 [226x320]
 [226x320]В Ассамблее Уэльса (Welsh Assembly), Великобритания, единогласно прошел новый закон в поддержку валлийского языка, сообщает . Согласно новому закону, валлийский язык становится официальным в Уэльсе, а значит, государственные органы и некоторые частные компании будут обязаны обеспечить обслуживание на этом языке. Кроме того, будет назначен специальный член комиссии по языкам, который будет следить за применением закона и защитой прав людей, говорящих на этом языке.
Новый законопроект также означает появление Трибунала по валлийскому языку (Welsh Language Tribunal) и Партнерского совета по валлийскому языку (Welsh Language Partnership Council). Последний будет заниматься консультированием правительства по вопросам стратегии в отношении валлийского языка. В случаях, если какие-либо учреждения будут пытаться помешать свободе использования этого языка, будет проводиться официальное расследование. Министры одобрили результаты голосования, назвав их «историческим шагом вперед для валлийского языка».
Напомним, что в сентябре этого года в Кармартене,Великобритания, проводилась конференция, посвященная умирающим языкам. Конференция была организована Фондом исчезающих языков (), в ней приняли участие около сотни академиков. В первую очередь, конференция посвящена местным языкам в Ирландии, Китае, Австралии и Испании. Однако большое внимание было уделено более широкому вопросу: стоит ли в принципе тратить время и ресурсы на поддержание таких языков.
 Останки древнего форта обнаружены во время вырубки деревьев в горах, северной Шотландии. Работники спиливали для промышленных целей деревья, посаженные в 50-х годах прошлого века, и наткнулись на древнее оборонительное сооружение. 
Археолог Мэтт Ричи рассказал, что форт, который находится в 38 км к западу от Инвернесса – столицы региона, является типичным укреплением железного века. Здания этого типа – даны - использовались местными жителями во время вражеских нашествий около 500 годов до н.э. Зачастую, они возводились на холмах и в горах. 
Найденный форт имеет круглую форму с диаметром до 21 метра. Из-за посадок полувековой давности никто раньше не замечал археологического памятника. По словам археологов, открытие форта имеет большое значение, так как здание находится в хорошем состоянии и может содержать останки, представляющие интерес для исследователей.
 [показать]
 [показать]
			 В наши дни дохристианские верования саамов трудно поддаются реконструкции. Несмотря на то, что христианство было принято ими довольно поздно и при этом значительный пласт языческих воззрений и культов саамы сохранили вплоть до XX в., их первоначальная целостность была утрачена в ходе времени и они значительно трансформировались под воздействием различных внешних влияний. .
Имеющиеся в распоряжении исследователей данные свидетельствуют, что у разных групп саамов в их древних культах существовали определенные различия; неодинаковы были как дошедшие до нашего времени имена древних божеств и мифологических фигур, так и места, которые они занимали в пантеоне. Немало особенностей отмечается в древних воззрениях западных и восточных групп саамов. К тому же часть восточных саамов - в первую очередь Кольские саамы - в отличие от их западных групп восприняли христианство в его православной форме. Это вело также к некоторым особенностям в развитии их религиозных взглядов, сказывалось и на системе брачных отношений. Наряду с этим приходится отметить, что источники по культам Кольских саамов особенно скудны. Правда, связанные с ними археологические материалы, как будет показано в разделе о культовых местах Кольских саамов, изучены на территории их расселения достаточно хорошо.
Древними источниками по ранним формам религии предков современных саамов большинство исследователей считают наскальные росписи и петроглифы, сохранившиеся на всей древней территории расселения саамов, включая Карелию. Связывать их с саамским населением позволяет определенная преемственность, а именно - тот факт, что аналоги наскальным изображениям обнаруживают рисунки на бубнах саамских шаманов. .
Наскальные изображения отражают охотничье-рыболовецкие занятия оставившего их населения и явно связаны с соответствующими формами культов: это изображения человеческих фигур, животных, лодок, охотничьих луков, ряд абстрактных фигур, которые можно толковать, как символы солнца и т.д. (Pentikainen, 1994. S. 131). На некоторых бубнах можно видеть и отражение саамских представлений о трехмерности мироздания. Письменные источники, на которые можно было бы опереться при реконструкции саамских верований, довольно поздние и относятся преимущественно к западным саамам. Это - судебные протоколы, в основном XVII-XVIII вв., связанные с рассмотрением дел о саамских колдунах и их деятельности. Показания обвиняемых нельзя считать достаточно соответствующими реалиям, к тому же они отражают и тенденциозность писцов. Более надежны записки христианских священнослужителей, работавших в саамских приходах. Составлялись они в значительной мере благодаря запросам шведской Коллегии древностей, основанной в 1667 г. Именно на основе этих материалов была написана И. Шеффером, профессором Упсальского университета, его "Лаппония" (1673 г.), остающаяся до наших дней ценнейшим источником по саамской культуре. Стоит упомянуть, что К. Ганандер в свое время опубликовал притчу о финской мифологии (Mythologia Fennica, 1789), где он привел список имен саамской мифологии. Сведения о религии Кольских саамов относятся лишь к концу XIX - началу XX в. и основаны на полевых материалах того времени. Определенный вклад в это внесли финские пасторы (Я. Фельман, Л. Лестадиус), но основная роль принадлежит Н. Харузину, который считается классиком в этой области. Его основная работа (Харузин, 1890) до сих пор мало известна западным исследователям (Pentikainen, 1994. S. 133). Следует оговорить, что и большинство западных исследований, посвященных саамской религии, не затрагивают верований коль-ских саамов, исключение составляет, видимо, только труд финляндского рели-гиеведа Уно Харва (Harva, 1915). . Читать далее
 [показать]
 [показать] [показать]
 [показать] [показать]
 [показать]