• Авторизация


Блаж. Августин об опрометчивых молитвах Мартын_Лютый : 26-09-2023 16:51


Некоторым, лишенным терпения, Господь во гневе Своем дарует то, о чем они Его просят. И мы читаем о том, что просили израильтяне и что получили, и о том, как, когда прихоть развращенного народа была удовлетворена, Господь поразил его весьма великой язвою (Числ. 11:1-34). И когда они попросили того, Он дал им царя, как о том сказано, по голосу народа, но не голосу Господа. И об этом записано на тот случай, чтобы, если кто в ответ на горячую свою молитву, услышанную свыше, получил желаемое от Господа, а именно то, что куда лучше бы было для него не получить, не слишком много высоко возомнил о себе; и на тот случай, чтобы никто не пал духом и не отчаялся в милости Божией, когда мольбы его не были услышаны, в особенности же когда просил о чём-то, что принесло бы ему больше горести и страдания, когда бы получил то, о чём просил, а не то и приблизил бы свое духовное падение, развращенный непомерным своим процветанием. На все те случаи, когда мы обращаемся с молитвой к Господу, не ведая того, что сами испрашиваем, и не разделяя того, о чем мы воистину должны молить Бога.
 
- Комментарии Аврелия Августина Блаженного на первую книгу Царств, глава 8
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Блаженный Августин о свободе воли Мартын_Лютый : 28-12-2022 19:30


Ибо если вера относится к одному лишь свободному решению, а не даруется от Бога, то зачем тогда мы молимся, чтобы уверовали те, кто пока не желают веровать? Напрасно делали бы мы это, если бы со всей справедливостью не веровали бы в то, что всемогущий Господь может обратить к вере даже превратные и противящиеся вере воления [людей].

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Зассе об истории theologia crucis на Западе Мартын_Лютый : 28-12-2022 19:28


Theologia crucis [теология креста] характерна для Западной Церкви и начинается она, как и всякая настоящая теология, с литургии. Правда, эти литургические истоки, восходят к Востоку, и даже не к греческой, а к сирийской церкви. Способствовала ли близость сирийцев к языку, а значит, и к мысли Ветхого Завета лучшему пониманию ветхозаветного Евангелия об Агнце Божьем? Песнопение Agnus Dei включил в римскую мессу около 700 года нашей эры папа-уроженец Сирии. Наряду с территорией Сирии, где зародился этот обычай, смерть нашего Господа особым образом вспоминали, естественно, в Иерусалиме. Здесь построенный Константином храм Гроба Господня с предполагаемыми мощами Святого Креста стал объектом паломничества верующих со всех христианского мира и местом, где зародилось почитание креста, которое впоследствии распространилось по всей церкви и обрело свой первый центр на Западе в римской церкви Святого Креста в Иерусалиме.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лютер о причинах бедствий на земле Мартын_Лютый : 12-12-2022 13:34


Но увы! Бедствие, царящее во всем мире, заключается в том, что людей, которые не используют имя Божье для лжи, так же мало, как и тех, кто всем сердцем своим уповает на одного только Бога. Ибо всем нам от природы присуща замечательная "добродетель": всякий совершивший злодеяние хочет прикрыть и приукрасить свой позор, чтобы никто не увидел его и не узнал о нем; и никому не достает смелости, чтобы похваляться на весь мир своими нечестивыми делами; все хотят действовать втихомолку — так, чтобы никто не знал об их поступках. И тогда, если кого-то ловят на горячем, он пускает в ход имя Божье, чтобы придать подлости вид благочестия, а позор выдать за честное дело. Это обычный для мира образ поведения, который, словно великое наводнение, затопил все земли. Поэтому мы и получаем в награду то, к чему стремимся, и чего заслуживаем: эпидемии, войны, глады, пожары, наводнения, неверных жен, детей, слуг и всевозможные скверны. Откуда бы еще взяться стольким злосчастьям? Лишь по великому милосердию земля все еще носит и кормит нас.
 
Большой катехизис 58-60
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Мирослав Вольф о прощении и псалмах возмездия Мартын_Лютый : 08-12-2022 13:44


"... как найти в себе силы прощать? Быть может, стоит попытаться убедить себя, что прощение благотворно для душевного и духовного здоровья, тогда как мстительность пагубна? Или уверять самих себя, что в нашем мире мудрее прощать, чем бесконечно двигаться по спирали мести?
 
Даже если все это правда, смогут ли такие аргументы победить столь сильное чувство как жажда мести? Еще важнее, принимают ли они во внимание тот факт, что жажда мести — отнюдь не безумная страсть больной неустойчивой психики? Ее пробуждает к жизни потребность восстановить утраченное — ощущение физической и эмоциональной целостности, нарушенной насилием. Как же удовлетворить жажду справедливости и усмирить страстное желание мести, дабы научиться прощению?
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Уильям Темпл о сути поклонения Мартын_Лютый : 18-08-2022 11:52




Поклоняться значит пробуждать совесть Божьей святостью, питать разум Божьей истиной, очищать воображение Божьей красотой, открывать сердце для Божьей любви и посвящать волю достижению Божьей цели.

— Арх. Уильям Темпл

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Ленский о том, что епископ должен быть «одной жены муж» Мартын_Лютый : 10-08-2022 18:19


Далее упомянуты четыре личных качества: «одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен». Акцент делается на том, что он должен быть мужем ОДНОЙ жены, то есть не должен иметь ничего общего ни с какой другой женщиной. Он должен быть мужчиной, которого нельзя упрекнуть в блуде или сексуальной распущенности. Павел явно не имеет в виду, что до служения можно допускать только женатых мужчин, или что каждый пастор должен быть женат. Со времен Оригена периодически возникал вопрос, запрещает ли это требование вновь вступать в брак овдовевшему пастору. Решительная поддержка такого мнения со стороны Оригена не вызывает удивления, если вспомнить, что он сам себя оскопил; в его экзегезе доминирует присущий ему особый аскетизм. Другие полагают, что повторный брак здесь запрещен, поскольку фраза «жена одного мужа» в стихе 5:9, по их мнению, описывает вдову, которая была замужем лишь однажды. Однако эти два отрывка семантически тождественны, их смысл полностью совпадает, так что из одного отрывка нам не удастся извлечь то, чего мы не нашли в другом. Нам незачем рассматривать затянувшееся обсуждение этого вопроса, доводы, не основанные на экзегезе, церковное право и т. д.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Ленски о 1 Тимофею 3:4-5 Мартын_Лютый : 10-08-2022 18:17


Следует отдать должное мудрости Павла: он включает в сравнение два пункта, в то время как большинство авторов остановились бы только на одном:
 
1) объекты: «дом свой — Церковь Божия»;
2) деятельность: «управлять — пещись».
 
Это указывает на третью мысль, которую хочет высказать Павел: церковь Бога не следует рассматривать как семью ее попечителя. В этой церкви место Отца принадлежит Богу, а не попечителю; попечитель — всего лишь ἐπίσκοπος. Возможно, для того, чтобы исключить всякие сомнения на этот счет, Павел уже во 2-м стихе предпочитает этот титул титулу πρεσβύτερος, как на Востоке называют престарелого отца-патриарха, вокруг которого и под властью которого живут его сыновья со своими семьями. Когда Павел говорит о своем отцовстве в 1 Кор. 4:15, речь идет о том, что он был апостолом-основателем коринфской церкви; в Гал. 4:19 Павел пишет о своем материнстве.
 
— Ричард Ленски. Из толкования на 1 Тим. 3:4-5
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Ленски о 2 Тимофею 3:2 Мартын_Лютый : 10-08-2022 18:15


Διδακτικός не означает «желающий учить» из-за 2 Тим. 2:24, поскольку в обоих отрывках, а также у Филона Александрийского, который единственный использует это слово, оно означает «способный или умеющий учить». «Все ли учители?» (1 Кор. 12:29). Нет, не все. Тех, кто еще нуждается в обучении и не могут передавать знания другим, не следует ставить на служение, для которого необходимо некоторое умение преподавать. Когда в 1 Тим. 5:17 мы читаем, что особую честь должно оказывать тем, «которые трудятся в слове и учении», мы понимаем эту фразу таким образом, что пресвитеры разделили работу между собой — проповедью и наставлением по большей части занимались те из них, кто более других был способен учить. Это не означает, что остальные вообще не могли учить… Способность учить подразумевает не столько природный талант, сколько обладание надлежащей подготовкой. Кретцманн: διδακτικός также должен быть διδακτός (2 Тим. 3:14; 2:2). Чем больше верный учитель преподает, тем острее он ощущает потребность в приобретении новых и новых знаний о благословенной истине, преподавание которой ему вверено.

— Ричард Ленски. Из толкования на 1 Тим. 3:2

 

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лютер о «духовном сословии» Мартын_Лютый : 10-08-2022 18:13


Лютер, сообразуясь с usus loquendi [общепринятой разговорной нормой], иногда говорит о служителях — тех, «кто служит, исполняя определенные обязанности в церкви» (StL X:423ff), — как о «священниках», «духовных» (Geistliche), «духовном сословии» (geistlicher Stand) и т. п. Однако же он утверждает, что употребление этих терминов не только не имеет библейского основания, но и вводит людей в заблуждение, поскольку, согласно Священному Писанию, все верующие «помазаны» (1 Ин. 2:27), «духовны» (Гал. 6:1), представляют собой «дом духовный» и «царственное священство» (1 Пет. 2:5, 9). «Alle Christen sind wahrhaft geistlichen Stands, und ist unter ihnen kein Unterschied denn des Amts halber allein» [Все христиане — истинное духовное сословие, и между ними нет никакого различия, кроме как в отношении служения].
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Псалмы в соборной и монашеской молитве Мартын_Лютый : 10-08-2022 18:10


Исследуя вопрос о том, как псалмы функционируют в качестве наших слов, адресованных Богу, историки определили два основных способа, которыми христиане молились псалмами во время общего богослужения. Они обозначают эти два способа техническими терминами "монашеский" и "соборный". В классическом контексте IV века различие между этими двумя способами молитвы основано не на месте (собор или монастырь), а на различиях во внешних формах молитвы и на различиях в понимании молитвы, которое выражается через ее различные формы. Однако эти различия в понимании молитвы не ограничиваются IV веком. Они имели место на всем протяжении христианской истории и по-прежнему влияют на наше понимание молитвы сегодня.
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Божьи священники и злое правительство? Мартын_Лютый : 10-08-2022 18:07


У нас есть самый лучший ответ — он не только подсказывает, что делать, но и предлагает нам наилучшие примеры из всех возможных.
 
Иисус родился и провел всю жизнь под властью злого правительства. Он бежал от руки тирана-убийцы Ирода Великого. Один из ответов на поставленный вопрос прост: «Бежать». В Евреям 11:38 мы читаем о святых: «Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням, горам, пещерам и ущельям», словно жалкие беженцы. Давид тоже бежал от ревнивого царя Саула. Его история вполне типична.
 
Ни наставлением, ни примером Библия не одобряет и не предписывает участие царственных священников в мятеже. Это удел тех, кто находится по отношению к правительству на более низком уровне. Ни Иисус, ни Его апостолы не разжигали восстаний. Когда этот вопрос задали Господу, Он указал на монету с изображением и именем цезаря и дал знаменитый ответ: «Так и отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу» (Мф. 22:21). Если этого недостаточно, св. Павел пишет в Римлянам 13:2: «Следовательно, тот, кто восстает против власти, восстает против установленного Богом, и кто так поступает, тот сам на себя навлекает суд».
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Лютер о необходимости светского правительства Мартын_Лютый : 10-08-2022 18:02


Но кто-нибудь возразит: «Кто же тогда может спастись? И где найти этих христиан? Ведь в таком случае в мире вовсе не останется торговли: у всех отберут или одолжат собственность, а порочные и праздные обжоры, коих в мире полно, получат полную свободу присваивать все ложью и обманом».
 
Ответ: я уже говорил, что христиане — редкие люди на земле. Вот почему мир нуждается в строгом, суровом мирском правительстве, которое заставит и принудит нечестивых воздержаться от воровства и грабежа и вернуть взятое взаймы (хотя христианин не должен ни требовать возврата, ни рассчитывать на него). Это необходимо, чтобы мир не превратился в пустыню, чтобы мы не лишились покоя, и чтобы торговля и общественные отношения людей не были полностью разрушены, — а именно так будет, если мы станем править миром по Евангелию и откажемся побуждать и принуждать нечестивых с помощью законов и силы поступать правильно. Посему мы должны следить за безопасностью дорог, охранять покой в городах, обеспечивать соблюдение закона в стране и пускать меч в ход против нарушителей, как учит святой Павел в Римлянам 13[:4]. Ибо такова воля Божья, чтобы обуздывать нехристиан и не позволять им творить зло — во всяком случае, безнаказанно. Никто да не думает, что миром можно управлять без кровопролития; земной меч должен быть и будет красным от крови, ибо мир будет порочным и не может стать другим, а меч — Божий жезл и наказание ему. Но об этом я уже достаточно сказал в своей небольшой книге «О земной власти».
 
— Мартин Лютер. О торговле и ростовщичестве
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Зассе о легкомысленных ссылках на Святого Духа Мартын_Лютый : 10-08-2022 18:00


[Мы говорим сейчас]... о той легкомысленной манере, в которой мы в нынешнем мире говорим о переживании действия Святого Духа. Корни этого лежат в английском энтузиазме XVII века, а также в пиетизме и методизме XVIII века. Когда на Берлинском кирхентаге 1853 года было принято насквозь лживое заявление, в котором участники объявили себя верными Аугсбургскому исповеданию «сердцем и устами», но с оговоркой, что единству их исповедания нисколько не вредит различие между лютеранским, реформатским и унионистским отношением к X артикулу, многие расценили это объединение евангелической Германии как великое действие Святого Духа. Во время больших церковных собраний, а также на массовых экуменических встречах едва ли не в привычку вошло ощущать и торжественно провозглашать дуновение Святого Духа. Пение гимнов на разных языках воспринимается как своего рода новая Пятидесятница. Нам необходимо помнить о принципах психологии толпы, которые работают на таких больших собраниях, — особенно в то время, когда в церковь проникают мирские техники манипулирования толпой и современные средства коммуникации.
 
— Hermann Sasse. On the Doctrine of the Holy Spirit // We Confess the Church, p. 19
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
«Soli Deo gloria» как богословский принцип лютеранской ортодоксии Мартын_Лютый : 10-08-2022 17:58


Первая особенность, характеризующая подход к рассмотрению богословских пролегомен и всю теологию периода лютеранской ортодоксии, — приверженность принципу soli Deo gloria. Вера в божественную монергию благодати — причем не только в части обращения человека, о котором идет речь в заключительных разделах догматики, но и применительно к тому, как сам богослов подходит к своим исследованиям, — очевидно проявляется на каждом шагу рассмотрения пролегомен. Богословам периода ортодоксии было присуще глубокое осознание непокорности, греховности и врожденной слепоты, которые свойственны человеку (а следовательно, и самому богослову) и насквозь пронизывают его интеллект. Такое представление о духовном состоянии человека было не только догмой, под которой подписались эти богословы, но и принципом, который лежал в основе их теологических изысканий и влиял на все аспекты богословствования. Естественным следствием такого представления о человеке было свойственное всем богословам того периода понимание того, что богослов особенно и постоянно нуждается в Божьей благодати и просвещении Духа, что для осуществления своего призвания богослов должен верой полагаться на Христа и Его Слово и пребывать в молитве. Иначе говоря, личное переживание Закона и Евангелия — необходимое условие любого богословствования.
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Толкование Ленски на Иакова 2:17 Мартын_Лютый : 10-08-2022 17:53


Иаков с предельной ясностью указывает, что это за вера, которая не приносит плодов. Это может быть некая разновидность веры: fides generalis, которая, как выражаются богословы, верит в Бога и в христианство в общем; fides historica, которая знает внешние факты евангельской истории и не отрицает их; fides dogmatica, которая ставится в зависимость от учения и, возможно, слишком увлечена спорами о нем, подобно вере некоторых высокообразованных богословов. Она не может быть чем-то большим, нежели notitia и assensus, — мысль, которая зародилась в уме, увяла там, но так и не достигла сердца, чтобы оживить его.
 
Однако Иаков ни в коем случае не утверждает, будто дела помогают созидать веру, как если бы дела были жизнью веры, и, добавив к вере дела, мы получили бы fides formata, а без дел fides оставалась бы informata (католическое понимание веры, которая в этом случае представляет собой, скорее, просто праведность от дел). Истинные евангельские дела — естественное и необходимое следствие веры. Такая вера, которая спасает еще до того, как совершит хотя бы одно дело, спасает принятием Христа и проявляется в том, что производит любовь и дела любви, которые, где бы они ни присутствовали, тем самым доказывают, что там присутствует настоящая, спасающая вера.
 
— Ричард Ленски. Толкование на Иакова 2:17
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Дэвид Скэйр о первоисточнике добрых дел христианина Мартын_Лютый : 21-07-2022 20:45


Обычно мы говорим (и на то есть здравые библейские и конфессиональные причины), что вера производит добрые дела (Апология [III]:122-182), однако вера — вовсе не автономный, самодостаточный источник добрых дел. Напротив, они берут свое начало в тринитарном бытии Бога, которое мы прежде всего видим в жертве Христа за грех. Добро, которое делают христиане, — это Бог, действующий в них (Евр. 13:20-21).

— Dr. David Scaer. Justification as the Starting Point of Doing Theology?

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии