Своим рождением легендарная M3 обязана председателю совета директоров BMW Эберхарду фон Кюнхайму (Eberhard von Kuenheim) и техническому директору BMW Motorsport, знаменитому Паулю Роше (Paul Rosche). Если верить легенде, в начале 80-х шеф обратился к своему лучшему инженеру с просьбой создать новый спортивный мотор для третьей серии. Тогда они ещё не знали, что эта машина станет чрезвычайно успешной и даже культовой.
Пауль Роше — талантливый немецкий инженер, пришёл в баварский концерн в возрасте 23 лет и прославился в первую очередь работой с двигателями. Любимой сферой его деятельности был расчёт распредвалов, за что он получил прозвище Пауль-Кулачок. Набравшись опыта, Роше создал невероятный турбомотор BMW для Формулы-1, который принёс Нельсону Пике (Nelson Piquet) чемпионский титул в 1983 году.
Хроника моделей, отмеченных шильдиками M, началась со среднемоторной BMW M1. На фото — гоночная версия, за рулём Нельсон Пике на Нюрбургринге. Будущий чемпион мира Формулы-1. Как только Роше получил «зелёный свет» от Кюнхайма, он принялся за работу. Решено было остановиться на четырёхцилиндровой схеме, так как длинный коленвал на рядных «шестёрках» создавал повышенные вибрации на высоких оборотах. И тут очень кстати пришёлся мотор M88 (тоже авторства Роше) от суперкара M1 — от него попросту взяли и «отрезали» пару цилиндров!
Спустя восемь лет после премьеры BMW M1 баварцы выпустили вторую машину, украшенную трёхцветным флажком. Ею оказалась M3.
Новый двигатель был готов всего через две недели и поэтому получил название S14. Единственное, что огорчило создателя «движка» — невозможность использования наддува, так как этот мотор должен был стать омологационным для выступления в гонках группы A. Впрочем, 2,3-литровая «четвёрка» и без того получилась весьма неплохой. Особенно инженеры гордились тем, что S14 выдерживал обороты свыше 10 тысяч в минуту — это более чем на 60% превосходило результаты серийных моторов для «трёшек» BMW в те годы.
Дорожная и гоночная версия BMW M3. Компактная, лёгкая и мощная «Эмка» стала очень хорошим аппаратом для автоспорта. Да и «гражданская» версия с мотором, который был в полтора раза слабее, тоже хорош.
По правилам группы A для допуска гоночной машины к соревнованиям требовалось выпустить не менее пяти тысяч дорожных версий за год, поэтому для «гражданской» BMW M3 обороты ограничили на уровне 6750. Но главной сенсацией стало наличие каталитического нейтрализатора отработавших газов! M3 оказалась не только быстрой, но и весьма дружественной к окружающей среде, хоть это и привело к незначительной потере мощности — на 5 «лошадей» от 200 заявленных.
П ресса на появление BMW M3 отреагировала незамедлительно. Немецкое издание Sport Auto тут же присвоило ей титул спортивной машины года. А журнал Total BMW в 2002 году изрёк: «Пожалуй, лучшая BMW за всю историю».
К слову, с выпускной системой был небольшой казус. При испытаниях на выносливость на Северной петле Нюрбургринга выяснилось, что температура выхлопных газов была слишком высока, трубы перегревались, расширялись в диаметре на пару сантиметров и разрушали крепления. А порой и вовсе разрывались! Позже «выхлоп» доработали, и машина прошла успешные тесты, намотав на итальянском полигоне Нардо (Nardo) 150 тысяч километров без перерыва.
Впервые серийную BMW M3 показали публике осенью 1985-го на автосалоне во Франкфурте, через два года после дебюта её основного соперника — Mercedes-Benz 190E 2.3–16. Но баварская «ракета» с такой же пятиступенчатой «механикой» Getrag оказалась чуть быстрее «стрелы» из Штутгарта — разгон до «сотни» занимал всего 6,7 секунды (против 7,5 у 190-го), а по максимальной скорости был паритет — 230 км/ч.
Такая значимая для BMW машина, естественно, не могла не оказаться в знаменитой коллекции BMW Art Cars.
Внешне M3 вряд ли кто-то мог бы спутать с обычной «трёшкой» — новый передний бампер с увеличенным спойлером, заднее антикрыло и расширенные колёсные арки намекали, что под капотом этого купе не всё так просто. Бамперы, накладки на пороги и крышка багажника были сделаны из пластика, что позволило удержать снаряжённую массу M3 на уровне 1200 килограммов. Простенький интерьер «тридцатки» оживляли спортивный руль и рычаг КПП с фирменным триколором, а спидометр разметили уже до 260 км/ч.
Но мало того, что обвес неплохо преображал довольно скромную на вид «трёшку» — он ещё обеспечивал отличные параметры обтекания воздухом. Коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx) составлял всего 0,33! Да и нехитрые на вид спойлеры и антикрылья существенно снижали подъёмную силу на высоких скоростях.
В 1987 году новоиспечённые гоночные «Эмки» буквально шокировали соперников. И даже несмотря на дисквалификацию в первом этапе WTCC, M3 победила и в этом чемпионате. Тогда Роберто Равалья выиграл с мизерным отрывом в одно очко!
В стандартную комплектацию BMW M3 уже входили ABS, передние вентилируемые тормозные диски диаметром 280 миллиметров, межколёсный
Читать далее...