• Авторизация
Лента друзей Нателла_Климанова Дневник Нателла_Климанова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»


СЕТ. ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ vissarion : 09-11-2025 19:57


Дмитрий Зеленцов
ОБ ИМЕНИ БОГА СЕТА И ЕГО ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЗНАЧЕНИЯХ



В египетских текстах встречаются самые разнообразные формы написания имени Сет: Stḫ, Stẖ, Stš. Наиболее распространенным вариантом, который, в частности, имеет место в Текстах Пирамид (за исключением пирамиды Унаса) является идеограмма Stš. Кроме того, имя этого бога может обозначаться только одним символом так называемого животного Сета, лежащего или сидящего, либо же сидящего бога с головой животного (как, например, в текстах пирамиды Унаса). Эти символы могут сопровождаться или замещаться в Текстах Пирамид однобуквенными знаками, причем не всегда одними и теми же. Зачастую они могут комбинироваться с одним из обычных детерминативов богов или тем или иным изображением животного Сета.

Сет (Seth) — устоявшийся греческий вариант произнесения данного имени.¹ Тогда как собственно древнеегипетский мог варьироваться в зависимости от времени и места. Так нижнеегиетским произношением было Setekh (изначально Sutekh), тогда как верхнеегипетским — Set (изначально — Sut). Оригинальное произношение, по мнению Те Вельде, было Suta.
_____________________________
[1] Σήθ ὁ indecl. Сет (египетское божество, соотв. греч. Тифону) Plut.


Значение имени Сет, согласно современным этимологическим стандартам, представляется неясным. Тем не менее, гораздо более важное значение для понимания роли и места данного бога в древнеегипетской религии и мифологии будут иметь объяснения имени Сета, предложенные самими носителями этих воззрений, пусть, с позиции современной науки они и будут выглядеть как псевдоэтимологии.

Как отмечает Те Вельде, «египтяне не задумывались на тем, чтобы рассматривать истинность этимологии в соответствии нашими западными стандартами. Этимология должна быть логичной и истинной с теологической точки зрения. Раскрытие секрета имени должно было также обозначать раскрытие секрета сущности. Египетский теолог принимал этимологию имени Сет как вызывающего хаос, угнетателя или «разбивающего на куски» в качестве истинных, поскольку подобные объяснения соответствовали мифической функции Сета».

Плутарх в труде «Об Исиде и Осирисе» пишет: «А имя «Сет», коим они зовут Тифона, имеет такой смысл: оно означает «покоряющий» и «побеждающий», во множестве случаев оно значит «обращающий в бегство» и «превосходящий». По мнению исследователей, толкование, приводимое Плутархом, не является его собственным, но восходит к египетской традиции. Немецкий египтолог Кеес возводит такую этимологию к египетским толкованиям и прослеживает ее до египетских слов, означающих «приводящий в замешательство, разбивающий/разрывающий на куски».

Осириса, жертву Сета, иногда именовали «лишившимся конечностей», откуда можно сделать предположение, что имеется некоторая связь между мотивом «разрывающего на части» в мифе об Осирисе и этимологией имени Сета, однако сложно сказать, что именно здесь первично. Ж.Даресси утверждает, что произошло своего рода наложение смыслов и Stš означает «тот, кто расчленил, разрубил Осириса».

На основании аналогичного созвучия устанавливается и тесная связь между животным Сета и грифоном. Имя этого существа с телом животного, крыльями и головой орла записывается как tštš — «тот, кто разрывает на куски».

Кроме того, идеограмма tš также означает «граница», «разделение», что заставляет вспомнить о Сете как о боге чужеземных стран и боге границ.

Родственная ей идеограмма tšj — «оставлять, убегать» (вероятно, отсюда значение имени Сета как «обращающего вспять») — обретает и весьма негативный аспект. Хэйес пишет: «Во всех многочисленных примерах, когда появляется tšj, его контекст почти всегда означает «сбежать», «оставить», «пропустить», когда долг, верность или некое иное обязательство требует чьего-либо присутствия».

Кроме того, один из иероглифов, которым обозначали Сета имеет значение «разделяющий» (tšj). Так, про него говорили, что Сет «получает удовольствие от разделения и ненавидит дружбу».

Известный британский египтолог Маргарет Мюррей предлагает совершенно иную этимологию. Она пишет: «Поскольку данное имя начинается с S, то мы склонны предположить здесь наличие каузатива² как в имени крокодилоголового бога Себека (Se-bek), «вызывающий беременность». В таком случае Se-tekh будет означать «опьяняющий, приводящий к опьянению», где опьянение рассматривалось как одержимость богом» (сравн. с культом Вакха).
_____________________________
[2] каузатив (лат. causativus) — форма некоторых глаголов, обозначающие действие над кем-либо или чем-либо, вынуждающее (побуждающее) объекты совершать действия или изменять свое состояние.


Интересно, что в Лейденском папирусе Сет олицетворяет опьяняющую силу пива: «Сет станет необузданным, когда пожелает завоевать сердце в
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
АТАРГАТИС vissarion : 25-07-2025 08:20


Софья Зинченко
ИХТИОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ АТАРГАТИС: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?



АННОТАЦИЯ

Образ Атаргатис (Деркето) в античных письменных источниках прочно ассоциируется с ихтиоморфом. Анализ сохранившихся на сегодняшний день изображений показал, что Атаргатис предстает в антропоморфном облике с достаточно четко определенным набором атрибутов. Изображение Атаргатис на монетах, трактуемое как ихтиоморф, есть реплика со статуй Артемиды Эфесской или Афины Магарсии. Некачественная чеканка не передает исходный образец и как результат — исследователи видят в сильно редуцированных элементах ихтиоморфные черты. На сегодняшний день можно прийти к выводу об отсутствии ихтиоморфных изображений Атаргатис.

* * *

Анализируя материал, посвященный выявлению роли античных образцов в формировании средневековых сирен-ихтиоморфов, автором настоящей статьи были выделены те образы, которые гипотетически могли повлиять на выработку иконографии ихтиоморфных существ. В изобразительном искусстве античного мира мало известно изображений женских ихтиоморфных образцов. Но тем важнее письменные подтверждения, пусть и немногочисленные, о наличии и почитании интересующих нас образов. Павсаний указывает на поклонение в Фигалии Эвриноме, дочери Океана, оставляя интересные свидетельства:

Мне не удалось быть на этом празднике, и я не видал статуи Эвриномы; а от фигалейцев я слыхал, что ее деревянная статуя вся опутана золотыми цепями и что сверху до самых бедер она представляет из себя женщину, а нижняя часть как у рыбы.
(Павсаний «Описание Эллады» VIII. 41, 4.6)

Подобное описание, встречающееся у Лукиана из Самосаты в его трактате «О сирийской богине», принято связывать с богиней Атаргатис.

Атаpгатис (Деркето) — богиня плодородия,¹ баалат («госпожа») своего города и народа — почиталась в Северной Сирии, важными культовыми центрами были Иерополис (Манбидж), Гелиополь (Баальбек) и Дамаск.
________________________________
[1] Вероятно, понятие «плодородия», которому покровительствовала Атаргатис, было связано и с экономическим благополучием города, где ее почитали. М.И. Ростовцев полагал, что Атаргатис в Пальмире, появившаяся там благодаря купцам из Дамаска, отвечала за процветание караванной торговли.


Несмотря на то что наиболее распространенны антропоморфные изображения Атаргатис с популярными атрибутами в виде определенных головных уборов (калаф или башенная корона — πύργος), лучей вокруг головы, колосьев, рога изобилия, скипетра и прялки, — обращение к теме возможных ихтиоморфных вариантов изображений богини не случайно. С одной стороны, Атаргатис станет тем важным божеством, в описании генезиса которого в письменных свидетельствах будут постоянно упоминаться ихтиоморфные составляющие; с другой, необходимо попытаться разобраться с рядом исследовательских проблем, возникших при соотнесении с образом Атаргатис определенных изобразительных схем. Среди исследовательских вопросов стоит выделить следующие: какие памятники можно рассматривать как примеры репрезентации Атаргатис в искусстве Древнего мира и каковы их возможные иконографические составляющие.
______________________________________________________________
h_mad (700x317, 324Kb)Деметрий III (95-88 до н.э.). Государство Селевкидов.
Тетрадрахма (AR 15.65g), ок. 91/90 до н.э. Дамаскский чекан.
Av: бюст Деметрия III в тении;
Rv: культовая статуя Артемиды-Атаргатис в лучевой короне, за плечами — колосья ячменя; BAΣIΛEΩΣ ΔHMHTPIOY ΘEOY ФIΛOПATOP ΣΩTHPOΣ

______________________________________________________________

Обратимся к античным письменным источникам, связанным с Атаргатис. Так, Овидий заявляет:

То ль о тебе, Деркетия,² дочь Вавилона,
Им рассказать, как тебя, чешуей заменив тебе кожу,
В вид превратили другой палестинские — будто бы — воды»…

(Овидий. «Метаморфозы» IV. 44-46).

У Диодора Сицилийского встречаем следующее описание Деркето:

На берегу озера находится храм богини, которую сирийцы называют Деркето, и которая имеет женское лицо и тело в форме рыбы…
(Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II. 4.2)

Лукиан упоминает о статуе Деркето в виде ихтиоморфа:

Я видел в Финикии изображение этой Деркето́ — странное зрелище: верхняя часть представляет собою женское туловище, тогда как нижняя, от бедер до ног, сделана в виде рыбьего хвоста.
(Лукиан Самосатский. «О сирийской богине», 14).

Наряду с ихтиоморфным описанием сирийской богини, Лукиан тут же свидетельствует, что «изображение Деркето, находящееся в Гелиополе,
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии




Лента друзей Нателла_Климанова Дневник Нателла_Климанова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»