Автор Наталья Щерба, книга свободная ведьма.
И анекдоты просто так:
- Вчера смотрел фильм на канале "Культура". Чуть не уссался!
- Прикольная комедия?!
- Хрен там - комедия... Без рекламных пауз - трагедия, блин!
- Важнейший элемент в диете для похудения - это сон!
- Это как?
- Вовремя не уснула - обожралась пирожными!
— У моей вчера мясорубка сломалась. Ну она не растерялась. Мясо заморозила и на тёрке натерла.
— Мясо на тёрке???
— Ну! А че?
— Да так. Подумалось — ничo удивительного, что они коней на скаку останавливают.
Муж среди ночи кричит и просыпается. Жена спрашивает:
- Что с тобой?
- Приснилось, что я тебе вместо получки заначку отдал.
- Почему среди авиаторов так мало женщин?
- Женщины боятся залететь.
[338x261]
Скептический норвежский взгляд на нравы и обычаи Рая (читай - скандинавского общества всеобщего благоденствия). Главный герой, молодой кудрявый самоубийца с непристойно вытаращенными глазами, попадает из-под колес электрички прямиком в уютненький мир иной. Чистый и опрятный парадиз отличается от жизни вот чем - в офисах тут угощают печеньем и позволяют валять дурака, денег столько, что можно перестраивать квартиру хоть каждый год, девушки сразу же соглашаются пойти с тобой на свидание... Короче, все благополучненько, но почему-то такая тоска...
Вид влюбленных, присосавшихся друг к другу на платформе метро, стал последней каплей для не то чтобы несчастного, но как-то фатально заскучавшего от жизни Андреаса (Эурвог), и тот с кислым лицом шагнул под поезд. На том свете оказалось примерно так же, как на этом, только почище и везде играла «Песня Сольвейг» Грига. Андреаса встретили трогательным транспарантом «Добро пожаловать» и определили на службу, где надо было совсем немножко что-то считать на калькуляторе, а платили при этом столько, что аванса хватило на спорткар с откидным верхом. Сослуживцы и начальство были милейшими людьми. Палец, из любопытства сунутый под канцелярский резак, на следующее утро вырос обратно. Малознакомая красавица (артистка Баркер, при виде которой ахнут те, кто в детстве видел ее в советско-норвежском боевике «И на камнях растут деревья») переспала с Андреасом, даже не дожидаясь первого свидания, а когда Андреас устал от нее, на противоположном конце офисного кафетерия тут же нарисовалась альтернатива. При таких раскладах, наверно, странно было не стать счастливым, но у Андреаса — получилось.
Экзистенциальное отчаяние — вещь сама по себе не то чтобы дико смешная. Комедии на эту тему удаются только Джармушу и скандинавам, которые, видимо, на генетическом уровне все немного джармуши. В своем втором по счету (и первом, попавшем в более-менее международный прокат) фильме норвежец Йенс Льен, в прошлом рок-музыкант, берется исполнить вариацию на мотив отчаявшегося сердца, но выводит ее флегматично и ловко, будто играет на пиле: сам способ звукоизвлечения тут так занятен, что неизбежно отвлекает от душераздирающих свойств мелодии. Эффект удивительный — даже любопытно узнать, что за рок-н-ролл играл этот Йенс, прежде чем пойти учиться в киношколу.
При поверхностном рассмотрении «Неуместный человек» получается такой сатирой на победивший скандинавский социализм, доэволюционировавший путем неуклонного повышения уровня качества жизни до чего-то типа райских кущ. Главная и единственная тема для застольных разговоров в здешнем раю — новый каталог IKEA, уровень счастья населения заботливо отслеживают люди из отдела кадров (заходят в конце рабочего дня и спрашивают — «Ну как, вы счастливы?»), попытка суицида дурацким образом наталкивается на повышенную прочность телесной оболочки: настроившись по старой привычке решить все свои проблемы повторным броском под поезд, герой следующие минут пять с трагикомическими воплями наматывается на колеса локомотива, но погибнуть никак не может. Притом, как и положено по-настоящему хорошей абсурдистской работе, кино это сделано так невозмутимо и так всерьез, что иронический прищур автора толком регистрируешь лишь к середине фильма, а с тем, на чей именно счет его отнести, не можешь определиться до самого конца — как не получается с полной уверенностью понять, в раю происходит дело или все-таки в аду с высокой степенью социальной защиты. И по мере того как изначально довольно приятный артист Эурвог приобретает все более разительное сходство с линчевским
[300x207]
[450x255]
[450x255]
[показать]Офисная комедия от Ларса фон Триера – это звучит почти так же, как «Мелодрама от Квентина Тарантино» или «Памела Андерсон в роли инвалида». Гений европейского кино, снявший «Догвилль», перед грозой своего грядущего «Антихриста» решил повеселить интеллектуалов разговорно-иронической постановкой.
[162x240]Среди всех фильмов Антониони этот занимает особое, не сравнимое с другими положение. Дело даже не в том, что по опросам «Sight&Sound» поставил «Приключение» на второе место в списке «всех времен и народов» (традиция заводить реестры славы, а уж тем более оценивать по ним кино кажется лично мне, мягко говоря, странной) и не в том устоявшемся клише об «особом месте в творчестве режиссера» (т.к. в том самом творчестве все на особом и одновременно законном месте, даже если кто-то этих законов и не прощупывает), к тому же картина вошла в своеобразную серию – она же «трилогия отчуждения»:
[549x399]
«Приключение», «Ночь», «Затмение» - единую не столько по своей сюжетной организации или воссозданию во всех трех проникновенных чувственных образов Моники Витти («печальной музы», актрисы и подруги Микеланджело). Гармоничным и в то же время оригинальным в этом собрании «Приключнеие» представляется прежде всего потому, что применяемые в нем приемы съемки, методы сюжетного построения, диалогов (реже монологов) легли в основу нового киноязыка, формированию другой киноэстетики, во многом позволили определиться и «опередиться» драме кинопостмодерна, в том классическом уже статусе, в каком она пребывает сегодня. И нечастый счастливый случай: это был отмечено критиками и организаторами международных кинопремий сразу же по выходе фильма: на Каннском МКФ 1960г. картине вручена специальная премии «за воплощение на экране нового киноязыка» (очень часто, чтобы оценить влияние и формирование той или иной культурной традиции в кино, специалистам требуется время и известное отстранение, абстрагирование от произведения. Именно поэтому существует немалая коллекция так называемых «неоцененных шедевров», когда по истечении некоторого срока давности приходиться стряхивать пыль синематик, киноархивов и заново осознавать старые фильмы. Хорошо это или плохо, не имею права судить, знаю только, что сложно-неоднозначно: что вчера казалось верхом неприличия или бездарности, сегодня может быть названо «новым словом», «откровением»). Но фильмы «новой итальянской волны» настолько отличались от господствующего послевоенного «неореализма» с его обличительным пафосом действительности, что и слепой увидит. Конечно, в искусстве при достаточной свободе, широте и толерантности оценки трудно прочертить границы, развести то или иное течение, и все же не стоит пренебрегать некоторыми условностями. Классический (он же первый и, пожалуй, самый известный пример «итало неореа») стал «Рим – открытый город» Росселини. Фильмы Росселини, де Сики, Кастеланни, де Сантиса, возможно, раннего Висконти значительно отличились от того, что стал снимать тот же Висконти спустя 2-3 года, что делали Антониони или Феллини. «Неореализм», пожалуй, впервые обнажил с такой смелостью и беспринципностью реалии Италии послевоенных лет, он выдвинул на авансцену «других» героев (проституток, воров, «потерянных людей»). Для своего времени он был невероятно злободневен. Можно сказать, что, если «неореализм» был в большей степени осознанием времени, то «новое кино» стало осознанием личности (иногда совершенно вне временного контекста).
В «Приключении» богатая эксцентричная Анна (Леа Массари) пропадает на одном из необитаемых островов. Причем, пропадает до глупости странно: просто исчезает, когда все вокруг заняты своими делами и не обращают внимание на другого. Словно растворяется в соленом морском воздухе. У Анны «как будто бы» (относительность и номинальность происходящих событий и умонастроений становится одним из основных принципов построения сюжета) депрессия: ей скучно, надоел жених, общество, наряды, ей жалко терять эфемерную свободу безбрачия и не жалко близких людей (так она заставляет стоять под окном и ждать свою подругу, пока занимается любовью с женихом). Поиски Анны, как и ее пропажа, превращаются в «прятки», в игры больших детей: во время поисков решаются свои проблемы,
[показать]
[показать]Обычно я избегаю скрупулезных сравнений между фильмом и литературным первоисточником, но "Гадкие лебеди" — дело иное. Я читал роман в 1994 году, сидя на даче. Была середина августа, и с начала недели зарядили дожди. Три дня, во время которых я неспешно читал роман, лил нескончаемый дождь. Такой недекоративный фон задал особое восприятие текста. Текст запомнился. Запомнилась сырость, и запомнилась цветовая палитра: голубовато-серая, дымчатая, густо-зеленая.
[показать]Гораздо более интересно выглядят сцены, в которых Лопушанский отдаёт дань советской фантастике. Перед тем, как попасть в Зону, Банев совершает необязательную поездку в гости к ученому, чей отчет показался ему наиболее внятным и подробным. Этот ученый — карлик. О да, карлики — видные представители советской фантастики, вспомним хотя бы Туранчокса из культового "экологического" фильма Роберта Викторова "Через
[показать] Вряд ли найдется человек, который не слышал об этом "несчастливом" фильме, о судебном разбирательстве между режиссером и компанией ТАМП, и о том, как некий охранник спрятал все рабочие материалы и внезапно умер, унеся тайну клада в могилу. Таким образом, экранизацию самого мистического русского романа вполне закономерно окружила завеса мистики. Однако, после благополучного выхода на экран экранизации Бортко, пусть и неудачной, стало ясно, что не так страшен Воланд, как его малюют:) Просто фильм Кары и его судьба, как в зеркале, отражают бурные 90-е годы. Теперь фильм доступен для скачивания и можно судить, стоила ли овчинка выделки, т.е. шумиха - конечного результата. Как известно, в любом фильме очень важную роль играет кастинг, подбор актеров. И тут мы сталкиваемся с первым и последним чудом - подбор актеров почти идеален. Воланда играет Гафт, Иешуа - Бурляев, Коровьева - неподражаемый эксцентрик Филлипенко, Матфея - Дуров, Пилата - Ульянов, и т.д. Единственный провал - это Вертинская в роли Маргариты. Смотреть на ее 50-летние прелести без сомнения прикольно(см.фото), но играет она так фальшиво, что предпочтешь ей, пожалуй, Ковальчук с ее тяжелым взглядом и бульдожьей челюстью:) В игре остальных тоже есть странности и забавности - Гафт зачем-то постоянно сардонически хохочет, Бурляев играет Иешуа с теми же забитыми глазами Сотникова, а Ульянов Пилата - с интонациями маршала Жукова:) Но все это фигня и придирки, в целом актерский ансамбль крайне удачен. Однако на этом чудеса заканчиваются и вступают в дело 90-е, с их пошлостью и разгильдяйством. Начнем с технической стороны. Монтаж чудовищен, склейки зачастую видны невооруженным глазом, о "спецэффектах" вообще лучше промолчать, блеклая пленка удивительных расцветок - прощальный привет "свемы". Так же печально дело обстоит и с постановочной частью. Бал у Сатаны до боли напоминает первые новорусские банкеты, голые барышни выглядят так же пошло, как "крутые" подруги гопников, "за которых не дашь и рубля". 90-е валят из фильма с такой силой, что в какой-то момент перестаешь негодовать и расслабленно предаешься ностальгии. Особенно, когда на балу появляются карикатурные Сталин, Гитлер и Ленин, именно так, как их любили изображать в конце прошлого века. Там, кстати, грандиозный кусок Каровской отсебятины, и вообще, любителям точного текста a la Бортко фильм лучше не смотреть - текст Михайлы Афанасьича сильно порезан, а местами зачем-то переписан. На последок смешной эпизод со съемок. Когда снимали сцену бала со множеством обнаженных женщин, все деревья вокруг Шереметьевского дворца облепили военнослужащие из находившегося поблизости дома отдыха Министерства обороны. Увлекшись зрелищем, один из них свалился с дерева, чем жутко насмешил всю съемочную группу.
[показать]Фильмы «Бежин луг» и «Да здравствует Мексика!» объединяет неудачная судьба – они оба не были закончены режиссером. «Бежин луг» – первый опыт Эйзенштейна в звуковом кино – был обвинен в формализме, а его единственная копия погибла во время бомбардировок второй мировой.
В обеих работах очень четко прослеживается стремление режиссера выйти за пределы узких повествовательно-дидактических задач. Не коллективизация, символом которой вроде как должен быть пионер, предающий отца, а трагедия внутрисемейных взаимоотношений на стыке эпох, пресловутый вопрос отцов и детей, усиленный ломкой массового сознания, составляет смысловое ядро «Бежина луга». Сцены обобществления церковного имущества изобилуют образами утверждения нового, благого царства на земле (младенец в венце, дева у алтаря, которая лично мне навевала навязчивые ассоциации с ренуаровской девушкой с веером, наверное, благодаря полнокровности персонажа и вееру лучиков за головой), обозначают новую религию, концепция которой практически не изменилась – все ждут и идут к свету, коммунизму, раю, претерпевая невзгоды во имя и на благо будущего (спасение от пожара голубей, обезвреживание и последующее осмеяние «последних монархистов»). Но главной темой, определяющей композиционное единство произведения, является смерть. Сначала смерть матери Степка – свидетельство ужасов реальности. Потом в эйфорической радости переустройства мира она концентрируются в образах пожара, ружья, торчащего из алтаря, черепе в руках смеющегося мальчика. И наконец, смерть главного героя знаменует возвращение к реальности тех, кто весело смеялся над безоружными монархистами, считая их всего лишь музейными экспонатами.
И именно смерть является основным мотивом другого фильма – «Да здравствует Мексика!», снятого на несколько лет раньше. Фильм был задуман как ряд новелл с прологом и эпилогом, сродни классическому роману, разбитому на главы. В этих новеллах должна была быть представлена Мексика традиционная, Мексика страдающая и Мексика борющаяся. На последнюю новеллу денег не хватило, но даже ее отсутствие не влияет на законченность произведения, потому что его тон определяют эпилог и пролог, в которых затрагиваются разные аспекты смерти: пугающе-молчаливой и грозной в начале и радостно-безумной в конце. Видимо, только люди, умеющие так радоваться смерти, могут наслаждаться корридой, от сцен с которой до сих пор дух захватывает. И тема жестокого убийства в последней снятой новелле приобретает несколько другое звучание после карнавального представления смерти – смерти никто не боится, над ней смеются, мне хочется верить, что ей радуются. А попытка заглянуть в будущее, показав под одной из масок смерти, детское лицо, замыкает фильм о смерти вопросом о жизни. (Позднее, в «Бежином луге» смерть приведет к смерти.)
Если говорить о картинке, то безусловно «Мексика» более живописная по своему материалу, с совершенно сказочным антуражем, в котором Эйзенштейн умело поигрался с масштабом (пирамиды, кактусы), соотношением объемов в кадре (коррида, свадьба) и, конечно же, светотенью. «Бежин луг» отличает лаконичная картинка и сосредоточенность на психологических переживаниях персонажей (большое количество крупных планов) на фоне невозможно русских березок, полей пшеницы, лугов, утренних туманов и цветущей вишни. Да и музыка Прокофьева усиливает драматизм происходящего. В «Мексике» в некторых моментах довольно несуразно сочетаются замогильный голоса Бондарчука и веселенькая латиноамериканская музыка, да и само голосовое сопровождение очевидными комментариями периодически начинает раздражать, но это уже александровское решение полвека спустя.
[294x200]
[304x200]
[295x200]
[показать]