«Постучим по дереву, но мне невероятно везет. Я постоянно работаю. Я зарабатываю достаточно, чтобы жить без хлопот. К тому же я смог сохранить анонимность за пределами шоу-бизнеса, а это для меня - дополнительный подарок. Никто не знает, кто я такой».
Так считает Альфред Молина, который с одинаковым успехом играет в театре, кино и на телевидении. Несмотря на роли в таких известных фильмах, как «Ночи в стиле буги» и «Шоколад», а также в спектакле «Искусство», номинированном на высшую бродвейскую премию «Тони», актера действительно не узнают на улице.
Молина - из редкой породы актеров, которые растворяются в ролях, превращаясь в своих героев. Но Молина не только актер. Получив профессиональное образование в Великобритании, он передает свои знания ученикам в театральной лаборатории Circus Theatricals в Лос-Анджелесе, где является и постоянным преподавателем, и актером. В 2003 году 50-летний актер сыграл на лос-анджелесской сцене две роли - Лопахина в «Вишневом саде» и герцога Букингемского в «Ричарде III».
Альфред Молина снимается в кино более 20 лет. Он впервые засветился на большом экране в эпизоде фильма «В поисках затерянного ковчега» (1981) Стивена Спилберга, а в середине 80-х прославился в фильмах «Письмо Брежневу» (роль советского моряка) и «Навостри уши» (роль любовника писателя Джо Ортона).
В нынешнем сезоне Молине досталась роль его жизни: он сыграл художника Диего Риверу в фильме «Фрида». Прославленный художник Диего Ривера остался в памяти американцев как коммунист, донжуан и скандалист. И хотя формально фильм посвящен его жене, мексиканской художнице Фриде Кало, в центре «Фриды» - взаимоотношения героини с мужем.
Альфред Молина охотно поделился с Back Stage West своими соображениями о работе над ролью реальной исторической личности, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться любителям театра в Лос-Анджелесе, о том, как он обучает своих студентов, и о других проблемах.
Back Stage West: Было бы интересно узнать, как вы подходите к работе над ролью такого исторического персонажа, как Диего Ривера. Какие трудности вас подстерегали, какие препятствия вам приходилось преодолевать?
Альфред Молина: Мне и раньше доводилось играть исторических персонажей. Во всех случаях специфика работы одинакова. Когда играешь реального человека, главное - не потерять оригинал, если можно так выразиться. Нужно помнить об ответственности по отношению к этому человеку. Иногда приходится становиться настоящим детективом, заниматься кропотливыми исследованиями, чтобы создать объективный портрет и сказать правду. Обычно актер играет не только персонаж, но и свое мнение о нем.
Но в случае с реальной личностью такая «редакторская правка» неуместна. И ни в коем случае нельзя позволить, чтобы зрители увидели твои «домашние заготовки». Все, что ты собрал во время своих исследований, должно раствориться в игре. Иногда тебя выручает что-то невероятно простое и банальное. Какая-то мелкая деталь иногда говорит о герое гораздо больше, чем длинные монологи-объяснения. Иногда важно понять, как держится персонаж, как он говорит. Иногда достаточно крохотной детали - например, как он держит нож и вилку. Эта деталь помогает зрителю проникнуть в его мир.
- Нашли ли вы такую деталь, когда работали над ролью Риверы?
- В случае с Диего я начал с чисто технических аспектов. Так, например, мне пришлось набрать дополнительный вес. Я сбрил часть волос со лба, чтобы он казался более высоким. Экспериментировал с гримерами, искал правильную форму носа - у Риверы был более мясистый нос, чем у меня. После того как я нашел его внешность, мне показалось, что мне удалось проникнуть в сущность Риверы: большой, экспансивный человек, который изначально был крупнее жизни. И он не извиняется за то, что он крупнее всех, кто его окружает.
Он словно бы говорит: «Да, я большой, толстый, огромный, и мне очень удобно быть таким». Он купается в своей огромности и монументальности, наслаждается ею. Это, конечно, не означает, что я играл всего лишь довольного собой толстяка. Но мне было важно показать, что таково его отношение к жизни, таким он преподносит себя в богемной среде интеллектуалов, старательно демонстрирующих свое разочарование в жизни.
- Вы снимались в нескольких ситкомах: ранее - в «Дамском угоднике» (Ladies Man), а сейчас - в «Брэме и Алисе». Вас не сердит то, что вы стали знамениты благодаря телевизионным ролям, в то время как более серьезная ваша работа словно бы отодвинута в сторону. Зрители говорят о вас: «Ах, этот парень играл на телевидении», - и не знают о ваших театральных достижениях...
- Я не чувствую себя униженным из-за того, что прославился на телевидении. Мне не хочется восклицать: «А как же великие фильмы, в которых я снимался? А великие пьесы, в которых я играл?» Каждый медиум имеет свои правила игры, свои ритуалы, свою дисциплину и свои условности.
Мне кажется, что актер может чувствовать себя униженным только в том случае, если занимается чем-то, что ему не нравится. Если он не
Читать далее...