Это цитата сообщения
Onspeed Оригинальное сообщениеЧертёж Сибири...
[216x698]
Всё что мне удалось увидеть и прочувствовать в экспедиции, совершенно отчётливо слилось в два противоборствующих и питающих друг друга направления - вертикальное и горизонтальное. Предельная лаконичность этого конфликта завораживает и схватывает оцепеневший мозг в ловушку перетекающего противоречия, высвобождая метафизические предоткровения и предчувствия.
Горизонталь.
Этот бескрайний минималистичный ландшафт, который стремится растащить восприятие по всей своей поверхности, словно каплю маслянистой жидкости, этот неутихающий ветер и взаимопроникающие отражения, эти истории о залегающих на дне болот льдинах и утонувших там нефтяниках, затягивают в состояние своеобразного транса и начинает казаться, что вся горизонтальная поверхность тончайшая иллюзорность. Под видимым поверхностным слоем существует ещё один, а под ним ещё и ещё и так до самых недр, до сокровенной сути. Неисчислимые и причудливые водянистые глади образуют странный витиеватый биоморфный узор, некую испещрённую целостность, всё взаимопроникновенно и наделено множественностью смыслов. Где-то ещё уцелели коренные Ханты и Ненцы, которые пасут поредевшие оленьи стада и стучат в кожаные бубны. Они всё ещё частица этой целостности, рассеянная и растворённая в ней, однако уже слишком резко звенит мобильник в унтах оленевода, слишком пластмассовый след оставляет его буран……
Вертикаль.
Современный постиндустриальный человек давно и абсолютно оторван от "горизонтали", он замкнут в себе самом и движим утопичной цивилизационной рефлексией, вертикальной по своей сути. Он бороздит великую "горизонталь", прокладывая геометрические сети дорог, коммуникаций, ЛЭПов и трубопроводов в едином с ней направлении, но совершенно иных по своему "узору". Он устанавливает невероятно затейливые вертикальные вышки, перпендикулярно засверливаясь в многокилометровые глубины и добывая древнейшие артефакты, однако цели его просты и прагматичны. Здесь таится главное противоречие - то, что залегало в недрах земли, "где-то там" и являлось неким предчувствием, непостижимой тайной, теперь выкачивается на поверхность. Вроде бы происходит инициация некоего чуда, попытка постижения невидимого и потаённого, но итогом становится низвержение метафизических образов, стирание предчувствий и недосказанности. Добывается "нужная жидкость".
Глядя на перемешанное многонациональное население, оторванное от своих культур, на жизненный уклад отдельного города, зарождённого случайной необходимостью, возникает образ затерявшегося, в собой же созданных причудливых социальных механизмах, человека. Он уже лишён выбора, остаётся лишь редкая способность созерцать и осознавать своё движение в заданном направлении......
Неплохо и созвучно в своё время сказал Фромм: «Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою первоначальную родину - природу… У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе создаст. В соответствии с этим проблема человеческого существования – единственная проблема в природе… Он отчасти как бы бог, отчасти животное, отчасти бесконечен и отчасти конечен. Необходимость искать новые решения противоречий его существования, всё более высокие формы единения с природой, окружающими людьми и самим собой выступает источником всех психических сил, которые побуждают человека к деятельности, а также источников всех его страстей, аффектов и страхов».
Думается, что именно в самой попытке осознавания подобного положения, возможно, содержится таинство радикального субъекта, обладающего объёмным и многомерным сознанием - человека, способного заново переосмыслить сакральность природных процессов и устройство социальных механизмов. Возможно, как раз предчувствие необходимости подобного индивидуализма породило название города Муравленко. Велика вероятность и того, что именно городской краеведческий музей станет тем генератором культуры и нового традиционализма, способным восполнить утраченное экзистенциальное остриё. А возможно и нет, поскольку машина техногенной утопии слишком сильна и свой зловещий ресурс она недочерпала.
Кстати, очень интересно, что во время экспедиции само помещение музея оказалось в процессе ремонта, и экспозиция была полностью свёрнута в чуланы. Родилось ощущение, будто это произошло неспроста, будто музей самоудалился, схлопнув свои коллекции артефактов, чучел животных, и других накопленных всевозможностей и ремёсел, выставив на передовую только своих работников, только живых людей с их мироощущением и представлением о культуре и истории.
Всё вышеописанное материализовано в инсталляции. Собственно, туда внедрён и символичный подарок, любезно преподнесённый нефтяниками – пять литров настоящей нефти, выкаченной из горячих глубин на моих глазах. Эта коричнево-чёрная субстанция была закачена в полупрозрачный резервуар нижней
Читать далее...