Всякое явление, кроме того что оно есть явление чего-то, (хотя если верить Канту, то не понятно чего) имеет в своей определенности различные уровни связей и отношений, различимых по мощности обобщения. Наибольшим обобщением можно принять понятие Универсум, и тогда остальные уровни будут определены как уровни универсализации чего-то изначально единичного. Мы можем согласится, что это монада. Всякая монада представляет собой манифестацию воли Творца, согласно которой все монады находятся в, определенных этой волей, отношениях. И согласно Лейбницу эти отношения гармоничны, а мир не только совершенен, но и лучший из всех возможных миров. Но человеческая монада, будучи по существу духом, в силу этого своего качества обладает свободой воли и выбора. Но свобода это не просто некий беспредел, когда поступки совершаются просто потому, что есть эта самая свобода воли, и наличие воли к действию признается достаточным основанием для самого действия, а есть она качество сознания, которое требует разумного обоснования своих действий. Разумность делает действие легитимным в общественном сознании. Во всяком случае, это пока так. Не разумные действия оцениваются обществом как такие, к которым непосредственно не применимо понятие вины и действие не оценивается как преступление против общественного договора и закона, придающего этому договору действенность. Если же человек признается в принципе не разумным, то он считается не вменяемым в отношении вины. Другими словами общество структурировано по принципу достаточного основания, а носителем этого основания, его наличное бытие, выражается в понятии «мотив». Мотив должен быть, во первых, разумным, а во вторых легитимным в системе оценок общественного сознания. По видимому, по причине того, что отчужденные от отдельного человека производственные силы достигли достаточного уровня развития, этот отдельный человек чувствует все большую независимость своей жизни от жизни других членов общества в целом. Он склонен находить свою безопасность в безликих, не живых механизмах любого уровня, толи это безликий юридический закон, толи система снабжения продуктами, - все они отчуждены от конкретного человека и работают согласно своим безличным программам, как, скажем, работает сила земного притяжения. В этой ситуации другой человек становится просто не нужным для моего выживания, а если все мои усилия направлены на это самое выживание, то и вообще излишним и даже вредным элементом, вносящим своей свободой элемент непредсказуемости и, тем самым, опасности. Таким образом, оценка «другого», как излишнего и опасного для выживания, становится разумным и, тем самым, легитимным мотивом для его устранения. В принципе оно всегда так было, но в более ранние исторические периоды, для выживания отдельного человека требовался коллектив, некое критическое количество особей, солидарных друг к другу перед лицом угрожающей уничтожением средой. В конечном итоге миллионные армии воевали друг с другом, пытаясь уничтожить конкурентов на жизненные блага. Конечно, как мотивы чаще всего выдвигались некие разумные основания и цели, типа цивилизационной мисси при ограблении колоний, или привнесение света Духа и спасения души в среду язычников. Но суть оставалась все той же – устранение конкурентов и самообогащение. Личное богатство очень быстро стало гарантом безопасности и источником всяческих наслаждений, а в дальнейшем и само стало наслаждением. Быть богатым – это само по себе удовольствие, даже если это счет в банке, а ты бредешь по пустыне, умирая от жажды. Но к счастью человек слишком сложное существо, что бы его целиком можно было свести к столь примитивным механизмам. И исторически к богатству складывалось у людей довольно не однозначное отношение, хотя бы по той простой причине, что наличие богатых людей, автоматически порождает и бедных. Конечно, если распределить все поровну, то не будет ни тех ни других. Но опыт показывает, что поскольку такое состояние реализуется только в некоторых государствах, скажем СССР, то те, кто обладает большими богатствами чувствует угрозу со стороны факта иного положения вещей, - именно, что возможно жить и не делясь на имущих и не имущих. А с другой стороны, те усредненные, со временем начинают завидовать шикарной жизни богатых в обществах с имущественным неравенством. Хотя потом, на практике, оказывается, что подавляющее большинство народа попадает как раз в категорию не имущих, а их собственность переходит в распоряжение нескольких десятков шустрых дельцов. Но зависть штука коварная, а идеологическая пропаганда весьма изощрена, так что бараны, в конце концов, оказываются именно там, где и должны быть по определению власть имущих, - в загонах для стрижки и доения. Тут у нас, по ходу изложения, всплыло понятие «власть». Имущие, обладают властью над судьбами не имущих. Они могут распоряжаться этими судьбами, по своей воле и усмотрению. И в этом источник гордыни и наслаждения. В конце концов, зачем нужны были бы те богатства, если бы они не возносили
Читать далее...