• Авторизация


Дни отчаяния 18-10-2007 17:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Иногда наступают темные времена, когда в жизни нет ни крупицы радости, ни лучика света, ни капли утешения. Тогда узнаешь явно, что значит ад; смерть не страшит, она становится желанной. Но во аде нет надежды, а здесь, пока жив, она есть. Поэтому живешь, взирая пустыми глазами на мир, вкушаешь пищу, не чувствуя вкуса; говоришь слова, теряя их смысл, улыбаешься всем механической улыбкой.
Неизвестно, сколько продлится это состояние. Старец Силуан Афонский после того, как увидел сладчайший лик Христа, более четверти века пребывал в таком состоянии. Но он терпел, верил, не ослабевал в молитве, и каменистая пустыня его души наводнилась преизбытком благодати, расцвела божественными цветами, благоухание которых радует нас и теперь...
"Держи ум свой во аде и не отчаивайся", - говорил он. Раньше я не понимал этих слов, а теперь понимаю. Тепло ценит не тот, кто постоянно живет в нем, а тот, кто умирал от холода и оказался в тепле; вода желанна не тому, кто плавает по реке, а тому кто странствует в сухой пустыне; цену любви знает утративший ее, а цену жизни, потерявший самое дорогое существо на свете.
Бог не оставляет человека погибнуть в беде, но сам человек, ослепнув от горя, перестает видеть божественный свет.
Прикоснись, Боже, к сердечным мои глазам, и даруй мне прозрение!..
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (31): вперёд»
ewska 18-10-2007-17:21 удалить
Утоли мои печали
Утоли мои печали,
цепь отчаянья порви!
Материнством изначальным
пахнет воздух на Нерли
вне житейской круговерти,
где слова – пыль суеты,
в тишине неброской церкви
дрогнут трепетно персты.
Слышишь, голос мой беззвучный,
Видишь блеск смиренных глаз,
Где слезинкою колючей
Правда жизни улеглась?
Я – младенец пред очами
Вечной Матери любви.
Утоли мои печали!
И на жизнь благослови.
Алексей Кулешин
[354x450]
АЛМИ 18-10-2007-17:57 удалить
Благослови Вас Господи. Мир Вам.
BAZILIKA 18-10-2007-18:18 удалить
Дорогие Володя и Марина, я искренне сострадаю и сердце моё тоже рвётся на части, когда читаю Вас. Этот период безвременья без дорого человечка пройдёт, надеюсь и боль ослабнет( хоть не на много) и божественная любовь победит в конце концов человеческую. Тишка ТАМ ангелом воспаряет и желает видеть вас утешившимися и смирившимися с его уходом отсюда и желанным возвращением к Богу, в истинный дом... Не огорчайтесь, милые и добрые люди, наполните глаза блеском великой надежды и доверия.
Запятая 18-10-2007-18:28 удалить
Часто о вас вспоминаю,и так больно за вас. Не отчаивайтесь так, всё таки,как бы не было тяжело, добро и свет с нами..
vesselove 18-10-2007-18:38 удалить
Вы как-то хорошо сказали, что надо начинать учиться жить по новому...Крепости духа и помощи Божией во всех делах!
Glory-7 18-10-2007-19:05 удалить
Держитесь,Владимир!
"Рождение мистично - к нам приходит вестник из другого мира.Смерть близких еще сильнее будит в нас мистические чувства - уходя от нас,они из ткани нашей души притягивают за собой длинный провод,и мы уже не можем жить только этим миром - в наш теплый,уютный дом поставлен аппарат в бесконечность" Я не знаю кто это написал,мне дали почитать батюшкину книжку.Помоги Вам Господи,Володя.
муринъ 18-10-2007-21:12 удалить
BAZILIKA, и нам очень хочется домой: к нему!..
муринъ 18-10-2007-21:13 удалить
Запятая, Бог с нами. И пусть всегда будет с тобой, светлая душа!..
муринъ 18-10-2007-21:14 удалить
vesseLove, учимся по-немногу. Это сложно, как беспомощным младенцам...
муринъ 18-10-2007-21:16 удалить
МИРОНОСИЦА, все верно написано. Спасибо!
Съезди в Иерусалим! Уверена, приедешь другой!
[350x319]
муринъ 18-10-2007-21:30 удалить
Елена_Павловская,спасибо! Меня не пустят, потому что в паспорте стоит сирийский штамп...
муринъ, потеряй этот паспорт, выдадут новый, чистый...
муринъ 18-10-2007-21:44 удалить
Елена_Павловская, нам нужно ехать в течении месяца за границу, так что терять поздновато...
Nick-Stranger 18-10-2007-22:14 удалить
муринъ,
Держитесь, добрый человек, ДЕРЖИТЕСЬ!
Спаси вас Господи!
И спасибо Вам...
Olke 18-10-2007-23:08 удалить
Для чего нужны скорби?
Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.
(Втор. 4, 30).


Только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему.
(Иудифь, 8, 27).


Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его.
(Прем. 2, 19).


Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Любящим Бога... все содействует ко благу.
(Рим. 5, 3-5; 8, 28).


Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
(2 Кор. 4, 16).


Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
(Иак. 1, 12).


Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
(Откр. 3, 19).


Без муки нет и науки.

Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу.

Золото не золото, не побывав под молотом.
Русские пословицы.


Неудобства в здешней жизни некоторым образом необходимы: откуда можно узнать, насколько преуспел ты в надежде на Бога, если всё сбывается по твоему желанию? Откуда будет известно, что ты любишь нищету, если изобилуешь богатством? Откуда узнаешь, что имеешь мужество переносить бесчестие, зависть человеческую, если проводишь свою жизнь в радости без всяких ограничений?
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715).


...Бывает же это и для того, чтобы она <душа> показала себя: истинно ли она любит Бога, тем, что терпеливо переносит всякую скорбь и до конца остается твердой в надежде, в незыблемой вере ожидая освобождения, – или же, наоборот, не перенося скорбей, но отступая перед ними и опускаясь и становясь инертной или же нерадивой и ослабевающей в надежде этим она явит, что неистинно она любит Бога.
Преподобный Макарий Великий (IV век).


Различные же скорби и искушения показывают, которые души достойны и которые недостойны, которые имеют веру, надежду и терпение и которые не имеют; так что, если души окажутся во всем благоискусными, верными и достойными, претерпевшими до конца и сохранившими упование веры, то, сподобившись избавления по благодати, по всей справедливости сделаются они наследницами Царствия.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).


Если и явные недостатки не так удобно бывают нами замечаемы, то тем более помышления; а мы, не зная большей части кроющегося в нас зла, смущаемся постигающими нас скорбями. Познаем же как разумные, что Господь для пользы нашей попускает на нас скорби, и делает нам чрез то много добра...

Прискорбный случай разумному подает воспоминание о Боге; того же, кто забывает о Боге соразмерно с тем огорчает.

Смотри на исход всякой невольной скорби, и найдешь в ней отъятие грехов.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)


Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается чрез страдание и печаль.
Преподобный Фалассий (VII век).


Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло.

Скорбь – учительница любомудрия и мать благочестия.

Ничто столько не располагает души к любомудрию, как скорбь.
Святитель Иоанн Златоуст (†407).


Я полагаю: или к наказанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого Апостола: зде наказуемся, да не с миром осудимся (Ср.: 1 Кор. 11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).


Как счастье возносит, так беда смиряет и в познание себя приводит человека.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).


Поврежденная природа наша постоянно нуждается, как в противоядии, в скорбях: ими погашается в ней сочувствие к греховному яду страстей, в особенности к гордости, к страсти самой ядовитой и пагубной между страстями; ими выводится служитель Божий из напыщенного, неправильного мнения о себе в смиренномудрие и духовный разум.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).


Человек – самолюбив и любит другого больше потому, что тот ему нужен. Эта слабость у человека часто простирается и на всё религиозное, святое, чтобы он любил Бога от всего сердца и от всей души (Ср.: Лк. 10, 27), дайте ему почувствовать всю нужду в Нем; поражайте его – держите его в чувстве постоянной зависимости от Него, в чувстве его совершенной нищеты – и тогда он будет обращаться к Богу; и искренно и пламенно оно (обращение) будет.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).


Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнию, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся.

А если бы никто тебя не трогал, и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки?.. Если стараются унизить - значит хотят смирить тебя; а ты сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?
Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).


Скорби – добрый знак; показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и себя укоряй.

Пишешь, что скорби и скорби, и о том только и думаешь, что скорби. А скорби ведут нас на Небо: так устроено Богом для очищения грехов и недопущения до больших проступков, и для получения вечнорадостной блаженной жизни на Небе. А ты обижаешься на Бога, что Он в Рай тебя как бы насильно тащит. А ты эти маловременные скорбишки часто-часто сравнивай с адскими огненными мучениями бесконечными, которые ты заслужила грехами.

Вы думаете, что за грехи Господь наказал вас. – Может быть, и так, а может быть, к испытанию вашей веры; а скорее всего – по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, ваше дело – в постигшем вас временном наказании усматривать должно благость Божию к вам и любовь.

Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.

За грехи что-нибудь должно терпеть; если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей жизни скорби очень ужасны.

Монах не на скорби и труды должен смотреть, а на то, что следует за скорбями: там – неизглаголанная вечная радость, там свет Трисолнечного Божества никогда-никогда не престает веселить злотерпящих на юдоли земной.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).


Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашие сердца.
Иаков, архиепископ Нижегородский (1792-1850).


Скорби обнаруживают злые мысли наши, открыв себе эти мысли - смиримся.

Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответствуют.

В наших скорбях человеки лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все! Старец Александр Гефсиманский сказал: "Сколько душа может вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божией".
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).


Скорби – огонь, слезы – вода. Это крещение водою и огнем... Эта минута, как говорят, искусительнейшая, подобная той, какая была у Авраама, приносившего сына в жертву: в уме – мрак, в сердце – безотрадное томление, свыше – чаяние гнева, снизу – готовый ад; человек зрит себя гибнущим, висящим над бездною. Отсюда одни выходят с торжеством, другие падают и возвращаются вспять, чтоб опять взбираться на эту гору.

Спасительная Божественная благодать для пробуждения грешника от усыпления, направляя свою силу на разорение той опоры, на которой кто утверждается и почивает своею самостию, - вот что делает: Кто связан плотоугодием, того ввергает в болезни и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и силою, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении. Кто упокоевается на своей власти и силе, того подвергает рабству и унижению. Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий. Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются. Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертию лиц или потерею вещей нужных.

В горестях благо скрыто под скорбию сердца, оттого не ощущается и не видится, хотя есть не думательно, а действительно.

Когда бьёт Господь, не праведно ли подумать, что верно есть за что. Итак, посмотрите, что такое есть, за что бьют, и исправьте то.

Навыкните видеть в прискорбностях милость Божию и встречайте их спокойно в преданности в волю Божию или даже с радостию. Раскройте око ума и усмотрите венец, сходящих с неба на главу вашу, аще пребудете невозмутимою и спокойною.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).


Враг ничего не может сделать нам без Божия попущения; и он опечаляет дух наш не столько, сколько бы ему хотелось, но сколько попустится ему от Бога.
Преподобный Нил Сорский († 1508).


Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, - этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX век).


Невозможно приблизиться к Богу без скорби.

... из сего познается, что под Божиим он Промыслом, когда Бог непрестанно посылает ему печали.

Как близки между собой веки (на глазах), так искушения близки к людям; и Бог предустроил сие премудро для пользы твоей, чтобы ты постоянно ударял в дверь Его, чтобы страхом скорбного всевалось памятование о Нем в уме твоем, чтобы к Нему приближался ты в молитвах, и освящалось сердце твое непрестанным памятованием о Нем. И когда будешь умолять, услышит тебя; и уразумеешь, что избавляющий тебя есть Бог, и познаешь Создавшего тебя, Промышляющего о тебе, Хранящего тебя, и Сотворившего для тебя два мира: один - как временного учителя и наставника, другой - как отеческий дом и вечное наследие.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать ее долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей.
Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).


Думала ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя,
касается и Меня? Ибо касающееся тебя
касается зеницы ока Моего.
Ты дорога в очах Моих, многоценна,
и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня
составляет особую отраду воспитывать тебя.
Когда искушения на тебя и враг придёт, как река,
Я хочу, чтобы ты знала, что
От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя заключается в том,
чтобы дать Мне возможность защитить тебя.
Находишься ли ты в трудных обстоятельствах,
среди людей, которые тебя не понимают,
не считаются с тем, что тебе приятно,
которые отстраняют тебя, -
От Меня это было.

Я - Бог твой, располагающий обстоятельствами,
и не случайно ты оказалась на своём месте,
это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя
смирению?
И вот Я поставил тебя именно в ту среду,
в ту школу, где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою только выполняют
Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении,
трудно тебе сводить концы с концами, знай, что
От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы
ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости
от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы
ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований.
Да не будет того, чтобы тебе могли сказать
в нужде твоей: "Ты не верь Господу Богу
твоему".
Переживала ли ты ночь в скорби?
Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу
твоему, -
От Меня это послано тебе.

Я - муж скорбей, изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне
и во Мне могла найти утешение вечное.
Обманулась ли ты в друге своём, в ком-нибудь,
кому ты открыла сердце своё, -
От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя,
чтобы познала ты, что лучший друг твой есть
Господь.
Я хочу, чтобы ты всё приносила ко Мне и
говорила Мне.
Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне,
и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею,
чтобы укрыться от пререкания языков,
Я выведу как свет правду твою
и судьбу твою, яко полудне.
Разрушились планы твои, поникла ты душею
и устала -
От Меня это было.

Ты создавала себе план, имела свои намерения,
ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне
распоряжаться и руководить обстоятельствами
жизни твоей, так как ты - только орудие,
а не действующее лицо.
Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские,
и уныние охватило сердце твоё, знай -
От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твоё и душа твоя
были всегда пламенеющими пред очами Моими,
и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.
Не получаешь ты долго известий от близких,
дорогих тебе людей,
по малодушию твоему и маловерию
впадаешь в ропот и отчаяние, знай -
От Меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я
крепость веры твоей в непреложность обетований
и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих,
ибо не ты ли возлагала заботы о них
на Мою промыслительную любовь?
Не ты ли и ныне вручаешь их
Покрову Пречистыя Матери Моея?
Постигла ли тебя тяжкая болезнь,
временная или неисцелимая,
и ты оказалась прикованной к одру твоему -
От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы познала ты ещё глубже Меня
в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие
ниспосылаемое тебе испытание,
и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы
спасения душ человеческих различными путями,
а безропотно и покорно преклонила бы главу твою
под благость Мою о тебе.
Мечтала ли ты сотворить какое-либо
особенное дело для Меня
и вместо этого сама слегла на одр болезни
и немощи -
От Меня это было.

Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои,
и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе,
а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и
урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня.
Я хочу научить тебя сознавать, что ты - ничто без
Меня.
Некоторые из лучших сынов Моих суть те,
которые отрезаны от живой деятельности,
чтобы им научиться
владеть оружием непрестанной молитвы.
Призвана ли ты неожиданно занять трудное и
ответственное положение, полагаясь на Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех
делах твоих,
на всех путях твоих, во всём
Руководителем и Наставником твоим будет Господь твой.
В сей день в руки твои, дитя Моё,
дал Я этот сосуд освящённого елея,
пользуйся им свободно.
Помни всегда, что каждое возникающее затруднение,
каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и
осуждение,
каждая помеха в твоей работе,
которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования,
каждое откровение немощи и неспособности твоей
будет помазано этим елеем -
От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление,
и потому положи в сердце своё слово,
которое Я объявил тебе в сей день -
От Меня это было.

Храни их, знай и помни - всегда, где бы ты ни
была, что всякое жало притупится, когда ты
научишься во всём видеть Меня.
всё послано Мною для совершенствования души твоей, -
всё от Меня это было.



Преподобный Серафим Вырицкий (1865-1949). "От меня это было".



Если человек не будет оставлен и побежден и обладан, поработившись всякой страсти и помыслу, и духом побеждаем, не обретая никакой помощи ни от дел, ни от Бога, ни от иного кого, от чего он приходит почти в отчаяние, будучи искушаем отовсюду, то он не может придти в сокрушение духа, счесть себя меньшим всех, последнейшим и рабом всех, неключимейшим самих бесов, как мучимого и побеждаемого ими. Это - (смотрительное) попускаемое Промыслом и наказательное смирение, вслед за которым даруется Богом второе, высокое, которое есть Божественная сила, действующая Богом и совершающая Им все…
Преподобный Григорий Синаит (XIV век).
Olke 18-10-2007-23:08 удалить
Можно ли прожить без скорбей?
В мире будете иметь скорбь.
(Ин. 16, 33).


Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
(Евр. 12, 6).


Ныне два есть рода скорбей, которыми окружен всякий человек под солнцем: скорбь по Богу и скорбь мирская; и невозможно пройти настоящую жизнь без которой-нибудь из них – или без скорби по Богу, или без скорби мирской. И скорбь мирская тяжела и невознаградима, а скорбь по Богу имеет надежду вечной жизни.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).


Ежели ты признаешь себя грешною, то знаешь, что многи раны грешному (Пс. 31, 10), а когда праведною, то паки писано: многи скорби праведным (Пс. 33, 20). Куда ни повернись, а без скорби нельзя.
Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).


Искушения неприятны, а полезны; да и податься от них некуда, по сказанному: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).


Для испытания доблести сердца необходимо, чтобы случалось нечто противное его влечению. Вся наша жизнь переполнена бедами и многоразличными нападениями, и редко когда приходится прожить спокойно, и то недолго продолжается. Если принимаешь огорчения с озлоблением – чувствуешь величайшую тяжесть, если же с благодушием, то будешь иметь приятное утешение. Плачь сколько хочешь, однако ж чашу огорчения выпьешь до дна, которую поднесет тебе Небесный Врач не без пользы для тебя. Если ты добр – поймешь, что скорбь послана тебе для исправления в твоем падении, а если ты злобен, то скорбь будет служить вместо каторги.
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715).


Судия вселенной, величайший Благодетель рода человеческого предстоит как преступник пред неправедными судьями, рабами Своими, и подвергается осуждению. На Его главу возлагают терновый венец, облачают Его в ложную багряницу, в руки Ему дают на посмеяние как бы царскую трость, и этою же тростию Он приемлет биение по главе от Своего тварного создания. Тот, пред Которым шестикрылые Серафимы в трепете закрывают свои лица, на Кого не смеют чины ангельские взирати, терпит заушения, биение и оплевание от скверных устен. Царь славы, препетый и превозносимый во веки, воспеваемый Небесными воинствами, вися на Кресте, терпит хулы, поношения, насмешки от вероломных и мятежных рабов Своих. Возможно ли было придумать для Него поругание и уничижение большее понесенного Им, хотя все силы ада напрягли умы свои на измышление мер к поруганию!.. Спаситель за страдания Свои увенчался славою на Небесах, подобный же конец будут иметь и страдания всех истинных христиан, претерпеваемые ими за истину и добро, если только будут с твердостью, благопокорливостью и незлобием перенесены во славу Распятого Господа. И за страдания эти удостоятся они услышать вожделеннейший глас: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Ясно, что желать не иметь скорбей – значит желать невозможного. Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, – это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто обращает на них с любовью Свой взор.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).


Бог хочет научить нас презирать настоящее, не прилепляться и не привязываться к нему. Для того Он и назначил здесь скорби и труды, и все приятное и радостное сделал скоропреходящим.
Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).


Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась с нами печаль, тело не изнемогало бы в болезнях и страданиях, и пребывало бы неизменным, если только возлюбим жить в добродетели.

Кто уклоняется от скорбей, тот вполне разлучается, несомненно, и с добродетелью. Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение.

Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости.

Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Конечно, легче было бы с сытым чревом и с мягкаго пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбми достигается!
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).


Практика, т. е. слово Божие, говорит: Даждь кровь и приими Духа, а наша ученость хитрит – нельзя ли уловить Духа так, чтобы не портить крови. И не уловит... Муж неискушен – неискусен. Потому-то и учит Апостол: Искушение соделывает терпение: терпение же – искусство (ср.: Иак. 1, 3-4). Нам же хочется как-нибудь объехать искушение и терпение и попасть в искусные. А этого нельзя!
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).


Ошибаются ожидающие и ищущие удобства и спокойствия в жизни, – для спасения необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь так переменчива, скоропреходяща, зачем к ней прилепляться?
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).


Как иной, спасаясь от льва, набегает на лютого медведя и, убежав от медведя, с радостью укрывается в доме и опирается рукою о стену, но там неожиданно поражает его змея, так и мне, избежавшему многих страданий, нет врачевства от бедствий. Что ни встречаю, все то болезненнее прежнего. Везде ищу помощи, и повсюду, от Тебя обременяемый, к Тебе опять обращаю взоры, Блаженный, к Тебе, моя помощь...

Война, море, возделывание земли, труд. Разбойники, приобретение имущества, описи имений, сборщики податей, ходатаи по делам, записи, судьи, неправедный начальник - все это еще детские игрушки в многотрудной жизни. Посмотри и на приятность жизни: пресыщение, обременение, пение, смехи, гроб, всегда наполненный сотлевшими мертвецами; брачные дары, брак, брак второй, если расторгся прежний, прелюбодеи, поимка прелюбодеев; дети - тревожная скорбь; красота - неверная приманка; безобразие - невинное зло; заботы о добрых детях, печаль о худых; богатство и нищета - сугубое зло, презорство, гордость - все это как шар, летающий из рук в руки у молодых людей...
Где великая слава моего прародителя? Погублена снедию. Где премудрый Соломон? Покорен женами. Где этот Иуда, сопричисленный к двенадцати? За малую корысть объят тьмою.
Молю Тебя, Царь мой Христос: подай, Блаженный, Твоему служителю, немедленное исцеление от зол, преселив его отселе! Для людей одно только благо, и благо прочное, - это небесные надежды...

Богатство неверно; престол кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность - узы; красота - кратковременный блеск молнии; молодость - временное воскипение; седина - скорбный закат жизни; слова летучи; слава - воздух; благородство - старая - кровь; сила - достояние и дикого вепря; пресыщение нагло; супружество - иго; многочадие - необходимая забота; бесчадие - болезнь; народные собрания - училище пороков; недеятельность расслабляет; художества приличны пресмыкающимся по земле; чужой хлеб горек; возделывать землю трудно; большая часть мореплавателей погибли; отечество - собственная яма; чужая сторона - укоризна. Смертным все трудно; все здешнее - смех, пух, тень, призрак, роса, дуновение, перо, пар, сон, волна, поток, след корабля, ветер, прах, круг, вечно кружащийся, возобновляющий все, подобное прежнему, и неподвижный и вертящийся, и разрушающийся и непременный - во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, забавах, болезнях, падениях, успехах.
И это дело твоей премудрости, Родитель и Слово, что все непостоянно, чтобы мы сохраняли в себе любовь к постоянному! Все обтек я на крылах ума - и древнее, и новое; и ничего нет немощнее смертных. Одно только прекрасно и прочно для человека: взяв крест, преселяться отселе.
Святитель Григорий Богослов (329-389).


Как в море за волной идет волна, за бурей буря и ветер, так и в жизни – беда за бедой, огорчение за огорчением, испытание за испытанием.
Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).


От начала мира до Христа, и от Христа доныне ни один благочестивый не был без наказания Господня отеческого, но все то приняли от руки Господней, и приняли с благодарением, что имели участие в святости Его (Евр 12:10).
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).


Какие духовные бури, ураганы, вихри страшные, огненные, порывистые, бывают часто в жизни человеческой, в жизни тех людей, которые стараются провождать жизнь христианскую... Только по милости Божией не разбивается совсем и не погибает челнок, в котором странствует по житейскому морю наша душа к вечности, ее ожидающей!

Если плотскому человеку легко, то духовному тяжело: если внешний человек цветет, то внутренний тлеет.

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).


Знай, что без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы спасения, говорят святые отцы. Господь избрал на проповедь святых пророков и святых апостолов, однако скорби не отнял от них; а Господь наш Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха), скорбною жизнью жил на земле.

Схиигумен Иоанн (Алексеев). (1873-1958).


…Мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто.

От тебя же Господь требует очень немного: веруй Господу и терпи маленькие скорби, которые вполне тебе по силам (Господь лучше знает твои силы). Терпи и не ропщи. А если поропщешь, то покайся, попроси у Господа прощения, и Господь простит.

Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть? Если жених страждет, то прилично ли невесте в это время плясать и веселиться.

Игумен Никон (Воробьев). (1894-1963).
Olke 18-10-2007-23:09 удалить
Желать ли избавления от скорбей?
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
(Иак. 1, 2-4).


Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
(1 Пет. 4, 12-13).


Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
(Евр. 12, 8-9).


Горести не принять – и сладости не видать.
Русская пословица.


Христианин не должен, как наемник или раб, искать удобного случая, чтобы отлынивать от тяжелой работы, но, как сын и наследник (Гал. 4, 7), с благим расположением и усердием должен служить Отцу до конца, чтобы потом стать наследником отцовского достояния.
Преподобный Макарий Великий (IV век).


Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни.
Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560).


Не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги.

...Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание - именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное, и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: аще хощещи внити в живот, соблюди заповеди.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).


Мы ищем и желаем сладостного духовного наслаждения; не спорю, оно приятно, – но ниже креста, крестом и оно нам даровано, и без креста прочно быть не может.

Во всяком месте предлежит нам исполнение заповедей Божиих, которое сопряжено со скорбию. Бегать скорби – бегать спасения.

Когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, тернов венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречистых, – увидим, что суть наши скорби, причиняемые обидами и презрениями. А ведь Он нам оставил образ, да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21), и хотя не вполне, но вмале обретаемся общницы страстем Его, когда добльственне и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби. Вы находитесь в Божеском университете, – Он вас обучает, хочет сделать что-нибудь хорошее из вас, не противьтесь Ему!
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).


Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи.

Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех.

Будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид.

Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Значит и мы, если хотим умертвить свою смерть, должны умереть произволением.

Потому и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).


Кто живёт покойно и не имеет искушений, тот подвержен двум невыгодам: первая, что не так усердствует по Богу и не от всей души благодарит Его, а вторая, что ум его неизбежно вдаётся в суетные попечения и заботы.
Преподобный Симеон Новый Богослов (IX-X век).


Положение Иова - закон для всякого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: "Господи, помилуй!". Только мера унижения разная.
Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928).


Нынешнего времени скорбь для плоти нашей горестна, но плод ее сладок и благоприятен.

Что же? Хочешь ли ненадолго наказанным быть, и по-христиански пожить здесь, и по смерти вовеки жить, царствовать, утешаться, радоваться и вечно блаженным быть? Или без наказания кратковременного и легкого быть, которое всем обще, и неисправным от века отойти, и там навечно погибнуть, терпеть и страдать? Ибо это неисправным непременно последует. Избирай из этих двух одно, что тебе угоднее — это или то. Избирай, что хочешь, человек! А я то избираю и хочу последовать немощным, которые отдают себя в волю искусного лекаря, желая исцелиться от болезни.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).


...Вы спрашиваете, что значит: зажечь беду вокруг себя? - Это глубокое чувство опасности своего положения, и опасности крайней, от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе. Сие чувство и будет гнать вас к Господу и заставит непрестанно вопиять: помоги, защити! Оно было у всех святых и никогда их не оставляло. Противное ему есть чувство довольства своим положением, которое упокоивает человека и погашает в нем всякую заботу о спасении. Сыт, - и что еще? Не память только грехов я разумел, а вообще чувство, что деваться некуда, кроме Господа.

Облещись в заслуги Спасителя, значит - облещись в Его страдания; но как это возможно без собственных страданий? "Иже Христовы суть, - т е. те, кои усвоили себе все христово, - плоть распяша со страстьми и похотьми" (Галат. 5, 24).

Здесь, на земле, не следует человеку поблажать себе, знать и заботиться о приятностях и утешениях, а напротив - любить более неприятности и озлобления и, если они не приходят отвне, самому налагать их на себя произвольно. Когда был в раю человек, там позволено ему было вкушать все блага; но когда рай взят на небо, а человек остался на земле, что сказал ему Господь? "Проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего: в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нее же взят вси" (Быт. 3, 17, 19). Отнято благословение и от дел, и от жилища человека: какие же тут утешения? Несущему наказание прилично ли предаваться радостям? Не скорее ли скорбями, соответственно намерению Правосудного, можно преложить Его правду на милость?

Господь ведает, что творит. Но как веруем, что всё творимое Им направляется к нашему душевному спасению, то хоть и нельзя не скорбеть, подвергаясь прискорбностям, но не можем не почерпать утешения в вере в такую милостивость к нам Господа нашего и тем заливать огонь скорби.

Всё прискорбности у вас. Судя по-апостольски надо говорить вам: счастливица! Ибо Божия любимица. И да подаст вам Господь войти и разумением, и сердцем в пути воли Божией и из сего почерпать всякое утешение.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).


Если ты ищешь вечной славы, покоя и радости, то терпи бесчестие, скорби и отвергай временное.

Где скорбь, там и утешение; а где утешение, там и благодать Божия... Ибо скорбь искореняет высокомерие, отсекает всякое нерадение, уготовляет к терпению, обнаруживает ничтожность дел человеческих, и в жизнь вводит много любомудрого... Что огонь для золота, то скорбь для души; она стирает с нее скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в царство, а беспечальная жизнь в геенну; к царству тесный, а в геенну пространный путь. Почему и Христос, как бы предлагая нам какое великое благо, сказал: в мире скорбни будете (Иоан. 16, 33)... Если для Господа не хочешь терпеть скорби; то все же будешь терпеть скорбь, но по другим причинам, без всякой для себя пользы. Ибо завистник, корыстолюбец, привязавшийся к блуднице, тщеславный и преданный всякому другому пороку, терпит многие печали и скорби... Итак, поскольку ведущий и ту, и другую жизнь необходимо должен скорбеть, то почему же не избрать жизни, которая вместе со скорбию доставляет бесчисленные венцы?

Чему ты удивляешься, когда постигает тебя скорбь, и для чего желаешь освободиться от искушений? Павел желал освободиться от них и часто молил Бога, но не получал этого; ибо трижды значит часто. О сем трикраты, говорит он, Господа молих, и рече ми: довлеет ти благодать моя, сила бо моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 8.9). Под немощию здесь разумеются скорби. Что же? Услышав это, он переносил их с благодарностью и говорил: темже благоволю в немощех (10), т. е. радуюсь, нахожу удовольствие в скорбях.

Путь к небу тесен; скорбь поставляет нас на этом тесном пути; а не терпящий скорби не может идти по нему.
Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).


Не надлежит тогда тебе радоваться, когда живешь пространно, в скорбях же супить лицо и почитать их чуждыми пути Божию. Ибо стезя его от века и от родов крестом и смертью полагается.

Невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину, потому что человек не может сам собою, без благодати Христовой, сподобиться сего величия, т. е. за божественные сии труды войти в искушение - и возрадоваться.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Лучше ли было бы для Марии Магдалины, если бы она не подверглась страданиям, но провела в стране Магдальской обыкновенную мирскую жизнь и перешла в страну загробную, не познав Христа спасителя и не причастившись благодати Его? Конечно, не лучше, а хуже. Так верьте, что и для нас не лучше, а хуже было бы, если бы мы могли уклониться от бед и скорбей, которыми нас посещает непостижимая, но достоверно премудрая и благая судьба Божия.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).


Спасающемуся о Господе необходимо предлежат степени восхождения в Горний Иерусалим. На жизненном пути неизбежно встречают его скорби и искушения. К ним нужно быть готовым. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья. Обратите внимание, что даже святые апостолы, до получения дара Духа Святаго и дара разуметь Писания, не были чужды желаний временной славы и счастья, как и повествуется в Евангелии. После слов Христа о грядущих скорбях и смерти сыновья Зеведеевы просят у Христа почестей временного царства Его, которого они тогда ожидали. Но вместо этой почести – чашу смерти обещал Христос пить друзьям Своим. Почему, если видим жизнь нашу, исполненную скорбей и неисполнившихся надежд и желаний, да не унываем.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).


Святые говорили, что если бы человек знал, какая радость будет наследовавшим царствие Божие, то согласился бы ежедневно распинаться на кресте всю жизнь, только бы не потерять вечного блаженства. А Господь таких страданий от нас не требует. Хочет только, чтобы мы веровали в Него и смиренно потерпели все, что Он пошлет для нашего очищения.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).


Не надо хотеть легкой помощи от Христа, не надо просить снисхождений, потому что тогда мы останемся неиспытанными, необученными. И в армии те, кто хорошо учатся, остаются в живых. Если человек без конца получает помощь, то в конечном итоге он остается беспомощным... Разве Богу тяжело постоянно помогать каждому человеку? Конечно, не тяжело, но только такая помощь человеку не поможет.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
муринъ 18-10-2007-23:33 удалить
Olke, спасибо большое за твои труды. Сразу и не вместить. Буду читать постепенно, утверждаясь в вере и поминая тебя...
Olke 19-10-2007-00:07 удалить
муринъ, пожалуйста..очень рада помочь))
BAZILIKA 19-10-2007-14:51 удалить
Как же всем нам хочется здесь и сейчас воссоединиться с нашими дорогими и любимыми... и как жаль, что не осуществляемо это по нашей логике, и нашему желанию. Будем ждать,верить(как бы ни было трудно себя заставить терпеть встречи!).Верить и ждать, верить и ждать. С любовью к Его воле...


Комментарии (31): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дни отчаяния | муринъ - Просто жизнь | Лента друзей муринъ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»