• Авторизация


Кантиги де Санта Мария. 07-11-2009 02:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Вернуться на Лиру решила несложным постом, потому как написать сложный мне еще пока трудно.

Cantigas de Santa Maria, «Песнопения Святой Марии».

Достоверных сведений опять не так много, как бы хотелось, впрочем, как и хороших исследований. Спасибо, что хоть переводы на русский есть.

Итак,  Cantigas de Santa Maria это Галисийско-Португальская рукопись с нотами, составленная в период правления короля Альфонсо X мудрого (1221 – 1281). Является самой большой коллекцией монофонических (одноголосных) песен Средневековья. Как наверно уже понятно из названия, все песни так или иначе посвящены Деве Марии, описывают чудеса Девы, а каждая 10 является прославляющим гимном. Разные исследователи и разные сайты, посвященные этой рукописи, указывают разное количество стихов, но если взять среднее, то  их 420.

[700x418]

Король Альфонсо X Мудрый.
 

Если мы почитаем перевод, ну а кто-то подлинник, он выложен в сети, то удивительнее всего – это изображение Марии при описании совершаемых ею чудес – она показана вполне земной женщиной, которая вполне может жить рядом с вами. Этот феномен лично я называю менталитетом веры Средневековья; Христос для них был близким, родным человеком.

[700x555]

По поводу авторства этих стихов мнения исследователей, как всегда, расходятся. То есть, строго говоря, у этой рукописи целиком нет автора, но испанские исследователи склоняются к тому, что автором большинства стихов можно назвать Airas Nunes, галисийского поэта того времени. А вот авторство баллад, приписываемых самому королю Альфонсо X является спорным, хотя стихи он писал. Но зато, почти все уверены в том, что музыку, по меньшей мере к 10 песнопениям, написал именно Альфонсо. Помимо прозвища «Мудрый», король носил еще и прозвище «Образованный». Он действительно был не только очень образованным для своего времени человеком, но и довольно талантливым, особенно в музыке и языкознании. Этому он обязан своему отцу Фердинанду III Кастильскому от которого он унаследовал придворную Музыкальную Капеллу с исполнителями и композиторами из различных культур.

[338x599]

Это, безусловно, очень романтизированный портрет Альфонсо, ниже - портрет из рукописи "Песнопений".
[699x334]
Король астилии Альфонсо - поэт и музыкант.
 

Основная часть стихотворений написана в форме вирелэ (французская стихотворная форма с трехстрочной строфой) и рондо. До наших дней дошло четыре списка (копии) этой рукописи.

[431x431]

1.     Первый кодекс раньше принадлежал Кафедральному собору Толедо, а сейчас хранится в Национальной библиотеке в Мадриде. Состоит из 128 музыкальных композиций.

[487x435]

2.     Второй кодекс хранится в библиотеке Эскориала. Содержит 417 баллад, нотные записи, иллюстрирован 40 миниатюрами.

[453x439]

3.     Третий кодекс так же хранится в  Эскориале. Содержит 198 баллад, ноты и 1275 миниатюр. Имеет большое историческое и иконографическое значение.

[453x449]

4.     Четвертый кодекс – Кодекс Флоренции, хранится в Национальной библиотеке этого города. Содержит 104 баллады, две из которых, не повторяются в других списках, что само по себе уже интересно.)

[411x407]

Конечно, наиболее ценная рукопись  хранится во дворце испанских королей Эль Эскориале. Особую ценность представляют 40 миниатюр с изображением музыкантов, играющих на различных средневековых инструментах.

[437x447]

Музыкальные формы «песнопений» до сих пор изучаются. Так как гармоническая основа музыки тогда была другой, то это довольно сложно, и является предметом споров, но испанский исследователь Педро Мануэль Феррейра настаивает не на арабском происхождении музыки песнопений, к чему склоняются другие специалисты, а на мавритано-андалузсском. Хотя, мне кажется, что корни и у той, и у той музыки все равно одни.

[399x399]

[499x441]

Что же касается поэтических корней Песнопений Святой Марии, то здесь есть одна интересная деталь. Исследователи считают, что, если говорить о влиянии фольклора, кроме арабского, галисийского, андалузского и т.д., можно заметить и влияние немецкого фольклора, объясняя это тем, что мать Альфонсо Беатрикс Швабская была внучкой императора Фридриха Барбароссы. Это как-то заставило меня призадуматься, ибо в то время, когда женщину с 5 лет, а то и раньше, готовили к замужеству, т.е. к оставлению семьи и принятию полностью семьи мужа, и т.д. я связи между этими фактами не вижу. Как и не вижу влияния немецкого фольклора. Но это мое личное мнение.

[700x595]

В 2005 году в Оксфорде при университете был создан Центр по изучению Cantigas de Santa Maria. Все миниатюры приводятся по кодексу Эль Эскориала

 

[700x665]
 

[700x688]
 

[700x599]
 

[522x699]
 

[627x699]
 

[700x650]
 

[664x699]
 

  [700x680]
 

[700x666]
 

[606x699]
 

[700x646]
 

[700x593]
 

[578x699]
 

[627x699]
 

 

P. S. Так как мой первый пост видят не все, то кое-какие мысли я повторю. Я хочу несколько изменить дневник. Вряд ли я допишу все темы, начатые в нем, поэтому если у кого-то есть личные пожелания, прошу в личку или в комментарии к любому посту из дневника. Перерыв в полгода был вынужденным и я очень рада вернуться сюда снова.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (35): вперёд»
Cayetana_de_Alba 07-11-2009-02:34 удалить
Рада твоему возвращению, правда не знаю причины ухода. Часто думала о тебе. Напиши мне, что с тобой происходило, почему отсутствовала столь долго
Qu_Tan 07-11-2009-03:39 удалить
Здравствуйте! Вы снова тут и с таким постом))) Радостно видеть. Ежели позволите, процитирую.
С возвращением, дорогая - пост как всегда шикарный
cdefg 07-11-2009-08:05 удалить
Alcasar_1474, Пост великолепный! Спасибо! И с возвращением.
Очень содержательно, особенно интересно рассматривать музыкальные инструменты - такое разнообразие! А "кантиги" - наверное, наши аналоги "стихирам" и "тропарям" - у нас их ведь тоже во множестве слагали...
Wiaceslaff 07-11-2009-13:48 удалить
Интересно было бы услышать такую музыку... я слышал только произведения Позднего Средневековья. Спасибо за такой пост! Пожелание только одно: не пропадайте больше)
riminamarina 07-11-2009-15:19 удалить
Alcasar_1474, с возвращением! Кто же сказал: "Прошлое не прошло. Оно вообще не прошлое"? Средневековье живо в нас, мы его еще не все передумали, перечувствовали, но оно ведь неисчерпаемо.
Alcasar_1474 07-11-2009-15:39 удалить
Tamara_Potashnikov, Спасибо)))) Роза шикарная))))
Alcasar_1474 07-11-2009-15:40 удалить
Cayetana_de_Alba, Каэтана, я тоже рада тебя видеть, хоть периодически мне и удавалось куда-то заглядывать.)))) Обязательно напишу, но в личку, конечно)
Alcasar_1474 07-11-2009-15:52 удалить
Qu_Tan, Спасибо))) Мне тоже радостно, что у друзей хватило терпения дождаться меня и не отписаться)))) Вам можно не спрашивать))))))
Alcasar_1474 07-11-2009-15:52 удалить
богомолка, Спасибо, надеюсь еще вас порадовать.)))
Alcasar_1474 07-11-2009-16:04 удалить
cdefg, Благодарю)) Я старалась)))
Alcasar_1474 07-11-2009-16:08 удалить
просто_Евсевия, Не знаю, Ольга, у меня вот все-таки таких аналогий нет - так или иначе - это очень придворный сборник, составленный по заказу и с участием короля, и, безусловно, отражающий его личные вкусы. Но, в конце концов, это не очень важно, а миниатюры действительно имеют огромное и иконографическое и историческое значение. Это, пожалуй, один из основных источников изучения повседневной жизни трубадуров 13 века))))))
Alcasar_1474 07-11-2009-16:16 удалить
Wiaceslaff, Славочка, ты затронул сложную эмоционально, для меня тему. Я хотела сначала выложить и музыку - она есть, ее можно послушать прямо в сети, а потом я подумала, что для современного человека слушать ее тяжело, во-первых, это одноголосье, во вторых, гармоническая основа музыки того времени была иной, сегодня редко кто ее воспринимает - надо либо очень много слушать такой музыки, либо ребенка воспитать на ней. Даже более ранний, но уже многоголосный, и более известный, Григорианский хорал, воспринимается намного лучше. В общем я подумала, и приняла компромисное решение - если кто-то действительно захочет послушать эту музыку, то, учитывая, что я редко делюсь источниками, я пришлю ссылочку на сайт в личку - и слушайте на здоровье.)))))
Alcasar_1474 07-11-2009-16:18 удалить
riminamarina, Согласна полностью))) Средневековье как эпоха, действительно неисчерпаемо и чем больше его изучаешь, тем больше "белых" пятен остается)))))
Таньча 07-11-2009-22:34 удалить
Вот и дождались.....Желаю вам удачи во всём и радостного благополучия, чтобы не было причин так долго отсутствовать....
Alcasar_1474 07-11-2009-23:13 удалить
Татьяна_Вдовина, Спасибо огромное)) Обещаю стараться в этом направлении.))
driver_85 08-11-2009-00:31 удалить
Спасибо за чудесный пост! И с возвращением! Хочется пожелать, чтобы причин для отсутствия больше не было... Удачи во всем!
Alcasar_1474 08-11-2009-01:06 удалить
driver_85, Спасибо, драйвушка)))) Рада, что и вы меня дождались)))))
Wiaceslaff 08-11-2009-10:47 удалить
Alcasar_1474, а можно мне тогда ссылку на источник? Мне просто очень интересно услышать эту музыку...
О!!! Какая красота!!! Спасибо большое, Вы нас опять балуете редкостями. :) Не пропадайте больше, мы все очень скучали!!!
очень интересно, спасибо
Barucaba 09-11-2009-02:30 удалить
Alcasar_1474, спасибо за великолепный пост! Рада Вашему возвращению. Можно мне тоже, если не затруднит, ссылку на сайт. Очень хотелось бы услышать эту музыку.
Alcasar_1474 10-11-2009-00:26 удалить
Эльф_в_капюшоне, Спасибо, дорогая ЭвК))) Вы даже не представляете, как скучала я - не столько по самому дневнику, сколько по общению))))
10-11-2009-00:27 удалить
<<Это как-то заставило меня призадуматься, ибо в то время, когда женщину с 5 лет, а то и раньше, готовили к замужеству, т.е. к оставлению семьи и принятию полностью семьи мужа, и т.д. я связи между этими фактами не вижу>>. Вот это вопрос пределикатнейший. С одной стороны если человек из другой культуры, - он неизбежно должен как-то ее проявить. Что готовили к жизни в другой семье - не важно. Случайно услышанные в детстве песни, расказы, повседневно-обычная жизнь воспитывает больше намерений. Любопытно сравнить конкретный случай, скажем немку Екатерину II в России. Конечно, другая эпоха, более интернациональная... Но, оказала ли Софья Ангальт-... влияние на русскую культуру. Теоретически, конечно, должна была оказать. Но практически... какое и как? Кто-нибудь этим занимался?
Alcasar_1474 10-11-2009-00:28 удалить
Эрнан_Кортэс, не за что)) очень рада, что нравится))))
Alcasar_1474 10-11-2009-01:19 удалить
Barucaba, огромное спасибо)) Ссылки выслала.)))
Alcasar_1474 10-11-2009-01:20 удалить
Wiaceslaff, Barucaba, Пока писала не сообразила.) Если вам музыка понравится, я могу то, что есть у меня перевести в формат mp3 и выслать по электр. почте))))
Alcasar_1474 10-11-2009-01:42 удалить
Сергей_Былинин, У вас, Сергей, очень романтические представления о 13 веке))))) в этом вопросе я не вижу ничего деликатного, ибо вопросы брака в то время стояли так далеко от вообще каких-либо чувств, не говоря уже о чувстве любви, что лучше рассмотрим факты. Нет, я совершенно не собираюсь читать вам лекцию по истории культуры 13 века, просто напомню, что детей, мальчиков почти всегда, девочек - только из семей хоть что-либо из себя представлявших, то есть играющих хоть какую-то политическую роль воспитывали совершенно не там, где они родились. Да, существовали центры, в виде двора владетельных графов, герцогов и королей, которые одновременно являлись и политическими и культурными центрами, куда и стремились отправить ребенка на воспитание. Но было нечто вроде пропасти между культурой севера и юга, миннезингеров и трубадуров. Если вы послушаете музыку одних и других - вы поймете. И конечно - это только придворная музыка которую "случайно" не мог услышать никто.)) испания же, то есть Португалия, кастилия, галисия, арагон, барселона и т.д. имели то, преимущество, что в бесконечной Реконкисте шел очень интенсивный культурный обмен, в котором они, скажем современным языком были связаны языком крови и оружия. Вы, наверно, знаете, что большинство ханов, эмиров, например, Гранадсткого эмирата, были наполовину испанцами, так как женщина, особенно знатная считалась очень ценной добычей. Поэтому их музыка - как и их живопись и архитектура - это что-то совершенно особенное, стоящее довольно в стороне от европейского развития, и любое влияние извне было бы очень чувствительным резонансом. Но возможности идейного влияния я не отрицаю. По-поводу Екатерины - эпоха, мягко скажем, совершенно иная. И плюс у Екатерины была цель, совершенно определенная - трон, цель, которую она поставила себе, как только узнала, что едет в Россию на смотрины. Она всю свою жизнь была прирожденной актрисой, и совершенно сознательно убирала в себе все немецкое, интуицией понимаю, что ей надо стать такой же "матушкой" какой была Елизавета, особенно на фоне семилетней войны с Пруссией и того чем она закончилась для русского народа. Согласитесь, ей все удалось в этой жизни))) Ну почти все))))))


Комментарии (35): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кантиги де Санта Мария. | Alcasar_1474 - Сгоревшая рукопись | Лента друзей Alcasar_1474 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»