1.
Предмет и отрасли психологии. Возрастная психология как отрасль общей психоло-гии.
Дидактические единицы:
Предмет психологии. Психология как наука о развитии и функционировании психики. Понятие о психике. Отрасли психологии (общая, возрастная, социальная, педагогическая и др.) их характеристика. Возрастная психология как отрасль общей психологии. Задачи возрастной психологии.
Основные понятия: психология, возрастная психология, психика, предмет, задачи.
Литература
Основная
1. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.,1984
2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. -М., 1981
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996
4. Немов Р.С. Психология . В 3-х кн. - М.,1995
5. Петровский А.П. Введение в психологию. - М., 1995
Дополнительная
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997
2.
Методы психологии. Методы психологии, доступные учителю начальной школы
Дидактические единицы:
Метод как форма организации определенного способа познания. Классификация ме-тодов психологии Б.Г. Ананьевым. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный). Эмпирические методы: наблюдение, самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа), приемы анализа продуктов деятельности, моделирование, биографические методы (анализ фактов, дат, событий жизни, человека, документации). Методы обработки данных: количественный и качественный анализ. Интерпретационные методы.
Наблюдение и беседа как основные методы изучения детей учителем. Возможности проведения опроса родителей, социометрии, эксперимента, анализа документации для изу-чения детей учителем. Практическая направленность исследования детей учителем началь-ной школы.
Основные понятия: методы
Литература
Основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996
2. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2000
3. Немов Р.С. Психология . В 3-х кн. - М.,1995
4. Петровский А.П. Введение в психологию. - М., 1995
5. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М., 1997
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999
Дополнительная
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В2х т._ М, 1980
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997
3.
Понятие о внимании. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Дидактические единицы:
Понятие о внимании. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на объекте. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключение, объем, распределение.
Непроизвольное внимание младшего школьника. Развитие произвольного внимания. Свойства внимания (маленький объем, слабое распределение внимания, неустойчивость). Роль учителя и учебной деятельности в развитии внимания.
Основные понятия: внимание
Литература
Основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996
2. Немов Р.С. Психология . В 3-х кн. - М.,1995
3. Рогов Е.И. Психология человека. - М., 2001
4. Петровский А.П. Введение в психологию. - М., 1995
5. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.,1984
6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. -М., 1981
Дополнительная
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений В 6 т. Т.3 – М, 1983
2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование вни-мания. – М, 1974
3. Добрынин Н.Ф. Внимание и память. - М, 1950
4. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000.
6. Хрестоматия по вниманию – М., 1976
4.
Память человека как мнемическая деятельность. Особенности памяти у детей млад-шего школьного возраста.
Дидактические единицы:
Понятие о памяти. Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, уз-навание, забывание). Характеристика процессов памяти. Классификация видов памяти (по объекту запоминания: образная, словестно-логическая, двигательная, эмоциональная; по сте-пени волевой регуляции: произвольная, непроизвольная; по длительности сохранения мате-риала в памяти: кратковременная, оперативная, долговременная). Основные закономерности памяти.
Память младшего школьника. Особенности запоминания младших школьников. При-чины механического заучивания материала. Развитие приемов логического запоминания и воспроизведения.
Основное понятие: память, запоминание, воспроизведение
Основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000
3. Немов Р.С. Психология . В 3-х кн. - М.,1995
4. Рогов Е.И. Психология человека. - М., 2001
5. Петровский А.П. Введение в психологию. - М., 1995
Дополнительная
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений В 6 т. Т.2 – М, 1983
2. Зинченко П.И. Непроизвольное
Читать далее...