Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх. 20:2, 3).
Первая заповедь начинается с местоимения «я», а не с частицы «не». Заповедь — как преамбула к договору, подобно, например, законодательным актам Российской империи: «Волею Божию мы, Александр Первый Император и Самодержец Всероссийский, и прочая и прочая и прочая. Объявляем всенародно…»
Первая заповедь дает основу для соблюдения всех остальных заповедей: говорит о воле Божьей как универсальном источнике права, основе всех законодательных законов. Федор Достоевский словами своего героя выразил эту мысль так: «Если Бога нет, то все можно». Другими словами, если Бог есть, то надо повиноваться Его заповедям.
По сути, вся Библия является практическим комментарием к Десяти заповедям. Таким комментарием к первой заповеди является отрывок из Пятикнижия, известный под названием Шма, что значит «слушай»: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:4, 5).
Десять заповедей являются текстом союзнического договора между Господом и Израилем, а союз может быть прочным только на основании любви, потому и сказано: «люби Господа, Бога твоего».
Однажды во время религиозного диспута, состоявшегося в начале 20-х годов прошлого века между священником Введенским и комиссаром образования Луначарским, на аргумент Луначарского о «коммерческом соображении веры», когда верующий соблюдает заповеди только из стремления получить награду, священник процитировал Иоанна Златоуста: «В Евангелии сказано, что вечная жизнь ожидает того, кто любит Христа, но если бы мы знали, что за веру в Христа нас ожидает геена огненная, бесконечная, мы должны были бы любить Его нисколько не меньше». Потому исполнить заповедь — значит возлюбить Бога. А нарушить ее — возлюбить что-то больше, чем Бога.
Источник:https://esd.adventist.org/2025/12/07/pervaya-zapoved/ |
|