24 сентября Stooges вернутся в Москву(уже по традиции в Б1,даже начало концерта тоже)).
Также 22 сентября будет концерт в Ледовом Дворце в Питере.
В забитом под завязку гигантском клубе "Б1-Maximum" "крестный отец панк-рока" Джеймс Джуэл Остерберг, известный всему миру как Игги Поп, и его собравшаяся впервые с 1973 года группа Stooges дали единственный концерт.
По пояс голый рокер выскочил на глаза московской публики "чертом из табакерки", и с такой частотой завертелся по сцене, так задорно закричал в микрофон, что по зрителям прошел удивленный вздох - "сколько же он так выдержит?" Шестидесятилетний длинноволосый задира не просто выдержал полтора часа концерта. К безостановочному, дико-стильному и какому-то отчаянному движению по сцене прибавились и привычные для певца "штучки". Так, он с разбега нырял в бушующую толпу фанов, а секьюрити за ноги вытаскивали вокалиста обратно - это занятие называется stage diving, и честь первооткрывателя рискованного фокуса принадлежит именно Игги. Он братался с народом, бросался в партер почти полными пластиковыми бутылками с минералкой (партер радостно в ответ метал в артиста всякий мусор и фрагменты одежды) и всячески по-приятельски задирал публику. Хорошо еще, что не стал, как в молодости, резать жилистый живот осколками пивной бутылки. К концу концерта Поп, конечно, устал - заметнее стала хромота, чаще вода лилась не на публику, а на голову певца, но он ни на секунду не отпустил "вожжи", которыми держал зал - это чувствовалось даже, когда, приняв картинную позу, герой вечера полупрятался в тени боковых порталов, сверля глазами бурлящую толпу. Вопрос о том, жив ли рок-н-ролл, был с повестки дня снят.
Игги всегда везло на людей. Примеры - Джон Кейл из Velvet Underground, который продюсировал первый альбом Stooges, и Дэвид Боуи, который не раз спасал Попа во времена, когда казалось, что жизнь скрутила его в наркотической карусели. Также можно вспомнить его роль в "Мертвеце" Джима Джармуша или сделавшую певца мегазвездой песенку In The Deathcar из фильма Эмира Кустурицы "Аризонская мечта" - действительно величайшую поп-композицию. Но ни гипнотические мелодии Горана Бреговича, ни злые романсы из альбома Avenue B в этот вечер, конечно, не звучали. Только рок - сырой, безумный, неудержимый. И как ни странно умный и минималистично отточенный - похожий на фигуру самого фронтмена - без единой капли жира.
Шоу в "Б1" было превосходным и по содержанию, и по организации. Программа основана на старом, проверенном материале - недавно вышедший новый альбом The Weirdness критика встретила прохладно. На песенке No Fun, которую в свое время перепевали Sex Pistols, из зала за руки была вытащена пара довольно прилично выглядящих "панков", которые, побегав по сцене, на удивление чисто заголосили с Игги в микрофон припев, ни разу не вступив не в тон и не в такт... Этот прием был повторен еще пару раз, но, как и положено в хорошем "рок-цирке", не стал навязчивым. Необходимо отметить и чрезвычайно адекватный "разогрев" - перед Игги выступала московская команда "Ривущие струны" (название пишется именно так - через "и"), выпустившая недавно дебютный альбом и заслуженно "поднятая на щит" музыкальной прессой. "Струны" играют самый настоящий "гаражный рок" - и были восприняты публикой вполне доброжелательно.
Парадоксально, но никакого "панка" Игги Поп не играл никогда. Та музыка, которую он придумал на рубеже 60-х и 70-х, получила название прото-панка или гаражного рока. Но концерты Stooges представляли собой настолько жестокий ураган энергии, а в песнях содержалось столько рок-н-ролльного электричества, что даже если бы Игги в 70-х пропал в героиновых туманах, он все равно остался бы одной из главных легенд стиля. И панки научились у него главному - они поняли, что эти ураганы есть сердце и смысл рок-музыки.
Итог концерта - радостно удивленные лица людей, просто слушавших музыку и не решившихся участвовать в слэме (массовом полутанце-полудраке, традиционно происходящем перед сценой на таких мероприятиях) и общее ощущение счастливой туманной усталости после шоу - а ведь играла очень громкая, быстрая и агрессивная музыка. Объяснять, как Игги удается оставаться таким - несгибаемым и неукротимым - можно долго. Предложим вариант. Он перекачивает между людьми огромное количество энергии, и эта Ниагара эмоций (не мармеладно-положительных, а физиологично-естественных) очищает и его самого. Чем не рецепт долголетия?
Глава 2 "Забытые миром ребята"
из книги "Прошу убей меня"
Рон Эштон: Мой младший брат Скотти и сосед Дэйв Александер были настоящими панками. Я был просто странный парень. В школе я был или чудак, тупица, или уродец. И меня называли «жирный битл», потому что на маскарад я всегда наряжался в битловскую одежду.
У меня было мало друзей. По большей части меня интересовали всякие нацистские штучки. Я пошел в немецкий класс и учил наизусть речи Гитлера. Носил в школе эсэсовский значок, малевал в тетрадях свастики, пририсовывал всем портретам гитлеровские усики и нарисовал маленькие эсэсовские молнии на руке. Так что я не был истинным панком хулиганского толка, как Скотти и Дэйв.
Мы просто были неприспособленные. Помню, однажды в начале года мы попытались снова вернуться в школу. Я поспорил с Дэйвом и Скотти, на сколько нас хватит. Я сказал: «Дэйв, ты не выдержишь и трех часов, Скотти хватит на полдня, а я, наверно, смогу отсидеть там целый день».
Дэйв повернулся ко мне, у него в руках была большая банка «Кольта 45». Хотя было около девяти утра, он уже оприходовал две такие. Он сказал: «Ты проиграл. Я уже отваливаю».
Скотти хотел, чтобы его выгнали, так что он подошел в раздевалке к какому-то парню, схватил за руки и начал щипать его кусачками и выкручивать. Паренек побежал к директору, а потом мы услышали из громкоговорителя: «Скотт Эштон, зайдите к директору!» Он сходил, и его выгнали из школы.
Игги Поп: Это были самые ленивые раздолбаи, самые грязные свиньи в мире. Их сгноили и разбаловали их собственные мамочки. Скотти Эштон был совершенно бестолковым ребенком. Их отец умер, его и Рона, так что дома у них с дисциплиной было туго… Знаешь, Дэйв Александер и Рон Эштон смылись из школы и отправились в Ливерпуль, чтобы быть поближе к Beatles.
Рон Эштон: Мы с Дэйвом Александером съехали крышей на музыке. Постоянно тусовались, слушали записи и рассуждали о «Битлах» и «Роллингах».
У нас даже была своя группа. Ну, как бы группа. Мы назывались Dirty Shames. Мы писались и говорили: «Мы гении!» А потом слушали запись и говорили: «Чёоо? Ну, может, пока звучит не очень…»
У нас была репутация великой команды, потому что мы никогда не играли. Однажды нас даже пригласили на «Дискаунт Рекордз» встретиться с парнем, который устраивал первое шоу Rolling Stones на Олимпийском стадионе в Детройте. У нас внутри все пело от возбуждения, а потом нас словно обухом по голове стукнули: черт, ведь мы же не умеем играть! Так что мы сказали этому парню, что уезжаем на прослушивание в Лос-Анджелес.
Через какое-то время Дэйв сказал мне: «Слушай, я тут собрался в Англию, не хочешь присоединиться?» Тогда я продал свой мотоцикл. У меня была «Хонда 305», которую я взял вместо машины, когда сдал на права. И вот мы продали мой байк и улетели в Англию.
Мы сходили на The Who в «Каверну
Из книги: Iggy Pop. I Need More.
The Stooges and other Stories by Iggy Pop
with Anne Wehrer. N.Y. 1982
Вольный перевод с американского: А.Герасимовой
Да, во времена Stooges со мной происходило много дурацкого. Как-то раз ночь напролет протрескались кокаином с нашим роуд-менеджером Джоном Адамсом. Забавный был парень. Наркоман, в общем-то. На самом деле тогда, в 1970-м, группа начала распадаться. Я жил на 26-м этаже, в комнате 26-G, в точности как размер иголки, которой мы пользовались. На 26-м этаже небоскреба, единственного на весь городок Анн Арбор, штат Мичиган. Вот там-то я и жил - пришлось. Я же певец, фронтмен, как тут не жить на самом верху. Нам бы всем жить на самом верху.
Короче, сижу я там всю ночь на кокаине, уже рассвет начался. Из окна видно весь город, и мы с Джоном смотрим, как потихонечку наступает день, и по улицам начинают кружить полицейские машины - сначала две, потом четыре, потом шесть - как будто бредень тянут. Они тянут, а мы наблюдаем. У нас, у меня и Stooges, всегда были странные отношения с властью, с полицией, своего рода любовь-ненависть. Сидим наблюдаем, так? И думаем: ишь ты! Думаем: ты смотри! Кого-то ловят. Интересно, кого они ловят, трали-вали и тому подобное. На кого тут облава?
А не спал я еще отчасти потому, что банки открываются только в девять, а мне надо было обналичить чек в банке напротив, мне часто приходилось с этим банком иметь дело, потому что в роке много быстрых денег, особенно в случае со мной. Тогда все было иначе, никаких туров - мы играли по выходным. Играли свою дикую музыку, нас приглашали, нам платили, никакого менеджмента, никаких агентов. Был какой-то агент, но это так, одно название, раз, правда, выслал мне сто долларов на покрытие расходов, когда я первый раз лечился (метадон-гольф-валиум).
Тем временем кольцо сжимается, а мы с Джоном смотрим, а мне к девяти надо в банк, потому что я собираюсь забирать свое электропиано и ехать в Детройт на арендованной машине, то есть, в общем-то, на краденой - форд-галакси, который я взял на день, а катался месяц, так? То есть скорость, это было важно.
Спускаюсь я в банк, зрак размером с баскетбольный мяч. И в очень ТАКОМ состоянии, с длинными рукавами, стою в очереди. Стою себе в очереди в банк - землистого цвета паренек, весь ввалившийся, изможденный, зрачки огромные, длинные прямые каштановые волосы. Одет как все, в "левиса", рукав только, как всегда, длинный.
Стою, чтобы обналичить чек на 3000 баксов. Нервничаю: яркий солнечный свет, ну и вообще. НЕНАВИЖУ очереди, какие бы то ни было. Стою напряженный: ненавижу стоять среди обычных людей, особенно в каких-нибудь офисах и всяческих деловых помещениях. Вдруг слышу слева как будто стук копыт. Поворачиваюсь туда, в этот момент в банк влетают целенаправленной рысью два огромных, здоровых, накачанных мужика в дешевых костюмах, с короткой стрижкой. Раннее утро в банке, полно народу, толчея, и можете себе представить, они несутся ПРЯМО ко мне, прямо ко мне, поднимают меня в воздух - прямо в воздух поднимают, ни слова не говоря. И я ничего не говорю. Я совершенно растерялся. Подхватили меня и выбежали из банка, вынесли меня оттуда. Один живо открывает дверцу машины и швыряет меня на заднее сиденье.
Я буквально окаменел. Окаменел! Свыше всякого окаменения и ужаса. Все, думаю, концерт окончен. Поймали меня, короче. Я был уверен, что меня поймали, так? Я не представлял себе, что теперь будет, и начал сходить с ума. "Что я сделал? Что я сделал? В чем меня обвиняют?". Молчат.
Оказалось, искали убийцу. Так что в этот день я был арестован за убийство. Искали убийцу, а я в точности подходил по описанию. Хороший урок для молодого музыканта: нечего шляться в одиночку.
Короче, попадаю я в участок, так, причем они уже на полпути присмотрелись получше, сверили приметы со своими ребятами по рации и поняли, что обознались. Поняли, что обознались, и все-таки решили на всякий случай меня проверить.
В те времена, в середине шестидесятых и даже в семидесятые годы, Мичиган был воистину полицейским штатом. Я весь мир объездил, но такого фашизма, как там, нигде не видел, разве что в России.
Они вообще считали: весь город отдан нам на откуп, что хотим, то и делаем. Странно, потому что вообще-то Анн Арбор уже тогда, в шестидесятых, был довольно славным городком Среднего Запада, с довольно дружелюбным населением. Такое странное несоответствие: целый город мирных ребят, отданных на растерзание этим лунатикам.
Ну и, короче, они обнаруживают у меня дороги - ибо я был настолько глуп, что трескался в руку. И я был невероятно обдолбан и невероятно напуган. Телефон в доме stooges был отключен, а Джон отрубился, а у меня даже адвоката не было.
В результате они сказали, что отпустят меня, если я разрешу им обыскать свое помещение. Если бы я не разрешил, они закрыли бы меня на 72