Ссылки:
http://www.fontanka.ru/2009/07/02/155/
http://xeno.sova-center.ru/45A2A39/D22F112.html
http://xeno.sova-center.ru/files/xeno/guschin09.pdf
АЛИСОМАНЫ
Алисоманы – неформальное подростково-молодежное движение, возникшее из фанатов рок-групы «Алиса».
Историю развития движения алисоманов можно разделить на несколько периодов:
Алисоманы хиппи-ориентированные в составе хипповской «системы» («панфиловцы») 1984 – 1992 гг.
Период формирования субкультуры.
Панк-ориентированные алисоманы 1991 – конец 90-х. Формирование собственного движения.
Появление «правых» алисоманов, раскол движения 2000 – 2004 гг. Формирование двух ветвей
движения: «правых» и анархистов.
ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ АЛИСОМАНОВ В ХИППОВСКОЙ «СИСТЕМЕ» И АНАРХО-ПАНКОВСКИЙ ПЕРИОД
Группа «Алиса» появилась в 1983 году. В 1984 года в «Алису» пришел Константин Панфилов
(творческий псевдоним – «Кинчев»).
К концу 80-х годов фанаты группы «Алиса» именовались «панфиловцами». Однако, в дальнейшем,
большее распространение получило название «алисоманы».
Песни «Алисы» имели в тот период протестно-анархическую направленность.
Число поклонников «Алисы» постепенно растет, они формируют свои группы в составе хипповской
«системы».
22 ноября 1987 года ленинградская газета «Смена» обрушила на Кинчева обвинения в злостном
хулиганстве (ст. 206, ч.2 УК РСФСР) и в фашизме. В тот период это не соответствовало действительности.
Газета публично извинилась, возобновились концерты.
До 1991 года алисоманы появлялись в составе групп панков и анархистов, называя себя
«панфиловцами». Отличались от остальных они только наличием какого-либо дополнительного признака,
взятого из сценического образа Кинчева.
Движение «Алисоманов» (или «Алисаманов» – как любили писать название своего движения его
участники) заявило о себе в 1991 году.
Идея создания собственного фан-клуба «Армия «Алиса» родилась в голове самого Константина
Кинчева. Он объявил в средствах массовой информации, что создается клуб поклонников «Алисы». По
мнению инициаторов создания фан-клуба, идея объединения упала на подготовленную почву. Поклонников
по всей стране была масса, они общались между собой и давно уже были готовы объединиться.
Необходимо отметить, что «Армия «Алиса» - это формализованное объединение алисоманов. Однако
оно сыграло свою роль в формировании субкультуры и неформального движения алисоманов.
Изначально фанатам было обеспечено приобретение альбома «Шабаш» и специального билета на
посещение концертов «Алисы» в течение 1991 года. В те времена группа практически самостоятельно
организовывала свои концерты и уже абсолютно самостоятельно реализовывала альбом «Шабаш» и всю
свою продукцию (плакаты, майки, значки, банданы и т.п.). И делалось это все как раз через «Армию
«Алиса».
В 1991 году начала выходить газета «Шабаш» – совместный печатный орган группы и фан-клуба.
Издавалась газета в Туле под идейно-материальным руководством Кинчева. По чисто финансовым
причинам просуществовала газета недолго. В течение 1992 года на радиостанции Эс-Эн-Си, вещавшей на
Москву и Петербург, выходила в эфир еженедельная часовая программа «Армия «Алиса».
Крупные тусовки «алисоманов» встречались в разных районах города, в основном около станций
метро. Иногда можно было их встретить и около «Сайгона».
«Олдовых» (то есть авторитетов в силу возраста) в этой среде не возникло. Да и говорить о сколько-
нибудь глубоком осмыслении идей Константина в этой среде нельзя.
В период резкого роста агрессивности в 90-х годах и отхода от ориентации на нормы поведения
хиппи, у алисоманов появились «авторитеты» из взрослой прослойки движения.
В начале 90-х годов, с распадом хипповской «Системы», движение алисоманов быстро оказалось в
зоне влияния анархо-панковской субкультуры, став панк-ориентированным. Субкультура была чисто
фанской, агрессивной. В возникшем движении К. Кинчев рассматривался в качестве идола.
Уже к середине 90-х годов алисоманы имели те же специфические нормы нравственности и морали,
что и «уличные» (андеграудные) панки.
В одних малых контактных группах находились панки, алисоманы и киноманы. Легко происходил и
переход участников одного движения в другое. При этом, как такового, перехода не происходило: просто
декларировался переход в другую субкультуру. Внешне подобный переход мало в чем проявлялся.
Основные принципы в анархо-панковской - «левой» части движения сохранились до настоящего
времени. Появление «киноманов» – с которыми «алисоманы» раньше эпизодически вступали в конфликты
(обычно начинавшиеся со спонтанной драки между представителями движений) и «рэперов», «рэйверов» и
«кислотников», с которыми велись «боевые действия» с переменным успехом, дал движению то деятельное
наполнение времени между концертами любимой группы, которого «алисоманы» почти лишились из-за
прекращения преследования милицией «инакоодевающихся».
РАСКОЛ НА «ЛЕВЫХ» И «ПРАВЫХ» АЛИСОМАНОВ
В 1992 году Константин Панфилов (Кинчев) совершил паломничество в
Читать далее...