С 5 марта по 7 мая я в очередной раз находилась на реабилитации в России, в Барнауле. Много разговаривала по телефону со своими российскими родными, из Украины это делать труднее.
...Самое загадочное событие в родословной ветви моего дедушки Моршанского Алексея Ивановича - это судьба его старшего брата Василия Ивановича, пропавшего в гражданскую войну.
И вот моя бузулукская тетя Лидия Константиновна Лебедева, 1926 года рождения, - в конце одного из наших разговоров вспоминает:
"Мила, я все забываю тебе сказать. В 60-х годах на заводе, на работе, ко мне подошел человек, которого я раньше у нас не видела. Он протянул конверт и сказал: "Я был в командировке в Минусинске. Там один человек дал мне письмо и попросил передать его кому-нибудь из бузулукских Моршанских. Выполняю его просьбу".
Моршанские - это мама тети Лиды, это мой дедушка и вся их семья.
Тетя Лида прочитала письмо. В нем рассказывалось о незнакомых ей людях, имеющих какое-то отношение к фамилии Моршанский. Она решила, что это ошибка, что это однофамильцы, которые что-то напутали. Письмо она порвала.
Как сейчас декоммунизируют историю Украины, то есть просто вычеркивают весь советский период, точно так же в СССР была вычеркнута история страны до 1917 года. Она, конечно, существовала в книгах, учебниках, но строго отфильтрованная.
Тетя Лида краем уха слышала о существовании в прошлой, давным давно забытой жизни, родного брата своей мамы. Но 60-е годы, хотя уже и наступила так называемая "хрущевская оттепель", - это было время, когда интерес к прошлому семьи был чреват. Могли всплыть факты, выпадающие за рамки канонических советских понятий.
Более-менее безопасно интересоваться своим прошлым стало в 80-х. А реальная возможность заниматься своими корнями, своей родословной появилась с открытием архивов в 90-х, с оцифровкой их и выкладкой в интернет уже в 2000-х.
Но даже и сейчас, в наше время, получив от тети Лиды эту ниточку информации, я еще не знаю, как ею воспользоваться, по какому пути идти.
Некоторое время назад у двоюродной сестры моего мужа Маруси, проживающей с семьей в Полтавской области, нашлась старая поздравительная открытка.
На штемпеле можно различить месяц и год отправления - декабрь 1968 года. Написано четким женским почерком.
Адрес отправителя: "Прим. край, Шкотовский район, г.Большекамень (сейчас районный центр город Большой Камень), ул. Адм. Макарова, дом 1, кв. 76, от Руденко."
Адрес получателя: "Полтавская область, Велико-Багачанский район, с. Семеновка, Племя (так написано) Марусе." Фактически фамилия Плема.
"Дорогие наши родственники тетя и Ваша доченька Маруся и все, кто у вас есть. Поздравляем вас всех с Новым годом. Желаем счастья, здоровья, долгих лет жизни. Целуем.
Пишите письма.
Мама, Надя, Саня."
Очевидно, отправительница забыла имя тети и потому адресовала открытку ее дочери. Тётю звали Даша - Одарка Ивановна Плема. Жили тетя Даша и Маруся в Семеновке, потом переехали в Михайловку, в том же Великобагачанском районе.
Кто же отправительница? Есть вот такое предположение. На Дальний Восток в конце 1950-х - начале 1960-х годов уехала племянница - родная или двоюродная - Одарки Ивановны и моей свекрови Марии Ивановны Демченко (в девичестве Плема). Мать племянницы жила в селе Бригадировка (Холодное) Хорольского района. Эту девушку помнят все, кто с ней общался, как Лиду-летчицу. Яркая внешность, необычное поведение - она ездила по селу на мотоцикле Василия Ивановича Племы, ее дяди, и привлекала к себе всеобщее внимание. Было ей лет двадцать пять.
Надя - ее дочка, Саня - муж. Самая большая вероятность найти в интернете Надежду Руденко, по девичьей фамилии.
Если эта тема попадется на глаза родным, друзьям или их знакомым на Дальнем Востоке, в Большом Камне, пожалуйста, напишите обо всем, что вам известно, сюда, в этот блог, в личные сообщения. Или на мои странички в Одноклассниках - Людмила Елфимова (Демченко). Или в фейсбук - Людмила Демченко, Кривой Рог.