
|
Намного чаще, чем из-за технических недоделок, неукомплектованности или непродуманности различных мелочей в снаряжении, угроза травматизма создается из-за простой (правильнее сказать, преступной) небрежности - утери топоров или спичек, утопления ведер, прожигания спальных мешков и палаток, порчи одежды и, особенно, обуви при неумелой сушке у костра.
Иногда причиной несчастного случая оказывается использование снаряжения не по назначению и не в тех условиях и режимах, на которые оно было рассчитано.
В 1969 г. киевские туристы совершали горное путешествие по Западному Кавказу. При подъеме на перевал Хокель руководитель группы из-за плохого сцепления обуви со склоном сорвался и начал падать. Веревка, с помощью которой осуществлялась страховка, не выдержала нагрузки. Человек пролетел 150-200 м по крутому ледовому склону и заклинился в бергшрунде (Бергшрунд — трещина в снежно-ледовом склоне, формирующаяся при отрыве тяжелой нижней части, движущейся вместе с ледником, от неподвижного снежно-фирнового склона в верхней части), получив ушибы тела, трещину свода черепа и повреждение голеностопного сустава.
Расследование несчастного случая показало, что группа, в достаточном количестве оснащенная всем необходимым: горными ботинками, кошками, основной и вспомогательной веревками, просто не применила снаряжение по назначению. Срыв руководителя произошел тогда, когда он в кошках пытался преодолеть гладкие скалы "бараньих лбов". Веревка лопнула, поскольку была не основной (та к моменту аварии находилась в рюкзаке у одного из участников), а тонким репшнуром.
По техническим условиям, репшнур не обеспечивает безопасности передвижения на горном рельефе и может быть применен только для вспомогательных целей, а кошки используются только для движения по льду и фирну (Фирн — плотно слежавшийся, зернистый и частично перекристаллизованный, обычно многолетний снег, точнее — промежуточная стадия между снегом и глетчерным льдом).
Таким образом, оценивая роль снаряжения в травматизме, можно отметить, что большинство мероприятий, направленных на снижение опасностей, связанных с техникой, в настоящее время зависит от инициативы и желания самих участников путешествий. Вместе с тем ясно, что в перспективе все больше проблем специального материального оснащения туризма будет переходить из сферы туристского технического творчества и "самообслуживания" на широкую промышленную основу. Это позволит внедрить в производство такое необходимое для самодеятельного туризма снаряжение, как облегченные радиопередающие устройства для двухсторонней связи, магнитометрическую аппаратуру для поисков засыпанных лавинами и многое другое.
...
Читать далее
|


На приведённой мной фото-подборке, так называемая "Волчья стая" - лучшие лётчики России, отобранные на заре 80-х прошлого века, для советской аэрокосмической программы "Буран". Волчья она называлась потому, что возглавлял эту группу Игорь Волк (первое фото) Мы были хорошо знакомы и, в "лихие 90-е", даже соседствовали по бизнесу. Мой ресторан был в 100 метрах от его крытых теннисных кортов. В те времена, каждый выживал как мог. Я, уйдя из авиа КБ, на почве знания немецкого языка, гонял подержанные тачки из Германии. Одно время ко мне примкнули знаменитые лётчики - Герои России: Аверьянов и Вотинцев. А Игорь Волк оседлал эксплуатацию соседнего крытого теннисного корта. Чуть позже его сожгли (или он сам сгорел?), и долгое время он ужасно портил картину нашего Наукограда. Сегодня его, к радости горожан и спортсменов стремительно восстанавливают. У меня в разделе "Встречи с интересными людьми", есть как раз о нём пост. Вот ссылка на него: https://www.liveinternet.ru/users/896621/post161044115/
А до этого, в середине 80-х он часто бывал на нашем заводе, где столовался аэрокосмический "Буран" по программе ГЛИ (горизонтально-лётных испытаний), еще со стадии конструирования кабины космолёта, которая, как и вся носовая часть аппарата делалась в нашем КБ.
Судьба сложилась так, что из всего приведённого мной иконостаса выдающихся лётчиков, кроме моего дружка - Магомета Толбоева, все они трагично ушли из жизни, причём в короткий срок, ещё до первого полёта в космос самого "Бурана".
|
В августе 1981 г. в группе ленинградских туристов, совершавших горное путешествие V (пятой) категории сложности, при перво-прохождении перевала в районе ледника Имат (Фанские горы) погиб один из самых опытных, находившихся в отличной физической и технической форме участников группы. Происшествие случилось на сравнительно несложном ледово-фирновом склоне, крутизной 30 градусов, на котором уже были навешены перила длиной 60 м. Поскользнувшись, турист стал скользить вниз, не принимая активных мер к самозадержанию, по-видимому, надеясь, что сможет остановиться лишь слегка притормаживая ледорубом. Все участники группы кричали ему: "Зарубайся", но он попытался затормозить кошками (что ни в коем случае нельзя делать), после чего начал падать, кувыркаясь через голову и, пролетев 100 м, упал в трещину между скалами и снегом.
Разбор случая показал, что погибший имел специальный зажим для прохождения по перилам, но не воспользовался им. Он мог бы на первых 5-10 м легко зарубиться ледорубом, но не сделал и этого. Наконец, травма могла бы не оказаться смертельной, если бы он не пренебрег защитной каской: как выяснилось, он специально не затягивал её ремень, считая, что "так неудобно", и каска слетела с его головы на первых метрах падения.
Подобные факты не единичны. В одной трети актов разбора несчастных случаев в разной мере, но отмечаются ошибки пострадавших или их товарищей в использовании предметов снаряжения. Важно и другое: как экстремальные погодные условия практически никогда не бывают главной причиной несчастного случая, а лишь выявляют допущенные туристами недочеты в проведении путешествия, так и снаряжение служит лишь индикатором их готовности к встрече с опасностями.
Опасности в туризме, мнимые и действительные
|
|
|