• Авторизация


Украдено! 13-08-2009 08:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[370x698] На снимке - Лось Лариса Николаевна а фоне восстановленных царских врат из соломки.
На белорусском телевидении по каналу ОНТ 7 августа 2009 г прошла передача о музее в Дудутках. Рассказывалось, как в недавно построенной церкви святого Иоанна Крестителя установлены уникальные соломенные врата. В передаче участвовала мастер по соломоплетению Вера Солдатова и настоятель церкви. Работа Солдатовой была преподнесена, как восстановление старинных врат из-под Бреста, которые сама разыскала Солдатова и благодаря своей настойчивости и умению восстановила их. По этому поводу хотелось бы подчеркнуть: Вера Солдатова не имеет никакого отношения к восстановлению царских врат из соломы. Она просто повторила их, выполнила по реконструкции, которую сделала народный мастер и член Союза Художников Лось Лариса Hиколаевна в 1976 году ! Именно Лось Лариса Николаевна вместе с дочерью Еленой собрала из разрозненных деталей уникальные врата, восстановив недостающие части плетения и представила уникальное, самобытное чудо целиком.
Что стояло за этой работой ? Не просто выполнение плетения - а восстановление конструкции, математический расчет деталей, которые составили единую компоцизию уникального соломенного изделия. Эти врата никто не мог представить себе до окончания работы. Так же кропотливо шла работа над другими соломенными вратами. Трое врат заботой Лось Ларисы Николаевны и Лось Елены Владимировны по поручению профессора Высоцкой Надежды Федоровны были
восстановлены . Это зафиксировано документально исследователями белорусского народного творчества и искусствоведами. Вера Солдатова пошла по очень простому пути - она скопировала не оригинальные врата, а их реконструкцию. Причем присвоила себе право "реконструктора" самостоятельно. Хотя знала, что тема эта принадлежит Лось Ларисе Николаевне. Знал это и священнослужитель, который поддерживал беседу в эфире, но представлял Солдатову, как единственного мастера, который «открыл соломенные врата». Знал, потому что я лично привозила его и директора музея Дудутки домой к Ларисе Николаевне показать копии двух соломенных врат, которые старенькая мастерица держит у себя дома. Солдатова уже делала копию врат для музея - пользуясь расчетами и восстановленой копией Лось Ларисы Николаевны,чем вызвала недоумение в нашей семье художников А сегодня она снова попользовалась чужими разработками и ещё рассказала об этом с телеэкрана, что она такая молодец и сама всё нашла для работы. Можно, конечно, говорить о нечистоплотности такого отношения к чужому труду. Солдатова
" ворует" идеи не только у Лось, Она успешно заимствовала разработки масок у мастера по соломоплетению Павловской.
История плагиатства Солдатовой, которая скопировала работу Л.Н. Лось известна многим художникам.
Для справки - врат не трое, а четверо. Лось Лариса Николаевна 30 лет она занимается изучением этих удивительных конструкций. И скажу больше. Готовы и четвёртые врата. И их пока ещё никто не видел. Но Солдатова уже облизывается?
Последние врата восстановлены по старинной фотографии из Национального музея Литвы.
Возможно, текст моего комментария покажется Вам резким. Но увидев свою 83-летнюю маму после телепередачи, в которой Солдатова бесстыдно нахваливала себя за восстановление царских врат, невозможно предложить другой стиль речи. Во время передачи телефон в квартире разрывался - художники, которые знали, что соломенные врата - главная тема и смысл творчества Лось Ларисы Николаевны - высказывали возмущение передачей, где искажено представление об авторстве научного исследования и восстановления исторической ценности. Солдатова, как хороший ремесленник просто ПОВТОРИЛА то, над чем в течении многих лет трудился другой человек. Можно было бы рассказать и о том, как представители мезея в Дудутках обманным путём выпрашивали подарки для своего музея у старушки художницы, это были панно - части этих самых царских врат. Держа в руках эти детали куда как проще было повторять соломенный узор без всяких расчетов. А заплатили Ларисе Николаевне натурой - солёным сыром из собственной сыроварни, яйцами из-под дудутских курочек, да самогонкой. Кушайте, на здоровье, Лариса Николаевна.
Тема соломенных царских врат сейчас очень популярна в Белоруссии. Туристы, приезжающие в республику, увозят впечатления не только о народных промыслах, но и о культуре нашей страны. Не сделав ссылку на истинных разработчиков проекта восстановления Лемешевичских и Вавуличских врат, Белорусское телевидение оскорбило заслуженного мастера, члена Союза Художников Белоруссии Лось Ларису Николаевну, народного мастера по соломоплетению, состоящего в международной гильдии мастеров по соломоплетению. Тридцать лет положила из своей жизни Лариса Николаевна, чтобы оставить после себя память – она сделала копии со своих восстановленных врат, для музеев Белоруссии. Их четверо – сияющих, кружевных соломенных реликвий – все, что были найдены на земле Белорусской. Двое врат были торжественно выставлены на недавно прошедшей выставке в Государственном музее Белорусии – “Православные иконы”. Эти работы оценил Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, высказав личную благодарность художнице Лось Ларисе Николаевне. А в архиве того же белорусского телевидения должны быть кадры, как на фоне этих врат, которые восстановила Лариса Николаена , фотографируются покойный Алексий II и наш Владыко. Врата из соломы в исполнении Лось Ларисы Николаевны экспонировались в 2008 году в Палаце Мастацтваў на Православной выставке РОЖДЕСТВО в Минске. Тогда же Лось Лариса Николаевна получила благославление предложить свой проект в Дудутки.

Лось Наталья Владимировна – член Союза Майстроў по соломоплетению, дочь Ларисы Николаевны
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (37): вперёд»
Losicha 13-08-2009-13:10 удалить
Я тоже. К сожалению, у нас не работает закон об интеллектуальной собственности. Написала обращение к Союзу мастеров. Может там этот вопрос поднимут. ВЕДЬ НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ.
Ответ на комментарий Losicha # Batik_Los, а если попробовать сделать веерную рассылку. Направить одинаковое письмо сразу многим адресатам, в союз мастеров, чиновникам, журналистам и т.д. Главное, в шапке письма указать всех адресатов. Точнее, на экземпляре пишется адресат, а все, кому аналогичное письмо направлено, перечисляются ниже под шапкой "копии". Так обычно быстрее реагировать начинают. Во времена оны таким образом удавалось привлечь внимание к судьбе различных памятников культуры. Если письмо получает большое количество человек, то каждому из них в отдельности уже сложнее остаться без участия, ведь о том, что он такое письмо получил, знают другие.
Cayetana_de_Alba 13-08-2009-16:18 удалить
Цитирую, нельзя такое допускать.
Losicha 13-08-2009-22:47 удалить
Друзья мои!Спасибо всем, кто процитировал.
Losicha 13-08-2009-22:53 удалить
Ответ на комментарий Arcivescovo_Ambrosio # В союз мастеров сходила сегодня, отнесла обращение к председателю Сахуте Михаилу Евгеньевичу. Он позвонил маме, поддержал и обещал поговорить с Солдатовой. Оставила комментарий на сайте Белорусского телевидения, отправила опровержение в газету "Народная Воля".
14-08-2009-11:26 удалить
Меня, как художника, поражает факт кражи идей и нервов. Коллеги, художники мало защищены авторскими правами. А за такие вещи, как описано в статье о соломенных вратах нужно было бы под суд отдавать (хотя бы общественный). И еще меня, как христианина, поражает позиция настоятеля храма. Ведь он прекрасно осознавал, какую подлость делает Солдатова.
Losicha 14-08-2009-11:31 удалить
Ответ на комментарий # Всё осложняется ещё и тем, что сама передача транслировалась из храма. Солдатова и настоятель стояли у иконостаса и это не помешало им и не смутитло. Дело в том, что Дудутки привлекают к себе туристов. Это государственные программы . Сказать: мы первые, мы особенные, такого нигде нет - вписывается в рекламу органично. А вот интеллектуальная собственность при этом не вспоминается. Хотя с некоторых пор я очень сомневаюсь, что в тех кругах понимают смысл слова "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ".
Trizza 15-08-2009-15:37 удалить
Фу, как противно. Сочувствую!
cdefg 18-08-2009-09:03 удалить
Я тоже в шоке. А как же заповедь "Не укради"?
Losicha 18-08-2009-10:38 удалить
Не знаю, что в этой истории меня больше всего выбивает - сам факт плагиата или поведение батюшки.
21-08-2009-13:28 удалить
Ответ на комментарий Losicha # Добрый всем день!Я-Вера Солдатова.Честно говоря,удивлена такому потоку жёлчи.
У меня несколько вопросов к Наталье Лось.
1.Почему Лариса Лось,которую я очень уважаю,имеет авторские права на врата,которым 200 лет?Она их реставрировала.А копию врат я делала по заказу Национального музея истории и культуры Беларуси.
Кстати,в оценочной комиссии был Е.М.Сахута.
2.Почему я не могу делать копию по заказу?У Ларисы Лось есть документ об эксклюзивном праве делать копии?Царские врата в Дудутках я выполняла по благословению Митрополита Филарета и награждена медалью Евфросиньи Полоцкой.
Расчёты и эскизы на врата в Дудутках мы выполняли с мужем,т.к. здесь другие размеры.
Посмотрите ещё раз видео и послушайте,что и как я говорю о вратах,которым 200 лет. С любовью к вам всем Вера Солдатова.
Losicha 21-08-2009-15:36 удалить
Ответ на комментарий # Есть понятие: авторское право и интеллектуальное право. Об авторском праве здесь речи не идёт.. Интеллектуальное право защищено законодателством нашей республики. За его нарушение можно побороться. Также следует различать – восстановление и реставрацию .Трудно объяснить человеку, который идёт по чужой теме заручаясь поддержкой людей, которые прекрасно знают ситуацию о том, что у Лось Ларисы Николаевны есть все копии, что это - последняя её творческая работа. Моя мама занималась темой царских врат когда вы ещё делали соломенные шляпки и сумки.
Вы сделали КОПИЮ, ПОВТОРИЛИ то, что было подготовлено реставрацией Лось Ларисы Николаевны. В этом случает принято называть. Имя человека, кто первый коснулся темы.
Всё, что вы здесь написали об уважении к старой мастерице - надо было говорить с экрана. Что до благославления на соломенные врата в Дудутках - его Лариса Николаевна получила раньше вас. Была сделана заявка на эскиз соломенного иконостаса с уже имеющимися вратами. И этот эскиз был сделан! Мы из Дудудок после переговоров целый месяц ждали обещаного звонка! Никто не позвонил - ни настоятель, ни директор музея. А на наш звонок, через третье лицо было передано –« нам это уже не надо. Мы делаем деревянный иконостас.»
Вы не просто забрали у Ларисы Николаевны её тему, а проговорились в передачи что вы восстановили врата ,которые нашли под Брестом. Кто нашёл и где под Брестом.?. Ну если вы так действительно уважаете мастерицу, которая начала работать над этими вратами - воспитанный человек обязательно указал бы - я продолжаю эту тему, которую начала Лось Лариса Николаевна. Бряцайте своим орденом. Мастер вы хороший, работаете аккуратно, но это не относится к вашим человеческим качествам. Мне жаль, что вы не видите ту боль, которую принесли в нашу семью.
Желчи в моей публикации нет – тут факты и попытка защитить свою старенькую маму. здоровья вы ей не прибавили.
Прекрасно, что в белорусской церки появился соломенный шедевр. Но как же плохо пахнет этот путь, по которому эти врата пришли туда. Долго их отмаливать придётся.
А вам я советую позвонить Ларисе Николаевне и извиниться перед ней. Знаю, что это сделать непросто, ведь надо признать свою оплошность.
Мнение о вашем выступлении в передаче вы можете спросить у художницы Сиверцевой Галины, у мастера по соломоплетению Агафоненко Таисии. Не только у меня сложилось мнение о вашем плагиате. Почитайте внимательно комментарии.
Ответ на комментарий Losicha # Batik_Los, мне кажется, нужно идти срочно к адвокату и консультироваться о возможных правовых методах воздействия на мадам Солдатову, иначе она похоже не понимает.
Trizza 21-08-2009-18:34 удалить
Какие хорошие слова пишет Солдатова: С любовью ко всем!
Интересно, а как она понимает эту любовь? Это что, святая простота? Или хитрость такая. Старушку инфарктом чуть не убила, но оказывается от великой любви это было!
Ответ на комментарий # Аноним, уважаемая Аноним "Я-Вера Солдатова", никто не утверждал, что Лариса Николаевна является обладателем авторских прав на царские врата двухсотлетней давности, равно никто не оспаривает, что царские врата в Дудутках создали Вы. Лариса Николаевна Лось является автором ею же реализованного проекта реставрации тех старинных врат. Проект включает в себя восстановление конструкции, математический расчет деталей, разработку методики реставрационных работ, разработку методики воссоздания утраченных фрагментов и т.д., - все вместе это составляет объект интеллектуальной собственности, а Лариса Николаевна Лось его правообладатель. Вы покусились на ее законные права. Помилуйте, мы давно не живем в Советском Союзе, где было "все вокруг хозяйское, все вокруг мое". В правовом пространстве следует поступать в рамках установленных законом. Если объект интеллектуальной собственности принадлежит кому-то, другое физическое или юридическое лицо может воспользоваться им только с разрешения и на условиях правообладателя. Ежели Вы все еще не привыкли к тому, что реалии жизни изменились и чужие права нужно соблюдать, то жизнь горько научит Вас обратному. Вразуми Вас Господь, да поскорее.
22-08-2009-10:49 удалить
пишет Вера Солдатова
Весь этот шум из-за того,что мне заказали трое врат.
Какими бы словами вы ни прикрывались.Молю бога,чтобы простил вас.
Вера Солдатова.
Losicha 22-08-2009-10:57 удалить
Мне жаль, что вы не понимаете, что делаете и что говорите. И если это так, то придётся с вами беседовать через судебного исполнителя.
Бога молите о своей душе и вразумлении.
antapka 22-08-2009-11:46 удалить
Тётя, делайте копии свои, сколько хотите. Надо лишь спрашивать разрешения у того, кто представил вам возможность их делать. До 1976 годы вы в глаза не видели эти врата. Не было бы работы Лось - не было бы у вас темы. Не проше ли позвонить бабушке и не оправдываться, а попросить прощения, что джовели её до прединфарктного состояния и уверенно движетесь далее. Человека убиваете, а словами бросаетесь -" молюсь, чтоб вас Бог простил". О себе молиться надо. Вам говорят - вы обидели, а вы всё оправдываетесь, Богом прикрываетесь. По христиански поставьте себя на место старенькой художницы, может проснётся в вас что-то человеческое.
Ответ на комментарий # Аноним, уважаемая Аноним "пишет Вера Солдатова", шум из-за незаконного использования Вами чужой интеллектуальной собственности. Вы хороший ремесленник. Но, согласитесь, Вы не мастер, способный продвинуть отрасль в творческом и технологическом плане. Что двигало Вами, когда решились воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью? ответ напрашивается только один - корыстный интерес, который Вы сам же подтвердили в своем последнем комментарии. И при этом Вы еще смеете говорить о том, что молите Бога о прощении людей уличивших Вас в воровстве! Да, пословица права, "наглость - второе счастье". Но, не долго Вы будете так счастливы, на обмане и воровстве долго счастлив не будешь.
23-08-2009-00:38 удалить
Здравствуйте все. Я - настоятель храма в Дудутках. Меня зовут отец Евгений. Хочу только сказать, что музей "Дудутки" -- частный и у него есть свой хозяин, который САМ решает что и как делать у себя в музее. Так вот. Именно он решил, кто в музее "Дудутки" будет делать Царские врата. Что, до моей скромной персоны, то я здесь ничего не решал. Поэтому задавайте, пожалуйста, все вопросы хозяину "Дудуток".
А в камеру я всего только и сказал, что мне нравятся эти Царские врата и что они красивые. Неужели я не имел на это права?
Я просто в ужасе,ради денег и славы люди порочат не только свое имя,но и целые институты,такие как церковь и реставраторов.Очень обидно,что такой кропотливый и очень красивый труд кто то украл,но все таки труд не пропал даром(хоть и таким не красивым образом) мир увидел такую красоту. И это заслуга Лось Ларисы Николаевны.Спасибо,Вам за красоту!!!!!!!!

Теперь получилось под своим именем,а то Анонимом обозвали,а я прятаться не люблю
А воровство,как бы его не оправдывали,есть воровство!!!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Losicha 23-08-2009-05:39 удалить
Ответ на комментарий # Стоит внимательно прочитать статью и комментарии к ней - и станет ясно, что разговор идёт совсем не о том, как вы хорошо говорили о вратах. Сколько же объяснять можно? Вы просто о них недостаточно сказали. Не на пустом месте люди разговаривают на эту тему. Возможно, Ваша власть, как человека подневольного, очень мала. Но как священнослужитель, Вы вправе научить своих чад или хотя бы подсказать им как правильно поступать . А что до передачи - было бы грамотно рассказать, как вы лично были в гостях у Ларисы Николаевны, как вы впервые увидели врата и захотели их в свою церковь. А дальше ваш текст лёг бы совершенно органично. И Солдатова бы не завралась.
Так полагало сделать не только с точки зрения правил сохранения интеллектуально права, а просто по - челоовечески, по - людски, по-христиански. Так как Солдатова и слыхом ине слыхивала про врата до 1976 года. И если бы не труды профессора Высоцкой Надежды Федоровны и художницы Лось Ларисы Николаевны -их бы не было. Про этих людей необходимо было вспомнить в ваших речах. Что до остального - слава Богу, что народное творчество белорусских мастеров не умирает и есть церковь в Дудутках, которая это доказывает. Но я очень не уверенна, что в тексте экскурсовода, который приведёт в вашу церковь туристов не повторится тема исключительного авторства находки Солдатовой. Потому что ни Вы, ни Солдатова не считаете нужным даже вникнуть в суть проблемы. Такие долгие оправдания. А ведь просто стоило набрать телефонный номер Ларисы Николаевны. Он у Вас есть. И сказать:" В передаче мы не сделали сноску на то, как и откуда появились эти врата. Получилось, что Вера Солдатова сама их нашла под Брестом, сама восстановила. Впредь в своём музее мы обязательно будем давать ссылку на художницу и профессора искусствоведения, которые привезли их из экспедиции и восстановили это соломенное чудо. Теперь благодаря этому, по всей Беларуси можно делать копии, чтобы люди знали о красоте народного мастерства нашей страны. Такие копии удачно делает Вера Солдатова. Простите нашу досадную ошибку.
Хотя даже тут возникают вопросы. Почему эти врата не заказали Лось Ларисе Николаевне, а нашли Солдатову, которая уже копировала врата так же втихую. И в музее, где стоит её первая копия,эта работа подписана тоже без сноски и объяснений. Это был первый удар. Сейчас ударила ещё раз. Я стою перед фактом - это у человека в крови. Это будет повторяться.
За всем этим стоят деньги, господа. И расторопная Солдатова , которая притворяется божьей овечкой. Ах, бедная моя мамочка.
23-08-2009-13:53 удалить
Меня возмущает поведение Священнослужителя! Вепдь он первый должен был заинтересоваться в чем дело?! Что он сделал не так?! А на деле это выглядит как потакание или мы немного "подвинули" заповедь! Решили,что всемогущи?! Боритесь! Верю,что мы победим!!!!!
Losicha 23-08-2009-14:00 удалить
Прошу участвующим в дискуссии представляться, называть своё имя или хотя бы ник.
vikushaSPb 23-08-2009-20:19 удалить
Почитав комменты, я в который раз сталкиваюсь с двуличьем церкви. Обидно. В своё время я пыталась приблизиться к вере, к христианству. Но почему-то именно священники отвратили меня от этого. И вот ещё один пример, насколько разнится понятие чести у простых (но обладающих элементарной совестью) людей и приближенных к церкви. Увы!
А по поводу интеллектуальной собственности - даже разговора быть не может. Всем все ясно. Спорить можно только ради оправдания. Что они и делают.
23-08-2009-20:50 удалить
Ответ на комментарий Losicha # Я не знаю, что там произошло между Вами и хозяевами музея. Потому, что когда я спрашивал у них, почему они к Вам не обращаются, мне было отвечено в том духе, что они не хотят с Вами иметь дел. Но я предполагаю, что основной причиной разрыва с Вами была ЦЕНА, которую Вы запросили за свои Царские Врата. Вера Евгеньевна согласилась сделать то же самое за гораздо мЕньшие деньги.
24-08-2009-01:36 удалить
Прошу прощения, что забыл представиться. Надеюсь, понятно , что последнее сообщение -- мое. Священник Евгений.
Losicha 24-08-2009-08:43 удалить
Ни у кого не возникают другие мысли ,кроме тех, что вопрос денег закрывает глаза на этику. Врата были оценены комиссией музея. А торгов не было, не предлагались никакие другие суммы. Но ведь не об этом сейчас речь. Существует понятие молчаливого согласия. Но это - тоже действие! Вся эта история очень не к лицу и музею, и мастеру Солдатовой и, к сожалению, церкви, которая построена в Дудутках. Может это место такое гиблое? Вспоминается Будинас, который организовал Дудутки и его друзьям известно как вынудили его за бесценок продать этот комплекс и как он умирал после потери своего детища.
Когда меня водили по комплексу Дудудок - я не увидела ни мемориальной доски, ни упоминания ло том, откуда взялись эти Дудутки - бывшая дача Евгения Будинаса. Это тоже нарушение интеллектуального права. Евгений Будинас был непростым человеком и и вложил в Дудутки не только свой интеллект, но и свою жизнь.
Вот справка о нём
БУДИНАС Евгений Доминикович

(Будзiнас Яўген Дамiнiкавiч,
Budzinas Yawhien Daminikavich)

Писатель. Издатель.
Соучредитель и член Директората Института Беларуси

Pодился 18 февраля 1944 года в Москве. В 1946 семья его отца (бывшего революционного комиссара Жемайтии, репрессированного, позднее реабилитированного и ставшего персональным пенсионером) переехала в Вильнюс.

Окончил школу рабочей молодежи (1961), Минский радиотехнический институт (1972).

Работал лаборантом Вильнюсского радиотехнического училища (1960 — 1961), слесарем, монтером на заводе, комиссаром комсомольско-молодежного строительного управления в Тюменской области (Россия), учителем математики, русского языка и литературы в вечерней школе, литсотрудником, заведующим отделом в газете "Знамя юности" (1968 — 1972), собственным корреспондентом АПН по Беларуси (1972 — 1975), корреспондентом журнала "Рабочая смена" (1975 — 1976), специальным корреспондентом журнала "Дружба народов" по Беларуси и Прибалтике (1982 — 1990).

Председатель правления издательства "Полифакт" (с 1989 по 1997 год). Издатель серии "Итоги века".

В 1994 создал уникальный музей материальной культуры "Дудутки", в котором воссоздана модель жизни белорусской провинции ХIХ века. По старинным технологиям здесь работают кузница, мельница, столярная мастерская, сыроварня; собрана коллекция старинных машин и т.п.

Член Союза писателей СССР (1986), член ПЭН-Центра, член Союза кинематографистов.

Женат, трое детей.

Лауреат премии Союза журналистов СССР (1985) и многих литературных премий.

Руководитель проекта BelarusFree.org, соучредитель и член Директората Института Беларуси.
К сожалению, это всё в прошлом. Будинаса уже нет в живых.
Поэтому, батюшка, поберегите себя. А то теперешние хозяева Дудудок за ваши слова найдут другого настоятеля.


Комментарии (37): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Украдено! | Losicha - Дневник Batik_Los | Лента друзей Losicha / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»