[500x699]
[700x506]
[700x487]
[445x699]
[560x700]
[451x699]
[700x538]
[583x699]
[311x699]
[300x374]
[490x699]С умножением числа иноков на вершине "пещерного" холма был поставлен деревянный храм Успения Божией Матери, а затем братия попросила у киевского князя Изяслава в дар и получила плато между описанным оврагом и Берестовым под строительство наземной обители. Последняя стала со временем называться Верхней Лаврой, а склоны оврага и "пещерный" холм - Нижней, причем новое подземное жилище Преп. Антония обрело имя Ближних пещер, а старый пещерный монастырь- Дальних. Так сложилось не изменившееся за века территориальное деление Лавры. После переселения братии в Верхний монастырь в пещерах или при них подвизались отдельные иноки. Некоторые из них жили под землей в затворах. Кроме того, углубляя подземелья, в последних погребали усопшую братию. Все перечисленное имело место и в Ближних пещерах еще при жизни Преп. Антония. Впоследствии Ближние и Дальние пещеры станут местом паломничества, над ними возникнут соответственно два подчиненных Верхней Лавре монастыря под управлением блюстителей.
С кон. IX в. Лавра становится и значительным культурным центром: здесь ведется летописание (древнейший русский летописный свод редактировался в монастыре несколько раз; одна из редакций выполнена "отцом русской истории" Преп. Нестором, автором ряда литературных произведений, давшим своду имя "Повести временных лет"); начинается каменное строительство и возникает архитектурная школа, чье влияние испытали все восточнославянские земли; трудятся первые документально известные по именам русские иконописец (Преп. Алипий) и врач (Преп. Агапит); процветают другие виды искусства. При монгольском нашествии серед. XIII в. Лавра не перестала быть чтимым всей Русью очагом подвижничества и культурной сокровищницей.
[показать]
[показать]