Окно рейсового поезда ночью мешает внешний мир с отражением всех плацкартных внутренностей. Сливаясь в один динамичный коллаж, отпечатки пальцев на стекле накладываются на железные койки, фонарные столбы выхватывают из темноты дома и улицы, и другие куски чужой повседневности. Характерный стук колес о шпалы отсылает эти куски в воспоминания, где тысячи разных картинок слипаются в единый образ. Поселки, названия которых никого не интересуют, люди, чья биография проста и очень предсказуема. Какие-то физические силы тащат вагон через места, где произошел конец истории – полное отсутствие событий. На пути из Барнаула в Омск я ощущаю себя «нигде».
Мне не интересно. Зачастую это основная проблема моего восприятия, и особенно остро она стоит именно сейчас. Я приехал к сестре, которую не видел около двух лет, и новоявленному родственнику, который младше, чем мой сотовый. Он может претворяться, что печатает на клавиатуре, и меня этот трюк, наверное, должно размазать от умиления. Социальные обязательства к тем или иным чувствам всегда приводят к дилемме между грубостью и лицемерием. В данном конкретном выборе я решил подумать, что цирковые обезьяны бывают прогрессивней. А Омск – город как город, он может нравиться только в контексте личных ассоциаций.
"Нам всегда говорят отовсюду – будь собой, не стесняйся, будь собой. А что, если для многих людей быть собой – значит быть негодяем или шизофреником? Что если в твоей натуре – быть больным, несчастным, дураком, трусом? Тогда ты готов «быть собой»?
К этому выбору, в таком случае, надо относиться с большим уважением."
Это цитата из книги Петра Силаева "Исход". Хорошая, жуткая и короткая (страниц в 40) книга.
Мимикрия была важным навыком беспозвоночного, которому я научился еще во времена посещения средних образовательных учреждений и своих первых контактов с чужими, враждебными голосами в голове. Я знал точно, что согласие с бессмысленными, нелепыми и [...random deragatory defenition...] ценностями заставляло контрагента любить тебя ровно в 2.3456 раза больше, чем отсутствие согласия с его системой несовместимых с твоими жизненных взглядов. Соглашаться было легко и приятно.
Проблемы возникали при увеличении количества контрагентов в пределах слышимости.
Мне всегда нравилось делить время на равные отрезки. Первый семестр. Второй. Третий. Десятый. Новый я. Новый ты. Тот был глупее; новый куда круче и у него есть бородка и очки и книжка с глупостями уже давно умершего человека.
Отрезки закончились. Началась полоса. Старый я был глупее,старый ты был глупее, и вообще зачем об этом говорить, это уже было в статье на смешном американском сайте, только написано лучше, потому что тому парню за это, наверное, платят. Через какое-то время мы оглянемся назад и даже не засмеемся, но, возможно, напишем эссе на тему «youth is wasted on the young», а потом взвесимся и расстроимся. Еще через два будет что-то еще. После окончания обучения не приходит бородатый старец с карточкой manhood или там adulthood и не рассказывает тебе секретов мироздания; в детстве я воспринимал больших, умных людей как носителей Истины в последней инстанции, а на самом-то деле, о печальные складки на ляжках Барбары Стрейзанд, они напуганы внутри и выдумывают на ходу, выдумывают все, стандарты отчетности, нравоучения, фен-шуй и обоснование невозможности путешествия во времени назад, объясняя ее на примере фидбэк-лупа электрогитары и почему ты, маленький засранец, должен доесть эту гребанную кашу.
Меня вот лично парит отсутствие внятной инструкции к жизни, дорогой дневник. Ее не было в секретном отделении отцовского стола, ее не закопал прадед под дубом, под которым играл его прадед, ее не было в ковчеге инопланетян в секторе «Майк-Чарли-тринадцать» и ее точно не было в том пластиковом зип-локере, который мы с тобой пытались выменять на бессмысленную бумагу в этих унылых зарослях кафельных малоэтажек.
Мы ведь думали, что будем aphex-хищниками в пищевой цепи, да? А потом считали уснуть в ванной с теплой водой хорошей идей, потому что идти в кровать было лень. И у нас были лекарства от скуки и сомнений, они стоили не очень дорого и однажды я слышал о чуваке, который видел целый багажник, набитый лекарством. Потом у меня выросли волосы в неприличных местах и я стал интересоваться девочками. Ха, ха.
Сомнения были раздором внутри нас и kinda rubbed us in the wrong way, поэтому сомнения нужно было un-see; сомнений не было, была только мантра про то, как я играю, выигрываю, проигрываю и играю, чтобы выиграть.
Мы, скифы, ненавидели радугу.
Все люди, которых я вижу в течение суток, уже вторую неделю делятся на тех, что с аватарками и продавщиц в магазинах. Последние раз по сто спрашивают о совместимости моих паспортных данных с табачной продукцией, первые эпизодически мелькают, а мое мироздание втиснуто в треугольник- монитор-кофемолка-пепельница. Мне, в свою очередь, полагается интересоваться строго Прустом и Стендалем.
Хронология дня до тошноты циклична. Будет безбожно убито еще месяца два моей биографии. Все, что мне интересно, так и останется на уровне детского творчества альтернативно развитых (рисовать как конь копытом плюс две грустных нотки на синтезаторе)зато мозг научится ассоциировать надоевшие мне обои со стилем Барокко и симпатичных мне людей с термином "кристаллизация". Смысл всей этой подмены важного необходимым в том, чтобы на ГОСах меня оценила какая-нибудь очкастая жаба с мозгом сугубо археологической ценности, и выплюнула в очень взрослый мир.
В начальных классах я был однозначно примечателен. У меня был рекордно низкий результат в скорости чтения (22 слова в минуту), в футбол я играл паршиво а девушкам был менее привлекателен чем бубонная чума. Единственно сносной способностью было умение драться. Чему, опять же, никто не был рад. Учитывая, что весь мой досуг тогда делился на чтение про динозавров и лепку динозавров, коммуникативных навыков в том числе ноль.Задрота из меня тоже не вышло:положение спас местный толстяк, на которого и пал общенародный гнев.
В период родительских командировок я жил у бабушки. Тогда старший брат меня таскал со своей тусовкой, где я был известен не иначе как "брат друга". Я иногда даже сомневался, что у меня вообще есть имя. Первые люди, с которым меня познакомил брат это Женя Кэш (сокращение от, извините, кошкоеб)и токсикоман Леша Кэмел с третьего подъезда. В общем я прибился ко всему тому, что сейчас бы назвал биомусором.Занятия тоже были соответствующими: за гаражами или на какой-нибудь стройке я флегматично взирал как бритый налысо чувак по имени Бобер, накачавшись манагой, поясняет за пацана своим кроссовкам. Когда мы периодически таскали алюминий с воинской части появлялись деньги. На деньги покупался луч поштучно и жвачки с голыми бабами. Последние педантично клеились в особую тетрадку хранимую в секретном месте.
Раньше все было как то просто.Не было готов, эмо, хипстеров, анимешников, розовых челок,черных очков,крестов на руках. Были нефоры, панки и гопники, все! Нефоры слушают Нирвану, гопников ты сразу узнаешь а панки где-то есть но их никто не видел. Тамагочи- мечта жизни, велосипед- твое все, мультики каждый день ровно в три. Мы десятком набивались в одну комнату чтобы играть в сегу на два джойстика. Самое большое попадалово-разбить мячом окно а самый страшный человек это дворник. Дворником был низенький забавный дедок, которого даже моя бабушка называла почему-то "Школьник". Школьник однажды очень плотно закрылся в гараже и завел свой старый запорожец.
Ветер пытался обглодать мой хрупкий кальциевый каркас, я тихо плевался клингонскими неприличностями и выдавливал в трубку непослушные, ломкие, как скорлупа, слова чужого языка; ветер был дыханием самой первобытной тьмы, которую в огромном блэндере отделили от света и сказали, что это хорошо; выбросили куда-то в сторону, где она расползлась плесенью и теперь травит изнутри потомков обезьян, задувает ледяным, смрадным дыханием их потешные электрические свечки и шепчет на языке, умершем задолго до динозавров, приятные безумства.
В направлении своего короткого забега за право обладания бетонной клетушкой и коллекционной репликой бластера Боббы Фетта я не сомневался, но иногда казалось, что упускаю что-то важное, что-то плачевно обыденное, но при этом очень человеческое и универсально необходимое для полноценного экспириенса в этом вместилище.
На свидание я пригласил упаковку арахиса в цветной глазури и спасительное мерцание сразу трех экранов; я растворялся в белом шуме и видел светлое будущее, где я живу в маленьком черном цилиндре на околоземной орбите, неуязвимый, просто существующий, как издевательский блеск далеких, далеких звезд, подключенный ко всем сетям сразу, самореплицирующий и изучающий, крохотный блип на радарах и всевидящее око, подвешенное в пустоте над мерзкой голубоватой сферой с ее копошащейся живностью и нестерильными столовыми, я слышал нарастающий гул двигателей и писк датчиков, новые чувства наполняли мое влажное и шершавое я,спрятанное в теле складчатого органического моллюска,там, в прекрасной скорлупе из металлов и полупроводников, я засыпал довольный, под убаюкивающую трескотню соплеменников, под их неугомонные пляски и рокот далеких бессмысленных войн и плач их женщин, засыпал, цепляясь за тлеющие угли сознания своими новыми, гибкими щупальцами.
Дерево уйдет в местечковый зин Lions and lambs . У меня опять четкое ощущение что "не осилил". Может, если напечатают в формате почтовой открытки, то выйдет неплохо. А в крупном варианте похоже на гибрид морковки с метлой дворника.
Случай, когда человек заявляет об опыте, не соответствующем пережитому, называется ложь. Например, фраза « В свободное время вожу экскурсии по аду внутри меня.» явно намекает на ужасы всех мировых войн и опыт холокоста в биографии двадцатилетнего подростка. И я даже не знаю, что меня больше бесит: наличие подобных людей как таковых или факт их востребованности публикой.
Человек может мутировать бесконечно долго с одной лишь задачей выделиться. При этом люди обычно смотрят на то, как это делают другие. А потом, странно, но делают так же. Отчего приходят к кофейно –сигаретным образам. Или совсем уж мазохизму: «сверло дрели, проходящее сквозь запястья.»
Есть слова и есть их значения. Употребление слов без представления об их значении называется «треп». Если трепятся чтобы вызвать сострадание, то это уже «нытье», частный случай трепа. Негативные эмоции сильней всего. Пользуясь одним этим фактом можно очень круто подменять прожитое написанным, попутно создавая аудиторию для изливания драмы. «сердобольность окружающих всё-таки заставляет поверить, что в этот мир ещё можно верить». Девочка возраста «вам есть восемнадцать?», а мир ее уже где-то безбожно кинул.
Еще один бесплатный бонус декаданса- ты претендуешь на большой жизненный опыт, твой внутренний мир глубже чем госдолг США, и потому, только окончив школу, можно сказать что-то вроде « тело - лишь оболочка, отвратительная, гадкая оболочка и смерть тебя освобождает от неё». А главное: внимание, много внимания. Крики об убийствах и привлекают больше народу чем крики о котятках.
У меня всегда были симпатии к недовольным. У недовольных есть мотив к действию. Они меняют окружающее согласно своим идеям. Пытаются, во всяком случае. Но нытье в таких же отношениях с развитием как каннибализм с любовью к людям. Нытики, как частный случай недовольных это просто яд. В своих обоснованных случаях это безволие, в прочих –негласное соревнование в степени паршивости насущного. Как будто дети с линейкой закрылись в школьном туалете чтобы выяснить кто больше мальчик. Занятие настолько же лживое насколько бесполезное, тем более, что у части людей член исключительно мнимый и то, благодаря настройкам профиля.
Особо любопытные могут пролистать мой дневник и сказать «а нифига! Ты такой же». И будут очень правы, потому что лично я выполз из описанного выше явления. Радует в этом обстоятельстве только прошедшее время слова «выполз». Поэтому, весь прочитанный мной бред выглядит как случайный стеб над мной же самим.
_________
Все фразы, выделенные цветом и кавычками, являются цитатами.
Цитаты были использованы без разрешения авторов и учета контекста.
Авторы цитат будут указаны в случае требования авторов.
It is of memorys' propriety to remind playing cards: you hold it in your mind shreaded in fragments. Diversed into those you've used, those you value, those you want to get rid of.
"каждый язык - это особое уравнение между обнаружением и умолчанием. каждый народ умалчивает одно, чтобы суметь сказать другое. потому что всё сказать невозможно. отсюда огромная трудность перевода."
(с) Ортега-и-Гассет
То, что мне нравится в языках и в переводе: посредничество. Это значит быть связующим между двумя системами знаков, которые взаимно считают друг друга бессмыслицей. Между двумя неведомыми друг другу восприятиями мира (однозначно разными).В некоторых случаях, которые еще гораздо выше моей компетенции, между двумя мирами, потому что реалии одного языка не всегда существуют в другом.
И последнее крайне важно.Носитель английского понимает на уровне абсолютной бытовухи то, о чем носитель русского вообще никогда не думал.Обратное, кстати, справедливо.Ощущение легче всего описать как цвет, присущий если не всему то большинству вещей, который носитель одного только языка не в состоянии видеть.Говорящий на двух языках уже понимает что мир во всех красках не видел никто.
Таблица склонения неправильных глаголов выглядит сильно прозаичней всего вышеописаного. Но я именно так понимаю наличие другого языка в мышлении.
"Не могу ходить с протянутой рукой, не могу просить!"
Юрий Норштейн
Для дальнейшей работы над гениальным проектом, о котором даже Алексей Герман сказал, что Норштейн его "конечно, УЖЕ НЕ СДЕЛАЕТ" , требуются деньги. Казалось бы, разве Юрий Борисович не заслужил себе право на государственное финансирование или поддержку крупного бизнеса? Хотя бы "Ежиком в тумане"? Хотя бы...
Художник не просит. Для сбора средств на реализацию своего "безнадежного" проекта, за пятьсот рублей мастер поет песню про «Голубой вагон». И продает книги. Лично. Стоит у прилавка, оставляет автографы, даже рисует на форзацах. Каждую субботу.
На предложение (жаль, что не моеgleza ) "собрать денег", художник ответил так:
"…я не могу принять Ваше предложение о сборе средств на фильм "Шинель", в этом случае я чувствовал бы себя крайне неуютно. Но, если Вы хотите поучаствовать в фильме "Шинель", то у меня есть просьба: разместите, пожалуйста, в Вашем блоге информацию о продаже наших книг. Рекламы у нас, в общем, никакой, и поэтому дополнительная информация на Вашем блоге может способствовать привлечению покупателей.
Книги можно купить на нашей студии на Войковской, по адресу: 1-ый Войковский проезд, дом 16, корпус 1, подъезд 1-А. По субботам с 12 до 15 часов, как правило, я сам в это время стою "за прилавком" и желающим подписываю книги. Для некоторых, более обеспеченных покупателей, я могу делать рисунки на форзацах книг".
Не могу даже представить, сколько будут стоить живые рисунки Норштейна через "некоторое" время. Но это правильное вложение средств. В "Шинель", в себя, в свою душу.
Никого никуда не зову, не призываю, не прошу. Но помните,
каждую субботу этим летом с 12 до 15 есть Норштейн. И его книги.