Это цитата сообщения
Оригинальное сообщениеРЕКЛАМА КАК ВИД ЯЗЫКОВОЙ ШИЗОФРЕНИИ
Автор самого термина “постмодернизм” Фредрик Джеймисон двумя основополагающими признаками новой культурной эпохи называл явление пастиша и шизофрении. Поскольку последнее по умолчанию воспринимается в качестве предмета скорее медицины, чем философии, это утверждение Джеймисона нуждается в некотором разъяснении.
Ссылаясь на авторитет Ж.Лакана, Фредрик Джеймисон определяет шизофрению как “род языкового беспорядка” и связывает шизофренический опыт с “определенным воззрением на формирование языковой компетенции - процесс, который представляется в качестве фундаментального пробела фрейдовской концепции формирования зрелой psyche” . Иначе говоря, практическим средством, загоняющим индивида в узкие границы шизофренического сознания, может являться неудачный речевой опыт, процесс своеобразной семиотической травмы или герметизации бытового дискурса. Кстати, Лакан, которого и нужно считать главным творцом этой теории, интерпретировал Эдипов комплекс как следствие неудачной попытки ребенка войти в сферу отцовского языка .
Эта любопытнейшая идея Лакана-Джеймисона (вместе с соответствующими концептами аналитической философии) возникла недавно в новой редакции на страницах популярного сочинения Вадима Руднева - “Словарь культуры ХХ века”. Его автор уже прямо говорит, что “в сущности, “психотическое”, безумие, шизофрения, бред и тому подобное уместно и единственно непротиворечиво с точки зрения философии XX в. и конкретно с точки зрения философии текста рассматривать не как феномены сознания, а как феномены языка. В каком-то смысле “сойти с ума” это одно и то же, что перейти с одного языка на другой, обратиться к особой языковой игре, или целой семье языковых игр” .
В этом случае не эмоция порождает известный для исследователей шизофрении феномен языкового зацикливания, а именно сама эта речевая воронка, явившаяся результатом неудачного опыта коммуникации или понимания втягивает в себя целого индивида и трансформирует попутно его чувства и сознание. Можно вспомнить технику “потока сознания”, широко используемую в свое время сюрреалистами, которая и образуется посредством искусственного повторения каких-либо слов или действий. Достаточно несколько десятков раз повторить вслух одно и то же слово, как смысл его совершенно теряется, а сама вербальная форма превращается в простой набор звуков. Это свойство языка вместе с его логическими парадоксами, семиотическими лакунами и необычайной гибкостью и превращает его в идеальное орудие шизофрении, как, впрочем, и других психических расстройств. Говоря еще проще, “сумасшедший — это тот, кто не умеет нормально говорить” . Шизофреник – это человек, не нашедший выхода из языковых лабиринтов.
Исходя из этой установки, любопытно проанализировать такие элементы современного дискурса, как телевизионная реклама или кинематограф, располагающими целым набором языковых возможностей – от собственно вербальных форм до визуально-символических. Возьмем в качестве первого образца следующий текст и видеоряд рекламного ролика, пропагандирующего шоколад "Topic". Сначала цитируем текст песенки, сопровождаемой, как это водится, навязчивым музыкальным рефреном:
"Знают все, любое дело веселей вдвоем,
и по жизни смело мы теперь идем.
На батоны остальные свысока глядим –
для успеха два ореха лучше, чем один.
Все батоны-разбатоны нынче нам двоим
не помеха: два ореха лучше, чем один”.
Пока далекие от вокальной культуры голоса радостно распевают этот текст, на экране высвечивается еще и надпись: “Топик. Фундук плюс миндаль”. В самом конце ролика дополнительно проговаривается фраза: “Два ореха лучше, чем один”. Одновременно фоном идет визуальная строка “2 лучше, чем 1”. При этом ниже цифры “2” нарисованы два ореха, под цифрой “1” - один. Наконец, на крупном плане упаковки шоколадного батончика присутствует надпись “Двойной орех”, справа от которой изображены два фундука и два миндальных ореха.
Прагматическим смыслом этой рекламы, завязывающей на шее своего реципиента удавку из нескольких концентрических кругов визуальных и эйдетических повторов, является попытка скрыть от сознания потребителя то обстоятельство, что в новом сорте шоколада количество орехов как раз-то и не выросло (раньше там были 2 ореха, но только одного вида – фундук). Играя на двусмысленности даже самых простых языковых конструкций, создатели этой рекламы манипулируют доверчивым потребителем, но нас интересуют не вопросы профессиональной этики клипмейкеров, а сам факт искусственного создания чисто шизофренического дискурса. Весь этот рекламный конструкт, состоящий из гремучей смеси самой концентрированной языковой тавтологии разных видов и жанров, превращает сознание реципиента в бесперебойно работающую бетономешалку. Ведь нужно не забыть еще и том, сколь часто и назойливо будет повторяться в течение нескольких месяцев этот ролик, образуя тем самым, еще множество циклов шизоидного пространства и возводя фразу, изначально лишенную смысла в энную степень.
Читать далее...