• Авторизация


УБИТЬ СОБЕСЕДНИКА 16-09-2011 09:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Среди спортсменов и тренеров у каждого журналиста есть профессионально-любимые. Это, как правило, не те, кого ты просто беспричинно любишь и, соответственно, страшно переживаешь за них на соревнованиях (хотя одно другому совершенно не мешает), а те, кому ты звонишь  в экстренном случае (ну мало ли, первоначальные планы сорвались) приглашаешь на интервью или в эфир и всегда стопроцентно спокоен за результат. Потому что заведомо знаешь: тебе а) все расскажут, б) расскажут интересно и доходчиво, с) тебе еще много раз будет хотеться иметь дело именно с этим собеседником.

Есть еще совершенно удивительные рассказчики. И самое идиотское, что можно сделать, беседуя с ними, это начать их перебивать. Потому что того, что тебе рассказывают под настроение, ты можешь в этом случае не услышать вообще больше никогда. 

Книгу одного из таких людей я в прошлый понедельник увидела в кабинете заведующего тем самым отделением, где лежу, и немедленно выклянчила на "почитать". Ибо автор, по моему глубокому убеждению, это если не лучший в спортивном мире рассказчик, то один из лучших. Однозначно. Взахлеб можно слушать сутками напролет. Плюс - интереснейшая профессия. Плюс - несколько десятков жизни, проведенных в виде спорта номер 1 и работавшего бок о бок с уникальными тренерами и игроками.

Если говорить о самых крупных разочарованиях прошедшей недели, это, безусловно, было основным. Книжка была написана в соавторстве. В смысле журналист задавал вопросы, герой отвечал. Дело даже не в том, что журналисту безумно хотелось выглядеть именно автором и некоторые его вопросы (посчитала) занимали по 25-30 строчек печатного книжного текста. Дело в ощущении того, что он постоянно перебивал собеседника, не давая тому рассказывать в своем совершенно уникальном очень легком "баечном" стиле. Мало того, что постоянно перебивал там, где этого делать вообще не следовало, но и не сохранил стиль собеседника, соответственно. 

В итоге получилось достаточно заунывное чтиво. При том, что я лежу в больнице в буквальном смысле - то есть лежу в постели 90 процентов времени и мне совершенно нечем заняться - я так и не смогла дочитать книгу даже до середины. Недоумение вызвал уже первый вопрос, с которого эта книжка началась: "Вы - москвич?"

Поясняю: кто попало книжки звезд не пишет. Это всегда не просто журналист, а журналист хорошо знакомый. И если хорошо знакомый журналист задает такой вопрос, то это означает только одно. Что либо он сам дурак, что не поинтересовался биографией собеседника  прежде чем начинать с ним работать, либо держит за дураков тех, кто эту книгу будет читать. Потому что не должно у читателя, взявшего книгу в руки, первым делом возникать недоумение.

Да и неприлично, как мне кажется, задавать герою вопрос, столь откровенно подчеркивающий неинтерес собеседника к его жизни. Я всегда внутренне морщусь на подобные вопросы. И теряю желание вообще о чем-то из своей жизни рассказывать. 

Если это просто неудачно сформулированная мысль, тогда лучше просто молчать. Дать возможность собеседнику рассказывать самому все то, что сочтет нужным. Максимум - задавать коротенькие наводящие вопросы. Потому что идиотские формулировки в принципе отвлекают внимание от чтения. Ну вот, например, из той же книжки: " Но молодость - есть молодость. Со всеми ее почти обязательными недостатками, которые обычно доставляют наставникам массу неприятностей и которые, тем не менее, с годами, как известно, проходят..."

Если кто не понял, это типа вопрос. Часть вопроса. А теперь попробуйте произнести этот текст вслух в режиме разговора. Так нормальные люди разговаривают? То-то и оно. А смое ужасное, что журналист, задавая вопрос, как бы диктует человеку тональность. Вот и начинает отвечать собеседник на эту фразу как с трибуны на конференции. Слишком уж велик диссонанс между тем, как он привык разговаривать, и в навязанном тоне общения.

И вот из таких вопросов-ответов вся эта книжка и состоит.

В общем, расстроилась я. Надеюсь, понятно, почему имен не называю? Журналиста обидеть не хочу, он наверняка хотел, как лучше и очень старался. А за героя просто обидно. Из удивительного, уникального, чистой воды природного алмаза получилась просто каменюка для забивания свай. Объемная такая каменюка - почти 50 печатных листов...

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (224): вперёд» последняя»
C_Nemo 16-09-2011-10:03 удалить
так это Вас убили?
vellena 16-09-2011-10:14 удалить
Ответ на комментарий C_Nemo #
Исходное сообщение C_Nemo так это Вас убили?
))) Я живучая )))
C_Nemo 16-09-2011-10:17 удалить
Ответ на комментарий vellena #
Исходное сообщение vellena
Исходное сообщение C_Nemo так это Вас убили?
))) Я живучая )))
И это очень радует)))) *похоже Костя зря потратился на ручку и тетрадку, инструкции как убить Билла не будет*
vellena 16-09-2011-10:23 удалить
Ответ на комментарий C_Nemo #
Исходное сообщение C_Nemo *похоже Костя зря потратился на ручку и тетрадку, инструкции как убить Билла не будет*
Ну, видите, как славно - значит, мне не удалось сформулировать то, что хотела, доступно для понимания. Век живи - век учись ))) *анализирую это*
teyty 16-09-2011-10:26 удалить
vellena, у адвокатов старой школы неоднократно слышала за основное профессиональное качество "умение работать свободным ухом"... похоже, что у журналистов существует нечто подобное... ну, по-крайней мере, я именно так вас и поняла...
C_Nemo 16-09-2011-10:37 удалить
Ответ на комментарий vellena #
Исходное сообщение vellena
Исходное сообщение C_Nemo *похоже Костя зря потратился на ручку и тетрадку, инструкции как убить Билла не будет*
Ну, видите, как славно - значит, мне не удалось сформулировать то, что хотела, доступно для понимания. Век живи - век учись ))) *анализирую это*
Господь с вами, все доступно. Это я так шучу с утра, сорри. Ну или анонс ветки не очень правильно понял))
vellena 16-09-2011-10:37 удалить
Ответ на комментарий teyty #
Исходное сообщение teyty vellena, у адвокатов старой школы неоднократно слышала за основное профессиональное качество "умение работать свободным ухом"... похоже, что у журналистов существует нечто подобное... ну, по-крайней мере, я именно так вас и поняла...
Замечательная формулировка. Я вообще пришла к выводу, что очень важно внимательно слушать не только то, что человек говорит, но и как он это говорит. Самое трудное в интервью - сохранить интонацию беседы. Возможно это исключительно моя придурь, но мне кажется, что высший пилотаж интервью не столько в том, чтобы показать всем, какой ты крутой журналист просто тупо получить ответы на заранее подготовленные вопросы, а чтобы у читателя возникло ощущение, что он присутствует при беседе и сам ловит все нюансы разовора
16-09-2011-10:41 удалить
А может, такая штука происходит, когда журналиста больше интересует он сам, как Творческая Личность, чем собеседник? И в стремлении показаться всем умным и интересным он не только убивает собеседника, но и себя выставляет дураком... Мой знакомый говорит про таких людей - человек с большим чувством самоуважения :)
vellena 16-09-2011-10:41 удалить
Ответ на комментарий C_Nemo #
Исходное сообщение C_Nemo Это я так шучу с утра, сорри.
))) Принято. Поползла на очередную процедуру... Вернусь через час
16-09-2011-10:53 удалить
Е.С.! А здесь не может быть тот случай, когда журналист отдал список вопросов (а на листе вопросы можно хоть по полстраницы), а герой не нашел времени/не смог заставить себя вчитаться в эти вопросы, да вообще талант рассказчика не всегда идет рука об руку с талантом писательским. Бывает же такое. Просто если человек сильный рассказчик, то никакой журналист, имхо, не сможет его с этой дороги свернуть, тем более, если речь идет о книге. ну это как затыкать фонтан тряпкой. либо журналист слишком авторитетен в глазах героя, что тот ему доверился на все 100 %.
DipL 16-09-2011-10:59 удалить
Шарады какие-то... С точки зрения стилистики, штоле, просветите чуть попонятнее момент про "москвича". Недоумение вызвал уже первый вопрос, с которого эта книжка началась: "Вы - москвич?" Поясняю: кто попало книжки звезд не пишет. Это всегда не просто журналист, а журналист хорошо знакомый. И если хорошо знакомый журналист задает такой вопрос, то это означает только одно. Что либо он сам дурак, что не поинтересовался биографией собеседника прежде чем начинать с ним работать, либо держит за дураков тех, кто эту книгу будет читать. Потому что не должно у читателя, взявшего книгу в руки, первым делом возникать недоумение. Байки байками, но книгу надо именно писать... Грамотно оформлять эти самые байки. Причем, форма подачи - диалог, выбрана изначально. Автор (журналист) посчитал, что будущему читателю необходимо знать, является ли герой книги москвичом (не зная контекста, трудно судить зачем). Самый простой способ, в данном случае, оформить это вопросом "Вы москвич?". ИМХО, весьма топорный способ, можно было бы поизящнее, но тем не менее, мне не кажется что это роспись в том, что он дурак или нас за дураков держит. Почему у вас возник такой вывод? Или я неправильно понял?
16-09-2011-11:16 удалить
DipL, я не Е.С., книг не пишу, но на месте редактора/журналиста я бы перестроила вопрос на менее топорный (исходя из задачи). если нужно показать, что герой - москвич и это сыграло в его жизни определенную роль, то как-нибудь так и спросить про определяющую роль города в жизни. может тут и байку как раз расскажут. А если нужно сказать о его корнях московских и традициях семьи - то и зайти можно со стороны преемственности этих традиций, сформулировав наводящий вопрос, где элегантно промелькнет этот самый "москвич". а на вопрос "вы москвич"? обычно ответ скупой. Ну да, москвич. Или нет, родом из глубинки.
ИГорн 16-09-2011-11:18 удалить
И что там у нас за "спорт№1"? Лет 15 назад это был теннис... :0))) "Вы москвич? А, ну тогда с вами всё ясно..." :0))))
DipL 16-09-2011-11:21 удалить
Ответ на комментарий #
Исходное сообщение Eso DipL, я не Е.С., книг не пишу, но на месте редактора/журналиста я бы перестроила вопрос на менее топорный (исходя из задачи). если нужно показать, что герой - москвич и это сыграло в его жизни определенную роль, то как-нибудь так и спросить про определяющую роль города в жизни. может тут и байку как раз расскажут. А если нужно сказать о его корнях московских и традициях семьи - то и зайти можно со стороны преемственности этих традиций, сформулировав наводящий вопрос, где элегантно промелькнет этот самый "москвич". а на вопрос "вы москвич"? обычно ответ скупой. Ну да, москвич. Или нет, родом из глубинки.
Согласен. Я тоже так считаю, но это вопрос стилистики, всё-таки. Условно - грубая работа. Но Елена-то усмотрела другое :-) С последним предложением не соглашусь. Мы же не знаем, что там дальше идёт. Это мог быть просто вводный вопрос для основной темы. Условно, один вопрос разбит на два подвопроса. Нормальный, наверно, подход...
vrag_neproydet 16-09-2011-11:56 удалить
журналист кровожадная профессия
vellena 16-09-2011-12:09 удалить
Ответ на комментарий DipL #
Исходное сообщение DipL Шарады какие-то... С точки зрения стилистики, штоле, просветите чуть попонятнее момент про "москвича".
Ну, я резковато выразилась, безусловно. Поясню: любая автобиографическая книжка подразумевает рассказ о себе. То есть совершенно нормально, что герой, допустим, говорит: "Родился я там-то, рос так-то... И вопросы задавать можно по-разному. Можно наводящие. Допустим, журналисту кажется, что тема, которую его герой затронул вскользь, должна быть, наоборот, развита до мелких деталей. Соответственно он может начать собеседника к этому подталкивать. Здесь же совершенно иной случай. Огромное множество вопросов, которые можно выбросить без малейшего ущерба для повествования. Кажется тебе, что нужна перебивка? С делай дополнительный абзац. Но самое (ИМХО, разумеется) непрофессиональное подчеркивать эффект собственного участия в разговоре вопросами либо риторическими, или еще хуже - повторяющими предыдущую фразу героя ("Да-да, вы абсолютно правильно сейчас сказали - когда видишь, как на поле происходит ... хочется немедленно ... потому что иначе, как опять же, вы только что заметили сами..."...) Я уже не говорю о том, что никакое интервью не может продолжаться на протяжении пятидесяти печатных листов. Монолог может. А интервью с десятком вопросов на каждой странице - нет. Это закон жанра
16-09-2011-12:11 удалить
Ответ на комментарий vellena #
Исходное сообщение vellena [Возможно это исключительно моя придурь, но мне кажется, что высший пилотаж интервью не столько в том, чтобы показать всем, какой ты крутой журналист просто тупо получить ответы на заранее подготовленные вопросы, а чтобы у читателя возникло ощущение, что он присутствует при беседе и сам ловит все нюансы разовора
Да нет, Елена, это не придурь, а азы журналистики, о которых сейчас почти никто не знает...
indi77 16-09-2011-12:12 удалить
Мне очень нравятся вью с погружением, если так можно сказать. Когда журналист ненавязчиво между репликами интервьюемого и своими вопросами описывает обстановку, атмосферу, при которой проходит разговор. До сих помню интервью, которые выходили в Коммерсанте во время ОИ, с Каминским (они там пельмени ели в столовой!!!) и с Шабалиным и Домниной там же. ЗЫ Про Ваши, Елена Сергеевна, материалы не говорю, потому как и так все всё знают)))
Павел Андреич, Вы - шпион? (с)
vellena 16-09-2011-12:24 удалить
Ответ на комментарий vrag_neproydet #
Исходное сообщение vrag_neproydet журналист кровожадная профессия
На самом деле да.
vellena 16-09-2011-12:31 удалить
Ответ на комментарий indi77 #
Исходное сообщение Individualka77 ЗЫ Про Ваши, Елена Сергеевна, материалы не говорю, потому как и так все всё знают)))
Комплименты совершенно ни к чему - у меня достаточно много как проходных интервью, так и тех, которые могли бы быть сильно лучше ))) Поэтому я, кстати, люблю предметную критику и люблю сильные материалы коллег. Последнему завидую, конечно, но позволяет постоянно быть в тонусе )))
vellena 16-09-2011-12:33 удалить
Ушла на очередную процедуру, а потом ДОМОООООЙ!!!!!!!!!! )))
BRAMBY 16-09-2011-12:38 удалить
В последнее время в СЭ почти все журналисты начинают репортажи с описания того, как они приехали, где гуляли, что кушали и как им понравилось/не понравилось в ложе прессы. Либо они всерьез считают, что их персона интересна читателям, либо без себя любимых не представляют повествования о спорте. Или замглавреда требует в таком виде отчет о командировке? :)
indi77 16-09-2011-13:02 удалить
Ответ на комментарий BRAMBY # Тоже замечала пару раз такое) забавно) А добрая половина журналистов на тв, которые ведут какие-то репортажи, до сих пытаются скопировать Парфенова, вальяжно шагая на бедного пятящегося оператора)
DipL 16-09-2011-13:20 удалить
Ответ на комментарий indi77 #
Исходное сообщение Individualka77 Тоже замечала пару раз такое) забавно) А добрая половина журналистов на тв, которые ведут какие-то репортажи, до сих пытаются скопировать Парфенова, вальяжно шагая на бедного пятящегося оператора)
Парфенов задал тренд! Парфенов крут! :-)
16-09-2011-13:21 удалить
Неприязнь (или, как минимум, низкая оценка профессиональных качеств) к коллеге была априори, поэтому недочеты, ляпы (с точки зрения vellena) были гиперболизированы в тексте данной темы. Слегка удивил объем критики. Неумение слушать, интересно подавать материал и самовлюбленность критикуемого можно было бы выразить более легко и кратко. Тут явно неприязнь. :)
DipL 16-09-2011-13:26 удалить
Ответ на комментарий vellena #
Исходное сообщение vellena
Исходное сообщение DipL Шарады какие-то... С точки зрения стилистики, штоле, просветите чуть попонятнее момент про "москвича".
Ну, я резковато выразилась, безусловно. Поясню: любая автобиографическая книжка подразумевает рассказ о себе. То есть совершенно нормально, что герой, допустим, говорит: "Родился я там-то, рос так-то... И вопросы задавать можно по-разному. Можно наводящие. Допустим, журналисту кажется, что тема, которую его герой затронул вскользь, должна быть, наоборот, развита до мелких деталей. Соответственно он может начать собеседника к этому подталкивать. Здесь же совершенно иной случай. Огромное множество вопросов, которые можно выбросить без малейшего ущерба для повествования. Кажется тебе, что нужна перебивка? С делай дополнительный абзац. Но самое (ИМХО, разумеется) непрофессиональное подчеркивать эффект собственного участия в разговоре вопросами либо риторическими, или еще хуже - повторяющими предыдущую фразу героя ("Да-да, вы абсолютно правильно сейчас сказали - когда видишь, как на поле происходит ... хочется немедленно ... потому что иначе, как опять же, вы только что заметили сами..."...) Я уже не говорю о том, что никакое интервью не может продолжаться на протяжении пятидесяти печатных листов. Монолог может. А интервью с десятком вопросов на каждой странице - нет. Это закон жанра
Спасибо за пояснение. Видимо, идея делать автобиографию в стиле интервью была неправильной. Или не до конца продуманной. И да, пятница дома значительно интересней пятницы в больнице :-)
vellena 16-09-2011-13:44 удалить
Ответ на комментарий #
Исходное сообщение rugger Тут явно неприязнь. :)
Мы незнакомы. Я на самом деле - зная героя - очень сильно расстроилась. И наверное сильно сказалось разочарование - рассчитывала на несколько часов отвлечься от неприятных ощущений, читая заведомо (как мне казалось) хорошую книжку - а тут полный облом ))) К тому же я не столько для среднестатистического читателя этот текст писала, сколько для коллег. Меня в свое время учили и тыкали носом гораздо жестче, невзирая на спортивные титулы. За что я до сих пор учителям благодарна - на всю жизнь объяснили, что в журналистике хорошо, а чего не стоит делать никогда )))
vellena 16-09-2011-13:59 удалить
Ответ на комментарий DipL #
Исходное сообщение DipL Видимо, идея делать автобиографию в стиле интервью была неправильной. Или не до конца продуманной.
Тут важно очень четко соблюдать баланс, не перегружая текст. Потому что книга - это особый жанр. Ее нельзя сделать, допустим, просто составив вместе десяток-другой газетных интервью - перестает "читаться". Точно так же тяжело бывает добиться легкости текста, если идет непрерывная речь от первого лица. В смысле, когда человек сам часами наговаривает текст на диктофон, из этого текста уходит "разговорность".


Комментарии (224): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УБИТЬ СОБЕСЕДНИКА | vellena - Блог Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ | Лента друзей vellena / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»