше, как мне кажется, и сил под конец уже не осталось. Как хорошо, что вчера я сделал запас хода на сегодня! Он мне очень пригодился. Хорошо хоть лыжи сегодня ехали. Как завтра пойдет, не знаю. Пока идешь по снегоходному следу, все круто, но как только приходится тропить целину, скорость моментально падает до 2-3 км в час, и силы просто улетучиваются. В марте я этого не прочувствовал: там был голый лед и другие проблемы. Но сейчас- полным мехом. Полезно на будущее, лишь бы дойти завтра.
Подъем завтра в 8: надо добавить себе светлого времени в запас.
Вот я и на маршруте. Все ровно, все по плану, даже с некоторым заметным перевыполнением: завершение пролога и выход на основной маршрут планировались на завтра, а сделаны уже сегодня.
Удача улыбнулась мне: сегодня шел последний поезд в 14:42 через Скакулино, с 1 февраля он отменяется. Так что уже в понедельник мне пришлось бы ехать на последнем оставшемся, в 2 часа ночи.
Есть и неожиданная проблема: подлип. Я представить себе не мог, что пластиковые лыжи могут так зверски прилипать к снегу. Ощущение такое, что тянешь на ногах две арестантские гири. Разумеется, мазь никакую я не взял: это же пластик!) придется, видимо, так и переть их теперь до конца, завтра температура остается плюсовой и свежевыпавшего снега будет еще.
Лежу в палатке, поужинал, впереди целый вечер. Связь 3g, хоть кино смотри, да аккум жалко. Буду, пожалуй, спать.
Ну вот и прояснилось. Если ничего непредвиденного не произойдет, стартую в эту пятницу, 30 января. Все готово, собрано, постирано, упаковано и взвешено. Рюкзак все равно набежал на 17 кг... Как ни крути. И это - на два дня! Правда, на неделю он был бы тяжелее всего килограмма на три, но от этого не легче ни в каком смысле. Еще килограмм пять оказывается надетым и навешенным на себе. Ну, что есть, то есть, и другого пока не предвидится.
Погоду обещают плюсовую. Оно, конечно, неплохо: я беспокоился за обувь. Но, в общем, хотелось все-таки почувствовать зиму. А так - март месяц, только и всего. Никакого экстрима)
Ну, за экстримом я не гоняюсь, это так, для красного словца. Но на этом этапе действительно не к чему придраться. Никаких проблем, ключевых участков и прочее. Меня это даже пугает немного: может, я чего не учел? Может, надо ждать подвоха?
Ладно, поживем - увидим.
Дьявол кроется в деталях. Выяснилось, что электричка, на которую я рассчитывал, за номером 6955 Кувшиново-Осташков, ходит два раза в неделю: в понедельник и пятницу. Отсюда происходит определенность: стартовать буду в один из ближайших понедельников.
Второе обстоятельство: найдена платная автостоянка в Селище, на территории турбазы "Клевый берег". Клевое название, посмотрим, какая будет стоянка.
Исходя из всего, расчетное время старта из Москвы - 7:30. Не знаю только, какого числа.