Церковь Святого Креста на острове Ахтамар представляет собой уникальный памятник храмового зодчества.Она была построена архитектором Мануилом, который ещё и будучи скульптором, украсил фасад по всему периметру необыкновенно выразительными барельефами на религиозные сюжеты с элементами «звериного» и растительного орнаментов. Церковь была возведена между 915 и 921 г. по приказу Гагика I, царя Васпуракана. В 1113 г. Ахтамар преобразовывается в монастырь и становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви.
Построенная в форме четырехлистного клевера и в плане крестообразная, церковь была перекрыта куполом изнутри и пирамидальным конусом снаружи. В церкви двое врат, одни из которых с южной стороны и еще одни — с западной. В последующие периоды к церкви были пристроены: северо-востоку от храма в 1316 году — часовня; в 1763 году высокая колокольня. Еще позднее, в XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит (притвор, пристраиваемый к церкви и служивший дополнительным помещением для молящихся, усыпальницей или местом собраний). На холме к юго-востоку от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.
Внутреннее убранство Церкви украшено фресками. Их сохранилось два слоя, предположительно, чт на куполе было изображение Креста или композиция «Вознесение Креста». На барабане изображается сюжеты истории Адама и Евы, а ниже, в алтарях и на третьем ярусе, фрески посвящены земной жизни Иисуса Христа. Исследователи отмечают, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской традиции, и фрески Ахтамарского храма «поражают динамикой не только всей фигуры, но и складок одежды».
Будет ещё одна публикация с фрагментами фасада и хачакарами; не переключайтесь!
Мы привыкли считать ум каким-то высшим благом, от которого идут все остальные: цивилизация, WiFi, автокресла с подогревом и книги Грибоедова. Но попугаи кеа показывают нам обратную сторону гениальности. Горе от ума: пернатые кромсают овец, ломают всё вокруг и воруют — просто потому, что могут. Это как дать пятилетке отвёртку, молоток и полную свободу действий. Он не со зла, просто маленькому гению очень интересно, как же тут всё устроено!
На своей родине, в Новой Зеландии, кеа известны как «альпийские клоуны». При том что выглядят птички достаточно скромно. Особенно по меркам попугаев. Нет у них ни длинного хвоста, ни вырвиглазных перьев, ни сногсшибательного хохолка. Только хищный загнутый клюв крючком да зелено-бурые перышки по всему телу. Дело в том, что эпатирует публику птица не внешностью, а поступками. Кто на представлениях кеа был, тот в цирке не смеётся!
Весёлого в их действиях мало. По крайне мере для тех, кого кеа выбрал своей «жертвой». Пернатые разбирают машины туристов буквально по винтику: отрывают резинки с окон, дворники, откусывают антенны, ломают боковые стекла.
С пешими туристами тоже не церемонятся: птички раздирают палатки, воруют еду и уносят всё, что плохо лежит. Иногда это блестящие безделушки. Иногда — ценные документы.
Сегодня я поведу вас в место, где скалы умеют быть артистами не хуже оперных теноров. Там камень превращается в акварель, вода в кисть, а всё вместе — в гигантскую декорацию, будто придуманную для фильма с избыточным бюджетом.
Представьте: лодка скользит по бирюзовой глади озера Хенераль Каррера (или Буэнос-Айрес, если смотреть с аргентинской стороны), а перед вами открываются стены, в которых мрамор выточен водой до узоров, больше похожих на мазки кисти. В них есть что-то от витражей собора и одновременно от абстрактных картин двадцатого века. Вы глядите — и не верите, что это не галерея, а всего лишь скала.






