• Авторизация


Хонгае 26-06-2008 13:10
Слушать этот музыкальный файл

комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Аланы в Великом переселении народов 07-06-2008 16:13


С гуннского нашествия в конце IV в. началось Великое переселение народов - эпоха, совпавшая с переходом от древнего периода мировой истории к средневековью. Гуннское нашествие разрушило Аланию первых веков, а события Великого переселения разметали по свету алан, покинувших родину вместе с завоевателями. Аланы были первым европейским народом, столкнувшимся с гуннскими полчищами. Перейдя Волгу в 372 г., гунны нанесли ряд поражений донским, причерноморским и северокавказским аланам. По условиям мирного договора часть алан отправилась с победителями на запад, оставшиеся на родине отступили из междуречья Волги и Дона, сосредоточивая силы на Предкавказской равнине. В 376 г. гунны и аланы, тесня и вовлекая в свое движение готов, вышли на дунайскую границу Римской империи. В Паннонии и на Нижнем Дунае аланы усилились, соединившись с сарматами, которые ушли на запад еще в I-III вв. G этого времени аланы начинают действовать самостоятельно, отказавшись от гуннской опеки. 9 августа 378 г. готы с помощью нижнедунайских алан и гуннов разбили римскую армию под Адрианополем, а затем попытались взять Константинополь. Аланы во главе с Сафраком, участвовавшие в этих событиях, вскоре тоже поселились в Пан-нонии на правах федератов, то есть военнообязанных союзников Рима. Другая группа аланских федератов в 80-е гг. IV в. была размещена в Северной Италии - эти аланы .под началом Саула (Саруса) в 401-405 гг. храбро противостояли вторжениям вестготов.

В составе вестготского союза еще на Балканах действовали аланы, которые вместе с вестготами воевали в Италии, взяли в 410 г. Рим и вышли в Южную Галлию. Там, отделившись от вестготов и заключив договор с Западной Римской империей, аланы получили значительные территории в 415 и 439 г, В 30-40-е гг. V в. царем возникшего здесь южного Аланского королевства был Самбида. В 457 'г. новый царь Беоргор в союзе с римлянами потерпел поражение от вандалов в Испании. С 460 г. Беоргор совершал набеги на Северную Италию, пока не погиб в битве у Бергамо в 464г.

Аланы, поселившиеся в Паннонии, в начале V в. вступили в союз с вандалами. Вандалы, делившиеся на силингов и асдингов, были германцами, как и готы (вестготы и остготы), свевы, бургунды, франки, с которыми аланы заключали союзы или воевали в Европе. Недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы и вандалы 31 декабря 406 г. по льду перешли Рейн и вторглись в Галлию. Там аланы разделились. Часть из них, возглавляемая Гоаром (Эохаром), вновь перешла на римскую службу и впоследствии осела на землях между реками Луарой и Сеной. Здесь уже располагались многочисленные сарматские колонии, а с приходом алан образовалось северное Аланское королевство. С 442 г. его столицей был Орлеан(!). Около 450 г. Гоар умер и царем стал Сангибан, во главе с которым аланы участвовали в решающей победе доспались Лузитания и Картахена. Отказавшись признать завоевателей своими федератами, Рим вступил с ними в затяжную войну. После гибели короля силингов Фредбала и аланского царя Аддака (418г.), силинги и аланы подчинились королю асдингов Гундериху. Борьба за Испанию, опустошенную войной, имела мало перспектив, поэтому новый король Гейзерих в 429 г. переправил свой народ и 80-тысячную армию в Африку.
Завоевав римские провинции Северной Африки, Гейзерих создал Вандало-аланское королевство и в 442 г. вынудил Римскую империю признать его независимость. Флот Гейзериха господствовал на Средиземном море, в 442 г. вандалы и аланы захватили Сицилию, в 455 г. взяли Рим. Подчинив местное население, завоеватели заняли место высшего сословия. Вандало-аланское государство просуществовало до 533 г. и пало под ударами Византии. Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С сармато-аланским наследием связывают целый комплекс военно-технических и духовно-этических достижений средневекового рыцарства. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Однако участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасло западноевропейских алан от быстрого исчезновения. Раздробив свои силы, разойдясь по разным странам, не сумев построить долговечного государства, все они были ассимилированы другими народами.

[показать]

комментарии: 5 понравилось! вверх^ к полной версии

Скифский язык 07-06-2008 16:09


Скифский язык (правильнее «скифские» или «сарматские» языки), принадлежит к восточной группе иранских языков. В широком смысле термин «скифский язык» обозначает языки/диалекты ираноязычных сакских или скифских (скифо-сарматских) племен, проживавших в середине I тыс. до н.э. на огромной территории – от побережья Черного моря до границ Китая. В древнеперсидских надписях эти племена называются saka, в санскритских рукописях они известны под названием sakāh, в китайских источниках известны под названием sk (позднее s, sai). Древнегреческие историки называли эти племена скифами, сарматами, а позднее аланами. В более узком смысле термин «скифский язык» употребляется для обозначения языка западно-сакских (скифо-сарматских) племен Северного Причерноморья, Приазовья и Северного Кавказа, а термин «сакский язык» (иногда «индоскифский») – для обозначения языка сакских племен Восточного Туркестана. На языке сакских племен Средней Азии и скифо-сарматских племен Южной России связных текстов не имеется. Скифская лексика извлечена из эпиграфических источников и работ античных авторов, данных ономастики, этнонимии, топонимии и гидронимии. Один из сакских языков (диалектов) Восточного Туркестана зафиксирован значительным числом документов, найденных в начале 20 в. в Хотанском оазисе (северные отроги Куэнь-Луня), в Тумшуке и Муртуке. В научной литературе язык этих письменных памятников, датирующихся 7–10 вв. н.э. (самые древние 4–5 вв.), называют хотанским, хотано-сакским и тумшукско-сакским. Все эти памятники написаны индийским письмом брахми, но в разной орфографии. Непосредственным потомком скифского языка является осетинский язык, материал которого, наряду с другими иранскими языками, послужил ключом для анализа сохранившихся лексем (известно около 200 слов-основ).

Литература
Абаев В.И. Скифский быт и реформы Зороастра. – Archive Orientalni, 1956, v. 24
Герценберг Л.Г. Хотаносакский язык. М., 1965
Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972
Абаев В.И. Скифо-сарматские наречия. – В кн.: Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979
[показать] 

[показать]



Современные индоевропейские языки делятся на 10 групп: 1-я - индийская (хинди, уруду и др.), 2-я - иранская (персидский, афганский, таджикский, осетинский и др.), 3-я - славянская (русский, украинский, белорусский - восточная подгруппа; польский, чешский и др.- западная подгруппа; сербо-хорватский, болгарский - южная подгруппа), 4-я- балтийская (литовский, латышский и др.), 5-я -германская с двумя подгруппами (норвежский и шведский - северогерманская подгруппа), 6-я - романская (французский, испанский, итальянский и др.), 7-я - кельтская (бретонский, уэлсский и др.), 8-я - албанская, 9-я - армянская, 10-я - новогреческая (Исаев, с. 7-8). Среди древних индоевропейских (и. е.) языков следует назвать языки скифской ветви иранских языков, на которых говорили скифы, сарматы, саки, массагеты, аланы и другие древние народы. Осетинский язык является единственным живым языком этой древней группы. 

Энциклопедия Кругосвет
ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены сплошным массивом или с иноязычными вкраплениями на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана, в северо-восточной части Ирака (Курдистан), восточной части Турции (вдоль границ с Ираном, Ираком и Сирией, в Российской Федерации (Республика Северная Осетия – Алания), в Грузии (Южная Осетия). Отдельные ираноязычные районы имеются в Туркмении, Азербайджане, Индии, Киргизии, Китае, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Пакистане, Сирии, Узбекистане. Группа иранских языков насчитывает более 50 языков, диалектов и диалектных групп. Число говорящих на иранских языках точно не установлено, по оценке 1999 их более 100 млн. История иранских языков делится на три основных периода: 1) древний (с начала II тыс. до н.э. по 4–3 вв. н.э.); 2) средний (с 4–3 вв. до н.э. по 8–9 вв. н.э.); 3) новый (с 8–9 вв. н.э. по настоящее время). На основе генетической классификации иранские языки делятся на две большие группы – западную (в которой четко выделяются северо-западная и юго-западная подгруппы) и восточную (в которой тоже есть деление на северо-восточную и юго-восточную подгруппы, но оно не такое четкое, как в западной группе). Западноиранская группа языков продолжает историческую линию развития языков и диалектов западной части Иранского нагорья, где они распространились к середине I тыс. до н.э. Восточноиранская группа языков восходит к иранским диалектам Средней Азии и сопредельных областей. К языкам юго-западной

Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Потомок аланской собаки 02-01-2008 17:37


Потомок "аланской собаки".

[300x345]

[300x425]

Испанский алано (испанский бульдог) - хорошо известная историкам легендарная порода легких молоссов, которую испанцы считают своей. Изображения алано мы находим у Гойи, а рассказы о нем - в охотничьей литературе, начиная с 1350 года. Алано, вытесненный официально признанными породами, почти исчез в современном мире. Сохранилось лишь несколько десятков особей в отдаленных скотоводческих районах Испании. В целом порода пока не признана Центральным королевским обществом собаководства.

     Испанские кинологи, как и их коллеги из других стран, в последние годы обратили пристальное внимание на местные породы и, к своему счастью, обнаружили, что испанский алано, как никакая другая порода собак, несет в себе истинно "испанский характер" в человеческой интерпретации его параметров: сочетание храбрости и благородства.

 

Названия породы

 

     По-испански "alano" означает "бульдог", но эта порода упоминается под различными синонимами. Среди них: чато (по-испански chato - "курносый"), чато де преса (de presa - собака, применяемая для травли), перро де преса эспаньол, преса дел торо (для травли быков), перро де торос де Саламанка (Саламанка - город на северо-западе Испании), чато салмантино, дого де Бургос (Бургос - административный центр одноименной провинции), кулебро (culebro "уж, змея"), а также другие местные обозначения. Кроме того, название породы имеет прямую аналогию с наименованием древне сарматских племен - аланов, которым мы собственно и обязаны появлением этих собак в Западной Европе.

 

История испанского алано

 

     Испанский алано (испанский бульдог) - старинная порода, судьба которой тесно связана с историей Испании. Считается, что предки этих собак попали на Пиренейский полуостров с вторгшимися туда аланами в конце IV - начале V века нашей эры. Эти ирано-язычные племена сарматского происхождения с Кавказа - прямые предки нынешних осетин - захватили большую часть Западной Европы и, несколько позже, часть Пиренейского полуострова, главным образом скотоводческие и охотничьи районы Андалусии, Эстремадуры и западную Кастилию. Первое описание алано приводится в испанской "Книге об охоте", изданной при короле Кастилии и Леона Альфонсе XI (1311-1350). Во многих хрониках упоминалось также о том, что алано был завезен испанскими колонизаторами в Америку. Таким образом, эти собаки сыграли значительную роль в становлении ряда пород не только Старого, но и Нового Света. В 1883 году в Испании было запрещено применять собак для "усмирения" быков, сократились охотничьи угодья, ушла в прошлое ночная охота на лошадях. Кроме того, большая часть скотоводов Испании перешла на современный интенсивный тип ведения хозяйства, при котором скот выпасается в загонах. Все это привело к тому, что порода постепенно пришла в упадок. Считалось, что к 1930-м годам алано исчезли, однако эти собаки еще сохранились у некоторых скотоводов и охотников

 

Возрождение

 

     Официальная кинология считала испанского алано

Читать далее...
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии
Ирыстон 27-09-2007 02:11

Смотреть видео в полной версии
Смотреть это видео



Ирыстон
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Скифское золото - новая серия фотографий в фотоальбоме 25-09-2007 22:05


Фотографии nimano : Скифское золото

Скифское золото

ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы


Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
История Алании 24-09-2007 14:30
fandag.ru/

[200x261]
Общеизвестно, что на пустом месте ничего не рождается. Искать объяснение происхождению этнонима "Русь", игнорируя факт обитания славян рядом с ираноязычными племенами скифов и сарматов ошибочно, исторически несправедливо.До сих пор многие исследователи противоречат себе, с одной стороны признавая большую роль скифов и сарматов для исторических судеб славян, а с другой стороны - отрицая эту роль. И.Е. Забелин и Д.И. Иловайский считали славян прямыми потомками скифов. Но им справедливо возражали языковеды: скифы не могли быть предками славян, ибо они говорили на североиранском языке. В схеме классификации иранских языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам.Такое положение не способствовало правильному решению сложной, запутанной проблемы. Только всесторонний тщательный анализ всех источников даст правильное решение вопроса о происхождении этнонима "Русь". Название "Русь" неотделимо от самоназвания тех племен, которые обитали в древности в европейской части нашей страны - скифов, сарматов и алан. Академик А. И. Соболевский всю неизвестную топонимию европейской территории России настойчиво объяснял определяющим влиянием древних иранских языков.На Украине, в Южном Поволжье основные географические названия ираноязычного происхождения значительно возрастают. "Скифо-сарматская среда,- говорит Э. И. Мурзаев,- служила посредником в топонимических и вообще языковых и культурных контактах также между финно-угорским и кавказским миром".
 Многие иранские топонимы были переработаны русским населением в порядке народной этимологии, либо оформлены русскими суффиксами, т. е. подверглись морфологической переработке. Присутствие скифов в Северном Причерноморье устанавливается лишь косвенным путем. Но одно обстоятельство достоверно - на берегах Черного моря скифы появились раньше, чем греки. Гомер упоминает обитавших в Северном Причерноморье "млекоедов, доителей кобылиц". У греческого писателя VIII в. до н. э. Гесиода гомеровские "доители кобылиц" уже прямо названы скифами. Скифы упоминаются в сочинениях Аристея, Гесиода, Геродота, Фукидида, Эфора, Псевдо-Скилака, Диодора, Плиния Старшего, Плутарха и многих других. Древнейшие письменные свидетельства о Скифии восходят к VIII в до н. э. Начиная с конца VIII в. до н. э. древние греки начали шаг за шагом осваивать Черное море: изучали условия судоходства вдоль его берегов, знакомились с населяющими их племенами. Примерно в начале VII в. до н. э. начинается колонизация Западного и Северного Причерноморья. Дело в том, что в гомеровской "Илиаде" и "Одиссее" не упоминается о плавании греков вдоль берегов Черного моря ранее VIII в. до н. э.
Возможно, что до этого греческие мореплаватели постепенно знакомились с обитателями приморья, вели с "варварами" своеобразный немой торг. Но долго берега Черного моря считались негостеприимными из-за дикости населявших их племен, и море называлось "Аксейнос" (негостеприимное), пока благодаря ионическим колониями (750 г. до н. э.) не переменилось на приятно звучащее "Эвксийнос" ("гостеприимное"). Между греками и скифами не возникало серьезных раздоров. С самого начала между ними установились тесные связи: культурные, хозяйственные, торговые. Ведь недаром возникла у скифов вторая легенда о происхождении их царей Агафирса, Гелона и Скифа от Геракла.В известных скифских курганах обнаружены знаменитые творения греческих мастеров. Скифы получали от греков вино, драгоценности. В свою очередь греки получали от скифов пшеницу, воск, мед, от скифов переняли теплые башмаки, ушанки, меховые плащи. Городских полицейских афиняне называли скифами. По мнению некоторых исследователей, Черное море, известное под названием "Понт Аксейнос", получило это название потому, что по его берегам обитали аскании, т. е. скифы, лишь позднее, после близкого знакомства с асканиями греческие мореплаватели изменили это название и придали ему на своем языке значение доброго предзнаменования, т. е. "Понт Эвксийнос" ("Гостеприимное" море). Получалось, что Черное море называлось "скифским морем", и лишь греками было переименовано в "негостеприимное". Согласно точке зрения В.Ф. Смолина, в основе древнегреческого "аксинский" лежит библейское название скифов ашкуза."Опасаясь береговых "варваров", а также из-за сурового климата Причерноморья, - сообщает Страбон, - греки назвали Черное море "негостеприимным" морем, но затем переименовали в "гостеприимное" ("Эвксийнос"). Таким образом, "Эвксийнос" - ("Гостеприимное") является здесь позднейшим греческим осмыслением более раннего
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Аланская держава в IX-XI вв. 23-09-2007 23:51


Население и соседи. Основная территория, которую Алания занимала по обеим сторонам Главного Кавказского хребта, была неизменной. Но ослабление, а затем падение Хазарского каганата в X в. позволили аланским царям расширить свои владения на севере до реки Кумы, на востоке — до царства Сарир в Дагестане, на западе — до страны адыгов в Западном Предкавказье. В степях за северной границей Алании кочевали тюрки. Болгар и хазар в X в. сменили печенеги и гузы, а тех в XI в. вытеснили половцы. В горах Северо-Восточного Кавказа соседями алан оставались вайнахи. На юге Алания граничила с Абхазским царством (включавшим Западную Грузию) и несколькими грузинскими княжествами. В конце X в. грузинские земли, получившие независимость после распада Арабского халифата, объединились в одно государство.
Аланы составляли большинство населения, но в числе жителей Алании были и представители других народов. Археологи установили, что в западных областях страны проживали заметные адыгские и значительные тюркские группы. Существуют письменные свидетельства о том, что в аланских городах жили священники-греки и торговцы-евреи. Возможно, в Алании встречались и жители иного происхождения, однако науке о них ничего не известно.
Тюрки проникали в Аланию из северных степей. Когда в VIII в. большая группа западных алан переселилась на земли Хазарского каганата, их место заняли болгары. Хазары пригласили алан для защиты северозападных рубежей каганата. Поселенные в бассейне рек Дона и Север-ского Донца, аланы оказали значительное влияние на культурный облик и хозяйственное развитие Хазарии. Оседлое земледельческо-скотовод-ческое хозяйство, высокая сельская и городская культура аланского населения вошли в число важнейших основ хазарской государственности. Археологи называют аланские древности Хазарии салтово-маяцкой культурой (Салтовский могильник и Маяцкое городище — ее самые известные памятники). В первой трети X в. хазарские аланы возвратились на родину. Полагают, что это произошло в результате алано-хазарской войны. Возвращение донских алан было использовано аланскими царями для укрепления государства. Увеличение численности и хозяйственной активности населения привело к быстрому расцвету Алании.
Иностранцев удивляла густонаселенность Алании и возделанность ее полей. В середине X в. арабский географ Масуди писал, что Алания «состоит из непрерывного ряда поселений: когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений».
Хозяйство и торговля. В средневековом мире Алания считалась богатой страной. Армянский автор IX в. Шапух Багратуни пишет: «Это страна, полная всяческих благ, коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камений». Все политические, военные и культурные достижения Алании стали возможны благодаря развитому хозяйству.
Территория Алании делилась на две сельскохозяйственные зоны: равнинную и горную. В известном арабском географическом сочинении X в. аланы делятся на горцев и равнинных жителей. На равнине, богатой плодородными землями, главным занятием было земледелие. Пахали плугом с железным лемехом. Археологами найдены части тяжелого колесного плуга, в который впрягали несколько пар волов. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, овес. Разводили сады и виноградники. Выращивали прядильные культуры — лен и коноплю. Собранный урожай хранили в зерновых ямах, обмазанных глиной или обложенных камнем. Большое число зерновых ям на аланских поселениях указывает на хлебное богатство Алании. Сохранились также аланские серпы, зернотерки и ступки с пестами.
В равнинном скотоводстве преобладало разведение крупного рогатого скота. Важное место в хозяйстве принадлежало овцеводству. Традиционным занятием алан оставалось коневодство. Еще в эпоху Великого переселения народов аланские породы верховых лошадей и методы их тренинга оказали заметное влияние на развитие коневодства в Западной Европе. При раскопках найдены также кости свиньи, осла, собаки, кошки
и курицы.
В горах, где лучшей частью земельных угодий были альпийские пастбища, главной отраслью хозяйства с древнейших времен оставалось отгонное скотоводство. Отары овец и коз летом содержались на горных лугах, на зиму их перегоняли в предгорья и на равнину. Под пашни горцы использовали небольшие ровные участки на дне ущелий или создавали террасы на пологих солнечных склонах.
Заслуживает упоминания аланское пчеловодство. Из меда приготовляли особый хмельной напиток — ронг. Пиво, один из сортов которого назывался «алутон», варили из ячменя. Известно также вино, которое аланы производили из своего винограда.


Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Наследство иранской эпохи в русской истории 23-09-2007 23:34


[336x454]

Иранский период обладал фундаментальной значимостью для последующего развития русской цивилизации. Неуничтожимые следы иранского влияния все еще существуют на карте России, поскольку во множестве случаев географические названия, в особенности в Южной Руси, происходят из иранского языка. Мы так-же находим производные от иранского в языках как славян, так и финнов в различной хозяйственной и земледельческой терминологии. Более того, как мы увидим, именно иранцы заложили основание политической организации восточных славян.

Искусство Древней Руси было также пропитано иранскими мотивами. В русском народном (крестьянском) искусстве и ремеслах иранские традиции сохранились почти до наших дней.

Кроме непосредственных контактов со славянами и с финнами, иранцы, занимавшие степи Южной Руси, служили также связующим звеном между греческой и персидской цивилизациями, с одной стороны, и народами Центральной и Северной Руси - с другой.

Благодаря условиям коммерческого обмена, установленного через Боспорское царство, объекты как парфянского, так и сасанидского происхождения нашли свой путь на север по реке Волге, что объясняет, например, факт того, что так много серебряных блюд греко-бактрийского и сасанидского производства были обнаружены в регионе Южного Урала.

Рассмотрим топонимические следы, оставленные иранцами на Руси. Характерно в этой связи имя реки Дон. Дон означает "вода", "река" по-осетински (dan по-староирански). Название Дунай производно от того же корня. Аналогичным образом, первая часть имени Днепр и Днестр производны от корня don. Согласно Плинию, скифы называли реку Танаис (Донец - Дон) "Син". Это -другое иранское слово для понятия "река". А.И. Соболевский предполагает, что имя Цна (Сна) производно от "Син". Существует несколько рек, именуемых Цна: приток Волги, приток Меты, два притока Днепра и приток Вислы. Название Тор, приток Донца, должно быть производно от иранского корня tur, "ехать". Русский глагол протурить ("прогнать", "отгонять") происходит от того же корня. Это также один из компонентов имени Трубеж, река-приток Днепра. Старое имя Днестра - Тирас (Turaz в греческой транскрипции) принадлежит к той же группе. Название Стыр, притока Припяти, может быть сравнено с осетинским styr ("великий", "сильный"). В другом диалекте оно становится khtyr, сравни Ахтырка Харьковской губернии. Имя реки Халан, притока Оскола, который в свою очередь является притоком Донца, отражает племенное имя аланов (халаны в написании Аммиана Марцеллина). Параллельное племенное имя Ас было сохранено во многих местных наименованиях Южной Руси, как будет показано позже.

Древнее наименование города Судак в Крыму, Сугдея, производно от иранского прилагательного sugda ("чистый", "освященный"). Возможно, что название рос (иначе русь) также произошло в иранский период. Река Волга названа Рос (Rvz) анонимным греческим автором географического трактата, скопированного в V веке н.э. Некоторые арабские и персидские авторы девятого и десятого веков н.э. называют Дон "Русской рекой" (nahr аг-Rusiya). Согласно Нарбуту, Оскол, приток Донца, был известен в древние времена как Рос. Один из притоков Днепра называется Рос даже теперь. В русской географии семнадцатого века, в так называемой "Книге великого очертания" ("Книга большому чертежу") упоминается Руза, приток Сейма. Кажется возможным, что название Рша (Орша) также связано с именем Рос: Орша, приток Днепра; Рша, в древнем Черниговском княжестве; Рша, приток Суды. В качестве специальной группы могут быть упомянуты реки с именами Рос или Русь. По Нарбуту, средняя часть реки Неман была в древние времена известна как Рос; также правый рукав нижнего Немана. Приток Наревы и приток Шескзупа также названы Рос.

Источник имени рос или русь точно не установлен. Некоторые исследователи-лингвисты выводят его из предположительного арийского ronsa, означающего "жидкость", "вода". Отсюда предположительно и русское слово роса. Лично я склоняюсь к другому объяснению имени. Как мы видели, сарматские племена аорсы и роксоланы распространились уже во втором веке до н.э. по территории Волги, Дона, Донца и Днепра. Имена этих племен могут быть выведены из иранских слов ors или uors ("белый") и rukhs ("светлый"). Возможно, некоторые реки в районе распространения этих племен должны были стать известны под племенными именами поселенцев. Однако возможность двойного происхождения этих имен не следует упускать из виду. Иранское племенное имя могло быть рационализировано местными славянами с помощью их собственного языка (рос от роса). Двойное происхождение определенных имен и терминов часто встречается в
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Нартовский эпос Жорж Дюмезиль 23-09-2007 23:00


Нартовский эпос

…Концепция социальных функций жива еще сегодня у осетин - не в реальной жизни, а в круге народно-эпических преданий, которые называют для краткости «сказаниями о Нартах» или «нартовскими сказаниями».

Этот народный эпос ныне распространился далеко за пределами Осетии в сильно различающихся по букве и по духу вариантах. Однако по множеству недвусмысленных примет можно сделать следующие три предположения [1].

1. Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Знаю, что, вынося это суждение, я огорчу своих черкесских и абхазских друзей [2], но magis amica veritas [3]: в основе своей нартовский эпос – осетинский.

2. Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая прежде всего различную нравственную окраску. Наибольшее распространение он получил у чеченцев и ингушей, черкесов – восточных и западных – и абхазцев. В этих трех областях, благодаря тому что на Кавказе начиная с 1940 г. официально и систематически проводятся исследования народного творчества, было выявлено огромное количество вариантов. Нартовский эпос привился также, хоть и не дал столь обильного роста, у балкарцев и карачаевцев.

3. На западе – убыхи, на востоке кумыки и дагестанцы оказались менее радушны: племенное имя Нартов им знакомо, но это только синоним «великана» и обозначает тех злых и глупых исполинов, с которыми быстро расправляются местные Давиды. В деревнях Анатолии, где некоторые старики еще говорят по-убыхски, мне случалось записывать варианты знаменитых эпизодов, но то были черкесские или абхазские варианты, рассказанные по-убыхски, поскольку все убыхи сейчас двуязычны, а то и трехъязычны, и переняли традиции родственных народов.

Прошло немногим более столетия с тех пор, как собирателями были записаны первые сказания. В Осетии, благодаря Всеволоду Миллеру, основателю осетинской филологии, работа давно была поставлена на научную основу; филология других народов, к сожалению, не старше Октябрьской революции. Научная документация начала расти с 1880 г., благодаря тифлисским этнографическим публикациям. Сейчас она стала исчерпывающей в итоге большой исследовательской работы, которая велась почти во всех областях даже во время второй мировой войны и в последующие годы и результаты которой были опубликованы в нескольких толстых книгах: по-осетински (1946, 1961) и по-русски (1948) – северо-осетинское собрание; по-русски (1957) – юго-осетинское собрание, отличающееся от северного; по-русски – кабардинское собрание (1951); по-абхазски (1962) и по-русски (1962) – абхазское; по-чеченски и по-ингушски (1964) – собрание нартовских сказаний этих народов [4].

К сожалению, эти последние издания не все таковы, как хотелось бы: в некоторых каждый эпизод дается только в приглаженной форме, представляющей сплав нескольких вариантов. И стало быть, нужно каждый раз обращаться к более ранним изданиям, менее значительным, но подающим тексты в том виде, в каком они были рассказаны [5]; или же, пользуясь любезностью кавказских фольклористов, прибегать к рукописным фондам (...).

Очень долго у различных народов существовали профессионалы памяти – черкесы их называют «гегуако», т. е. «играющие». Им-то и принадлежит заслуга сохранения этих драгоценных преданий. В Осетии эти сказания были записаны преимущественно в прозаической форме. У черкесов некоторые из них стали длинными традиционными поэтическими плачами, довольно устойчивыми по тексту, несмотря на разницу в диалектах. При нынешнем состоянии черкесской эмиграции в Анатолии эти поэмы позабыты, и мне никогда не доводилось слышать их материала ни в какой другой форме, кроме довольно тусклой прозаической. Зато в Иордании, Сирии черкесскому фольклористу удалось услышать аэдов, ни в чем не уступающих тем, которые поют на земле своих отцов.

Что такое Нарты – на их исконной родине, т. е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности; анализ их образов выявляет не одну мифическую черту. Их племенное имя, хотя произвести его лингвистически от «скифского» и несколько затруднительно, означает не что иное, как «герои», uiri и примыкает к санскритскому и иранскому – nar «мужчина», «воин» (греч. 'ανήρ и т. д.) [6]. По словам осетин и их соседей, Нарты жили во времена великанов, люто с ними враждовали и победили их. Хотя есть немало семей, считающих, что в их жилах течет нартовская кровь, однако в то же время и осетины и чеченцы рассказывают, что Нарты были в конце концов поголовно истреблены при обстоятельствах, которые освещаются по-разному. Обычно говорится, что своим безбожием и дерзостью они навлекли на себя кару господню, кару бога мусульманского или христианского – сообразно вариантам, потому что осетины частично христиане, частично мусульмане, предки же их все были христианами, как и предки черкесов до их позднейшего обращения в ислам. Однако
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Древние арии. 11-09-2007 18:47


[700x525]
В колонках играет - осетия

Древние арии. Индоевропейская общность, в которую входили предки ариев, германцев, славян, кельтов, греков и других племен, распалась в начале III тысячелетия до н.э. (в раннем бронзовом веке). Из нее выделилась арийская общность, занимавшая территорию Юго-Восточной Европы — степные районы к северу от Кавказа, Черного и Каспийского морей. Ариев называют еще индоиранцами, потому что впоследствии они разделились на две ветви — индоарийскую и иранскую. Но и после того, как индоиранцы стали делиться и распространились до Средней Азии, Иранского нагорья и Индии, они продолжали именовать себя «ариями», а свои страны — арийскими. Например, индийские арии назвали свою землю «Арьяварта», в Средней Азии известна иранская страна «Арейа». От слова «ариана», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран, и средневековое имя осетин — аланы.


Дороги народов североиранской культуры, к которой относятся аланы-осетины, пролегали по многим территориям и в различные времена. Иногда они переплетались, а иногда разбегались друг от друга, теряя родственные связи. Порой они обрывались, пропадая навечно под зыбучими песками истории, а то вдруг возникали как бы ниоткуда и в тех местах, где само их наличие было непредсказуемо. Мы попытаемся рассказать Вам небольшую историю, связанную с судьбой культуры алан-осетин.
http://fandag.ru/ ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Дневник nimano 10-08-2007 19:25


ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы. Древняя Русь

лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках - аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства А. этого времени - скотоводство. В 372 А. были разбиты гуннами. Часть А. вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. Другая часть А. отошла в предгорья Кавказа. В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавказских племён, возглавленное А. и в письменных источниках получившее название Алании. Происходит процесс оседания кочевников-А. и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В 8-9 вв. зарождаются феодальные отношения у А., временно вошедших в состав Хазарского каганата(СОЮЗНИКИ И ДАННИКИ ХАЗАР). На рубеже 9-10 вв. у А. возникает раннефеодальной государство; в 10 в. А. играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на р. Б. Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на р. Терек, Ахалкалинское на р. Сунже и др. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения А. были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство А. в 4-5 вв. представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (т. н. полихромный стиль); позднее появились подвески и др. украшения, отделанные птичьими головками. В 7-9 вв. распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства А. (10-12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой.В 10-12 вв. у А. зародилась письменность, создан героический Нартский эпос .
Тяжёлый удар А. был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-39 равнины Предкавказья. Уцелевшая часть А. ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. Прямыми потомками А. являются современные ираноязычные осетины. Определённую роль А. сыграли в этногенезе и культуре и др. народов Северного Кавказа.

Лит.: Ванеев 3. Н., Средневековая Алания, Сталинири, 1959: Кузнецов В. А., Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967; Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин, Орджоникидзе, 1967.

В. А. Кузнецов.

ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы. Древняя Русь
комментарии: 6 понравилось! вверх^ к полной версии