• Авторизация


Гибель Иксиона Соккар : 27-11-2025 15:49


   Странная попытка покушения Иксиона на честь Геры и последующий обман Зевса, когда он из облака создал двойника своей жены, якобы, чтобы удостовериться в истинности её сообщения о насилии над ней, приводит к расправе над сыном Флегия, хотя он и спал на ложе всего лишь с двойником Геры. Хвастовство Иксиона привело его к смерти: Зевс приказал привязать сына Флегия по разным данным то ли к крылатому колесу, то ли к огненному. Но эта причина конфликта Зевса и Иксиона резко контрастирует со словами царя богов в «Илиаде». Там он говорит о себе, что сам стал любовником, «пленясь молодою женой Иксиона, мне Пирифоя родившей, советами равного богу» (Гомер. «Илиада». Песнь четырнадцатая. 317 – 318).

Читать далее

комментарии: 8 понравилось! вверх^ к полной версии
Загадка Геры Соккар : 20-11-2025 11:56


   Положение Геры, описанное Гомером и Аполлодором не простое. Она находится в вечной оппозиции к Зевсу, хотя формально является его женой. Складывается впечатление, что их брак не добровольный. Она, можно сказать, заложница царя богов: «Зевс подвесил на высотах Олимпа» ее, как сообщает Аполлодор, за то, что она родила Гефеста помимо супружеского ложа (Аполлодор. «Мифологическая библиотека». Книга I. III. (5). Из чего можно сделать такой вывод? Читать далее

комментарии: 6 понравилось! вверх^ к полной версии

СЕТ. ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ vissarion : 09-11-2025 19:57


Дмитрий Зеленцов
ОБ ИМЕНИ БОГА СЕТА И ЕГО ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЗНАЧЕНИЯХ



В египетских текстах встречаются самые разнообразные формы написания имени Сет: Stḫ, Stẖ, Stš. Наиболее распространенным вариантом, который, в частности, имеет место в Текстах Пирамид (за исключением пирамиды Унаса) является идеограмма Stš. Кроме того, имя этого бога может обозначаться только одним символом так называемого животного Сета, лежащего или сидящего, либо же сидящего бога с головой животного (как, например, в текстах пирамиды Унаса). Эти символы могут сопровождаться или замещаться в Текстах Пирамид однобуквенными знаками, причем не всегда одними и теми же. Зачастую они могут комбинироваться с одним из обычных детерминативов богов или тем или иным изображением животного Сета.

Сет (Seth) — устоявшийся греческий вариант произнесения данного имени.¹ Тогда как собственно древнеегипетский мог варьироваться в зависимости от времени и места. Так нижнеегиетским произношением было Setekh (изначально Sutekh), тогда как верхнеегипетским — Set (изначально — Sut). Оригинальное произношение, по мнению Те Вельде, было Suta.
_____________________________
[1] Σήθ ὁ indecl. Сет (египетское божество, соотв. греч. Тифону) Plut.


Значение имени Сет, согласно современным этимологическим стандартам, представляется неясным. Тем не менее, гораздо более важное значение для понимания роли и места данного бога в древнеегипетской религии и мифологии будут иметь объяснения имени Сета, предложенные самими носителями этих воззрений, пусть, с позиции современной науки они и будут выглядеть как псевдоэтимологии.

Как отмечает Те Вельде, «египтяне не задумывались на тем, чтобы рассматривать истинность этимологии в соответствии нашими западными стандартами. Этимология должна быть логичной и истинной с теологической точки зрения. Раскрытие секрета имени должно было также обозначать раскрытие секрета сущности. Египетский теолог принимал этимологию имени Сет как вызывающего хаос, угнетателя или «разбивающего на куски» в качестве истинных, поскольку подобные объяснения соответствовали мифической функции Сета».

Плутарх в труде «Об Исиде и Осирисе» пишет: «А имя «Сет», коим они зовут Тифона, имеет такой смысл: оно означает «покоряющий» и «побеждающий», во множестве случаев оно значит «обращающий в бегство» и «превосходящий». По мнению исследователей, толкование, приводимое Плутархом, не является его собственным, но восходит к египетской традиции. Немецкий египтолог Кеес возводит такую этимологию к египетским толкованиям и прослеживает ее до египетских слов, означающих «приводящий в замешательство, разбивающий/разрывающий на куски».

Осириса, жертву Сета, иногда именовали «лишившимся конечностей», откуда можно сделать предположение, что имеется некоторая связь между мотивом «разрывающего на части» в мифе об Осирисе и этимологией имени Сета, однако сложно сказать, что именно здесь первично. Ж.Даресси утверждает, что произошло своего рода наложение смыслов и Stš означает «тот, кто расчленил, разрубил Осириса».

На основании аналогичного созвучия устанавливается и тесная связь между животным Сета и грифоном. Имя этого существа с телом животного, крыльями и головой орла записывается как tštš — «тот, кто разрывает на куски».

Кроме того, идеограмма tš также означает «граница», «разделение», что заставляет вспомнить о Сете как о боге чужеземных стран и боге границ.

Родственная ей идеограмма tšj — «оставлять, убегать» (вероятно, отсюда значение имени Сета как «обращающего вспять») — обретает и весьма негативный аспект. Хэйес пишет: «Во всех многочисленных примерах, когда появляется tšj, его контекст почти всегда означает «сбежать», «оставить», «пропустить», когда долг, верность или некое иное обязательство требует чьего-либо присутствия».

Кроме того, один из иероглифов, которым обозначали Сета имеет значение «разделяющий» (tšj). Так, про него говорили, что Сет «получает удовольствие от разделения и ненавидит дружбу».

Известный британский египтолог Маргарет Мюррей предлагает совершенно иную этимологию. Она пишет: «Поскольку данное имя начинается с S, то мы склонны предположить здесь наличие каузатива² как в имени крокодилоголового бога Себека (Se-bek), «вызывающий беременность». В таком случае Se-tekh будет означать «опьяняющий, приводящий к опьянению», где опьянение рассматривалось как одержимость богом» (сравн. с культом Вакха).
_____________________________
[2] каузатив (лат. causativus) — форма некоторых глаголов, обозначающие действие над кем-либо или чем-либо, вынуждающее (побуждающее) объекты совершать действия или изменять свое состояние.


Интересно, что в Лейденском папирусе Сет олицетворяет опьяняющую силу пива: «Сет станет необузданным, когда пожелает завоевать сердце в
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
АТАРГАТИС vissarion : 25-07-2025 08:20


Софья Зинченко
ИХТИОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ АТАРГАТИС: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?



АННОТАЦИЯ

Образ Атаргатис (Деркето) в античных письменных источниках прочно ассоциируется с ихтиоморфом. Анализ сохранившихся на сегодняшний день изображений показал, что Атаргатис предстает в антропоморфном облике с достаточно четко определенным набором атрибутов. Изображение Атаргатис на монетах, трактуемое как ихтиоморф, есть реплика со статуй Артемиды Эфесской или Афины Магарсии. Некачественная чеканка не передает исходный образец и как результат — исследователи видят в сильно редуцированных элементах ихтиоморфные черты. На сегодняшний день можно прийти к выводу об отсутствии ихтиоморфных изображений Атаргатис.

* * *

Анализируя материал, посвященный выявлению роли античных образцов в формировании средневековых сирен-ихтиоморфов, автором настоящей статьи были выделены те образы, которые гипотетически могли повлиять на выработку иконографии ихтиоморфных существ. В изобразительном искусстве античного мира мало известно изображений женских ихтиоморфных образцов. Но тем важнее письменные подтверждения, пусть и немногочисленные, о наличии и почитании интересующих нас образов. Павсаний указывает на поклонение в Фигалии Эвриноме, дочери Океана, оставляя интересные свидетельства:

Мне не удалось быть на этом празднике, и я не видал статуи Эвриномы; а от фигалейцев я слыхал, что ее деревянная статуя вся опутана золотыми цепями и что сверху до самых бедер она представляет из себя женщину, а нижняя часть как у рыбы.
(Павсаний «Описание Эллады» VIII. 41, 4.6)

Подобное описание, встречающееся у Лукиана из Самосаты в его трактате «О сирийской богине», принято связывать с богиней Атаргатис.

Атаpгатис (Деркето) — богиня плодородия,¹ баалат («госпожа») своего города и народа — почиталась в Северной Сирии, важными культовыми центрами были Иерополис (Манбидж), Гелиополь (Баальбек) и Дамаск.
________________________________
[1] Вероятно, понятие «плодородия», которому покровительствовала Атаргатис, было связано и с экономическим благополучием города, где ее почитали. М.И. Ростовцев полагал, что Атаргатис в Пальмире, появившаяся там благодаря купцам из Дамаска, отвечала за процветание караванной торговли.


Несмотря на то что наиболее распространенны антропоморфные изображения Атаргатис с популярными атрибутами в виде определенных головных уборов (калаф или башенная корона — πύργος), лучей вокруг головы, колосьев, рога изобилия, скипетра и прялки, — обращение к теме возможных ихтиоморфных вариантов изображений богини не случайно. С одной стороны, Атаргатис станет тем важным божеством, в описании генезиса которого в письменных свидетельствах будут постоянно упоминаться ихтиоморфные составляющие; с другой, необходимо попытаться разобраться с рядом исследовательских проблем, возникших при соотнесении с образом Атаргатис определенных изобразительных схем. Среди исследовательских вопросов стоит выделить следующие: какие памятники можно рассматривать как примеры репрезентации Атаргатис в искусстве Древнего мира и каковы их возможные иконографические составляющие.
______________________________________________________________
h_mad (700x317, 324Kb)Деметрий III (95-88 до н.э.). Государство Селевкидов.
Тетрадрахма (AR 15.65g), ок. 91/90 до н.э. Дамаскский чекан.
Av: бюст Деметрия III в тении;
Rv: культовая статуя Артемиды-Атаргатис в лучевой короне, за плечами — колосья ячменя; BAΣIΛEΩΣ ΔHMHTPIOY ΘEOY ФIΛOПATOP ΣΩTHPOΣ

______________________________________________________________

Обратимся к античным письменным источникам, связанным с Атаргатис. Так, Овидий заявляет:

То ль о тебе, Деркетия,² дочь Вавилона,
Им рассказать, как тебя, чешуей заменив тебе кожу,
В вид превратили другой палестинские — будто бы — воды»…

(Овидий. «Метаморфозы» IV. 44-46).

У Диодора Сицилийского встречаем следующее описание Деркето:

На берегу озера находится храм богини, которую сирийцы называют Деркето, и которая имеет женское лицо и тело в форме рыбы…
(Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II. 4.2)

Лукиан упоминает о статуе Деркето в виде ихтиоморфа:

Я видел в Финикии изображение этой Деркето́ — странное зрелище: верхняя часть представляет собою женское туловище, тогда как нижняя, от бедер до ног, сделана в виде рыбьего хвоста.
(Лукиан Самосатский. «О сирийской богине», 14).

Наряду с ихтиоморфным описанием сирийской богини, Лукиан тут же свидетельствует, что «изображение Деркето, находящееся в Гелиополе,
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка Людмила_Есипова : 10-07-2025 20:35

Это цитата сообщения Сунгирский Оригинальное сообщение

Белоночные хроники. Достояние Атлантиды. Фотоальбом 1.

Пёза произвела впечатление ошеломляющее, ярким, почти красным цветом своих берегов. Первая возникшая ассоциация: Марсианская река.

320 (700x466, 67Kb)
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Помоги себе сам и мир изменится Людмила_Есипова : 31-05-2025 08:41


Смысл мышления
Я изучаю книги Виилмы уже лет 25. Удивительно, но каждый раз беря книгу, много раз читаную, я понимаю, что читаю первый раз. То есть я прочитываю то, чего раньше там не находила. Удивительно то, что одно только чтение приводит мысли и душу в порядок и лечит, уравновешивает. Такое взаимоотношение как у меня с книгами Виилмы бывает не у всех. Знаю тех, кто не смог их прочитать - голова болеть начинала, просто отторжение шло.
В любом случае контакт был, только результат разный. Вот и сейчас, прочитала и удивилась, насколько всё своевременно и точно по духу. Впрочем, лучше один раз самим прочесть, чем слушать пересказ.


Никто не сомневается в существовании жизни. И вместе с тем на вопрос "Что такое жизнь?" никто ответить не может. Независимо от вероисповедания, мы являемся детьми материализма, и потребуется еще немало времени, прежде чем слово "жизнь" напрямую отождествится в нашем сознании с жизнью духовной.

Покуда мы, выпучив глаза, таращимся на материю как на первичную субстанцию, она же будет вынуждена силком повернуть нашу голову - хорошо, если шею при этом нам не свернет, - туда, где при внимательном рассмотрении можно узреть смысл жизни. Так материя учит нас правильно относиться к жизни. Учит сурово.

Может, мы и поймем, что жизнь - нечто большее, чем наше тело, но к тому времени жизненные силы полностью иссякнут, а тело одряхлеет. И тогда, возможно, возникнет вопрос: что это за сила, которая приводила в движение мое тело, и куда она подевалась? Обратившись в последней душевной муке, к этому безымянному началу и от всего сердца моля его о возвращении, мы, вполне возможно, почувствуем, что мольба оказалась самым действенным средством, позволившим телу вновь обрести силу. И поймем, что помог нам не кто-то, а мы сами.


Нет опоры надежнее, чем подставить плечо самому себе, только вот в наши дни оказание помощи самому себе - занятие непопулярное. Те, кто считает это естественным, могут и не знать, насколько противоестественным считают такое занятие другие. Я отношусь как раз к тем нормальным, которым и в голову не придет мчаться за помощью, если речь идет о душевных переживаниях либо повседневных недомоганиях. Правда, это не всегда удается, но речь сейчас не об этом.

На своем пути, занимаясь своими делами, пришлось сталкиваться с людьми, которые мыслят совсем иначе. При малейшей травме или легком недомогании их первая мысль - немедленно обеспечить себе наилучшую врачебную помощь. Частенько бывает, что во всем мире не найдется такой высококлассной медицины, которая их устроила бы.



Прекрасную идею "помоги себе сам" такие люди принимают сразу, однако, как показывает жизнь, происходит это только на словах. По моим наблюдениям, человек, который восхваляет какую бы то ни было теорию самовспомоществования, на деле ею не пользуется. А если ему сказать правду, он оскорбится, поскольку, по его разумению, знание и есть использование. У большинства интерес к оказанию помощи самому себе быстро улетучивается; если желаемый результат не приходит немедленно, человек утрачивает веру и надежду. Люди без веры должны знать, что быстро можно лишь упасть, тогда как для того, чтобы подняться, необходимо время. Но от этого знания вера к ним тем не менее не вернется.

Как ни крути, нет ничего труднее, чем помощь самому себе. К тому же эта работа никогда не кончается. От осознания этого человек приходит к мнению, что помогать ему должны другие. Причин, по которым человек перепоручает свою жизнь другим, находится великое множество. Самая банальная - он убеждён, что сам что-то не умеет. Неумению находится оправдание - я же не специалист. Кто-то другой обязан уметь. Если же не умеет, его впору призвать к ответу. Однако никакой помощник не способен проникнуть в душу человека, нуждающегося в помощи. То есть не способен прожить за него его душевную жизнь, которая и есть настоящая жизнь. Земная жизнь - это лишь зеркальное отражение духовной жизни.


Чтобы помочь себе, нужно познать собственные чувства.


Чтобы помочь другим, нужно познать чужие страдания. Чем больше накопленный опыт, тем вероятнее человек произносит с умным, самоуверенным видом: "Поверьте, я поставлю вас на ноги. Я с успехом проделывал это тысячи раз". Сказанное как будто должно давать гарантию. Так говорят врачи, а также народные целители. Заблуждаются и те и другие.

Жизнь показывает, что самоуверенность профессионала даже самого высокого класса чаще всего приводит к печальным последствиям, ибо даже лучший специалист в мире рискует подмочить собственную репутацию. И он будет за нее бороться, если его начнут обвинять в том, что он не сдержал слова. А обвинять его будут наверняка. Сейчас такое время - время обвинений.

На самом деле время тут ни при чем. Все дело в людях. Время преподносит людям жизненный урок, то есть дает шанс научиться быть человеком, но человек вместо этого зубрит права, чтобы добиваться желаемого. Используя эти права, человек может присвоить чуть ли не все материальные блага мира, но душевного покоя
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
просто и вкусно Людмила_Есипова : 30-05-2025 18:46


https://dzen.ru/video/watch/647f2ac58cde1a1137198f05




https://dzen.ru/video/watch/672ca000c0e9162f813c68a9








комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии