Продолжим разговор о малой форме, выложенной на портале litnet. Будет он, разговор, довольно коротким, так как и материала немного. На данный момент у Александра Стуликова размещено три рассказа.
Изначально меня привлекло загадочное слово «тундырма», играющее роль заголовка. Для русскоязычного уха оно звучит довольно забавно. Оказывается, тундырма – по-татарски «мороженое», а действие рассказа происходит в городе Набережные Челны (Республика Татарстан). «Тундырма» играет роль магического артефакта, помогающего перемещаться в пространстве (любопытно, что в рассказе из предыдущего обзора средством для телепортации служили волшебные спички). Съел мороженку – и ты на другом конце города (перемещаться можно только в его пределах). Удобно и оригинально.
На примере рассказа «Тундырма» можно рассматривать вопрос о сложности балансирования на границе жанров. К мейнстриму это произведение отнести нельзя, так как есть фантастический элемент. Но и чистой фантастикой оно не является, так как элемент этот слишком слаб. Более всего «Тундырма» напоминает очерк о провинциальной жизни. местный колорит в рассказе очень силен.
На мой взгляд, итог смешения жанров получился не совсем удачным. После прочтения осталось впечатление, что текст или нужно сократить раза в два и подробнее развернуть тему с телепортацией, или оставить телепортацию в покое и сосредоточиться на описании города. В том виде, в котором есть, рассказ кажется каким-то путаным.
Другое произведение Александра Стуликова, «Хозяин Камы», понравилось мне гораздо больше. Лучшее в нем – это все тот же местный колорит, теплое описание хорошо знакомых автору мест. Фантастический элемент (хозяин Камы – Чудо-юдо Рыба-кит) вновь присутствует, но в данном случае он является сюжетообразующим и не отягощен лишними подробностями.
Действие третьего рассказа, «Озеро влюбленных», вновь происходит в Татарстане, а его главная героиня – это Эби (по-татарски бабушка). Мне вообще интересны тексты о пожилых людях и этот не стал исключением. Эби – это воплощенная мудрость. Она рассказывает навещающему ее врачу легенду об Озере влюбленных, некогда строительном карьере, якобы исчезли там местные Ромео и Джульетта. И она же предлагает и рациональную версию случившегося: скорее всего, влюбленные просто сбежали от родителей в Казань или другой большой город.
А когда доктор навещает ее в другой раз, Эби уже мертва, а на столе стоит тарелка с ее пирогами, еще горячими…
В целом рассказы Александра Стуликова производят очень приятное впечатление. Они пронизано теплом, уютом и любовью к родному Татарстану. Замечено некоторое количество пунктуационных ошибок, но это поправимо. Остается пожелать автору продолжать работу над своим творчеством, возможно, нас ждут новые интересные произведения.
(с) Наталья Царева
Читать рассказы автора:
Сегодня мы продолжим разговор о малой форме, представленной на портале litnet. Честно говоря, я сомневалась, следует ли браться за обзор произведений, опубликованных на бумаге (все рассказы, о которых пойдет речь, издавались в различных журналах), ведь строго говоря, они не являются сетературой. Но потом подумала: почему бы и нет? Публикация в Интернете дает тексту вторую жизнь, и иногда эта жизнь успешнее бумажной. И от моей рецензии хуже точно никому не будет.
Владимир Молотов пишет теплую, как принято сейчас выражаться, «ламповую» фантастику. Есть в ней что-то советское, что-то такое, что сейчас встречается очень редко. Это какая-то доброта, великодушие главного героя, светлое, оптимистичное мироощущение. Чувствуется, что автор любит своих героев и сопереживает им. Его рассказы пронизаны мягким юмором, тонкой иронией. Мне они чем-то напомнили произведения другого малоизвестного писателя-фантаста, Сергея Щепетова. Разумеется, речь идет не о заимствовании, а о типологическом сходстве. В его основе, мне кажется, близкие обстоятельства взросления и воспитания, пришедшиеся на советские годы.
Идея помощи людям, взаимовыручки занимает важное место в творчестве Владимира Молотова. Главный герой рассказа «Муж на час» ходит по квартирам одиноких женщин, выполняя разную техническую работу… а заодно раскладывая магические камешки, улучшающие здоровье, сон, настроение. Делает он это абсолютно бескорыстно, не рассчитывая ни на какую награду. Делает просто потому, что может делать. Но однажды он сталкивается с сильным противником – молодой ведьмой, задумавшей извести свою тетку… и принимает бой.
В связи с этим рассказом мне вспомнились строки из песни «Крематория»:
«Полно кругом роскошных дам,
Никто их не целует».
Когда начинаешь изучать ситуацию с критикой на сайте, первое, что бросается в глаза – это неохваченность малой формы. Рассказы удостаиваются в лучшем случае коротких комментариев. Анализировать их всерьез не берется никто и почему так происходит, в общем-то, понятно. Связано это как с низкой популярностью малой формы в целом, так и с тем, что неясно, что можно сказать по поводу таких небольших произведений? Как говорится, автор, что хотел, то и сказал, и кому интересно, что именно он имел в виду, может пойти и ознакомиться непосредственно с текстом, на чтение которого уйдет десять-пятнадцать минут.
Попробуем переломить эту тенденцию или, вернее, чуть скорректировать ее. Сегодня мы поговорим о прозе Даниэль Брэйн на примере нескольких ее произведений, выполненных именно в малой форме.
Скажем сразу, творчество данного автора – не для слабонервных. Беременным, находящимся в депрессии и особо впечатлительным настойчиво рекомендуется пройти мимо. В данном случае я говорю без всякой иронии, есть в жизни состояния, когда не стоит добавлять негатива к уже имеющемуся.
В то же время, несмотря на то, что очень многие тексты можно назвать тяжелыми, они не являются чернухой, то есть тем, что вызывает чувство беспросветного отчаяния и, следовательно, отторжения. Автор поднимает серьезные, взрослые темы, и далеко не всегда его героев ждет хэппи-энд, однако хорошо видно, что это попытка разобраться в проблемах окружающей действительности, а не стремление нагнать тоску. Вероятно, это – сложность затронутых вопросов и отсутствие обязательного хэппи-энда – отпугнет читателей, ищущих «книжку от мозгов», но оно же и привлечет тех, кто не побоится погрузиться в эти самые проклятые вопросы…
К достоинствам творчества Даниэль Брэйн следует отнести глубокую проработанность темы. Видно, что автор немало времени посвятил, изучая матчасть по каким-то медицинским и другим сложным моментам, здесь не будет наивных ляпов, характерных для начинающих писателей. При этом Брэйн и не «грузит» читателей, не к месту вводя сложную терминологию или излишне подробные объяснения, достаточно того, что сам автор ориентируется в проблеме.
Оформлены тексты грамотно и стилистически гладко, поэтому и с этой стороны у рецензента не возникает претензий. Сюжет, как правило, динамичный, острый, не провисающий. Герои прописаны убедительно и объемно.
О творчестве Эмилии Галаган писать трудно.
Но хочется.
Почему? Прежде всего потому, что хочется сказать спасибо автору всех этих прекрасных, воздушных, невесомых строк… И донести до других читателей: смотрите, смотрите, какой прекрасный писатель! Какие удивительные рассказы! Какая замечательная повесть!
Но отчего трудно говорить об этом авторе, тяжело анализировать его тексты?
Прежде всего потому, что некоторые из них (не все) имеют ослабленный сюжет. Это касается и повести «Если бы можно в сердце поглубже…»
Сюжет этой вещи хочется назвать лирическим сюжетом. Что, конечно, в литературоведческом смысле строго неверно, перед нами эпос, не лирика.
Но бывают же стихотворения в прозе…
«Если бы можно в сердце поглубже…» хочется назвать стихотворением в средней эпической форме. В форме повести.
Как следует из аннотации, рассказывается здесь о том, как автор работала в ларьке. Перед глазами читателя проходят покупатели – полные женщины, приобретающие журналы о похудании, дети, интересующиеся жвачкой и палочками со Спанч Бобом, городские психи, усталые работяги, спешащие утром на станцию… Мы видим владельца ларька Старого Хера, сетующего на то, что главная героиня повести недостаточно «шюстрая», видим ее друзей, поедающих соленую соломку и просроченные сникерсы. И не замечаем, как они становятся нам родными, ведь они – надо же! – те, те самые люди, которые ходят с нами по одним улицам, ездят по одним маршрутам в переполненном общественном транспорте.
Мне даже казалось, что я узнаю этот ларек, ведь я тоже ходила устраиваться туда на работу, кажется, это было лето после 9-го класса, но не сложилось, и, честно говоря, слава богу… А Верка, соседка главной героини, с которой она снимает комнату, она ведь чем-то напоминает мою подругу, с которой мы жили вместе в старших классах…
Читаешь, а в ушах звучат незабываемые треки Земфиры, покорившие мою страну в нулевых, и тебя словно отбрасывает в то уже довольно далекое, нищее и нервное время. И ты понимаешь: да это же обо мне, о нас, о людях моего поколения.
Так оно всегда и бывает с хорошей литературой.
Это очень зыбкая, острая, тонкая повесть. Повесть о морозах и болезни, о дружбе и расставании, о борьбе с собой, о предательстве, о принятии и понимании себя…
Здесь ничего не говорится о таких вещах прямо и не надо, ведь когда прямо, слишком в лоб, это всегда разрушает, делает текст невыносимым.
Все гораздо тоньше, но очень искренне и очень правдиво.
Ради двух вещей стоит читать эту повесть: первое, время, о котором идет речь, оно описано удивительно точно и верно, эффект погружения полный. И второе – внутренний мир главной героини, в которой многие узнают себя, обнаружат свои мысли, свои чувства. Свои надежды и свое отчаяние.
Нет, после прочтения не хочется повеситься, как от иных текстов. Скажем прямо, все кончается хорошо. Творение Эмилии Галаган – это не чернуха. Вообще. Но все же это довольно тяжелая вещь, и вероятно, она не подойдет тем, кто желает «просто отдохнуть».
Но бывают в жизни моменты, когда хочется чего-то свежего, искреннего, родного…
Простого и яростного, как мороз, пробирающий до костей главную героиню повести. Вот для таких моментов и подойдет «Если бы можно в сердце поглубже…»
И окунувшись в этот лирический текст, вы вряд ли сможете вынырнуть обратно. Бросить, не дочитав до конца. Не зря ведь названием стала строчка из песни.
Это и в самом деле похоже на песню. Одно большое лирическое произведение.
Стихотворение в прозе. Я же говорила.
(с) Наталья Царева
Прочитать можно здесь: https://litnet.com/ru/book/esli-by-mozhno-v-serdce-poglubzhe-b28707
Я просто ехал из одного города в другой. Кто мог знать, что вместо этого я попаду в дом, откуда нет выхода? Среди его обитателей экстравагантная художница, пожилой профессор, парочка тинейджеров, девочка, которая подкладывает постояльцам гвозди в постель... и женщина, которую я полюблю. Я отдал бы все, чтобы забрать ее с собой, вот только выбраться отсюда невозможно. Мои соседи погибают один за другим, и, скорее всего, я буду следующим...
https://litnet.com/ru/book/dom-iz-krasnogo-kirpicha-b170480
Если тут есть кто живой, сообщаю, что мои рассказы, романы и всякое другое разное теперь можно прочитать здесь:
https://litnet.com/ru/natalya-careva-u3386326/stories
Буду рада отзывам, конструктивной критике и просто визитам.))
Хочу порекомендовать повесть малоизвестного, но очень талантливого автора Анастасии Михайловны Бурыкиной. Я наткнулась на нее случайно, когда искала книгу, которую мне в юности советовала прабабушка, но которую я не прочла (ею оказалась "Юность Тани" Каверина). Случайная находка моя оказалась столь хороша, что захотелось поделиться ею с другими читателями.
Действие происходит на Алтае в 30-е годы прошлого века. Повесть автобиографична и документальна. Читать ее надо взрослым - даже в 20 я бы, наверно, не поняла и не оценила... Изумительной психологической точности и глубины характеры, широкие картины нравов, честность и отсутствие поучительной интонации, которая так раздражает. Есть в повести диалектизмы, но они не мешают восприятию, все понятно из контекста.
Я думаю, поклонники русской классики оценят.
http://myaltai.ru/culture/detstvo-tani-1
А мы поем. Я и Тима. Господи, как же это здорово. Это здорово, здорово, здорово. Счастье.
Учим песни из воскресной школы, народные, советские.
Наконец-то появился в этой семье кто-то, кто меня в этом смысле понимает.
Муж никогда не понимал.
- Зачем ты поешь?
- А что, плохо?
- Это странно.
В его представлении можно петь под гитару, в компании. Просто так, без аккомпанемента, в трезвом виде - нет.
Есть какая-то особая вселенская справедливость в том, что ребенок, который вымотал столько нервов, которого объективно было тяжелее любить, оказывает мне такую поддержку, так отдыхаешь душой с ним.
Тем более сейчас, когда другой ребенок так стремительно, на глазах отдаляется. "Я папин сын", "у меня папина кожа". "А Тима?" "Тима мамин".
Тима пока мамин. А может быть, и навсегда.
Во всяком случае у нас есть общее совместное занятие, которое нравится обоим. Трудно сказать пока, есть ли голос, но слух у него точно есть.
У меня потребность в пении огромная. Давно уже. Годы. Реализовать ее не было возможности где-то кроме дома. В смысле гитару я уже много лет в руках не держала, да и не хочу играть. Хочу именно петь. Даже думала попроситься в церковный хор. Останавливает то, что церковным пением я не владею от слова "совсем", да еще страшат обязательства. Это же надо несколько раз в неделю по полтора-два часа стоять - жесть. Я никогда не могла отстоять службу, не присев. Правда, когда ты занят, это все воспринимается по-другому. Я на практике страшно боялась, как смогу отстоять 40 минут, в результате о ногах во время урока даже не вспомнила. Не до того просто.
Сегодня мне привозили крестника (подруга на полдня ходит в больницу). Крестник на год младше моих. Так что впервые попробовала себя в роли многодетной матери.:)
Кстати, оказалось, что это совершенно нормально. Дети абсолютно спокойно играли, кушали, смотрели мультики. Делать можно было что угодно. Мои меня поразили - они уже явно понимают, что Левка младше и за ним надо следить. Когда он прыгал на кровати, Тимка сказал: "Лева, аккуратнее", - а когда он открыл кран на кухне и вода заполнила всю раковину, Володька прибежал ко мне со словами: "Мама, там Лева, Лева!!"
Я не узнавала своего обычно требовательного и капризного крестника. За четыре часа он даже не нахмурился. Зато когда пришла мама - началось. И это не так, и то не это. Поразительно, как дети чутки к окружению. С теткой он и не подумал так себя вести. А с мамой можно, мама любит.
Так же и мои. В саду сами одеваются, когда я прихожу - ни в какую.
Да и взрослые по сути ведут себя так же.
***
Звонили с работы, спрашивали, когда я выйду с больничного. Я сказала, что в понедельник. У учительницы, которая замещает меня как классного руководителя, даже голос изменился. Она явно рассчитывала, что я выйду раньше. Рассказала, что учитель рисования написала на них докладную. "Там ужас что творится". Верю.
На работу не хочется до отчаяния. Опять начала сниться.
Готова начать считать дни до конца занятий.
Вчера ходили на крестный ход в "нашу" церковь. Там мы венчались, там детей крестили. Поэтому воспринимаешь это место давно как свое, родное.
Дети были первый раз. Почему-то я им немного завидую, у меня не было таких воспоминаний. А ведь это очень красивое и радостное зрелище - когда люди с пением и горящими свечами идут вокруг церкви, слаженно отвечают на возглас батюшки, поздравляют друг друга.
Вообще-то мы не собирались идти все вместе (последние годы муж ходил один), сагитировала наша подруга и свидетельница, Аня. Она тоже была с сыном, моим крестником, Левкой (2,5 года). А в церкви встретились с Сергеем, уже нашим крестным. Он тоже был с дочкой, Лизой (ровесница Левки). Такая хорошенькая девочка. И совершенно непонятно, на кого похожа. Может быть, потому что Сергей и Юля (жена) сами как брат с сестрой - русоволосые, голубоглазые, высокие...
Вот такой многодетной толпой мы там и тусили.
У Сергея, кстати, двое были еще дома:).
А потом ели дома яйца и кулич. Яйца последние годы крашу луком - самое лучшее народное средство.
Вот и началась Светлая неделя. Хорошо.
Наша церковь - Алексея, человека Божьего с Поля (построена в 1540 г.). Когда-то здесь был девичий монастырь, упраздненный в начале XVIII столетия.
В годы советской власти церковь была закрыта, вокруг нее собирались и выпивали работяги с окрестных заводов. Они называли это место "Кабачок "Мертвые души" (рядом с церковью заброшенное кладбище). Восстановлена в 90-е годы силами отца Владимира (Георгиева) и прихожан.
Осознала сегодня, как сильно снова хочу ребенка. Старшие уже подросли и с ними стало полегче, самолеты строят, вопросы задают… Красота.
А я хочу еще одного малышаста – смешного, беспомощного. Носить на ручках, целовать, гулять с колясочкой. И иметь при этом время для старших – намного больше, чем оно есть сейчас, с этой сумасшедшей работой.
Да, по работе я не буду скучать, пусть временами у меня и получается, пусть иногда бывает интересно, она слишком выматывает, она забирает тебя целиком и оставляет только пустоту и горечь. И нервы, нервы, нервы.
А если бы мне прямо сейчас предложили работу поприличней, в университете? Нет. Даже там не хочу.
Кажется, никакого честолюбия у меня просто не осталось.
Верней, оно есть, просто нет потребности реализовывать профессионально прямо здесь и сейчас. Мне все равно надо заканчивать диссер, а работу я всегда найду. Мои знания всегда будут со мной, как сказали мне однажды, они никуда не денутся. Я не из тех, кто способен сидеть в одних кастрюлях, голова работает постоянно, все время что-то читаю, узнаю новое, в том числе и по профессии.
Есть и другие доводы: надо рожать сейчас, пока есть силы и здоровье…
Но на самом деле это рационализация уже, а главное – просто желание, не такое бешеное и мучительное, как было с первыми, легкое и светлое. Радостное. Третий ребенок для меня – как первая влюбленность почему-то. С первыми все по-другому было, потому что затянуто, я уже давно хотела, учеба мешала, отсутствие денег.
Сейчас все иначе.
Немного жаль, что не все поймут. Родственники не обрадуются, это точно. Но по большому счету меня не слишком волнует их мнение. Я давно уже большая девочка и все важные решения принимаю сама.
Надо просто немного подождать. До лета уже немного осталось, а там отпуск… И скорее всего, я уйду из школы.
Свобода.
Как в моей любимой песне. Сколько раз я пела ее, подбодряя себя в трудные времена:
«Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы…»
Сейчас надо просто собраться и как-то вытянуть эти два месяца.
Да, надо собраться.