Где-то в конце 80-х довелось попасть в «Церковно-археологический кабинет» (ныне известен как Музей христианского искусства) — церковный музей при Московской духовной академии, расположенный в Троице-Сергиевой лавре, в здании бывшего императорского дворца XVII века. До нас в нем была Маргарет Тэтчер, но друг университетский учился в духовной академии, и сумел нас не только провести, но и подробно рассказал об экспонатах, начиная с римских катакомб и заканчивая живописными полотнами художников ХХ века: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Василия Сурикова и других.
Но больше всего мы были поражены иконой, написанной кистью, которую иконописец… держал в зубах. На иконе – св. Николай Чудотворец, рук которого не видно…
Прошло, считай, сорок лет, и все эти годы неведомый мне образ живописца придавал силы в этой жизни.
И вот прислали публикацию из газеты «Ваше Новое время» Борисоглебского района Ярославской области. (До недавнего времени «Новое время», где Аз многогрешный многажды печатался начиная с конца 80-х, так как 18 сезонов прожил в громадной избе, купленной в свое время за гонорары в деревне Старово-Смолино).
Предоставляю вашему вниманию эту поразительную историю…
ALMA PATER
В 1858 году в селе Утевка близ Самары родился мальчик, которому, казалось, суждена была скорая смерть. Младенец появился на свет без ног и рук – «гладкий, словно яйцо». Доброхоты советовали убитой горем матери перестать его кормить, все равно не жилец. Но ее страдание было так велико, что, решившись убить ребенка, она и сама готовилась попрощаться с жизнью. Спас их дед мальчика, пообещав взять новорожденного Григория к себе на попечение.
Так Григорий Журавлев и рос у деда, и жизнь вел, полную опасностей и приключений. Он свободно передвигался по дому и по двору. Местные ребята носили его гулять на речку, где будущего художника однажды чуть не унес орел. Частенько, зажав во рту веточку, он чертил на земле фигурки. Люди, домики, коровы, собаки… Увидев это, земский учитель решил – из доброты