[468x60]
Nataly Samojlova NEW
Art Blog, FINE ART: painting, art-links
[показать]
Magic, c. 1936-40,
collage on paper, support: 13.1 x 10.6 cm,
Tate Gallery, London.
[показать]Opened by Customs, 1937-8, paper collage, oil and pencil on paper, 33.1 x 25.3 cm, Tate Gallery, London. |
|
ВСТРЕЧИ С ХУДОЖНИКАМИ
В моей чертовой берлоге
на полу, на полках
в одном углу
гнездятся многие худоги.
Весь искромсанный Филонов —
в черноточии и пятнах,
кристаллов миллионы
горят, ярятся,
в бешенстве взлетают.
Из-за угла
весь в фонарях
глядится граф Порезанный
и Сонька-повитуха.
Пишущий камышинкой Тышлер:
тысяча штрихов,
и в сетке их
среди шкатулок, пряников, зеркал
барахтается легконожка "Золушка"
Семена Кирсанова.
А рядом с серьгой тяжелой в ухе
Улялаев-кривозуб Ильи Сельвинского.
Еще рисунок: на Тверском бульваре
бакенбардный Пушкин,
примостившись на скамейке,
беседует с длиннохвостыми рыбами,
стоящими торчком.
Еще: Маяковский, взвалив на плечи
ослабшую конягу, шествует...
"Хорошее отношение к лошадям"...
И множество тышлеровских иллюстраций к Шекспиру,
Маяковскому, Эренбургу, Мериме.
Виктор Барт — к вершине башни
поднявшийся на "Облаке в штанах" —
и в то же время — пушкинист, парижанин,
отчаянный шахматист
молнийного наброска суровый мастер
еще с 12-го года,
Тогда уже я часто встречался с ним,
злющим карикатуристом,
в Школе Живописи, Ваяния и Зодчества,
в знаменитом доме — Кировская, 21 —
где учились, резвясь, Маяковский и Бурлюк,
где жил и трудился Предземшара Велимир
и позже —сестра его —художница Вера.
Жил и работал во всю ширь Коля Асеев,
мечтал о летающем люде Татлин,
преданный деревьям Фаворский.
Провел детство и юность сын профессора
Борис Пастернак.
В этом восьмиярусном доме, в моем подъезде,
где сейчас бурлит и гремит,
как только что пойманный тигр,
композитор Шостакович,
|
Георгий Костаки о творчестве Анатолия Зверева "Каждый мазок кисти - сокровище. Художники подобного масштаба рождаются раз в сто лет". Эти слова принадлежат известному русскому художнику Роберту Фальку, сказанные им после того, как он увидел работы Зверева у меня дома, в Москве, в 1958 году. Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Рене Д'Арнонкур и бывший директор музея Альфред Барр, которые были у меня в предыдущем году, самым высоким образом оценили творческую деятельность Зверева, выделяя его особо из группы молодых художников послесталинского периода, чьи работы были выставлены у меня. Именно тогда они приобрели несколько его работ для музея. Я был представлен Анатолию Звереву композитором Андреем Волконским в 1954 году, когда он принес мне массу рисунков и акварелей. Мой интерес к нему, начавшийся тогда, постепенно перешел в дружбу. Анатолий Зверев родился в 1931 году в простой русской семье. Его отец, который был счетоводом, умер в молодом возрасте. Его мать была посудомойкой в московских кафе. Сам Зверев не получил официального художественного образования. Он поступил в художественное училище памяти 1905 года, а несколько месяцев спустя был исключен за неподчинение правилам училища. Его "вина" была в том, что он спорил с преподавателями , отказываясь изменять линии рисунков, исправлять композицию, не говоря уже об оттенках и цветах. Однажды у него хватило ума сказать весьма бессовестным образом перед всем классом о том, что функции преподавателя должны быть ограничены. "Учитель, -сказал он, - должен содержать в порядке классную комнату, снабжать учеников красками, точить карандаши и ничего больше". За это он был исключен из училища. Полностью: http://www.agaze.ru/zver-tvor.html |
|
Об АНАТОЛИИ ЗВЕРЕВЕ Сергей Кусков, искусствовед: | |
Ци Бай-ши
"Я рисую креветок уже несколько десятков лет и только сейчас начинаю немного постигать их характер".
На праздновании 93-летия художника известный китайский писатель Лао Шэ сказал: "На картинах Ци Бай-ши движения креветок в воде переданы так, что кажется, будто они живые".
Даниил Иванович Хармс
→
Серов, художник, пошёл на Обводной канал. Зачем он туда пошёл? Покупать резину. Зачем ему резина? Чтобы сделать себе резинку. А зачем ему резинка? А чтобы её растягивать. Вот. Что ещё? А ещё вот что: художник Серов поломал свои часы. Часы хорошо ходили, а он их взял и поломал. Чего ещё? А боле ничего. Ничего, и всЯ тут! И своё поганое рыло куда не надо не суй! Господи помилуй!
Жила-была старушка. Жила, жила и сгорела в печке. Туда ей и дорога! Серов, художник, по крайней мере так рассудил...
Эх! Написать бы ещё, да чернильница куда-то исчезла.
22 октября 1938
|
Д. Хармс О явлениях и существованиях № 1 |
Икона XI века св. апп. Петра и Павла из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника представлена после реставрации в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) в Москве, специалисты которого в течение шести лет работали над спасением уникального памятника.
Как сообщил на пресс-конференции, посвященной завершению реставрации, директор Новгородского музея-заповедника Николай Гринёв, "это древнейшая икона, существующая на территории России". Икона имеет точную дату – она была написана для Софийского собора, первого каменного собора в Новгороде, в середине XI века. "Привычных для нас алтарных преград, состоящих из множества икон, не было; в соответствии с греческой традицией была алтарная преграда, состоящая из двух больших икон, между которыми натягивалась завеса", – – рассказал он. Одной из двух таких икон в Софийском соборе была икона Петра и Павла, которая сохранилась полностью. Автором ее, вероятнее всего, был византийский мастер, за плечами которого многовековой опыт.
Н. Гринев
Отвечая на вопрос журналистов о "возможности возвращения иконы в собор", Николай Гринёв отметил, что об этом не может идти речи. "Все иконы из коллекции музея когда-то находились в храмах, иконы создавались для храмов, подчеркнул он. – Но, создавая новый храм или украшая старый, не надо идти по пути "донашивания" икон наших предков", сказал он. В каждом веке храмы пополнялись новыми иконами, современники дарили новые иконы, храмы украшались. "Вот эту хорошую традицию надо сохранить и более активно использовать, – считает он. – Если мы хотим украсить храм – то по старой русской традиции мы должны заказать икону, написать ее, заказать оклад. Если мы этого не будем делать, то XXI век не останется в истории культуры".
Во время Великой отечественной войны икона Петра и Павла была вывезена в Германию. Как рассказал директор музея, в августе 1941 года была спешно объявлена эвакуация. Новгородский музей вывез огромное количество своих культурных ценностей, но, к сожалению, не все. Коллекцию икон вывезти не удалось. Через Новгород проходила линия фронта, которая стабилизировалась на три года. "Как ни странно, когда начались обстрелы, немецкое командование среагировало на письмо одного из сотрудников музея, оставшихся в Новгороде, и приняло решение эвакуировать из фронтового города культурные ценности, – рассказал Н. Гринёв. – Их эвакуировали во Псков, из Пскова – в Ригу, потом под Кенигсберг. В конце войны коллекция оказалась у американцев, которые аккуратнейшим образом старались ее вернуть". Однако в процессе перевоза часть коллекции была утрачена. Из 600 вывезенных икон вернулось только 478.
Сейчас в коллекции музея насчитывается 2,5 тысячи памятников русской иконописи, в основном это иконы 14-17 веков, гораздо меньше – 18 века. Сейчас, однако, появляется особая коллекция, и она уже большая, состоящая из "народных икон", сказал Николай Гринёв. "В былые времена никто на мелкие иконы внимания не обращал – хватало шедевров, а сегодня мы собираем уже иконы, которые писались для дома", – – отметил директор Новгородского музея.
М. ШимаханскаяО процессе реставрации оклада иконы рассказала ведущий научный сотрудник ГосНИИР Марина Шимаханская. В 1940-х годах оклад был снят с иконы, его части фрагментировались, появились деформации. При реставрации все фрагменты – около 600 – были очищены от загрязнений, выправлены.
Как говорится в пресс-релизе ГосНИИР, икона "Апостолы Петр и Павел" – – одна из самых больших (236 х 147 см) во всем византийском мире. С конца 90-х годов состояние сохранности иконы стало резко ухудшаться. В 2002 году икона поступила на реставрацию в ГосНИИР. Все работы проводились под микроскопом: со сложнейшего рельефа были удалены остатки предыдущих реставраций и загрязнения, затем приклеивались крохотные частицы красочного слоя в несколько квадратных миллиметров каждая. Уникальную по сложности работу осуществил специалист института, реставратор высшей квалификации Юрий Рузавин. На левом поле оставлен один черно-грязный кусочек – чтобы показать, какой была икона до реставрации.
В ближайшее время икона будет доставлена специальным транспортом, оборудованным климатической установкой, в Новгород.
Елена Бажина Благовест-инфо
|
История отдела научной реставрации древнерусской живописи
Отдел научной реставрации древнерусской живописи был образован в самостоятельное подразделение в 1985 году. В своей работе реставраторы икон руководствуются принципом «не навреди». За время существования самостоятельного отдела его сотрудниками было приведено в экспозиционный вид более пятисот икон и раскрыто около четырехсот. |
|
Судьба чудотворной иконы преподобного Димитрия Прилуцкого после 1917 года
История реставрации иконы |
|
|
Художник-реставратор
К.Шейкман. 1970-е гг. Художники-реставраторы музея-заповедника "Кижи" И.М.Гурвич, Г.Н.Попова. 1970-е гг. |
|
дерево, левкас/резьба, темпера 26см x 12см 1997 г.
***
Русские православные иконы в американской глубинке
Икона —
[показать]одна из форм
[показать]Откровения
Когда приходится слышать об иконах и иконописцах, услужливая память подбрасывает имена Андрея Рублева, старца Алимпия и «Черные доски» Солоухина. Ну, может быть, еще «Видение отроку Варфоломею» Нестерова. Кажется, что все это в невозвратном «далеко», там, где нависает над Святой Русью татаро-монгольское иго, где голубоглазые отроки задумчиво и неторопливо проселком среди лесов и полей бредут в монастырь. Где горбоносые константинопольские изгнанники сеют зерна учености на самом краю христианской Ойкумены.
далее: http://www.spbumag.nw.ru/2003/06/17.shtml
Жизнь любого произведения искусства, будь то Икона или картина, не вечна. Но, безусловно её необходимо и можно продлить, тем более если это семейная ценность передаваемая из поколения в поколение.
Медная пластика городов Московской Руси (ХIII-ХV вв.) // КСИА. Вып. 208. М.
Никитин М.К., Мельникова Е.П. — Химия в реставрации :: Электронная ... Рассмотрены химико-технологические процессы реставрации.
|
Иконопись XV - XVIII в.в.
[показать]Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции. http://museum.pereslavl.ru/expoz/ikona.htm |
[показать]
В Приказной палате Псковского кремля состоялся вечер-встреча с Савелием Ямщиковым.
Эпоха становления
«Я привык работать бесплатно, от всего сердца и от всей души», – такими словами закончил свое выступление в Приказной палате Савелий Васильевич Ямщиков, заслуженный деятель искусств, писатель, публицист, председатель Ассоциации реставраторов России, ярый славянофил и один из наиболее активных защитников культурных ценностей России. Некоторые даже называют его «символом борца за сохранение древнерусского наследия». Причем вовсе не потому, что Савелий Ямщиков составил реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи» и спас бессчетное количество памятников – такие вещи достойны огромного уважения, но в нашей стране их все равно не хватит, чтобы стать «символом». Просто тактика, которую Савелий Ямщиков выбрал для своей борьбы, чрезвычайно агрессивна. Везде, где только можно, – на публике, в газетах, на центральных телеканалах, и даже в письмах президенту Владимиру Путину, – он желчно критикует опостылевших ему писателей, политиков и журналистов, в том числе не имеющих к древнерусскому наследию совершенно никакого отношения. И те, кто пришел послушать Ямщикова в Приказную палату, имели возможность еще раз в этом убедиться.
Полностью: http://www.gorgazeta.newspskov.ru/2007/29/
***
www.museum.ru
Выставка "Времени наперекор" входит в цикл "Из истории музея: люди и коллекции", посвященный истории собирания художественных ценностей Музея изобразительных искусств РК и тем людям, которые связали с этим музеем всю свою творческую жизнь. Выставка посвящена деятельности реставраторов - людей редкой профессии, главным пафосом работы которых является преодоление губительного воздействия времени на музейные экспонаты, максимальное продление их жизни. Чтобы произведения искусства прошлого могли долго служить источником эстетического наслаждения для новых поколений, музейные работники должны серьезно заботиться не только о физической сохранности памятников, но очень часто и о восстановлении их художественной выразительности.
В Карелии хорошо известны имена реставраторов Ирины Николаевны Куспак и Александра Ивановича Байера. На протяжении трех десятилетий они работают над восстановлением памятников искусства из музейных и частных собраний.
http://www.gov.karelia.ru/cgi-bin/ph...pl?id=5425&s=s
http://www.gov.karelia.ru/cgi-bin/ph...pl?id=5423&s=s
Реставратор Ирина Куспак.
Заслуженный работник культуры Республики Карелия, реставратор древнерусской темперной живописи Ирина Николаевна Куспак пришла в Музей изобразительных искусств КАССР (ныне - Республики Карелия) в 1973 году, и с тех пор вся ее творческая жизнь связана с этим музеем. Почти с самого начала она избрала специальность реставратора икон, в дальнейшем постоянно совершенствуя свое мастерство. В 1980 г. И. Н. Куспак получила специальность искусствоведа, окончив кафедру теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Полностью:
http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2005/09/0919_04.html
[показать]
Пророки Малахия и Наум. Около 1497 г.
Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГРМ
(Альманах «Памятники отечества» Вып.30 ,1993г.)
Неумолимое время не щадит ни прочных стен, ни изящного убранства древних храмов. В особен­ности беспощадно оно к иконам, чьи краски затухают под копотью, теряют свежесть и начинают шелушиться от перемен погоды. Неумолимо темнеющее древнее пись­мо приходилось поновлять или переписывать не реже раза в столетие. Случалось, старую икону просто заменяли на новую, более яркую. Трудно осуждать верую­щих за искреннее стремление к внешнему благолепию. Но не стоит забывать, что только по одной этой при­чине отечественное искусство не досчиталось множества произведений, которые могли бы стать хрестоматийны­ми. Не дай
[показать] В Саратовскому государственном художественном музее имени А.Н.Радищева хранится икона XVI века «Илья Пророк в пустыне». Икона эта, как гласит надпись на обороте, была куплена в Москве саратовским купцом Д.Н.Спириным как икона Новгородского письма. Рассказы о подвигах Ильи, одного из многочисленных пророков, можно прочитать в Библии, в Третьей и Четвертой книгах Царств. Христианство, зародившись в недрах иудейской религии, включило Библию, или Ветхий Завет, в свой канон. Таким образом, в развитом христианстве библейские пророки стали восприниматься как провозвестники Христа и были введены в сонм христианских святых. Христианское учение, став государственной религией Византии и получив тщательно рассказ разработанные отцами церкви обряды, быстро распространилась и в конце X века было принято на Руси. Успех новой религии во многом определялся сходством «функций» того или иного святого с чтимым в народе языческими божествами. В частности, Илья Пророк, гневливый и неистовый ревнитель Бога, взятый на небо в огненной колеснице, органично соединился в сознании русского человека с образом грозного Перуна, главного божества славян, повелителя грома и дождя. Постепенно, вытеснив его, Илья стал одним из самых популярных в народе святых, который, по представлению крестьянина, дает дождь или ведро, хранит дом и урожай от пожара, наказывает неправедных огнем. Его лику придавали обычно суровое, гневное выражение, в полном соответствии с его характером. Культ Ильи установился на Руси довольно быстро. Иконы с его изображением были особенно популярны на Севере. В XVI веке наряду с иконами, представляющими одного или нескольких святых получают распространение и житийные иконы, рассказывающие о важнейших событиях жития святых. В этом случае главный образ помещается в центре (среднике), а «деяния» изображались по его сторонам в прямоугольных клеймах. Широкое распространение житийных икон и житийной литературы было связано со множеством причин. Это и возросший интерес к человеку, и все большая потребность в утешении, справедливости. Заступничестве, и стремление сделать икону более понятной действенной, усилить ее назидательные тенденции, превратить в орудие государственной политики. Вместе в тем увеличивается количество художников, не принявших монашество и относящихся к иконописным сюжетам более трезво, обусловило большее проникновение в иконы жизненных деталей, нарастание повествовательного начала. Икона саратовского музея вполне характерна для этого времени. Как это обычно бывало, средник, собственно образ для поклонения, выдержан в более традиционном духе. Изображено «сидение» Ильи Пророка, куда удалился после обличения царя Ахава, поклонявшегося языческим божествам. Там Илью кормил, приносивший хлеб и мясо. Поворот головы и массивной фигуры Ильи, детали окружения: горки, условные деревья, текущий у ног ручей, летящий ворон – переходят из одной иконы в другую. Но искусство XVI века, декоративное и радостное, оказало влияние на трактовку образа. Суровый старец с развевающимися космами волос становится более благообразным. Черты лица смягчены, сглажены, линии округлы и плавны. Вокруг средника размещены двенадцать клейм. В первом клейме – рождество Ильи. В верхней части представлен его отец – пророк Савах, которому снится, что ангелы влагают в уста младенцу огонь, сходящий с небес. Это, вероятно, возникший более поздний апокрифический мотив. Втрое клеймо показывает обличение Ахава, после которого, покарав царство Израильское голодом, Илья удаляется в пустыню, в третьем и четвертом пророк изображен в доме вдовицы Сарептской, где он два года чудесным образом кормился неиссякающей горстью муки и воскресил из мертвых сына вдовицы. В пятом, шестом и седьмом клеймах иллюстрируется библейская легенда о том, как Илья, желая доказать истинность своей веры, собрал на горе Кармил 450 жрецов Ваала и 400 пророков дубравных, предлагая им просить своих богов ниспослать огонь на жертвы. Все призывы жрецов оказались тщетными, а по молитве Ильи огонь спустился с небес. После этого пророк побивает языческих жрецов у потока Киссона. В восьмом клейме Илья изображен предстоящим Богу. Как уже говорилось, в сознании христианина библейские святые были провозвестниками царства Божия на земле, а потому Илья представлен беседующим с Христом. |
[показать]19 век. Поволжье
Дерево, левкас, темпера. 33,5х26 см.
Спас Эммануил представлен оплечно. Икона написана в середине XIX в., с ориентацией на стиль царских изографов XVII в. Является качественным произведением, представляющим художественную и музейную ценность
[412x522]